Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Курды в Иране: земледелие и скотоводство, ремесла, торговля и промышленность
Этнография - Народы Передней Азии

Курды (самоназвание курмандж, курд) — второе по численности национальное меньшинство Ирана и крупнейшее национальное меньшинство Турции и Ирака. Общая численность курдов в странах Передней Азии достигает 5300 тыс.1 Из них в Иране проживает 1800 тыс., в Турции— 2300, в Ираке — 900 тыс., в Сирии — 300 тыс. Большая часть курдов обитает компактной массой в Курдистане — «стране курдов», где они составляют около 75% всего населения этой обширной горной страны.

Государственные границы между Турцией, Ираном и Ираком, за исключением южного отрезка ирано-иракской границы, проходят по территории Курдистана, расчленяя его на три части, и сходятся примерно в его центре. По территории, населенной курдами, проходит также северная часть ирако-сирийской границы и восточная часть турецко-сирийской2.

В Турции курды проживают компактной массой на юго-востоке страны (Турецкий Курдистан). В этом сплошном массиве имеются группы смешанного населения по линии Элазиз — Диярбакыр — Урфа и по западному, восточному и северному берегам оз. Ван. На юге Турецкого Курдистана вместе с курдами живут арабы (в вилайетах Урфа, Мардин, Сиирт). К западу от основного района своего расселения курды живут смешанно с турками (в вилайетах Эрзинджан, Карс, Эрзурум, Сивас и др.).

В Иране курды живут на западе страны (Иранский Курдист'ан), в пределах 5-го и частично 4-го астанов. Кроме того, отдельные курдские поселения встречаются в Гиляне и в районе г. Казвин; около 200 тыс. курдов, принадлежащих к племенам шадуллу и зафа- ранлу, живут на востоке страны в северном Хорасане, в районе Ку- чана иДерегеза. Это потомки курдских племен, переселенных сефевид- скими шахами на восточные окраины Ирана в качестве военного заслона против набегов среднеазиатских кочевников. В годы диктатуры Реза-шаха иранское правительство неоднократно пыталось переселить отдельные курдские племена на юг страны, но большинство переселенных вернулось обратно.

В Ираке курды населяют северные горные районы — районы городов Мосул, Киркук, Сулеймания, Ревандуз, Койсанджак, Амадия и Синджарских гор. В Сирии курды населяют крайний северо-восточный угол страны, примыкающий к курдским районам Ирака; отдельные курдские поселения разбросаны вдоль сирийско-турецкой границы, а также в горах Карадаг; в Дамаске курды населяют особый квартал — Са- лахие.

В литературе о курдах неоднократно упоминается о наличии более или менее многочисленных курдских племен в Иранском Белуджистане, Афганистане и даже Пакистане г. Весьма возможно, что в дальнейшем некоторые из этих сведений подтвердятся; как известно, иранские шахи неоднократно включали военные отряды курдских племен в состав своих войск и создавали курдские военные поселения по границам Ирана.

После афганцев курды являются вторым по численности народом Передней Азии, у которого феодальные и даже возникающие за последнее время капиталистические отношения не уничтожили родо-племенную структуру. Несмотря на высокоразвитое национальное самосознание, в психический склад курдского народа настолько вкоренилось деление на роды, племена и племенные объединения, что в глазах курда принадлежать к курдскому народу немыслимо без принадлежности к определенному роду и племени. Эта родо-племенная структура затушевывает классовые противоречия в курдском обществе, мешает широким массам курдского народа увидеть в вождях племен, давно уже превратившихся в феодалов, своих классовых врагов; вместе с тем дробление на многочисленные, часто враждующие между собою племена затрудняет процесс национальной консолидации курдов.

Наиболее крупные племена и племенные объединения курдов: милан, зилян, рожки, сипки, джелали, заза, кики, сливан — в северо-западной части Курдистана; шеккак, харки, зерза, артуши, бахдинан, баджилаи — в центральном Курдистане; вдукри, джаф, авромани, барзан, барзинд- жан, бильбас, кельхор, сенджаби, зенгене — в юго-восточном Курдистане1.

В образовании курдского народа приняли'участие различные древние аборигены Загроса (кардухи, курты, касситы, лулубеи, дасии) и иранские (мидийские, парфянские, персидские) племена. В позднейший период истории в состав курдов влились арабские, айсорские и армянские элементы. По-видимому, уже в сасанидское время закончился в основном процесс формирования курдского народа, говорящего на языке западноиранской группы, близком к персидскому2.

Во время арабского завоевания курдские племена, населявшие в основном горные районы Северной Месопотамии, выступали на стороне сасанидского Ирана. Однако вскоре курды примкнули к арабам, приняли ислам и даже участвовали в завоевательных войнах халифата. Так, например, многие курдские племена входили в состав войск Омейядов в Сирии и только после падения Омейядской династии вернулись в Курдистан. Примерно с этого времени и вплоть до вторжения в Переднюю Азию монголов курдские племена постепенно продвигались на север, образуя ряд феодальных княжеств в различных районах Малой Азии и Закавказья (княжества Мерванидов, Шеддадидов и др.). Во второй половине XII в. выходец из курдского племени реванди, кочевавшего около г.Двин, Салахед- дин из рода Эйюба, организовал отпор народов Малой Азии нашествию европейских рыцарей-крестоносцев и создал обширную империю, объединившую Египет, Сирию и Месопотамию. Курды играли крупную роль в армии Салахеддина, и часть из них осталась на завоеванных им территориях, в том числе в Египте, куда переселилось племя зенгене из центрального Курдистана.

Многочисленные курдские феодальные княжества, на которые делился Курдистан в средние века, только номинально входили в состав азиатских деспотических монархий, возникших на территории Турции и Ирана. «Величайшие султаны и высокопоставленные вельможи никогда не посягали на их (курдов) страну и земли, а ограничивались лишь получением подарков и их преданностью и. послушанием, ибо это было нужно, чтобы пользоваться ими в качестве отрядов вспомогательных войск»,— писал курдский летописец Шерефеддин1. Несмотря на неоднократные попытки турецких султанов и иранских шахов овладеть Курдистаном, несмотря на то, что некоторые курдские владетельные эмиры, изменяя свободолюбивым традициям своего народа, временами признавали над собой верховную власть султана ил:и шаха (а подчас и того и другого одновременно), фактически овладеть Курдистаном Турции и Ирану удалось лишь в конце прошлого столетия. Турецким султанам, например, пришлось совершить в горы Курдистана не один военный поход, вроде похода в 1834 г. многочисленной турецкой армии под командованием крупнейшего турецкого полководца Мухаммеда Рашид-паши. Во время этих походов и турецкие и иранские войска, встречая упорное сопротивление курдов, предавали Курдистан огню и мечу, во многих районах все курдское население поголовно вырезалось, цветущие города и селения превращались в груды развалин. В результате этих доходов большая часть курдских полунезависимых княжеств была ликвидирована и в Курдистане насильственно введена турецкая и иранская администрация.

Жестокая феодальная эксплуатация, тяжелые государственные налоги и повинности, рекрутчина, растущий национальный гнет султанского и шахского правительств — все это было причиной непрерывных восстаний курдов Турции и Ирана в течение XIX в. В отдельных случаях правящие круги Ирана и Турции с помощью английских и французских колонизаторов подкупали курдских феодалов и направляли курдское движение по реакционному руслу. Однако в основном курдское национальное движение возглавляли передовые деятели курдского народа.

Ко времени русско-турецкой войны 1853—1856 гг. относится восстание под руководством Езданшира — одно из самых крупных восстаний курдов против турецкого ига. Повстанцы ставили своей задачей изгнание турецких захватчиков, для чего стремились объединиться с другими национальными меньшинствами — айсорами, армянами, греками. Восстание охватило огромный район от Вана до Багдада. Турецкие гарнизоны понесли большие потери, но в конце концов восстание было подавлено турецкими войсками. Тем не менее восстание под руководством Езданшира сыграло большую роль в развитии национально-освободительного движения курдов.

В конце XIX в. турецкое правительство Абдул-Хамида II в целях более успешной борьбы с курдским освободительным движением пошло на тесный союз с феодальной верхушкой курдов. Курдские племена были привлечены к иррегулярной военной службе; племена и роды образовали иррегулярные кавалерийские части (хамидие), возглавляемые представителями племенной знати. Офицеры курдской кавалерии получали денежное жалованье и земельные участки. Образование хамидие значительно ухудшило положение широких масс курдов, так как офицеры хамидие «захватили в свое бесконтрольное распоряжение всю массу простого народа» и занялись «грабежами, угоном скота и разрушением селений»2.

Начало XX в. характеризуется новым подъемом освободительного движения курдов: на арену вышли новые силы — учащаяся молодежь, интеллигенция. В 1898 г. в Каире, а затем в Женеве начала выходить первая курдская газета.

Русская революция 1905—1907 гг., разбудившая угнетенные народы Востока, оказала большое влияние на развитие национально-освободительного движения курдов.

В период иранской буржуазной революции 1905—1911 гг. в Соуджу- булаге (Мехабад), Сенне (Сеннендедже), Саккызе и других городах были созданы революционные курдские энджумены (органы местного самоуправления). Один из первых курдских революционных энджуменов был образован в Соуджубулаге в 1907 г. под руководством Кази Феттаха. В том же году в районах к западу от оз. Резайе вспыхнуло восстание курдов под руководством главы племени шеккак Джафар-аги. Восставшие выдвинули лозунг создания местной курдской автономии.

В годы первой мировой войны территория, населенная курдами, стала одним из плацдармов военных действий. Воюющие стороны прозводили массовые реквизиции скота и имущества, разоряли курдские деревни, а в некоторых районах убивали мирное курдское население. Особая роль в истреблении курдов в годы первой мировой войны принадлежала турецким войскам, которые уничтожали курдское население и на территории Турции и на территории Ирана. «Я сам видел,— пишет курдский общественный деятель А. Ямольки, — множество трупов безвинных крестьян, которыми были усеяны в это время дороги Ир$на»г. К концу войны земли курдов были опустошены, среди курдского населения царили голод, эпидемии и нищета.

Промежуток между двумя мировыми войнами и особенно период после Великой Октябрьской революции, открывшей новую эру в национально- освободительном движении народов Востока, представляет собой непрерывную цепь крупных и мелких восстаний курдов Ирака, Турции и Ирана* Однако не все восстания курдов носили прогрессивный, освободительный характер. В ряде случаев империалисты, осуществляя политику закабаления стран Передней Азии, использовали курдских вождей и боровшиеся за свою независимость народные массы для давления на турецкое, иранское, иракское правительства в целях вмешательства во внутренние дела этих государств.

В Турции наиболее крупные восстания отмечены в 1925, 1927, 1928, 1930, 1937 гг. Власти жестоко расправлялись с участниками восстаний и с мирным курдским населением. Достаточно сказать, что, по приблизительным данным, только за 1925—1927 гг. в Турции было уничтожено до 500 тыс. курдов.

В Ираке курдское национально-освободительное движение приняло антианглийский характер. В 1919 г. курды Барзинджана во главе со своим шейхом Махмудом изгнали англичан из Сулеймании, и только посылка крупного отряда английских войск восстановила здесь власть англичан, В 1929—1932 гг. вспыхнули восстания курдов Барзана и Барзинджана, проходившие под лозунгом борьбы за национальную автономию курдов.

В 1933 г. барзанцы вновь восстали против англо-иракской администра- • ции, но и на этот раз иракское правительство при помощи английских военно-воздушных сил жестоко подавило восстание.

В Иране после прихода к власти в 1925 г. правительства Реза- шаха усилились эксплуатация трудящихся масс и преследование национальных меньшинств. В городах курдам запретили ходить в национальном костюме. Некоторые курдские племена были насильственно переселены в другие районы страны. Все это вызвало волну курдских восстаний. При Реза-шахе продолжалось начавшееся в 1918 г. движение курдов племени шеккак под руководством Исмаил-аги Авдои. Значительные восстания происходили в 1925, 1926, 1928, 1930 и 1937 гг.

Однако наиболее широко национально-освободительное движение курдов развернулось после второй мировой войны, когда, в результате разгрома гитлеровской Германии и Японии, в колониальных и зависимых странах начался новый мощный подъем национально-освободительной борьбы.

Земледелие и скотоводство

Сельское курдское население занимается земледелием и скотоводством. Земледелие ведется как на поливных, так и на неполивных землях. Земля обрабатывается простейшими сельскохозяйственными орудиями: деревянным плугом или сохой с железным лемехом, бороной с деревянными зубьями. Молотят деревянной доской с набитыми на нижней стороне осколками кремня или железными зубьями. Веют, подбрасывая зерно деревянными лопатами. Культивируют яровую пшеницу, ячмень, овес, рожь, рис, кукурузу, бобы, чечевицу, горох, из технических — лен, кунжут, хлопок, табак, чернильный орех.

Садоводство и огородничество больше всего развиты в районах Мех- абада, Керманшаха (Иран), Диярбакыра, Вана, Муша (Турция), Реванду- за, Койсанджака (Ирак). В садах разводят яблоки, инжир, груши, сливы, персики, абрикосы, фисташки, вишни, черешню, грецкий орех и всевозможные сорта винограда.

Из огородных и бахчевых культур преобладают картофель, капуста, лук, свекла, чеснок, помидоры, огурцы, арбузы, дыни. В некоторых районах (Муш, Хеккари, Мехабад, Керманшах, Ревандуз, Койсанджак) распространено пчеловодство.

Главное занятие ряда кочевых и полукочевых курдских племен — скотоводство. Преобладает разведение мелкого рогатого скота —курдючных овец, коз. Разводят также ослов, быков, реже — буйволов и верблюдов.

Значительную роль играет коневодство. Лошадей имеется несколько пород, из которых наиболее известны курди и мукри. Для выпаса скота курды образуют на летнее время кочевые сельскохозяйственные общины, объединяющие десять-двадцать семей, выпасающих скот совместно, для чего община нанимает опытных пастухов — шеваное. Внутри общины ярко выражено классовое расслоение; во главе общины, как правило, стоит мелкий феодал или кулак, эксплуатирующий других членов общины г.

Летом скот выпасают на склонах гор, на высокогорных альпийских пастбищах. На пастбища курды — кочевники или полукочевники — уходят со стадами весной и возвращаются в районы зимовок глубокой осенью. Передвижение на пастбища происходит всегда по одним и тем же веками выработанным маршрутам. Зимой скот содержится в примитивно оборудованных овчарнях, конюшнях, хлевах или же пасется в долинах, где не выпадает снег.

Скотоводство обеспечивает курдов молочными продуктами, мясом,, шерстью, кожей, топливом — кизяком. Значительную часть продукции скотоводы реализуют на местных рынках, а взамен приобретают необходимые продукты земледелия и промышленные товары.

Ремесла, торговля и промышленность

У всех курдов — кочевых, полукочевых и оседлых — широко распространено домашнее производство ковров, войлоков, шалей, а также некоторые другие домашние промыслы (кожевенный, шорный, медно-кузнечныи ' и т. п.). Курдянка приучается к ковроделию с ранних лет. По курдским обычаям * девушка не может быть выдана замуж до тех пор, пока не научится изготовлять ковры и другие шерстяные изделия. Ковры ткут в жилой части дома, как правило, в зимнее время или поздней осенью. Бытовые условия, в которых приходится работать ковровщицам, крайне тяжелы: почти полное отсутствие света, недостаток воздуха, теснота.

Курдские ковры пользуются широкой известностью на Ближнем Востоке. Рисунок ковров выполняется красным, зеленым, желтым, синим, коричневым и черным цветом разнообразных оттенков. Краски приготовляют из различного рода растений (молочая, марены и др.). Орнамент — геометрический, растительный и животный. Ковровое производство наиболее развито в районах Дерсима, Хеккари, Битлиса (Турция), Сенне, Керманшаха (Иран), Ревандуза (Ирак). В зависимости от отделки, раскраски и качества шерсти курдские ковры носят различные названия (ханкефи, минахани, сенне и др.). Все виды ковров производят как для собственных потребностей, так и для продажи. Из шерсти выделывают также войлоки, шали, мешки, переметные сумы, веревки, пояса, носки, полотнища для шатров и т. п.

Курдские ремесленники составляют заметный процент ремесленного населения некоторых городов Ирана, Турции и Ирака. Более всего распространены ремесла: ковровое, медно-кузнечное, оружейное, ювелирное, гончарное, столярное, шорное, сапожное и некоторые другие. В городах ковровое производство, так же как производство шерстяных и бумажных тканей, все больше сосредоточивается в руках предпринимателей, подчинивших себе городских и частично деревенских ремесленников. Ювелирное, граверное и оружейное ремесла особенно развиты в районах Дерсима, Хеккари и Сулеймании. Здесь гравируют рукояти кинжалов и пистолетов, серебряную посуду, портсигары; распространено производство резных изделий из кости, красного и черного дерева, янтарных и других украшений. До 1918 г. Сулеймания славилась производством ружей и пистолетов.

Торговой деятельностью занимаются курдские купцы, которые скупают у крестьян и кочевников зерно, масло, сыр, фрукты, шерсть, кожи, ковры и перепродают их на городских рынках. От скупщиков в большой степени зависят и городские ремесленники, несмотря на то, что большинство из них работает в собственных лавках на базаре.

Промышленность в курдских районах развита крайне слабо. Только в последнее время в городах Сеннендедж, Мехабад (Иран), Ревандуз, Су- леймания (Ирак), Диярбакыр (Турция) созданы текстильные и ковровые фабрики, а также кожевенные, мыловаренные, маслобойные и сыроваренные заводы, частично принадлежащие курдской буржуазии. Развитие промышленного производства сильно тормозится ввозом американских и английских товаров; по этой же причине заметно падают традиционные курдские ремесла, усиливая обнищание городского населения.

В условиях растущего обнищания широкое распространение получило отходничество. Часть беднейшего крестьянства уходит на отхожие промыслы в крупные города. На нефтяных предприятиях Ирака (Мосул, Киркук и др.) до 50% рабочих нефтепромыслов составляют курды. Здесь постепенно формируется молодой курдский пролетариат.