Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Азербайджанцы в Иране: материальная и духовная культура
Этнография - Народы Передней Азии

Азербайджанцы — второй по численности после персов народ Ирана. Азербайджанцы населяют в основном северо-западную часть страны, носящую название Иранский, или Южный, Азербайджан и непосредственно граничащую на севере с территорией Азербайджанской ССР. В административном отношении Иранский Азербайджан входит в состав 3-го и 4-го астанов, а также частично в состав 1-го астана (Зенджанский округ). Административно-политическим и экономическим центром Иранского Азербайджана является г. Тебриз (численность населения около 300 тыс.); другие наиболее крупные города — Ардебиль, Мараге, Резайе (Урмия), Хой, Маку. Всего в Иране проживает до 4 млн. азербайджанцев.

Около 700 тыс. близкого к азербайджанцам населения сохраняет родоплеменное деление и ряд более или менее значительных отличий от основной массы азербайджанцев в языке и культуре. Это преимущественно кочевые и полукочевые племена, большинство которых поселилось в местах нынешнего обитания в XI—XVII вв.

Назовем крупнейшие из этих племен и племенных объединений.

Шахсевены (численностью до 180 тыс.) населяют юго-восточный угол Азербайджана и Муганскую степь, ведут полукочевой образ жизни; часть их перешла на оседлость. Шахсевены (дословно: «любящие шаха») — молодое племя. Оно образовано сефевидскими шахами из частей различных азербайджанских племен и служило одной из важнейших опор сефевидской монархии, пользуясь в свою очередь рядом льгот pi привилегий.

Свое привилегированное положение шахсевены сохраняли, по существу, и при Каджарах, лишившись его только при Реза-шахе в 1925 г. Шахсевены распадаются на несколько десятков племен.

Караджадагцы, или карадагцы (около 75 тыс.), живут на границе с СССР по берегам Аракса. Делятся на семь племен. Ведут полукочевой образ жизни.

Карапапахи (около 20 тыс.) живут в округе Сулдуз на южном побережье оз. Резайе. Карапапахские племена долгое время жили в Закавказье в районах Ворчало (Грузия), Казаха (Азербайджан) и оз. Севан (Армения), где и посейчас обитают их родственники. Во время русско- персидских войн карапапахи, служившие в персидских племенных

ополчениях, переселились в Иран и Турцию. В Иране персидские шахи предоставили им на южном побережье оз. Резайе земли, принадлежавшие ранее другим племенам. За время пребывания в Иране карапапахи, живя по соседству с курдами и входя часто в общие племенные объединения, усвоили отдельные элементы курдской культуры и быта. Карапапахи распадаются на племена: теркавюн, сарал, араплы, джан-ахмеди, чахарлы, улачлы; первое из этих племен, носящее также название борчало, считается «ханским племенем» и распространяет свою власть на другие племена. Карапапахи ведут оседлый образ жизни, занимаются земледелием и отчасти скотоводством.

Остальные близкие к азербайджанцам племена—афшары (до 400 тыс.), каджары (25 тыс.) и др.— живут не только в Иранском Азербайджане, но и в других местностях северного и северо-восточного Ирана. За пределами Ирана, в северо-западной Турции, обитает около 40 тыс. карапапахов; в пределах северного Ирана живет несколько тысяч азербайджанцев, принадлежащих к племени баят, часть которого обитает также в Иранском Азербайджане.

История азербайджанского народа, так же как и вопросы его этногенеза, подробно излагаются в томе «Народы Кавказа» серии «Народы мира».

Здесь важно отметить, во-первых, что предки азербайджанского народа представляют собой автохтонное население района их нынешнего обитания и, во-вторых, что процесс сложения азербайджанской народности был тесным образом связан с процессом превращения диалектов тюрских кочевых племен, переселившихся в средние века на территорию Азербайджана, в общеазербайджанский язык. Особенно широкое развитие этот процесс получил после перехода в XVI в. шахской власти в Иране к тюркским династиям Сефевидов, а затем Каджаров.

К концу XIX в. усиление в Иране империалистической экспансии повело к усилению эксплуатации крестьянства и городской бедноты и значительному ухудшению их положения. Народы Иранского Азербайджана оказались под тройным гнетом: собственных феодалов, правящей верхушки Ирана и иноземных империалистов. Разорение крестьян и ремесленников приняло массовый характер. Тысячи азербайджанцев, персов, армян, айсоров и других жителей северного Ирана были вынуждены в поисках работы покидать родные места и отправляться в Баку, Тифлис, Астрахань, Среднюю Азию и другие районы России. Из года в год число отходников росло. По официальным данным, в 1891 г. их было 15,6тыс., в 1903 г. — 32,8 тыс., в 1905 г.— 62,2 тыс., в 1912 г.— 81,9 тыс.1.

В России отходники из северной части Ирана участвовали в революционных выступлениях, приобретали опыт революционной деятельности. Вот одна из причин того, почему северные районы Ирана, в том числе и Иранский Азербайджан, являлись важным очагом революционной борьбы в Иране.

Азербайджанцы сыграли крупную роль в иранской революции 1905— 1911 гг., оставившей глубокий след в истории азербайджанского народа и послужившей важным рубежом в росте его национального самосознания.

После Великой Октябрьской социалистической революции в Иранском Азербайджане поднялась новая волна народного движения, вылившаяся в национально-освободительное движение под руководством шейха Хиабани, участника революции 1905—1911 гг. В апреле 1920 г. управление Тебризом и некоторыми близлежащими районами перешло в руки сторонников Хиабани, которые требовали установления демократического самоуправления Азербайджана и создания в Иране буржуазной республики. Азербайджан был объявлен Азадистаном — «страной свободы». Однако руководители движения рассчитывали осуществить все демократические преобразования без участия широких народных масс. Воспользовавшись ошибками Хиабани, в сентябре 1920 г. реакция, при активной поддержке империалистов, перешла в наступление и движение Хиабани потерпело поражение.

Положение в Иранском Азербайджане особенно ухудшилось после прихода к власти Реза-шаха в 1925 г. Однако, несмотря на установленный им тяжелый режим террора и репрессий, азербайджанский народ продолжал упорно бороться против сил реакции2.

Основные занятия

Азербайджанцы занимаются главным образом земледелием и скотоводством.

Общая посевная площадь страны — свыше миллиона гектаров. В земледелии преобладают зерновые культуры. Возделывают • пшеницу, ячмень, табак, хлопок, бобовые, сахарную свеклу.

Развиты садоводство, виноградарство, шелководство. Второе место в сельском хозяйстве занимает скотоводство, носящее подсобный характер; лишь у полукочевых азербайджанских племен скотоводство, в особенности разведение мелкого рогатого скота, является основным видом хозяйственной деятельности.

Землевладение, несмотря на развивающиеся капиталистические отношения, до сих пор остается в основном феодальным. Свыше 80% обрабатываемой земли находится в руках помещиков, 16% — у государства, церкви, верхушки племен, купцов и ростовщиков и лишь около 4% — у крестьян. Две трети крестьян совсем не имеют земли и вынуждены арендовать ее у помещиков на кабальных условиях.

Повсеместно распространена издольная аренда, основанная на пятичленном делении — земля, вода, сельскохозяйственный инвентарь, рабочий скот и рабочая сила. Крестьянин обычно получает одну-две пятых урожая; в то же время он несет барщину и ряд дополнительных повинностей в пользу землевладельца. Феодальные методы эксплуатации крестьянства помещиками создают крупнейшие препятствия к повышению производительности труда.

В крестьянском хозяйстве поныне пользуются деревянной сохой с железным наконечником, мотыгой и лопатой.

Из подсобных промыслов азербайджанского крестьянства следует отметить заготовку дров на продажу, выжигание угля, а также домашнее ремесленное производство: женщины изготовляют шали, паласы, переметные сумы, мужчины — войлоки, вьючные седла и т. п. Широко практикуется уход на заработки в города, где многие азербайджанцы занимаются, в частности, извозом.

Промышленность в Иранском Азербайджане представлена несколькими текстильными, суконной и спичечной фабриками, кожевенными, сахарными и маслобойно-мыловаренными заводами и рядом крупных ковровых мастерских. Большинство промышленных предприятий сконцентрировано в Тебризе. Особенно широко распространено кустарное ковроткачество. Ковры, изготовленные азербайджанскими мастерами, имеют -большой спрос и вывозятся за границу.

Материальная культура

Формы жилища азербайджанцев разнообразны. Преобладают постройки из глины или сырцового (в городах — обожженного) кирпича, с плоскими крышами, иногда с куполообразными перекрытиями. СкотовоДы- кочевники живут в войлочных кибитках (алачых) на деревянном остове. Богачи обычно имеют двухэтажные дома и ставят их посреди обсаженного деревьями двора с бассейном.

Национальный мужской костюм состоит из рубахи и широких штанов из бязи, архалука (род куртки), чухи (верхняя шерстяная одежда), папахи из бараньей шкуры (распространен также гбловной убор из материи на вате — дюргэ) и легкой самодельной кожаной обуви. Летом мужчины и женщины обычно ходят босые. Женский костюм состоит из длинной рубахи, узких штанов, широкой юбки, туфель и головного платка. Женщины Мараги, Ардебиля, а также шахсевенки украшают головной убор медными или серебряными монетами. Сохраняется ношение чадры, но в деревнях женщины закрываются редко. В городах преобладает одежда европейского типа.

Широкие слои населения города и деревни питаются главным образом молочными продуктами и кашей из пшеницы и круп; из национальных мясных блюд распространены плов, шашлык и др.

Духовная культура

В средние века культура Иранского Азербайджана достигая значительного расцвета. В X в. в Багдаде жили азербайджанские ученые Абульхасан Ардебили и тебризец Ахмед сын Сулеймана. Крупным ученым был поэт Катиб Тебри- зи (1030—1108), автор многочисленных трудов по философии, логике, синтаксису и литературе. Одним из крупнейших поэтов своего времени являлся Катран Тебризи (XI в.). В XI—XV вв. получила развитие средневековая архитектура Азербайджана, представление о которой дает урмийский мавзолей «Учгумбез» (построен в 1185 г.) и марагинский мавзолей «Гей гумбез» (1197). В конце XIII в. в Тебризе была воздвигнута сохранившаяся до наших дней грандиозная башня «Эрк-каласы», имевшая военное значение. В середине XIII в. под городом Марага была основана широко известная на всем Ближнем Востоке обсерватория, в которой сделали ряд интересных открытий Фахреддин Мараги и Шамседдин Ширвани.

XIV век также отмечен творчеством ряда видных деятелей азербай^ джанской культуры, среди которых в первую очередь должен быть назван поэт Эссар Тебризи. В начале этого столетия в Тебризе была создана своего рода академия «Дар-уль-улюм» (Дом наук). В этот же период значительной известностью пользуются тебризские миниатюристы, создавшие свою оригинальную школу.

Однако в дальнейшем общий упадок культуры в Иране сказался и на Иранском Азербайджане. В XVII—XVIII вв. большое отрицательное влияние на культурное развитие народов Иранского Азербайджана оказали ведшиеся между иранскими шахами и турецкими султанами войны, ареной которых был Иранский Азербайджан, опустошительные набеги Надир-шаха и основателя каджарской династии Ага-Мухаммеда и,наконец, междоусобные распри азербайджанских ханов.

Сильный толчок к оживлению культуры азербайджанцев дал общественно-политический подъем периода первой русской революции и иранской революции (1905—1911 гг.). В Тебризе стал издаваться ряд газет и журналов — «Эдалат» (1906), «Энджумен» (1907), «Азад» (1907); начал выходить сатирический журнал «Азербайджан» (1907). Демократические идеи нашли отражение и в творчестве видных представителей азербайджанской культуры — Рушдийе, поэтессы Хайран-ханум и других.

В правление Реза-шаха в Иранском Азербайджане проводилась ассимиляторская политика. В государственных учреждениях, в общественной жизни, в быту, в школе насильственно насаждался персидский язык. Положение это в значительной мере сохранилось и в последующие годы. Азербайджанцы лишены возможности развивать свою национальную культуру. 80% населения Иранского Азербайджана неграмотно — даже на персидском языке.

По религии азербайджанцы принадлежат к господствующему в Иране шиитскому толку ислама. Однако наряду с официальным исламом азербайджанское крестьянство сохраняет в быту многочисленные поверья и обычаи, имеющие весьма древнее происхождение.