Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Гиляки и галеши в Иране: шелководство, скотоводство, ремесла, культура
Этнография - Народы Передней Азии

Гилян, одна из наиболее густо населенных областей Ирана, занимает узкую полосу юго-западного и частично южного побережья Каспийского моря и прилегающие к ней горные районы. По современному административному делению Ирана южная часть Гиляна образует Рештский шахристан 1-го астана, а северная часть входит в состав Арде- бильского шахристана 4-го астана.

Ираноязычное население Гиляна сохраняет ряд этнических особенностей, что заставляет выделять его из массы собственно персидского населения.

Около 80% населения Гиляна и во всяком случае подавляющую часть его сельских жителей составляют гиляки, численность которых достигает 750 тыс. чел. во всем Иране1. На юго-западе, в горной полосе между Лангерудом и Менжилем, живет до 25 тыс. родственных гилякам галешей; галеши говорят на отличающемся от языка гиляков диалекте и по своему полукочевому хозяйственно-бытовому укладу составляют особую группу населения Гиляна. В северо-западной части Гиляна, в пограничных с СССР районах побережья Каспийского моря, проживает более 50 тыс. талышей, основная масса которых живет в соседних с Ираном приморских районах Азербайджанской ССР 2. В пределах Ирана талыши населяют так называемый Тевалешский район 3, в состав которого входят дехистаны Керганруд, Асалем, Талеш-Доляб, Шандер- мин и Масал.

Гиляки, галеши и талыши принадлежат к числу древних обитателей южного побережья Каспийского моря. В древности этот район населяли кадусии, в числе племен которых упоминаются и гелы, давшие название стране. Население Гиляна, по-видимому, очень рано подверглось ассимиляции с иранскими племенами (с приходом которых связывается распространение на побережье Каспийского моря горбатых быков зебу).

В средние века Гиляном (в арабизированной форме Джилян) называлась прибрежная равнинная часть страны, населенная телами; в горной части, Дейлеме, жили дейлемцы, которым принадлежало политическое господство в стране. Власть Арабского халифата и ислам распространились в Гиляне намного позднее, чем в других районах Ирана. Еще в IX— X вв. на побережье Каспийского моря продолжали господствовать старые,, доисламские обычаи и жители этих областей активно сопротивлялись распространению ислама и арабской культуры х.

Упорное сопротивление оказал Гилян монгольским полчищам, которым удалось завоевать его только в 1307 г., т. е. значительно позднее, чем другие области Ирана. Усиление феодального гнета при монголах привело к тому, что уже^ в 1370 г., под влиянием антифеодального движения сербедаров в восточном Иране, в Гиляне началось широкое народное движение, приведшее к образованию в восточной части области самостоятельного государства с центром в Лахиджане, которое просуществовало более двух столетий. В том же XIV в. усилилось проникновение в Гилян кочевых тюркских племен, начавшееся несколькими столетиями ранее. Став опорой местных феодальных владетелей, эти племена вытеснили часть аборигенов с лучших земель и существенно изменили этнический и языковый состав населения области.

Особенно велико было воздействие тюркских кочевых племен на талы- шей, район расселения которых в средние века простирался значительна дальше на запад, вплоть до Ардебиля — крупнейшего города на востоке Иранского Азербайджана. Есть основания полагать, что до появления и распространения тюркских племен на севере Ирана и в Закавказье та- лышеязычное население смыкалось на севере с татоязычным, а на западе — с курдоязычным населением. Теперь эти иранские народы разделены обширной территорией, заселенной тюркскими народами. Процесс вытеснения иранских языков на севере Ирана, начавшийся в связи с появлением здесь тюркских племен, в основном завершился в XVII в. при Сефе- видах.

В XVI—XVII вв. усилились экономические и политические связи Гиляна с Россией, ведшей крупную торговлю с Ираном через Гилян ж Каспийско-Волжский путь> по которому вывозился в Европу гилянский шелк.

Когда в начале XVIII в. одряхлевшее иранское государство Сефеви- дов подверглось нападению афганских племен, шах Тахмасп обратился за помощью к Петру I, обещая взамен уступить России области по южному побережью Каспийского моря. 12 сентября 1723 г. между Россией и Ираном был заключен договор, по которому к России отошли западное и южное побережья Каспийского моря. Эти области, в число которых входил и Гилян, оставались в составе России до 1735 г., когда Надир-шах, пользуясь ослаблением России при преемниках Петра I и угрожая военным союзом с Турцией, добился возврата этих земель Ирану. Однако и в дальнейшем Гилян был тесно связан с Россией и русской культурой. Главные города Гиляна — Энзели1 и Решт — стали важнейшими торговыми центрами, куда прибывали по Каспийскому морю русские промышленные и другие товары для Ирана. Из гилянских портов в Россию вывозили рис, шелк, сухофрукты. Экономическая связь определяла политическое и культурное влияние России в Гиляне и, в частности, крупную роль в общественной жизни Гиляна русского демократического движения и его идей.

В настоящее время гиляки и галеши постепенно входят в состав персидского народа (чему способствует их языковая близость), продолжая все же сохранять ряд характерных черт в быту и культуре. В такой же мере талыши ассимилируются с азербайджанцами; этому, однако, мешает языковое различие: талышский язык принадлежит к иранской, азербайджанский же—к тюркской группе. Поэтому талышский язык постепенно вытесняется азербайджанским, й в настоящее время подавляющее большинство талышей владеет одновременно талышским и азербайджанским языками.

ГИЛЯКИ И ГАЛЕШИ

Гиляки занимаются преимущественно земледелием, которое в прибрежных районах сочетается с рыболовством, а в горах — со скотоводством и лесным промыслом.

Земледелие

Благодаря субтропическому климату, обилию рек и осадков почва Гиляна очень плодородна. Здесь, кроме риса, сеют, преимущественно на склонах гор, пшеницу и ячмень, разводят кенаф (индийскую коноплю), табак и сахарный тростник, которые дают больше половины урожая по всему Ирану. Чай культивируют главным образом на склонах гор в восточной части Гиляна: в Лахиджане построена чайная фабрика, единственная в Иране. Цитрусовые разводят на всем южном побережье Каспийского моря, например в Гиляне — около двадцати различных сортов апельсинов, лимонов, мандаринов, померанцев и других цитрусовых. В Пехлеви и некоторых других местах цитрусовые разводят даже с декоративной целью, обсаживая ими улицы и дворы. Повсеместно, а особенно вблизи городов, распространено возделывание огородных культур, которым отводят место между деревьями в садах, на плантациях шелковицы, перед домом. Выращивают помидоры, баклажаны, красный перец, лук, чеснок, картофель, салат, фасоль и т. п., в Пехлеви и Реште — огурцы, имеющие в длину до 70 см.

Важнейшая земледельческая культура, которая определяет характер земледелия в Гиляне,— это рис, служащий основным продуктом питания населения. Рисовые поля занимают около двух третей всей обрабатываемой земельной площади, и три четверти урожая идет на местное потребление.

Районы, прилегающие к Каспийскому морю, производят рис невысокого качества (чампа); в остальных районах культивируют высокосортный рис садри, расми, намдар, амбарду и др.

Рисодзые поля, требующие большого количества воды, располагаются по долинам рек или около искусственных водоемов. С марта по август эти поля представляют огромные заболоченные пространства, разделенные искусственными земляными валиками на многочисленные грядки, на которые по оросительным каналам направляют воду. Урожай риса зависит от количества содержащегося в воде ила; поэтому с тех полей, которые получают уже пропущенную через другие поля воду, собирают меньший урожай.

Труд рисовода очень тяжел. Ранней весной, еще до спада весенних вод, участок, отведенный под рис, дважды вспахивают деревянной сохой и лопатами; затем поверхность грядок выравнивают бороной из прутьев. Семена риса в начале марта кладут в соломенные торбы и на три дня опускают в проточную воду, после чего подвешивают в теплом месте. Примерно около середины мая проращенные таким образом семена густо (по 50 кг на каждые 25 м2) высевают на грядки, а недели через две пересаживают рассаду на заболоченные поля. Работа эта выполняется женщинами, почти полностью вручную. Спустя две недели впервые пропалывают молодые побеги.

Уборка урожая начинаеася в конце августа. Обмолот производится на маленьких водяных мельницах, а в горных районах — на примитивных рисоочистительных машинах. Это — качающаяся на перекладине, укрепленной на двух вби - тых в землю столбах, доска с деревянным молотом на узком конце; две девушки, стоящие на широком конце доски, ритмичными движениями — шаг вперед, шаг назад — заставляют доску качаться, молот ударяет по врытой в землю и наполненной неочищенным рисом ступе. Из-за низкой техники сельскохозяйственного производства урожайность риса сравнительно невелика (1,3— 1,7 тонны с гектара против 2,6 тонны в Японии).

Рисоводствовредно влияет на здоровье сельского населения. Заболоченность в течение всего лета значительной части территории Гиляна вызывает распространение малярии. Приготовление почвы под посев и весь даль- неший уход за рисовыми полями связаны с длительным пребыванием земледельца по колено в воде, что ведет к тяжелым ревматическим заболеваниям. В результате процент ранней смертности среди гиляков, особенно женщин, очень значителен.

Шелководство

Второе после риса место в сельском хозяйстве края занимает шелководство, получившее здесь распространение уже в XI—XIII вв.1 В настоящее время Гилян, где под насаждениями шелковицы занято около 10 тыс. га, дает до 90% всех производимых в Иране коконов.

Для создания тутовой плантации в июле спелые плоды шелковицы кладут в соломенные торбы и держат два-три дня в проточной воде для того, чтобы зерна очистились от мякоти. Зерна сажают в лунки на грядках и поливают водой, вначале два раза в день. К периоду осенних дождей саженцы выкапывают и лишь весной высаживают их на плантации. Деревца ежегодно подрезают, не давая им расти выше полутора метров, так как иначе с них трудно срезать ветки. Тем не менее к десяти годам шелковичные деревья достигают 2 — 3 м вышины.

На корм червям идут листья трехлетних деревьев. Плантация трехлетней шелковицы площадью в 1 га может прокормить червей, выводимых из трех коробок грены2. Такая же плантация пятилетней шелковицы дает листья для шелковичных червей из девяти-десяти коробок грены. На корм червям собирают листья, достигшие 3—4 см ширины. Если листья еще не достигли этого размера, а шелковичные черви уже вывелись, их кормят несколько дней листьями салата-латука.

Для выведения червей грену помещают в теплое место около очага или камина; иногда ее держат просто за пазухой. Через два-три дня черви выводятся, и их помещают в калеби — невысокие круглые коробки (около 40 см в диаметре) из коровьего навоза, смешанного с землей. На ночь коробки ставят одну на другую, а днем расставляют пирамидой для притока воздуха. Через несколько дней коробки с червями днем выносят на открытую веранду, где их обогревает солнце, а на ночь убирают в дом. Когда черви подрастут настолько, что начинают вылезать из коробок, их переносят в тилъамбар — навес для выращивания шелковичных червей, 6—15 м в длину,Тильамбар строится на 6—8столбах высотой около 2м и покрывается крышей из рисовой соломы. Под крышей устраивают настил из жердей и хвороста, связываемых лианами, на который кладут червей и свежие ветки шелковицы. Человек, ухаживающий за червями, срезает ветки с шелковицы и кормит ими червей два раза в сутки—утром и на заходе солнца. Первое время для этого достаточно одного человека на два тильамбара, но по мере роста червей в помощь ему берут мальчика, на обязанности которого лежит втаскивать ветви шелковицы в тильамбар и подбирать свалившихся с навеса на землю червей. Следует отметить, что период интенсивного ухода за шелковичными червями совпадает с разгаром работ,на рисовых полях и в огородах.

Перед наступлением окукливания червей на настил кладут предварительно просушенные ветки вяза, к которым черви прикрепляют свои коконы. Через несколько дней после этого подрубают лианы, на которых держится настил, и собирают коконы в большие корзины из рисовой соломы, сортируют их по качеству и сушат в примитивных коконосушиль- нях.

Только за последние годы, благодаря помощи советско-иранских акционерных обществ, в Гиляне начали появляться сиккаторы — машины для сушки коконов.

Скотоводство

Из видов скота, разводимых на южном побережье Каспийского моря, наибольшее значение имеют овцы, козы, лошади, буйволы и особенно зебу.

Зебу известны здесь издавна: в XI в. местный поэт Амид Дейлеми описал в своих стихах горбатого зебу, на котором он ездил верхом1, Зебу используется в Гиляне как рабочее и транспортное животное. Местная порода зебу способна работать в условиях затопленного водой грунта; при этом зебу имеют преимущество перед буйволами: они менее тяжеловесны, более поворотливы и неприхотливы, могут питаться даже листьями. Зебу успешно применяется также в горах для вывозки лесных материалов и при других транспортных работах.

Скотоводство особенно развито у живущих в горах полукочевников- галешей. Зиму, очень снежную в горах, галеши проводят со своими стадами в низинах, часто спускаясь даже на Прикаспийскую низменность. Здесь они живут три-четыре месяца в жилых постройках временного типа; стада выпасают на полях оседлого земледельческого населения, для которого это даже выгодно: таким образом удобряются поля. С наступлением весны скотоводы на восемь-девять месяцев уходят со своими стадами в горные ущелья, оде скот пасется на высокогорных пастбищах альпийского типа. Одновременно они занимаются земледелием, пчеловодством, а если неподалеку имеются леса, также и заготовкой дров, древесного угля, сбором дикорастущих плодов; все это сбывается на базарах селений, расположенных на низменности.

Вслед за откочевкой галешей в горы туда же устремляются представители власти и духовенства, торговцы. Чиновники регистрируют возвратившихся и ведут налоговой учет; духовенство открывает бездействовавшие в зимние месяцы молельни легкого типа, устраиваемые около кладбищ или могил «потомков Али»; торговцы из городов, расположенных по южным склонам Эльбурса, привозят чай, сахар, соль, сухие фрукты, гончарную и медную посуду, мыло и другие товары. На летовках появляются плотники, кузнецы и другие ремесленники.

Ремесла

В прошлом в Гиляне была высоко развита кустарная обработка шелка. Из страны вывозили шелк-сырец, нитки, шелковые ткани. Однако в конце XIX в. иностранные капиталисты вынудили население Гиляна вывозить коконы в Европу, где фабричная размотка оказалась значительно более выгодной, чем местная кустарная: при кустарном способе размотки килограмм шелка-сырца получается из 7 кг коконов, а при фабричной размотке — из 4 кг. Таким образом, в настоящее время гиляки обработкой шелка почти не занимаются* Небольшое количество шелковой ткани выделывается лишь в районах Лахиджана и Лангеруда.

Скотоводы-галеши изготовляют грубые шерстяные ткани, очень мягкие и теплые шерстяные чулки и носки, идущие отчасти на продажу. Шерстяные ткани лучшего качества производятся в районе Фумена. В районе Рудбара имеются кустарные мастерские по производству деревянных изделий — гребней, ложек и т. п.

Общественные отношения

Почти вся земля в Гиляне принадлежит помещикам, которые своего хозяйства не ведут, а сдают землю* на кабальных условиях крестьянам, лишенным земельной собственности. Наряду с крупными помещиками, владеющими сотнями и даже тысячами гектаров плодородных земель, встречаются владельцы карликовых земельных участков. Иногда состоятельный крестьянин арендует землю у пяти-шести владельцев таких участков.

Арендная плата очень высока и составляет более 50% урожая. От арендатора тутового сада помещик получает до двух третей собранных коконов. Крестьяне обязаны бесплатно выполнять для помещика натуральные повинности по постройке дома, проведению и ремонту оросительных каналов и дорог, доставлять помещику известное количество продуктов садоводства, огородничества, птицеводства и т. д.

В шелководческом хозяйстве гиляков большую роль играет ростовщический капитал. Грену крестьяне не заготовляют, ею снабжают шелководов представители торговых фирм, которые берут за это около четвертой части будущего сбора коконов. При заключении договоров широко используется * старый ростовщический прием: зимой, когда у крестьянина нет денег, агент фирмы ссужает его с условием, что крестьянин расплатится потом коконами. Нередко «облагодетельствованный» фирмой шелковод вынужден сдавать ей коконы без учета рыночных цен-

В настоящее время наблюдается быстрый рост классовой дифференциации и развитие капиталистических отношений в среде крестьянства.

Для Гиляна характерно, что сельскохозяйственные рабочие в массе не принадлежат к местному населению, а приходят сюда на заработки главным образом из расположенного на юго-западе (в Ардебильском шах- ристане) горного района Халхал. Бедняки-халхальцы, вспахав у себя поля и предоставив женщинам засевать их пшеницей и ячменем, уходят с октября по март в Гилян на заработки. Физически более сильные, чем изнуренные малярией гиляки, халхальцы за ничтожную плату нанимаются на самые тяжелые работы. Ежегодно в Гилян приходит до 25 тыс. хал- хальцев. Однако за последнее время, в связи с возрастающим обеднением крестьянства, увеличивается число батраков из гиляков и галешей. Многие бедняки, не находя применения своему труду в сельском хозяйствег уходят на рыбные промыслы на Каспийском море.

Положение женщины

В хозяйственной жизни гилякской семьи особенна крупную роль играет женщина. На ней лежат тяжелые работы по рисоводству и шелководству. Распределение работ в семье свидетельствует о наличии у гиляков пережитков: матриархата. Так, обычно подростки-мальчики вяжут на железных спицах шерстяные носки, чулки, варежки, в то время как девушки пасут скот; мужчины доят коров, а женщины работают на рисовых полях. О матриархальных порядках в Гиляне в древности писал византийский историк Георгий Амартол, из труда которого эти сведения попали в русскую летопись: «Другой закон у гилий: жены у них пашут и созидают храмы и мужские деяния совершают, но и любви предаются сколько хотят, не сдерживаемые своими мужьями и не стыдясь. Есть среди них и храбрые женщины, и женщины умелые в охоте на зверей. Властвуют жены эти над мужьями своими и воинствуют, как и они»1. В X в., по сообщению' Макдиси, в Гиляне в лавках торговали женщины и в брак жители Гиляна вступали по взаимному желанию брачущихся

Гилячка занимает в семье независимое положение. Она — хозяйка дома, в ее ведении находятся не только продукты, но и деньги. Гилячка никогда не закрывает лица и свободно общается с посторонними как на улице, так и дома. В общественной жизни деревни женщина участвует наравне с мужчиной.

Большое хозяйственное значение женского труда в гилякской семье обусловило высокий выкуп за невесту, уплачиваемый женихом. Однака брак, почти всегда моногамный, заключается по обоюдному желанию, и девушка сама часто договаривается с женихом о размере выкупа, а также о количестве и качестве тех предметов домашнего обихода (одежда, посуда, постель), которые жених должен приготовить к моменту ее прихода в дом. Если жена, придя в дом мужа, обнаруживает недостаток каких- либо оговоренных при заключении брака предметов, она возвращается к родителям, а уплаченный за нее калым не возвращается. «В таких случаях никакая сила и никакая власть не могут понудить невесту вернуться к мужу или вернуть ему калым»1.

Материальная культура

Селения гиляков очень различны по своим размерам — от небольших деревушек в двадцать-три- дцать домов до крупных сел с несколькими сотнями домов, мечетью и группой лавок с чайханой в центре. Таковы же размеры большинства городских поселков, отличающихся от крупных сел обязательной площадью в центре и более или менее значительным базаром. Чем крупнее город, тем больше в нем базар, тем шире этот базар обслуживает не только городских жителей, но и население окрестных сел и деревень, сбывающих здесь продукты сельского хозяйства. Крупные города — Решт, Пехлеви в центральной части имеют облик современного города с широкими асфальтированными улицами, многоэтапными домами, большими магазинами, кинотеатрами, электрическим освещением и т. д.; их окраины сохраняют старый облик.

Подавляющее большинство строений в богатом лесом Гиляне деревянные. Лишь в прибрежной полосе да в крупных городах, как Решт и Пехлеви, дома часто возводят из сырцового или обожженного кирпича. Галеши строят свои постоянные дома на горных летовках из камня и окружают их каменными же стенами.

Тип городских строений, а также домов помещиков и деревенских богатеев, по своей архитектуре в настоящее время приближается к персидскому. Однако даже в городе сохраняются некоторые специфические черты гилянской архитектуры: окна на улицу, навесы над дверьми, высокие тесовые или черепичные крыши, предохраняющие от обильных дождей.

В низменной части страны, отличающейся влажным климатом, почти все жилые и хозяйственные строения ставят на сваях и, как правило, обмазывают глиной, предохраняющей стены от гниения. Столь же характерна для гилякского дома высокая остроконечная крыша из рисовой соломы или камыша, края которой низко свешиваются над стенами. Часто дома строят в два этажа с открытой террасой на .столбах (талар), над которой устроен балкон. Двор с амбаром, хлевом и другими хозяйственными постройками огорожен плетеным забором; вся усадьба окружена фруктовыми и шелковичными деревьями (на побережье цитрусовыми).

Жилище крестьянина-гиля- ка обычно состоит из одной комнаты, у более зажиточных перегороженной пополам, и отапливается камином, чаще всего по-черному. В жилищах на низменности камин часто отсутствует и в холодное время года комнату обогревают жаровней с углями. Пищу готовят на очаге, устроенном на балконе или под специальным навесом во дворе.

Внутреннее убранство гилякского крестьянского дома состоит из ковров, паласов, войлоков или камышовых цыновок. По стенам висят торбы и корзинки из рисовой соломы, служащие для хранения мелких домашних вещей; корзины и торбы большего размера служат для хранения зерна и других продуктов. Постель на день убирают и складывают вдоль стены или же в специальную нишу. В таких же стенных нишах хранят домашнюю утварь и посуду. Едят, сидя на полу. Пищу подают на медных или деревянных подносах, которые ставят на пол или на низенькие столики.

Гиляки питаются главным образом рисом, молочными продуктами и рыбой. Значительную роль в питании играют овощи и фрукты. Мясо и хлеб потребляются в очень небольшом количестве., преимущественно горожанами и жителями горных районов. Большинство гиляков относится к хлебу с предубеждением: «Пожри хлеба и сдохни»,— ругаются гиляки. Основными блюдами являются члоу — вареный рис, плоу — тот же рис с разными приправами и ширбириндж — рисовая каша на молоке. Из соленой рыбы приготовляют одну из излюбленных приправ к плоу. Пьют воду, подслащенную виноградным суслом (шире), и разбавленное водой кислое молоко (дуг). Большое распространение имеет чай; его предпочитают пить не дома, а в чайхане, которая служит своеобразным клубом, где жители узнают новости и обсуждают свои дела.

Одежда гиляка даже в деревнях мало отличается от одежды соседнего персидского населения. Для мужчин характерна обувь, сплетенная из сыромятной кожи и надеваемая на шерстяные носки, удобная в условиях как горных районов, так и низменности, где большую часть года, в особенности зимой и осенью, стоит непролазная грязь. Крестьянин всегда ходит вооруженный большим кривым ножом (даз), который ему необходим и в лесу и для работы в саду.

Женский костюм, наоборот, резко отличает- гилячку от персидской женщины. Он состоит из короткой (выше колен) широкой юбочки в мелкую складку из легкой цветной ткани, поверх которой надевается темная кофта с длинными рукавами и вырезом по шее; нижняя часть- кофты, доходящая до бедер, несколько расширена и имеет разрезы по бокам. Юбочка и кофта по нижнему краю обшиты полосками ткани другого цвета. Снизу надевают белую хлопчатобумажную рубаху. Выходя из дому, гилячка надевает черные шаровары и перепоясывается по бедрам черным платком, свисающим углом сзади и подобранным спереди. На голове гилячки носят сложенный косынкой и завязанный под подбородком платок. Ходят всегда бо~ сиком. Как говорят гиляки, их женщины «от рождения до смерти не знают обуви».

Гиляки редко пользуются транспортом,, применение которого к тому же затруднено гористо-лесистым характером местности. Передвигаясь пешком, гиля- ки обычно переносят на себе и грузы. Для переноски продуктов сельского хозяйства в город на базар мужчины пользуются длинной и гибкой палкой с крючками на концах, к которым подвешиваются зем- били (соломенные торбы). Женщины переносят грузы на голове или за спиной. Грудного ребенка гилячка на больших переходах несет за спиной: накинув на шею платок и сложив его концы на груди крест-накрест, она завязывает большой узел сзади на пояснице, под ребенком.

Язык и духовная культура

Язык гиляков — гилеки, или, как его чаще называют, гилянский, — относится к прикаспийской группе иранских языков. Гилеки распадается на несколько говоров, из которых выделяется говор галешей. В средние века было сделано несколько попыток создать на гилеки литературные произведения. В настоящее время, как уже отмечалось, в среде гиляков все больше распространяется персидский язык. О «необходимости приобщения гиляков к персидской культуре» неоднократно и настоятельно говорилось в иранской прессе1.

Персидский язык, однако, еще не стал для населения Гиляна родным языком и усваивается детьми в процессе школьного обучения. Школ в Гиляне меньше, чем в собственно персидских районах Ирана, процент грамотных несколько ниже. Полукочевое галешское население почти поголовно неграмотно.

Устное народное творчество гиляков и галешей, в особенности их замечательные эпические и лирические песни, до сих пор еще не только не изучено, но даже и не собрано. Столь же мало известно народное прикладное искусство гиляков и галешей, в частности обладающие оригинальной расцветкой и своеобразным рисунком ковры, войлоки, шерстяные изделия, шелковые ткани и изделия из дерева и рисовой соломы.

По религии гиляки мусульмане-шииты. Шиизм распространился в крае ,в X—XI11 вв., когда‘шиитские шейхи возглавили борьбу народных масс Гиляна против своих и иноземных угнетателей.

У гиляков и галешей до сих пор сильны пережитки домусульманских верований, имеющих много общих черт с древними религиями других народов южного побережья Каспийского моря и прилегающих районов Закавказья. Так, в Гиляне широко распространено почитание камней и деревьев. Почти у каждого селения и горного перевала встречаются священные камни, деревья и даже целые рощи. Они увешаны разноцветными -лоскутками, прикрепляемыми верующими в дни поминок или по обету. Около «священных мест» часто расположены могилы «святых» шейхов и родовых предков; в сооруженных над ними мавзолеях поселяются дервиши и шейхи, живущие на приношения верующих.