Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и жилище иранцев. Одежда. Пища
Этнография - Народы Передней Азии

Одним из наиболее распространенных у персов является тип жилища, свойственный не только Ирану, но и другим странам Передней и Средней Азии.

Это глинобитное жилище с каркасом из деревянных столбов, на которых держится плоская земляная крыша, покоящаяся на горизонтальных балках, крытых, чтобы не просыпалась земля, небольшими дощечками и слоем соломы или камыша. Окна в таком жилище отсутствуют, свет проникает через двери или небольшие отверстия в крыше или в стенах. Нередко фасад дома имеет террасу (айван), а самый дом окружен различными хозяйственными постройками. В селении дома стоят вдоль улиц, часто кривых и извилистых, без определенной планировки. Много подобных селений встречается на южных склонах Эльбурса, в частности близ Тегерана, а также южнее, в районе Исфахана. Такие селения обычно называются керъе, или дех.

Другой тип селения — это кале, калаче, палате (буквально: крепость), распространенный, по имеющимся данным, преимущественно в северном Иране, меньше— в центральном и южном. Он представляет собой укрепление в виде высокой квадратной или прямоугольной ограды — глинобитной стены, иногда с башнями по углам. В одной из стен устраивают ворота, запираемые на ночь. Внутри ограды вдоль всех четырех стен в ряд расположены жилища, тесно примыкающие одно к другому. Стены жилища глинобитные или сооружены из сырцового кирпича. Каждое жилище состоит из одной комнаты, площадью в 15—20 м2, и имеет куполообразную крышу, сложенную из сырцового кирпича. Окон в этих помещениях нет, их заменяют небольшие отверстия в стене и крыше. Каждая семья обычно занимает три-четыре помещения, расположенные вокруг небольшого внутреннего дворика. Для отопления устраивают печи вроде каминов или же разводят огонь прямо на полу, и дым уходит в отверстия в крыше. Кое-где такие постройки возводятся в два этажа, причем даже и в зтих случаях жители обходятся почти без применения дерева.

Близ деревни-крепости часто можно видеть дом помещика, караван- сарай (если деревня расположена при большой дороге), кофейню — ках- sexane, иногда жандармский пост с башней.

Особый тип жилища распространен в богатых лесом сырых прикаспийских провинциях — Гиляне и Мазандеране. В обеих провинциях деревенские дома строятся из дерева. В Мазандеране стены домов сооружаются из неотесанных бревен или из плетней, заплетенных между рядом деревянных столбов и обмазанных толстым слоем глины. Крыши — двускатные, покрыты корой. В Гиляне дома строят также из бревен, ставят их не прямо на землю, а на высокий деревянный сруб, возводимый для предохранения жилья от сырости. Гилянские дома имеют своеобразные крыши в форме конуса или трапеции, высота которых вдвое превышает высоту дома. Крыши покрыты рисовой соломой; они со всех четырех сторон опущены почти до самой земли и служат крышей также и для устраиваемой вокруг дома деревянной террасы. Для того чтобы попасть в дом, нужно подняться по лестнице,, ведущей на террасу. Отметим также весьма своеобразные деревни близ Йезда, сооруженные в скалах, на значительной высоте, и напоминающие собой пещерные города, а также легкие постройки из ветвей кустарника и камыша в жарких долинах юго-восточного Ирана.

Своеобразную особенность некоторых жарких южных и восточных районов Ирана представляют собой так называемые бадгиры («ветрособи- ратели»). Это вертикальные трубы, выведенные над крышами домов и снабженные боковыми отверстиями, через которые вентилируется помещение.

Иранские города, за немногими исключениями (например, европейская часть Тегерана), сохраняют до настоящего времени своеобразный традиционный вид. Хотя средневековая планировка иранского города, делившегося на обнесенные стенами части — цитадель, шахристан и ра- , бат, теперь уже нарушена, кое-где еще сохраняются следы этой планировки, остатки существовавших когда-то стен и т. п. В настоящее время в иранских городах обычно в центре расположена площадь, часто с садом и бассейном с фонтаном посредине. От нее под прямым углом отходят четыре большие улицы. Неподалеку обычно находится и центральный базар, занимающий большую площадь и состоящий из ряда крытых проходов с лавками и мастерскими по обеим сторонам. Центральные улицы довольно широки, часто вымощены, вдоль тротуаров проведены арыки, обсаженные, как, например, в Исфахане, деревьями. Резкий контраст с ними представляют остальные улицы, переулки и проулки, извилистые и кривые, с выходящими на них глухими стенами. На городских окраинах скучены дома беднейшей части населения — невысокие, приземистые постройки, лишенные дворов и зелени.

Городские дома людей зажиточных или среднего достатка сооружаются из жженого кирпича, плоского, небольшой толщины, или же, так же как и в деревнях, из сырцового кирпича или глины. Часто дома из жженого кирпича не оштукатурены, а орнаментация стены, особенно фасада, достигается различной кладкой кирпича. В центральной части больших городов можно увидеть двух- и трехэтажные дома, однако большинство домов имеет один этаж.

Обычно с улицы через небольшую калитку в стене входят во двор, в глубине которого расположен дом. Часто дверь калитки находится в небольшой нише. На двери висит молоточек, заменяющий звонок. Дворы содержатся очень чисто и выложены плитняком. Во дворе иногда разбит цветник, растут деревья. Почти всегда во дворе имеется бассейн, воду из которого берут для различных домашних надобностей, для поливки двора, для омовений; иногда в бассейне купаются. Под домом в подвальном или полуподвальном помещении иногда находится так называемый аб- амбар — помещение с закрытым со всех сторон водохранилищем; воду из аб-амбара берут через кран, устроенный в одной из его стенок. В новые двух- и трехэтажные дома проведен водопровод и в верхние этажи воду накачивают ручным насосом. Кроме аб-амбара, в полуподвальном помещении расположена кухня — агипазхане и особое помещение зирземин, где обитатели дома часто проводят время летом, когда становится особенно жарко. Со двора в дом проходят через террасу, открытую спереди и снабженную колоннами. На террасу выходит много дверей, заменяющих собой также и окна, так как двери эти обычно стеклянные.

В старых домах состоятельных людей сохраняется деление всего дома на две части: бирун — внешние («мужские») комнаты и эндерун — внутренние покои, предназначенные для женщин и детей, куда вход посторонним мужчинам запрещен.

Внутреннее убранство дома всецело зависит от состоятельности его хозяина. Основное убранство жилых помещений составляют ковры, качество которых также определяется имущественным состоянием данной семьи. У персов в комнатах принято стелить четыре ковра: один посреди комнаты, два по обеим его сторонам и один вдоль стены на почетном месте. В прежнее время мебель в персидских домах заменяли расположенные вдоль стен одеяла и валики-подушки. Теперь в зажиточных домах в большом употреблении низкая мягкая мебель хамадани (кресла, диваны, низкие столики). В небогатых домах стены комнат беленые, а у состоятельных людей часто отделаны алебастром и украшены лепным орнаментом. В стенах сделаны ниши, имеются полки, на которых расставлены различные стеклянные предметы, очень распространенные в персидских домах: зеркала, лампы, канделябры, вазочки; чем богаче дом, тем их больше. Они, как правило, не употребляются по прямому назначению и имеют чисто декоративное значение, так же как и искусно украшенный камин — неотъемлемая принадлежность парадных комнат богатого дома.

Для обогревания, наряду с входящими в употребление различного типа печами и паровым отоплением, в новых городских домах служит традиционное курсы — широкий квадратный столик, под который ставится жаровня на металлическом подносе, с раскаленными углями. Сверху это приспособление покрывают большим квадратным стеганым одеялом. Все присутствующие залезают под это одеяло по самые плечи, ногами к жаровне, и таким образом сидят или спят. У бедняков курси служит также для приготовления пищи.

Одежда

В настоящее время значительная часть городского населения Ирана, в особенности же представители зажиточных слоев общества, а также интеллигенции, полностью переняла европейский костюм. Что касается средних слоев города, то и среди них теперь нередко можно встретить людей, носящих европейскую одежду, а среди женщин — платье европейского покроя. Однако наряду с элементами европейской одежды они сохраняют в своем костюме некоторые национальные элементы, главным образом головной убор, обувь, а женщины — покрывало. Полностью сохраняет национальный костюм духовенство,

В городе до недавнего времени мужской костюм состоял из следующих элементов. На тело надевалась белая рубаха — пирахан и широкие штаны из черной материи — шалъеар, или зирджаме. Поверх рубахи иногда носили безрукавку — джалетке, а затем каба — род кафтана. Костюм рабочего или ремесленника этим и ограничивался. Рабочие обычно не носили каба. Ремесленники во время работы надевали длинный передник. На юге костюм рабочего иногда ограничивался рубахой и передником. Обувью, особенно на юге страны, служили гиве — белые туфли с вязаным из бумажной пряжи верхом и подошвой из прессованных тряпок. Рабочие нередко ходили и работали босиком. Часть рабочих и сейчас носит рубаху, штаны и безрукавку национального покроя.

Верхней одеждой более состоятельных горожан являлся сердара из сукна, с отложным или стоячим воротником, с прямой застежкой спереди и множеством сборок на талии. Купцы, духовные лица носили вместо сердари леббоде — также из сукна, нечто вроде длинного камзола. Каба и леббоде обвязывали длинным поясом. В холодное время года поверх всего надевали аба — плащ из верблюжьей шерсти без рукавов. На ногах носили бумажные или шерстяные чулки—джураби кожаные туфли— кяфги.

Крестьяне и сейчас носят рубаху из белой ткани и штаны из синей местной ткани (карбос), а также короткий кафтан— каба, преимущественно из того же синего карбоса. В холодное время года надевается короткий овчинный тулуп — ним тане или же верхняя одежда из войлока — на- мад. На ногах гиве, а зимой также шерстяные чулки — джураб.

Национальный персидский головной убор, сохраняющийся частично в быту и до настоящего времени,— пулах, который имеет различную форму и делается из различного материала. Крестьяне и городская беднота носят овальной формы войлочный кулах — кулахе намад, а средние и высшие классы — исключительно конический кулах. Высшие сословия до недавнего времени носили также эммаме, т. е. чалму, под которую надевалась небольшая шапочка—аракчин. Цвет чалмы и способ ее подвязывания были весьма разнообразны, по ним можно было определить социальное положение человека и из какой местности он происходит.

В связи с затворничеством, составлявшим в недалеком прошлом удел женщины-горожанки и практикующимся отчасти и теперь, в женской одежде обычно различаются уличный и домашний костюмы. Принадлежности домашнего костюма: рубаха — пирахан, штаны — шалъеар, кофточка — рахт, или ялъ, и очень короткая пышная плиссированная юбка — шалите. Часто кофточка надевается прямо на тело, без рубахи. Следует отметить, что подобный домашний костюм среди высших и средних слоев городского общества, особенно в Тегеране, вошел в обиход после путешествия в Европу во второй половине XIX в. Насреддин-шаха, пленившегося там балетом и переодевшего весь свой гарем в балетные костюмы. Эти-то костюмы и послужили образцом для вышеописанного домашнего костюма горожанок.

Принадлежностями уличного костюма служат широкие шаровары — чахмур, обычно черного цвета, с пришитыми к ним чулками; шаровары стягиваются тесьмой на поясе и образуют густые сборки. Далее следует черное же покрывало — чадур, или чадур-куче, которое накидывается

на голову и окутывает всю фигуру с головы до ног. На лицо накидывается белое покрывало—рубенд, с полоской ажурной строчки в виде,сеточки на уровне глаз; иногда вместо рубенда лицо закрывают сеткой из конского волоса, называемой пиче. Дома при выходе из комнат, например во двор или же в .другие помещения, накидывается так называемый чадур-намаз — покрывало, но уже не черное, а цветное. Женщины носят также чаргат — вышитый головной платок. На ноги надевают туфли — кяфги.

Жительницы сельских местностей не знают стеснительного чадура и не закрывают лица. Они носят длин- ную рубаху — джуме и широкую юбку — томмун, а на голове платок — дэстмалъ, или чаргат.

Весьма своеобразен женский костюм в Гиляне и Мазандеране. Он состоит из светлой рубахи, длинных серых штанов, цветной плиссированной юбки и темного кафтана с длинными рукавами и вырезом на шее; бедра повязывают большим платком, который спереди подобран, а сзади свешивается углом. Голову покрывают белым платком.

Отметим персидский обычай окрашивать хной волосы на голове, бороду, а также ногти на руках и ногах.

Пища

Персидская кухня отличается значительным своеобразием. Один из любимейших пищевых продуктов—рис, который подается в вареном виде и снабжается всяческими приправами, большей частью в виде различных соусов, известных под общим названием хораш. Соусы приготовляются мясные, рыбные, овощные. Подаются они обычно в небольших мисочках с крышкой. Блюда из риса носят название пилау или чилау, смотря по тому, варится ли приправа вместе с рисом или подается отдельно от него. Кроме этих рисовых блюд в употреблении также куфте — блюдо вроде котлет или битков из мелко нарубленного мяса, к которому примешивают зелень, сих-кабаб — шашлык, абгушт — мясной суп. Большое распространение имеют различные овощные маринады, так называемые туршиха: маринованные лук, свекла и т. п. Хлеб выпекают в виде лепешек круглой или продолговатой формы. Нередко хлеб во время еды употребляют как тарелку, накладывая на него различные кушанья; пользуются им также вместо ложки: кусок хлеба кладут в суп и, когда он намокает, вылавливают сухим хлебом или просто руками. В летнее и осеннее время весьма употребительны различные фрукты, в частности прессованные финики,, отличающиеся большой сахаристостью.

Из напитков прежде всего следует назвать чай, который пьют из маленьких стаканчиков. Кофе гораздо менее употребительно, несмотря на то, что чайные в Иране носят название кахвехане, т. е. кофейных. Чай впервые в Иране упоминается в XVII в., широкое же распространение чая следует относить к более позднему времени, когда он, по-видимому, и вытеснил из употребления кофе. Персы любят также различные шербеты — фруктовые сиропы. Пьют их обычно со льдом. Лед вообще в большом употреблении в жаркое время года. Его кладут в питьевую воду или в шербет, а также употребляют для сохранения продуктов. Лед приготовляется в так называемых ях-чал. На участке, отведенном для этой цели где-либо за городом, сооружается несколько очень высоких кирпичных или глинобитных стен, ориентированных параллельными рядами в направлении с запада на восток. С северной стороны у их основания вырыта широкая траншея, которую заполняют водой. Зимой, в морозные дни, вода в траншеях замерзает и превращается в лед, а высокие стены защищают его от солнца. Нарубленный брусками лед отправляют в находящиеся поблизости полуподземные помещения, где он не тает даже в самое жаркое время года.

Все сказанное о пище персов касается преимущественно средних и высших слоев населения. Нищее крестьянство и городская беднота, как правило, вынуждены довольствоваться куском хлеба, часто ячменного, кусочком овечьего сыра и несколькими глотками дуга — пахтанья. Лишь летом и осенью к этому скудному рациону добавляется небольшое количество фруктов. О характере питания иранской бедноты свидетельствует поговорка: «Ешь столько, чтобы не умереть с голоду».

Персы обычно едят два или три раза в день: утром, в полдень и вечером, после захода солнца. В бедных семьях ужин составляет главную еду. Для трапезы расстилают на полу скатерть; едят главным образом руками. Перед принятием пищи и после нее подается медный кумган с теплой водой для омовения рук.

Во всех слоях персидского общества, как среди мужчин, так и среди женщин, очень распространено куренье кальяна.