Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Язык и духовная культура курдов в Иране
Этнография - Народы Передней Азии

Курдскии язык относится к западной группе иранских языков. Он распадается на два основных диалекта: северо-западный, называемый курманджи, и юго-восточный — курой. пурманджи распространен среди курдов Турции, Сирии, северной части Ирака и части Ирана; на нем в основном развивалась средневековая курдская литература на арабском алфавите; в настоящее время литература на курманджи издается по преимуществу в Сирии на курдском алфавите, созданном на основе латинской графики. Курди распространен среди части курдов Ирана и Ирака. Литература на нем издается в Ираке и в Иране главным образом на основе видоизмененной арабской графики. К этому диалекту близок также диалект курдов заза в центральных районах Турции.

Памятники курдской литературы имеют многовековую давность: старейший из них, найденный в 1922 г. в окрестностях Сулеймании, написан арамейским письмом. В дальнейшем курдская литература создавалась на основе арабского письма. Многие курдские писатели и ученые средневековья писали также на арабском, персидском и турецком языках.

Первые дошедшие до нас литературные произведения на курдском языке, написанные арабским шрифтом, относятся к X—XI вв. Затем следуют произведения Малае Джизири (вторая половина XII в.), Факе Тайрана (XIV в.), Малае Бота (XV в.), Ахмед Хани (XVII в.) и др. Малае Джизири — современник плеяды закавказских поэтов Низами, Хаками и Руставели. В его произведениях переплетаются философские, любовно-лирические и бытовые сюжеты. Факе Тайран, один из учеников Малае Джизири, написал поэмы «Дода горджа» («Грузинская дочь»), «Замбил фырош» («Продавец корзин»), ряд газелей и четверостиший.

Наиболее крупный курдский поэт — Ахмед Хани; его поэма «Мам и Зин» пользуется большой популярностью у курдов; это повесть о несчастной любви двух влюбленных. По широте тематики «Мам и Зин» может быть названа своеобразной энциклопедией курдской жизни XVII в. Ахмед Хани — автор курдско-арабского словаря, составленного им в стихотворной форме. Этот словарь и некоторые стихи Ахмед Хани были изданы в Стамбуле в 1897 г. К литературной школе Ахмеда Хани принадлежали Исмаил Баязиди (1654—1709), Селим (конец XVIII — начало XIX в.), Курди (1809—1849), Хаджа Кадир Кой (1816—1895), призывавшие курдский народ к свержению тирании турецких султанов и персидских шахов.

Национально-освободительное движение курдов вызвало к жизни курдскую периодическую литературу. Первые периодические издания вышли в Стамбуле, Каире, Женеве, Лондоне (1908—1918). После первой мировой войны курдская периодика стала издаваться в Багдаде, Сулеймании, Ревандузе, Эрбиле и некоторых других городах. В настоящее время литература на курдском языке издается только в Сирии, Ливане и Ираке. В Иране и в особенности в Турции преследуется не только издание и распространение произведений на курдском языке, но даже их чтение и хранение. Современные курдские поэты и писатели — Нариман, Бекас, Сабри, Дилсоз, Кадриджан, Аракол Азизан, Джагархун Хажар, Гуран и др.— рисуют в своих произведениях тяжелое положение курдского народа, его бесправие и стремление к национальной независимости, симпатии трудящихся курдов к Советскому Союзу.

Народное творчество

Устное народное творчество — богатейшая сокровищница курдской культуры. Широко распространены эпические произведения, легенды, сказки, рассказы, басни, песни, пословицы, загадки. В них образно отражены земледельческий и скотоводческий быт курдов, их семейные и общественные отношения. Особенно богаты мифологические образы курдского героического эпоса. К ним относятся сказания «Хадже и Сиабанд», «Карр и Кулек», «Маме и Айше», которые повествуют о борьбе курдского народа против чужеземного ига. Некоторые из таких произведений подвергались литературной обработке. Так, например, сказание «Мам и Зин» легло в основу одноименного произведения Ахмеда Хани.

В курдской сказке, так же как и в песне, отражены представления и чаяния народа. Широко распространены волшебные бытовые и исторические сказки, сказки о животных. Пословицы глубоко внедрились в быт курдов. И самые обыденные разговоры и речи на собраниях обильно уснащены пословицами и поговорками, часто рифмованными.

Самый любимый и популярный жанр устного народного творчества курдов — это песня. Передаваясь из поколения в поколение, она непрерывно совершенствуется, обогащается новым содержанием. Песни исполняются как соло, так и хором.

Фольклор, в особенности песня, тесно переплетается с народной музыкой. Произведения народного творчества исполняются сказочниками и певцами (дангбежи и ашуги). Некоторые из них знают наизусть по нескольку тысяч стихов из фольклорных и литературных произведений. Дангбежи исполняют песни без музыкального сопровождения, ашуги — под аккомпанемент.

Наиболее распространенные музыкальные инструменты: булур (свирель), обычный спутник курдского пастуха, — деревянный инструмент длиной в полметра, имеющий 10—12 пальцевых отверстий; ту лум (волынка) — духовой инструмент, состоящий из трубки, вставленной в кожаный мешок и имеющей шесть пальцевых отверстий, что составляет неполную или полную диатоническую гамму; при игре меха надуваются воздухом, проходящим через трубку; фик — духовой инструмент из кайыша длиной 30 см, имеющий восемь пальцевых отверстий; зурна — деревянный духовой инструмент типа гобоя, издающий сильные, резкие звуки; май деревянный духовой инструмент, имеющий на корпусе 8—10 пальцевых отверстий и в конце камышовую плоскую трубку, через которую вдувается воздух; тамбур — щипковый инструмент типа домбры; саз и тар - щипковые инструменты, распространенные у всех переднеазиатских народов; камана, или каманча,— смычковый инструмент, также широко распространенный в Передней Азии. Из ударных музыкальных инструментов известны: даф — барабан, состоящий из деревянного цилиндрического корпуса с натянутой на него кожей, по которой ударяют двумя палочками: одной, тонкой и маленькой, бьют снизу, другой, с утолщенными концами,— сверху; доул — плоский барабан типа армянского народного ударного инструмента духол; дафэк — бубен в виде обруча, обтянутого кожей, к которому прикреплены металлические погремушки, производящие при встряхивании бубна звон.

Музыкой и песнями сопровождаются народные курдские пляски как групповые, так и индивидуальные. Широко распространены хороводы. Групповые танцы исполняются одни плавно, другие с подпрыгиванием. При плавном танце исполняющие держатся за руки мизинцами, медленно покачиваются направо и налево и одновременно перебирают ногами в такт музыке. Во время танца с подпрыгиванием предводитель ведет танцоров, сплетшихся руками в один ряд по кругу. Танцы исполняются мужчинами, женщинами и детьми, независимо от возраста; все участвующие в танце ведут общий хоровод.

Религия

Но религиозному признаку большинство курдов принадлежит к суннитскому толку ислама. Лишь незначительная часть иранских курдов принадлежит к шиитам. Для религиозной организации курдов характерно наличие у них наследственных духовных феодалов, принадлежащих к дервишским орденам и пользующихся значительным влиянием далеко за пределами своего обитания. Таковы шейхи Барзана и Барзиджана в Ираке и ряда других местностей.

Ислам распространился среди курдов в период арабского завоевания стран Передней Азии. До этого у курдов господствовали зороастрийские и другие древневосточные верования, следы которых поныне сохранились в курдской среде и представлены в вероучениях йезидов и али-аллахов.

В религии йезидов исламские (суннитские) и христианские элементы сочетаются с остатками древнеиранских дуалистических верований: признанием в природе двух начал — доброго в лице бога Езда, или Ездана, от которого, по преданию, йезиды ведут происхождение, и злого, олицетворяемого в образе павлина (Малек Тауз). Своим пророком йезиды считают жившего в XII в. шейха Ади, могила которого находится в Мосуле (Ирак) и является местом паломничества йезидов. Общины йезидов характеризуются кастовым устройством и теократическим правлением. Иезиды делятся на мирян и замкнутое сословие духовенства. Миряне распадаются на «благородных» и «простолюдинов»; среди духовенства различаются иерархические группы шейхов, пиров, кавалов, факиров и кочаков. Из шейхов составляются духовные суды, разбирающие дела о нарушении обрядов религии. Для йезидского духовенства характерны наследственное замещение должностей, строгая кастовая эндогамия, почти не ограниченная власть над мирянами и представителями нижестоящих каст.

Вероучение али-аллахов представляет собой смешение шиизма с элементами христианства и древневосточных верований. Религиозные верования али-аллахов сводятся к двум основным моментам: обожествлению имама Али и вере в переселение душ. Существо бога, по верованиям

али-аллахов, непознаваемо; но божество, воплощаясь в томили ином лице, постоянно находится на земле и общается с людьми. Так, бог якобы воплощался в Ное, Аврааме, Моисее, Иисусе и, наконец, в имаме Али. Большим почетом у али-аллахов пользуются дервиши, считающиеся посланцами Али.

Йезиды живут в юго-восточной части Турции, Ираке (районы Мосула, Киркука, Синджара), в небольшом количестве — в Иранском Курдистане и в СССР (в Армянской и Грузинской ССР). Али-аллахи живут в Турции— в Дерсимских горах и в северной части Харпутской равнины. В Иране али-аллахи населяют район Сердешт — Бане и южную часть Иранского Курдистана.

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ И ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Курды находятся в числе наиболее угнетаемых народов в странах Передней Азии; курдский вопрос остается здесь одним из самых острых и сложных вопросов современности.

Национально-освободительное движение курдов с новой силой развернулось в период второй мировой войны и после нее. Еще в 1943 г. началось массовое движение курдов Ирака под руководством главы барзанцев Молла Мустафы. Движение охватило широкие демократические слои населения, к нему присоединились представители различных курдских организаций, интеллигенции, курдские офицеры иракской армии. Вступив в официальные переговоры с Молла Мустафой, иракское правительство приняло требования курдов (признание национальной автономии, установление буржуазно-демократических свобод, освобождение заключенных повстанцев и др.). Однако вскоре регент и парламент отвергли это соглашение. Против повстанцев были брошены моторизованные части и авиационные соединения под общим командованием английских офицеров. Тем не менее движение курдов под руководством Молла Мустафы продолжалось до 1945 г., когда повстанцы с боем отступили в Иран и присоединились к национально-освободительному движению курдов Ирана.

Национально-освободительное движение курдов Ирана в период второй мировой войны достигло огромного размаха. В 1945 г. образовалась Демократическая партия Курдистана, в которую вошли представители прогрессивной интеллигенции, национальной буржуазии, помещиков, духовенства. В октябре 1945 г. в Мехабаде состоялся первый съезд партии. Съезд принял устав и программу партии и обратился к курдам с воззванием, включавшим следующие требования: предоставление Иранскому Курдистану национальной автономии; избрание курдистанского областного энджумена; введение курдского языка в школах и делопроизводстве Иранского Курдистана; назначение на государственные должности в Иранском Курдистане лиц курдской национальности; издание аграрного законодательства1.

В воззвании говорилось, что Демократическая партия Курдистана будет бороться за экономическое и культурное возрождение курдского народа путем использования естественных богатств Курдистана, за развитие сельского хозяйства и расширение сети учреждений народного образования, за установление братского единства между курдским народом и другими народами Курдистана (айсорами, армянами и др.)- И января 1946           г. Демократическая партия Курдистана созвала в Мехабаде съезд, на котором была официально провозглашена автономия Курдской демократической области, в которую вошли районы городов Мехабада, Ушну, Миандуаба, Сердешта, Саккыза, Сенне, Резайе, Хоя, Шахпура, Маку.Было избрано автономное курдское правительство во главе с наследственным пази Мехабада — Кази Мохаммедом. 17 апреля 1946 г. это правительство заключило договор о дружбе и взаимопомощи с автономным правительством Иранского Азербайджана. Договор предусматривал совместную борьбу курдского и азербайджанского народов вместе с демократическими силами всех народов Ирана против реакции. Мехабадское правительство создало курдскую милицию и армию для охраны порядка в Иранском Курдистане. В курдских селах были открыты школы с преподаванием на курдском языке. Официально стала издаваться курдская художественная. учебная, общественно-политическая литература и курдская газета «Курдистан».

Попытка иранских курдов добиться национальной автономии вызвала яростное сопротивление реакционных сил Ирана. В конце 1946 — начале 1947 г. демократическое движение было подавлено. Тысячи курдских патриотов были казнены, замучены в концентрационных лагерях, насильственно переселены на юг страны. По всему Иранскому Курдистану был установлен режим жестокого военного террора.

Демократические слои курдского народа хорошо понимают, что единственный путь разрешения «курдского вопроса» — это объединение трудящихся курдов с прогрессивными силами иранского, турецкого, иракского народов и создание единого фронта борьбы за свободу и демократию.

Курды продолжают бороться за национальное освобождение, за свои человеческие права. В Иране после разгрома курдской автономии уже дважды поднимались вооруженные восстания курдов — в 1948 и 1950 гг. Последнее из этих восстаний было подавлено двадцатитысячным отрядом иранских войск, подкрепленных танками и самолетами. Тем не менее борьба продолжалась. Весной и летом 1952 г. со страниц тегеранских газет не сходили сообщения о крестьянских восстаниях в Иранском Курдистане. Крестьяне захватывали помещичьи земли, прекращали выплату помещикам натуральный повинностей, оказывали сопротивление жандармам. В Ираке трудя:щиеся-курды также не прекратили борьбы за свои права, ведя ее вместе со всеми прогрессивными демократическими силами страны;. Так, когда в 1949 г. английские власти казнили секретаря иракской компартии Юсуфа Салмана, протест выразили не только арабские, но гг курдские трудящиеся Ирака