Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Армяне и аисоры в Иране
Этнография - Народы Передней Азии

Армяне (самоназвание — хай) принадлежат к числу автохтонных наро ов Закавказья и соседних районов Малой Азии. В настоящее время в странах Передней Азии проживает 420 тыс. армян: в Иране — 130 тыс., в Сирии — 120 тыс., в Ливане — 70 тыс., в Турции — 65 тыс., в Ираке — 30 тыс., на Кипре — 5 тыс.1. Подробно вопросы истории армянского народа и его этногенеза рассматриваются в томе «Народы Кавказа» этой же серии. Здесь мы приводим лишь некоторые исторические сведения, объясняющие современное положение армян как национального и религиозного меньшинства в странах Передней Азии.

Переселение армян с родины в соседние страны началось еще в средние века, когда Армения, через которую проходили важнейшие торговые и военно-стратегические пути, служила ареной кровопролитных войн между окружавшими ее государствами. Опустошительные войны и временами устанавливавшееся тяжелое чужеземное иго были основной причиной переселений.

В середине XI в., в результате захвата Армении Византией и вторжения сельджукских орд, армяне массами бежали из Армении в различные страны Передней Азии. В северо-восточном углу средиземноморского побережья в 80-х годах XI в. образовался новый очаг армянской государственности и культуры — армянское Киликийское государство, просуществовавшее почти триста лет — до 1375 г.

Эмиграция армян особенно усилилась в XVI—XVII вв., во время опустошительных войн между Османской империей и Ираном, продолжавшихся с перерывами около полутораста лет и закончившихся разделом Армении между этими двумя восточными деспотиями1. Турецкие и иранские войска уничтожали все на своем пути, и многие районы Армении были превращены в пустыню. Армяне эмигрировали в Сирию, Ливан, Ирак и другие страны. В то же время турецкие и иранские захватчики насильственно выселяли сотни тысяч армянских семей в Иран и западные районы Турции.

В результате насильственных переселений армянские колонии в Смирне и других городах Турции настолько увеличились, что в Константинополе было учреждено особое армянское патриаршество. Шах Аббас выселил в Иран всех жителей Джульфы, а город сравнял с землей. Поселенные близ Исфахана жители Джульфы основали крупную армянскую колонию Новая Джульфа, ставшую значительным торговым и ремесленным центром.

Армянское купечество Новой Джульфы вело широкую торговлю с многими странами — от Китая до Западной Европы. В результате тесных торговых связей с Россией, в 1667 г. был заключен торговый договор, подписанный правительством царя Алексея Михайловича и «Армянской торговой компацией Новой Джульфы». Договор предоставлял армянским купцам большие льготы (в частности, в их руки перешла вся торговля иранским шелком) и сыграл крупную роль в укреплении ирано-русских экономических связей.

С присоединением Закавказья к России усилилась эмиграция сюда армян из Западной Армении. Непосредственно после присоединения к России Восточной Армении (1828) в Закавказье переселилось свыше 40 тыс. армян из Ирана и около 90 тыс. из Турции. Десятки тысяч армянских семей переселились в Восточную Армению во время русско-турецких войн 1853—1856 и 1877—1878 гг. Тем не менее, до конца XIX в. в армянских районах Малой Азии, входивших в состав Османской империи, проживало около 2,5 млн. армян. Османское правительство, считаясь с этим фактом, в 1863 г., в период танзимата, формально признало национальные права армянского меньшинства в Турции2. Однако уже в конце XIX в. правящие круги Турции, решив «покончить с армянским вопросом», перешли к массовому истреблению армян. В 1894—1896 гг. происходила спровоцированная султаном Абдул-Хамидом армянская резня, вызвавшая глубокое возмущение прогрессивной общественности мира. О дальнейшей деятельности турецких шовинистов, приведшей к физическому истреблению миллионов армян, подробно говорится в главе десятой настоящей книги.

Культурно-бытовые особенности

Армяне Передней Азии живут по преимуществу в городах. Сельское армянское население имеется лишь в северо-западном Иране — в районе городов Резайе, Ушну, Мехабад, Бокан и Саккыз, в северном Ираке — юго-восточнее Мосула и в Сирии, где насчитывается несколько десятков армянских деревень. Армянские крестьяне арендуют землю у помещиков, как правило, принадлежащих к господствующей нации. В своем быту армянские крестьяне еще сохраняют отдельные традиционные черты; вместе с тем для них характерны некоторые культурно-бытовые особенности, обусловленные столетиями преследований и гонений. Это хорошо видно на примере армянской деревни в Иране и Ираке.

Обычно от небольшой площади в центре деревни отходит несколько узких и кривых улиц, часто кончающихся тупиками. По внутренней планировке жилища армян мало отличаются от домов окружающего населения. Однако в выходящих на улицу частях зданий окна всегда отсутствуют. Единственным входом в дом служит маленькая дверь, снабженная прочными запорами. Даже окна во двор обычно зарешечены. С улицы трудно отличить богатый дом от бедного; трудно найти и церковь, не имеющую колоколов, которые заменены железным или деревянным билом. Все это — меры против возможных погромов и грабежей, столь частых в истории переднеазиатских армян.

В городах большую часть армянского населения составляют ремесленники, кустари, мелкие торговцы. За последнее время заметно выросло число армян-рабочих. Большой процент армянского городского населения составляют лица интеллигентного труда — врачи, инженеры, адвокаты, музыканты, чиновники, банковские служащие и пр. Довольно многочисленна прослойка средней и даже крупной буржуазии, обычно смыкающаяся с буржуазией господствующей нации.

В костюме и быту городского армянского населения характерные национальные черты сохранились еще меньше, чем среди армянского крестьянства.

Процент грамотных армян (и на своем родном языке и на государственном языке страны, в которой они живут) обычно более велик, чем процент грамотных среди окружающего населения. В ряде стран Передней Азии (в Ливане, Сирии, Ираке, Иране) издаются газеты и выходит политическая и художественная литература на армянском языке.

Как разговорный, так и литературный язык армян Передней Азии имеет некоторые диалектальные отличия от разговорного и литературного языка армян Советского Союза. Он распадается на ряд диалектов; в основу литературного языка положен константинопольский диалект.

По религиозному признаку большинство армян принадлежит к армяно-григорианской церкви, одной из древних восточнохристианских церквей, отличающейся от получивших впоследствии распространение христианских церквей — православной и католической. Среди армян есть католики и протестанты; отказ части армянского населения от своей древней религии в основном был связан с тем, что это ставило его под защиту западноевропейских религиозных миссий. Число армян-мусуль- ман крайне незначительно. Как правило, переход армянского населения в ислам сопровождался потерей родного языка, культурно-бытовых осо- бенностей и т. д.

АИСОРЫ

Айсоры (самоназвание — атурая, т. е. ассирийцы) — потомки древнего семитского населения северных районов Передней Азии. В настоящее время во всех странах Передней Азии их насчитывается всего 125 тыс.; в том числе в Иране, главным образом в районе Резайе и в крупных городах, живет 75 тыс. айсоров; в Ираке, в горных районах к востоку от Мосула, а также в Багдаде насчитывается более 35тыс. ив Сирии, по преимуществу в городах, до 15 тыс. айсорского населения.

Предки айсоров как часть семитского населения северных областей Передней Азии («сирийцы», «арамеяне») сыграли крупную роль в культурной истории средневекового Востока. Труды сирийских ученых и сирийские исторические хроники способствовали развитию научной мысли в ряде стран Передней Азии. Арамейская письменность лежит в основе ряда алфавитов, начиная с пехлевийского среднеперсидского письма и кончая монгольской и маньчжурской письменностью. Сирийские купцы, эти, по выражению средневековых авторов, «великие торговцы перед господом», имели свои фактории от Лондона до Цейлона и Японии.

Арабское и особенно монголо-турецкое завоевания имели следствием ассимиляцию значительной части айсоров. Айсорское население сохранилось лишь в труднодоступных горных районах вдоль турецко-иранской границы (Тхуме, Тиаре, Зире, Базе, Джуламерке, Гяваре, Агбаке, Тергевер, Мергевер и др.)» представляющих собой небольшие долины. «Айсоры очень хорошо сознают,— писал один из путешественников,— что своей независимостью они обязаны полному отсутствию в стране удобных путей сообщения. Небезинтересно то обстоятельство, что скала, прорезывающая горную тропинку, ведущую из Тиара в Тхум, называется «скалой сборщиков податей»; рассказывают, что турецкий сборщик податей может доехать только до этой скалы, продолжать же путь далее, ввиду того, что ему предстоит спуститься вниз по узкой тропинке, шириной в х/2 метра, отвесно спускающейся по скале, он не может; поэтому жители, проживающие по другую сторону скалы, оставались свободными от взноса податей»1. Обособленности айсоров в большой степени способствовало также сохранение у них христианства.

Такое положение сохранялось на протяжении всего средневековья и нового времени. Айсоры оставались в значительной части фактически независимыми, ими управляли феодализированные главари племен — малики. К 1914 г. общая численность айсоров составляла более 940 тыс.; из них 863 тыс. жило в пределах Турции и 76 тыс. в Иране2. Во время первой мировой войны айсоры активно выступили против турок, образовав несколько батальонов в составе русской армии. Населенные айсорами районы Турции и Ирана стали ареной военных действий, причем султанские войска, как правило, отмечали свое пребывание на айсорской территории массовой резней и грабежом местного населения. К концу войны, после эвакуации русских войск, турецкие власти спровоцировали ряд вооруженных столкновений между айсорами и курдами и добились того, что значительная часть айсорского населения Турции бежала в Иран. Когда турецкие войска вступили на территорию Ирана, айсоры бежали в Хамадан, куда добралось менее 100 тыс. человек. Часть беженцев была поселена англичанами в северных районах Ирака; из них доныне формируются так называемые отряды лива, несущие охрану английских экономических объектов в Ираке и Иране — нефтепромыслов, нефтепроводов и пр. Значительное число айсоров в эти же годы эмигрировало в США, Европу, Египет и Закавказье.

Социальная структура и основные занятия

Большая часть айсоров, живущих в сельских местностях, в настоящее время утратила родоплеменную структуру и превратилась в так называемых райя — крестьян, зависимых от владею щего землей помещика; это либо аисорскии князь — малик, либо чаще — представитель господствующей нации. В Ираке, куда переселилась часть бежавших из Турции айсоров, они еще сохраняют родоплеменную структуру и называются джело; они разделяются на ряд племен, распадающихся в свою очередь на родовые группы — кабилаЧ Во главе племен стоят формально выбираемые, а по существу наследственные вожди — малики, обладающие значительной властью над своими соплеменниками. Малики подчиняются несторианскому айсорскому патриарху из рода Мар Шимун, являющемуся не только духовным, но и светским главой айсоров. После бегства айсоров из Турции резиденция патриарха, находившаяся в сел. Кочанисв вилайете Хеккари, была перенесена в одно из айсорских селений в северном Ираке.

Основная масса сельского айсорского населения занимается земледелием. В Иране айсоры разводят кукурузу, табак, пшеницу, просо, а также овощи. Значительно развито садоводство. Из плодовых чаще всего культивируются орех, яблоня, груша, вишня, персик, гранат, тут и виноград. Айсоры издавна славятся как хорошие виноделы: изготовляемые в айсорских селениях в районе Резайе вина в последние годы составляют значительную часть торговой продукции края. Как подсобное занятие встречается пчеловодство. Скот разводят в незначительном количестве и преимущественно в качестве тягловой силы.

Среди айсоров, живущих в окрестностях Мосула, значительно распространено плетение корзин, для чего создаются специальные ивовые насаждения.

В городах айсоры занимаются по преимуществу ремеслами и мелкой торговлей, а также нанимаются в личное услужение. Большой процент среди городского айсорского населения составляют лица интеллигентных профессий — врачи, инженеры, чиновники. Число купцов и промышленников из среды айсоров относительно невелико.

Материальная культура

Характерные черты материальной культуры айсоров сохраняются главным образом в сельских местностях. Айсорский дом, построенный из камня или сырцового кирпича, состоит обычно из одной комнаты и прилегающего к нему летнего помещения. Полы сделаны из глины. В одной из стен комнаты устроен камин; в летнем помещении, служащем кухней,— очаг своеобразной конструкции, возвышающийся на полметра над землей, с отверстиями сбоку. Мебель в доме, как правило, отсутствует; сидят на полу, для почетных гостей подстилают палас. Пищу подают на медном или глиняном блюде, которое иногда ставят на козью шкуру.

Традиционная мужская одежда состоит из нижней рубахи, шаровар, верхней рубахи и безрукавки. Верхняя рубаха, из хлопчатобумажной ткани, имеет длинные рукава, на груди завязывается шнурками или застегивается на пуговицы.

Безрукавку шьют из тонкого войлока; у зажиточных айсоров она расшита золотом. Головным убором служат различной формы и цвета войлочные шапки, часто обматываемые сверху цветными платками; обувью — надеваемые поверх шерстяных носок кожаные постолы или валянные из шерсти туфли.

Женская национальная одежда состоит из нескольких длинных рубах (збун) из разноцветной ткани. Рубаха имеет длинные рукава и разрезы от талии до подола, обшитые зеленой или красной тесьмой; рубахи надеваются одна на другую так, чтобы был виден подол каждой из них. Поверх рубах зажиточные носят суконную куртку, расшитую позументом, бедные — войлочную безрукавку. Традиционный женский головной убор — феска, обвязанная куском цветной узорчатой кисеи.

Семейный быт

Среди сельского населения еще сохраняется патриархальная семья с деспотической властью отца; после его смерти власть переходит к его младшему брату или старшему сыну. Внутренним распорядком в семье руководит мать, в зависимости от которой находится вся женская половина семьи. Сохраняются обычаи «избегания»: невестки долгие годы после вступления в брак не имеют права разговаривать с родителями мужа; они обедают не за общим столом, а отдельно, после того как пообедает вся семья.

По случаю рождения ребенка, в особенности мальчика, соседи и родственники приносят торжественные поздравления и подарки. Новорожденного купают, а затем посыпают мелко истолченной солью. Крещение совершается на седьмой день, обычно в церкви.

Брачный возраст для мужчины наступает в 15<—20 лет, для женщины — в 12—14 лет. Свадебный обряд айсоров отличается рядом своеобразных черт. Во время свадебного пира жених объявляется «царем». Избранные из числа молодежи «полицейские» приводят к нему юношей, обвиняя их в различных преступлениях, за которые царь налагает штраф. В конце пира дружка объявляет, что «царь» свергнут с престола и сан его продается. Происходит шуточный аукцион; вырученные деньги идут на покрытие свадебных расходов.

Язык и духовная культура

Современный айсорский язык, распадающийся на ряд диалектов, представляет собой дальнейшее развитие средневекового арамейского («сирийского») языка и пользуется применявшейся для последнего графикои. 1ипогра- фии с «сирийским» шрифтом имеются в Резайе, Мосуле и Багдаде. На айсорском языке издается незначительная литература; одно время выходила газета. Помимо своего родного языка; многие айсоры знают персидский, арабский, азербайджанский и в особенности курдский языки. Нередко также знание русского языка, так как многие айсоры старшего поколения жили и получали образование в России.

Устное народное творчество айсоров испытало сильное влияние курдского. Среди айсоров распространены курдские сказки, песни, эпические поэмы.

По религии айсОры принадлежат к ряду христианских церквей. Помимо основной массы несториан, среди айсоров встречаются яковиты, марониты, католики, протестанты и православные. Нередки случаи, когда в результате деятельности религиозных миссий члены одной и той же семьи принадлежат к разным христианским церквам.

ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В годы второй мировой войны в северном Иране, в частности в Иранском Азербайджане, усилилось национально-освободительное демократическое движение. Летом 1945 г. была создана Демократическая партия Азербайджана, потребовавшая предоставления Иранскому Азербайджану национальной автономии, образования областных и провинциальных энджуменов, введения в официальное употребление азербайджанского языка и ряда других демократических реформ. В конце 1945 г. в партии насчитывалось 70 тыс. членов, большую часть которых составляли крестьяне и рабочие.

В конце ноября 1945 г. из всех районов Иранского Азербайджана в Тебриз съехались делегаты на заседание Всенародного собрания, которое приняло обращение к тегеранскому правительству, содержавшее перечисленные выше требования. Было объявлено о создании национального меджлиса. В декабре 1945 г. на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании состоялись выборы в меджлис Иранского Азербайджана. Впервые в истории Ирана в выборах приняли участие женщины. Меджлис утвердил состав и программу национального правительства Иранского Азербайджана. Было приступлено к проведению в жизнь ряда демократических реформ: создано народное ополчение; введены закон о труде и закон, регулирующий взаимоотношения между крестьянами и помещиками; произведен раздел между крестьянами государственных земель и земель реакционных помещиков; создан университет и другие учебные и культурные заведения; введены азербайджанский язык как официальный, обязательное бесплатное обучение всех детей на родном языке и т. д. Части иранской армии, жандармерии и полиции сдали оружие и подчинились указаниям местного правительства.

Победа демократического движения в Иранском Азербайджане привела к улучшению положения широких масс трудящихся.

В автономной демократической области Иранского Азербайджана впервые в Иране была ликвидирована национальная рознь и созданы условия для развития дружбы народов. Армяне и айсоры вместе с азербайджанцами вошли в состав совместных политических и общественных организаций, сообща формировали центральные и местные органы власти; плечом к плечу сражались представители различных национальностей Иранского Азербайджана против сил реакции, отстаивали общее дело, борясь за демократию.

Такое же положение создалось и в соседней демократической области — Иранском Курдистане. Как сообщает выходившая в Мехабаде газета «Курдистан», во время торжественного перенесения национального курдского знамени из Мехабада в Бокан миссия в составе членов правительства и общественных деятелей Иранского Курдистана прибыла в населенный армянами город Текиабад, где была торжественно встречена местным армянским населением. Один из членов миссии от имени курдского народа выразил благодарность братьям-армянам и заверил их, что «Демократическая партия Курдистана уважает их цели»1.

Обладая рядом особенностей, национально-освободительное движение на севере Ирана явилось неотъемлемой частью общеиранского демократического движения, общей борьбы народов многонационального Ирана против империалистического закабаления своей родины, за ее национальную независимость и демократизацию. Поэтому-то иранская реакция, возглавляемая и поощряемая империалистами, с такой силой обрушилась на население северного Ирана. В конце ноября 1946 г. иранское правительство под предлогом «обеспечения свободы» выборов в меджлис ввело войска на территорию южного Азербайджана. В декабре иранские войска, подкрепленные сорока американскими самолетами и другими видами оружия, при деятельном участии американского жандармского советника генерала Шварцкопфа, ворвались в Южный Азербайджан, где начали расправу с участниками демократического движения. Все реформы и мероприятия азербайджанских демократов были объявлены недействительными. В результате репрессий за короткое время было уничтожено 15 тыс. демократов. Десятки тысяч людей были арестованы или высланы в южные районы Ирана.

С помощью американских и английских империалистов демократическое движение в Иранском Азербайджане было подавлено, но воля народа к борьбе за свободу и независимость сломлена не была. Лучшие сыны азербайджанского, армянского, айсорского народов продолжают бороться против политики колониализма, за демократию и мирное развитие стран Передней Азии.