Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Общественные и семейные отношения у курдов в Иране. Жилище, одежда, пища
Этнография - Народы Передней Азии

О бщественные отношения В XIX в. общественно-экономический строй курдов характеризовался безраздельным господством феодальных и патриархально-феодальных отношений.

Основная масса земледельцев и кочевников составляла класс феодальнозависимых производителей, крупные землевладельцы и племенная знать кочевников — господствующий феодальный класс.

Курдским феодалам принадлежали огромные массивы культивируемых земель, водные источники, огороженные пастбища, пастбища на склонах гор, в долинах и в глубоких ущельях, используемые ранней весной во время расплода овец (долга), временные стоянки на пути кочеваний и т. д.

За пользование всем этим кочевники и крестьяне обязаны были нести различные повинности, независимо от податного обложения центральной властью.

Курдские феодалы собирали с кочевников и крестьян натуральную повинность за пользование землей, водой, пастбищами, заставляли их пасти скот, выполнять барщинные полевые и домашние работы (стрижка овец, очистка шерсти, постройка домов и помещений для скота, разборка и сборка шатров, перевозка домашней обстановки). Выполнение всех этих видов барщины в одних курдских районах носило обязательный характер феодальной повинности, в других — формально «добровольный» характер, так как подавляющее большинство курдского населения со- . храняло значительные пережитки родо-племенной организации и патриар- хально-родовых отношений.

Повсеместно курдские феодалы под видом «родовой помощи» тре- •бовали от членов рода и племени различных «добровольных» подарков. Феодалы имели свои дружины.

В результате переплетения различных форм феодальной и патриархально-феодальной эксплуатации, налогового гнета, ростовщической кабалы положение народных масс было крайне тяжелым. Курдские крестьяне и кочевники разорялись, количество земли и скота у них сокращалось.

Период первой мировой войны и последующие годы характеризуются дальнейшим разорением крестьянства, развитием в курдской деревне капиталистических отношений, усилением социально-экономической дифференциации в крестьянской общине и среди кочевников. Из среды общинников выделилась кулацкая верхушка, в то же время число экономически самостоятельных крестьян и скотоводов непрерывно уменьшалось, и они пополняли ряды издольщиков и батраков. В настоящее время курдское население Ирана, Турции, Ирака представлено следующими основными социальными группами: крупные землевладельцы и скотоводы из числа племенной знати, обычно отдающие землю и скот в аренду на условиях феодальной издольщины; кулацкая верхушка крестьян и скотоводов; торговая и малочисленная промышленная буржуазия; крестьяне и кочевники — мелкие собственники и арендаторы-издольщики; батраки, мелкие ремесленники и промышленные рабочие.

В курдской деревне продолжают господствовать феодальные и патриархально-феодальные отношения. Капиталистические отношения развиваются очень медленно. Продолжают сохраняться сильные патриархальнородовые пережитки (особенно у кочевого и полукочевого населения) в виде остатков кровной мести, родовой «взаимопомощи», родо-племенных культов, родовых кладбищ, участия рода в усыновлении, умыкании и т. п.

Семья

Патриархальный характер сохраняет в значительной мере и курдская семья. Главой семьи является отец или старший брат, главой женской половины — мать или старшая невестка. Остальные члены семьи обязаны беспрекословно следовать их указаниям. Дети подчиняются в первую очередь отцу, а в его отсутствие — матери или старшему брату. Имущество семьи нераздельно. «Старший» распоряжается не только хозяйственной продукцией, но и сторонними заработками членов семьи; он же выплачивает из семейного фонда калым, выдает приданое. «Старший» руководит хозяйством, распределяет работу среди членов семьи, следит за их поведением, выполнением религиозных обрядов и т. п. «Старшая» распределяет домашнюю работу между женщинами, приучает дочерей к ведению хозяйства, прядению, вязанию и ковроделию.

Мужчины пашут, сеют, пасут скот, ведут строительные работы. Женщины ухаживают за детьми, готовят пищу, доят скот, обрабатывают и заготовляют на зиму продукты, ткут ковры и шерстяные ткани, запасают топливо. Женщины работают на огороде и принимают участие в уборке урожая, очистке зерна, а там, где это необходимо (главным образом в бедняцких семьях), и в других полевых работах.

Сравнительно с женщинами большинства народов Передней Азии курдская женщина пользуется известной свободой. Курдянка не носит чадры, свободно разговаривает с посторонними мужчинами, в отсутствие мужа выступает в суде, общинном собрании и т. п. Бывают случаи, когда женщина стоит во главе племени. Известны факты участия женщин в освободительном движении курдов. Нередко после смерти мужа женщина не переходит с детьми в дом его брата, а остается в своем доме, становясь главой семьи. Детей вдовы, ведущей самостоятельное хозяйство, часто называют не по имени отца, а по имени матери.

Все же курдянка не равноправна с мужчиной, она должна подчиняться отцу или мужу. Наследство мужа принадлежит не ей, а ее детям. Если вдова, имеющая малолетних детей, вторично выходит замуж, то она должна оставить детей родственникам мужа, которым достается и имущество покойного отца.

Курдская семья, как правило, моногамна; многоженство отмечено лишь среди феодалов и буржуазной верхушки горожан.

Жилище

Курдские селения обычно расположены у подножья гор, на горных склонах или в ущельях, реже — на равнинах. Селение оседлых курдов и равным образом зимнее селение полу оседлых племен состоит из нескольких кварталов: от двух до четырех и более. Кварталы в свою очередь делятся на отдельные части, населенные родственниками. Дома близких родственников почти всегда строятся рядом и имеют общую стену с проходом в ней. Обычно курдское жилище представляет полуземлянку. Строительным материалом для стен, в зависимости от района, служит сырцовый кирпич или необтесанный камень, обмазанный глиной с примесью соломы. Потолок опирается на деревянные столбы, которые врыты внутри дома в земляной пол. Число столбов зависит от величины дома; в доме рядового крестьянина обычно два столба. Столбами поддерживаются балки — основа потолка. Сверху и перпендикулярно к ним лежат более короткие и легкие поперечные балки. Все это покрыто соломой и засыпано землей. Окна в доме отсутствуют: роль окна и одновременно дымохода играет отверстие в центре крыши. Зимой по ночам это отверстие закрывают тряпкой или дерном. Дверь — деревянная одностворчатая, почти квадратной формы.

Планировка дома определяется состоятельностью и численностью семьи, а также количеством скота. Средний дом состоит из трех-четырех помещений. Жилое помещение, как правило, представляет собой комнату прямоугольной формы, в которой семья готовит пищу, ест, спит. Против входа стоят деревянные (иногда каменные) нары (стер), куда на день складывают постельные принадлежности. Сидеть или спать на стере считается грехом. Спит семья на полу около очага (тандур), расположенного в этой же комнате. Тандур — круглая яма в полу глубиной в 1,5 м, несколько расширяющаяся книзу. Стены тандура выкладывают из кирпича. Сбоку ко дну тандура от уровня пола наклонно идет особый канал для подачи воздуха к месту разжигания огня. Как и стер, очаг — священное место. На очаг нельзя плевать, бросать грязь, чтобы не осквернить огонь, священную, по верованиям курдов, стихию. В важных случаях курд клянется очагом. Сын, отделившийся от отца, заводит свой очаг и зажигает его в первый раз огнем, взятым от родительского очага. Когда родится ребенок, его обносят вокруг очага. Дочь, выходя замуж и оставляя отчий дом, тоже обходит вокруг очага, как бы прощаясь с ним.

Остальные помещения предназначаются под конюшню и одновременно хлев, овчарню и кладовую, где хранят припасы и сельскохозяйственный инвентарь. Все эти помещения сообщаются между собой общим коридором.

Дом богатого крестьянина имеет значительно большие размеры; часто в нем есть окна, особое помещение для приема гостей (ода) — прямоугольная комната, отгороженная от жилого помещения стеной-до потолка, а от хлева или конюшни—невысокой стенкой. Вода вдоль стен устроены земляные или каменные лежанки высотой около 0,5 м и шириной 1,5 м, покрытые цыновками, войлоками, коврами. В стене про- '* тив двери устроен камин.

Кочевые и полуоседлые курды на летовках живут в шатрах. Основой шатра служат жерди, расставленные в несколько рядов по три-пять в ширину и девять-двенадцать в длину. Верхние концы жердей связаны между собой веревками, концы веревок прикреплены к колышкам, вбитым в землю. На жерди при помощи шерстяных веревок натягивают материю так, чтобы ориентированная на восток передняя сторона шатра оставалась открытой, а все остальные закрывались полотнищами, не достигая примерно 0,5 м до уровня земли. Пространство между землей и краем полотнищ закрывают цыновками, а снаружи — невысокой каменной стенкой. Длина шатра 5—30 м, ширина — 5—15 м. Высота шатра в середине 2—3 м, по краям 1—1,5 м.

Полотнище для покрытия шатра выделывают из козьей шерсти, как правило, черного цвета.

Шатер, как и жилище оседлых курдов, имеет несколько отделений, образуемых здесь при помощи шерстяных домотканных занавесок. Пол устлан войлоками, коврами. Против входа, как и у оседлых курдов, имеется стер, на котором сложены постельные принадлежности. Очаг обычно устраивают у входа в шатер. Стойлом для крупного рогатого скота служит определенное место перед шатром. По сторонам шатра отгораживают загон для овец.

У богатых курдов шатер разделяется перегородками на мужскую и женскую половины, кладовую, особое помещение для ягнят. Курдские ханы разбивают несколько больших, просторных шатров.

Одежда

Одежда курдов зависит от социального положения курда или курдянки, их племенной и религиозной принадлежности и возраста.

Мужская одежда состоит из шаровар и рубашки, сшитых из белой хлопчатобумажной ткани. Поверх рубашки носят безрукавку, затем кафтан с разрезами на бедрах и широкими рукавами. Поверх кафтана состоятельные люди надевают суконную куртку, отделанную разноцветными шнурами.

Обязательный элемент мужского костюма составляет длинный (часто около 30 м) шерстяной или хлопчатобумажный пояс, который курд многократно оборачивает вокруг талии. За пояс затыкают кинжал, трубку и кисет. Мужчины носят войлочные или фетровые колпаки самой различной формы, обмотанные яркими шелковыми или шерстяными платками с бахромой. На ноги надевают шерстяные носки и кожаные постолы или сапоги. Праздничная одежда состоятельного курда отличается от будничной своей красочностью. Городское курдское население носит преимущественно одежду европейского типа.

Женский костюм, в зависимости от племенной принадлежности, бывает различных цветов —красного, зеленого, желтого, синего, черного и т. д. Женская одежда состоит из ситцевых или сатиновых шаровар различных цветов (йезидки носят шаровары только белого цвета); рубахи; шерстяной или бархатной безрукавки, обшитой спереди перламутровыми пуговицами; кофты; многочисленных юбок в сборку, сшитых либо из ситца и сатина, либо из шелка. Вместо юбок и кофты иногда носят широкое разрезанное сверху донизу и собранное в талии платье. Поверх юбок или платья надевают передник. Кроме того, девушки опоясывают талию длинным шерстяным поясом, а женщины поверх пояса надевают шерстяную шаль, свисающую на пояснице треугольником. На ногах носят шерстяные с черным или ярким орнаментом носки и кожаные туфли.

Женский головной убор имеет форму скошенного цилиндра, сложного по устройству и убранству. Он сделан из луба (фанеры, тонкой жести) и обшит снаружи и внутри сукном яркого цвета. Спереди на головной убор нашивают в несколько рядов монеты, а сверху его обматывают разноцветными шелковыми платками. Пожилые женщины и старухи монет не нашивают и обвязывают головной убор белыми платками, расположенными в строго определенном порядке. Девушки носят красные фески, обшитые монетами и обвернутые шелковыми платками.

Курдянки носят многочисленные украшения: налобные, ушные, шейные, нагрудные, ручные, поясные, ножные. Обязательным элементом украшений являются монеты, перламутровые пуговицы, бусы, бисер. Большинство курдских женщин носит носовое украшение в виде розетки с полудрагоценным или драгоценным камешком. Курдянки сурмят брови и ресницы, красят хной ладони.

Пища

Пища курдов-земледельцев состоит из крупяныху овощных и отчасти молочных блюд; в пище кочевых и полукочевых курдов преобладают молочные и мясные блюда.

Из молочных продуктов распространены свежее и кислое молоко, творог, масло, сыр. Молочные продукты входят во многие курдские национальные блюда: пшеничную и кукурузную кашу с подливкой, пшеничную похлебку, рисовый или пшеничный плов, пельмени с чесноком, яичницу с чесноком. На углях готовят жареную, тушеную, рубленую* баранину с чесноком, заправленную кислым молоком. Из овощей в ходу картофель, морковь, тыква. В большом количестве курды употребляют в пищу лук, чеснок, перец и различные ароматные травы.

Повседневную пищу большинства курдов составляют ячменный хлеб, жареный и печеный в золе картофель, мучная похлебка (размешанная в горячей воде мука), жареная мука и пшеница, разбавленное водой кислое молоко, кипяченая вода с чесноком.

Кухонная утварь представлена глиняными чашками, мисками, кувшинами, медными котлами для варки пищи и железными листами для выпечки хлеба. Крестьяне выдалбливают из камня большие грубые сосуды для воды; из камня же делают и ручные мельницы для дробления зерна.