Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Талыши в Иране. Борьба народов гиляна за свободу и демократию
Этнография - Народы Передней Азии

Талыши населяют юго-западный угол побережья Каспийского моря, гористый район, покрытый густыми лесами, которые занимают площадь более 12 тыс. га и богаты ценными древесными породами. Как и в лесных зарослях южного Гиляна, здесь произрастают самшит, дуб, бук, вяз, клен, липа, чинар, орешник. Леса изобилуют вьющимися ползучими лианами с острыми шипами, подобно колючей проволоке опутывающими деревья и кустарники, так что леса труднопроходимы. Здесь имеется прекрасный строевой лес,, но производится лишь вырубка наиболее ценных пород. Лесные промыслы (заготовка дров и угля) — одно из важных подсобных занятий талышского населения.

Талыши занимаются по преимуществу земледелием в сочетании с садоводством на низменности и скотоводством в горных районах. Из сельскохозяйственных культур на первом месте стоит рис, дающий несколько* меньшие урожаи, чем в Гиляне; в Талыше культивируются только ценные сорта. В горных районах в небольшом количестве выращивают пшеницу и ячмень, идущий на корм скоту. Из технических культур разводят табак. Садоводством и огородничеством занимаются только для личного* потребления. Характер сельскохозяйственного производства, формы землевладения и землепользования у талышей в основном таковы же, как у соседних гиляков.

Материальная культура

Дома и усадьбы талышского селения, в особенности в лесной полосе, обычно разбросаны на несколько* километров. Отдельные дама стоят прямо в лесу, который часто не вырубается даже около построек. За исключением прибрежной полосы, где нет леса, -дома повсюду деревянные, с высокой пирамидальной крышей из камыша. Изнутри стены домов обмазаны глиной. Пол в домах бедняков — земляной, у зажиточного населения — деревянный. Дома, в особенности у бедняков, не имеют окон; свет в них проникает через открытую дверь, служащую одновременно и для выхода дыма; поэтому двери обычно доходят до самого потолка. Для отопления служит камин без дымохода, имеющий в разрезе форму сахарной головы; камин обычно располагают у передней стены.

Для освещения, наряду с керосиновыми лампами и глиняными светильниками, до сих пор пользуются лучиной из древесины граба.

На низменности, где свирепствует малярия и где в домах летом развивается сырость, для летнего пребывания сооружают деревянные вышки на четырех столбах, где на высоте нескольких метров устраивают крытый помост с перилами; на вышку ведет приставная лестница или наклонное бревно с зарубками.

Некоторые группы талышей, ведущих полукочевой образ жизни, проводят лето в горах, сооружая временные шалаши.

Мебель в талышских домах отсутствует. Пол покрывают цыновками,. поверх которых в зажиточных домах постланы ковры и паласы. Едят за низенькими столиками, на которые ставят подносы с пищей.

Главную пищу талыша составляет вареный рис (пло), приготовляемый, в зависимости от достатка, с теми или иными приправами. По способам приготовления и приправам различаются: яхны-пло — плов с вареным мясом; сио-пло — плов с уткой и сумахом1, от которого рис делается черным; куа-пло — плов с тыквой; кигимигиа-пло — плов с изюмом; лага- пло — плов с чечевицей; гиивит-пло — плов с зеленью и мяеом; то-плов с курицей и др. К хлебу талыши, так же как и гиляки, относятся с предубеждением. Видное место в питании талышей занимают молочные продукты и зелень. Из напитков в ходу чай, абдух — разбавленное водой кислое молоко и шалим-тырш — напиток из виноградного сока и сока других плодов и овощей.

Костюм талышей мало отличается от костюма соседнего азербайджанского населения. Своеобразны носимые богатыми крестьянами длинные до полу бараньи шубы, выкрашенные в желтый цвет и расшитые по бортам и подолу цветными шелковыми нитками. Шубы носят внакидку: их узкие и длинные ложные рукава заканчиваются выкроенной из кожи и расшитой цветным шелком пятерней. Женщины, выходя из дому, закутываются с головы до ног в ситцевую чадру, однако в последнее время этот обычай соблюдается уже не всегда.

Семейный быт

Среди талышей преобладает единобрачие; даже среди зажиточных слоев населения многоженство почти не встречается. Вторую жену берут лишь в случае бесплодия или же неработоспособности первой. Наиболее обычный брачный возраст для мужчин — 18—20 лет, для женщин — 14—16 лет. За невесту уплачивается выкуп (кебин) деньгами или домашними вещами, о размерах которого обе заинтересованные семьи ведут длительные переговоры. Молодая * переезжая в дом мужа, в течение нескольких лет соблюдает обычаи «избегания», в частности закрывает платком рот и нос.

Свадебные, родильные и погребальные обряды талышей напоминают обычаи как соседнего азербайджанского населения, так и гиляков и галешей. Большую роль в обрядах талышей всегда играют огонь и рис. Например, при сговоре, на свадьбе, на поминках обязательно готовят плов; на том месте, где обмывали покойника, зажигают огонь, и т. п.

Язык и духовная культура

Талышский язык, для изучения которого много сделано советскими иранистами, обладает рядом характерных черт, сближающих его с прикаспий скими и с курдским языками иранской группы; наряду с этим в талыш- ском языке заметны сильные следы многовекового воздействия на него тюркских и арабского языков. В настоящее время, как отмечалось выше, талышское население в массе владеет, кроме родного языка, также и азербайджанским. В качестве государственного языка и языка школьного обучения в Талыше распространен персидский язык.

Письменности на родном языке талыши не имеют; попытки создания в средние века литературы на талышском языке давно забыты. Народное творчество талышей бытует лишь в устной форме — эпических, лирических и бытовых песен, преданий, сказок и т. п. Ряд черт талышского фольклора, сохраняющего свою самобытность, роднит его с фольклором соседнего населения Азербайджана, Гиляна и Мазандерана. Большой интерес представляют, в частности, талышские предания о сказочных богатырях— дэвах, аналогичные преданиям мазандеранцев и гиляков, а также рассказам о дэвах в «Шах-намэ».

Из художественных изделий талышей выделяются своим оригинальным рисунком и своеобразной окраской талышские ковры, паласы и другие ковровые изделия, а также изделия из резного дерева и плетения из рисовой соломы.

По религии талыши — мусульмане. Большинство из них принадлежит к шиитскому толку ислама, навязанному им при Сефевидах. Некоторая часть талышей, живущих в районе Ардебиля,— сунниты. Еще шире, чем у гиляков, у талышей сохраняются остатки ^мусульманских верований, в частности культ священных деревьев и камней. Для предохранения от злых духов применяются различные амулеты, которыми талыши буквально обвешивают себя, детей, скот, дома, утварь и даже оружие. Изготовлением амулетов занимаются многочисленные колдуны и знахари. Они же лечат людей и животных, применяя наряду с заговорами и амулетами различные средства народной медицины: лечебные травы, грелки, боды минеральных источников и т. п.

БОРЬБА НАРОДОВ ГИЛЯНА ЗА СВОБОДУ И ДЕМОКРАТИЮ

Революционно-демократические традиции имеют в Гиляне непрерывную полувековую давность. Край сыграл видную роль в иранской революции 1905—1911 гг. В эти годы в столице Гиляна, Реште, власть перешла в руки энджумена — революционного комитета, возглавлявшего борьбу широких народных масс против местных феодалов и иностранных колонизаторов. Борьба с реакцией охватила широкие слои города и деревни.

Когда в 1912 г. под ударами объединенных сил реакции иранская революция потерпела поражение, революционная борьба в Гиляне не прекратилась. Использовав дремучие леса, гилянские революционеры перешли к партизанским формам борьбы. Возглавляемые Кучик-ханом партизаны, так называемые джангелийцы («лесные братья», от перс, джангелъ — лес), продолжали свое сопротивление силам реакции даже во время первой мировой войны, когда Гилян был оккупирован царскими войсками. Не смогли подавить движение джангелийцев и английские войска во главе с генералом Денстервилем.

Бурный рост революционно-демократического движения в Гиляне после Великой Октябрьской социалистической революции привел к образованию в 1920 г. Гилянской республики во главе с Кучик-ханом. Только в 1922 г., в результате внутренних разногласий в лагере джангелийцев, шахским войскам удалось окружить их отряды и жестоко расправиться с гилянскими революционерами, большая часть которых была казнена.

Однако реакции не удалось уничтожить идей революционно-демократического движения, получивших широкое распространение среди народных масс Гиляна. В годы второй мировой войны и особенно после ее окончания в Гиляне с новой силой развернулось демократическое движение, как и раньше, составившее неотъемлемую часть борьбы народов Ирана против иноземных колонизаторов, за независимость и демократизацию «страны.

По сообщениям иранской прессы, в Гиляне в этот период усилились крестьянские волнения, доходившие до открытых столкновений с'войсками и полицией, в городах Гиляна возросло рабочее движение, а дремучие леса по-прежнему служили убежищем для гилянских революционеров- партизан1: Попытки посеять рознь между народами Иранского Азербайджана, Гиляна и Мазандерана и тем самым ослабить народное движение не увенчались успехом2.