Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Узбеки в Афганистане: основные занятия, общественные отношения, материальная культура
Этнография - Народы Передней Азии

В Афганистане проживает свыше 1 млн. узбеков. Говорят они на различных диалектах узбекского языка.

Узбеки занимают среднюю часть Северного Афганистана, районы Меймене, Мазари-Шерифа, Шибиргана, Балха, Ханабада, Ташкургана и Кундуза.

Историческая связь узбеков Северного Афганистана с узбеками Советского Узбекистана выявляется в общих названиях племен: каттаган в Кундузе и Ташкургане; сарай — в Мазари-Шерифе и Балхе; минг— в Мазари-Шерифе, Балхе, Меймене, Ташкургане; кунграт — в Кундузе и Мазари-Шерифе; дурмен — в Хазрети-имам-Сахибе; тюрк, могол, барлас, карлук — в Каттагане и Бадахшане.

Узбеки левобережья верховьев Аму-Дарьи, как и узбеки правобережья, неоднородны по своему происхождению, что находит до сих пор свое отражение в различиях, имеющихся как в материальной, так и духовной культуре отдельных групп узбеков.

Наиболее древней частью тюркоязычного населения Афганистана являются узбеки без родового деления, называемые чаще чагатаями. По своей культуре и образу жизни они ничем не отличаются от таджиков — исконного оседлого населения Афганистана. Не исключена возможность, что узбекоязычные чагатаи являются историческими потомками наиболее ранних тюркских пришельцев, давно осевших и принявших культуру местного населения, или же потомками той части ираноязычных тохари- станцев, которые еще в древности тюркизировались.

К ранним пришельцам следует отнести племена тюрк и карлук, предки которых, выходцы из Алтая, еще в VIII в. обитали в верховьях Аму- Дарьи. С тохаристанскими карлуками столкнулись арабы во время завоевания Средней Азии. Племена барлас и могол, в большом числе обитавшие в верховьях Аму-Дарьи еще в тимуридское время, по своему происхождению являются монгольскими, но уже в XIV—XV вв. были полностью тюркизированы.

Указанные племена, проживающие и на правобережье верховьев Аму-Дарьи, играли большую роль в истории Средней Азии тимуридского периода, когда левобережье составляло неразрывную часть владений ти- муридов и когда Балх являлся резиденцией наследника престола тиму- ридской династии.

Наконец, значительная группа узбекских племен (каттаган, сарай, минг, дурмен) является потомками относительно поздних пришельцев в верховья Аму-Дарьи, а именно дешти-кыпчакских узбеков Шейбани-ха- на, завоевавших Среднюю Азию в начале XVI в.

Среди тюркоязычного населения Афганистана имеется группа каракалпаков, которую исследователи обычно рассматривают как один из узбекских родов.

В первой половине XIX в. населенные узбеками области современного Северного Афганистана представляли собой феодальные узбекские ханства — Кундузское, Мазарское, Шибирганское и Мейменинское, в той или иной степени подчинявшиеся эмиру бухарскому. Однако уже со времени прихода к власти в Афганистане Дост-Мухаммеда ’афганское правительство, подстрекаемое Англией, начало завоевывать земли Южного Туркестана, в том числе и узбекские ханства. Этот процесс затянулся на несколько десятилетий. В 1840—1850 гг. афганцы присоединили земли Балха, Маза- ри-Шерифа, Кундуза и других ханств, но вскоре некоторые ханства вернули себе независимость. Только в правление эмира Абдуррахмана афганские феодалы окончательно подчинили себе все земли между Аму-Дарьей и Гиндукушем; узбекские ханства были превращены в провинцию Афганистана.

Во время завоевания страны афганцами значительное количество узбекского населения бросило обжитые места и ушло либо на правый берег Аму-Дарьи, либо в горы Гиндукуша. Позднее, в результате резкого повышения земельного налога, бегство узбеков приняло еще большие размеры. Земли бежавшего населения и земли многих местных феодалов были объявлены государственной собственностью. Начался интенсивный процесс колонизации края афганскими феодалами1.

В правление Абдуррахмана, после волны восстаний в Каттагане, Мазари-Шерифе и Меймене, колонизация узбекских земель усилилась. Афганцам, переселявшимся сюда с юга, предоставлялись льготы, афганским ханам раздавались большие земельные владения. В результате произошло широкое заселение афганскими племенами лучших узбекских земель с вытеснением оттуда значительного числа узбекских крестьян.

Положение узбеков, оставшихся на местеv значительно ухудшилось. Больше 50% всего крестьянства Северного Афганистана не имеет земли, а около 25% владеет землей в недостаточном для ведения хозяйства количестве. Начиная от Рустака и'кончая Меймене, узбеки, живущие в местностях с поливным земледелием, в массе своей безземельны и вынуждены работать арендаторами-издолыциками2.

В горных районах края, куда выселилась большая часть узбекского населения, крестьянство также ощущает недостаток пригодных для обраг ботки земель. В районах Санг-Чарака, Дара-Юсуфа, Меймене поля их страдают от потрав, производимых проходящими со своими стадами кочевниками. Кроме того, за последние десятилетия кочующие в Северном Афганистане племена стали переходить к оседлости и в горных районах, частично вытесняя узбеков с их земель.

Основные занятия. Общественные отношения

Узбекское население Северного Афганистана занимается в основном земледелием и скотоводством. Земледелие ведется как на поливных, так и на неполивных землях. На неполивных землях культивируют преимущественно пшеницу и ячмень. На поливных землях разводят хлопок, рис, кукурузу, просо, джугару, клевер и кунжут. Районы Меймене, Мазари-Шерифа, Балха и Ташкургана являются основными поставщиками хлопка в Северном Афганистане. В долине Кундуза развита культура риса. Почти повсеместно развито садоводство и бахчеводство.

В бассейне Мургаба, Балха и в особенности Кундуза имеется много искусственно орошаемых земель. Оросительные сооружения в Северном Афганистане при разработанности системы мелкого местного орошения (ручьи, маленькие каналы) отличаются примитивностью. Обработка земли у узбеков свидетельствует об отсталости земледелия. Вспашка земли не глубока; переложная, по преимуществу, система хозяйства лишь постепенно заменяется двухпольем, реже трехпольем.

Вспашка земли производится деревянным плугом омач, в который впрягают быков. Для очистки оросительной сети имеется разнообразный набор железных лопат. Беднота, не имеющая своего скота и средств для найма его, обрабатывает землю кетменем.

Наличие обширных пастбищ дает возможность узбекам горных районов наряду с земледелием заниматься также и скотоводством, в первую очередь разведением овец. За последние десятилетия, в связи с развитием рыночных отношений, узбеки вслед за афганскими туркменами стали больше разводить каракулевых овец. Разводят также коз, лошадей, верблюдов и крупный рогатый скот.

Как правило, скотоводством занимаются лишь богатые узбеки. Скот пасут наемные пастухи-издольщики, получающие от владельца скота, кроме пищи и одежды, небольшую долю приплода г.

Многие узбеки занимаются извозом, мелкой торговлей, ремеслами. Особенно развито валяние кошм и тканье простых хлопчатобумажных материй (алача, жата), грубого шерстяного сукна, паласов, тонкой палас- ной ткани для подстилки (джули) и мешков (чуеал).

Большая часть земель принадлежит помещикам и арендуется мелкими участками отдельными дехканами или небольшими группами дехкан на условиях издольщины; часто помещики сдают в аренду также скот и сельскохозяйственный инвентарь. Безземельные крестьяне, работающие на помещичьих землях в качестве арендаторов-издолыциков (чайрикер)г отдают владельцу земли до трех четвертей урожая. Издольщик и члены его семьи обслуживают хозяйство помещика. В обязанности издольщика входит очистка магистрального канала и отводных арыков всего поля, посев, регулярный полив засеянных полей, борьба с саранчой, удаление с полей сорных трав, уборка урожая.

Во многих, особенно зажиточных, дехканских хозяйствах узбеков часто практикуется хогиар (взаимопомощь), пережиток общинно-соседских отношений, превращенный в орудие эксплуатации и прикрытый нормами соседского обычного права. Зажиточные крестьяне приглашают на уборку урожая соседей, которым за работу не платят, а ограничиваются устройством угощения1.

Материальная культура

У полукочевых узбеков горных районов, наряду с постоянными зимними 'жилищами, широко распространены юрты, крытые кошмами; встречаются и камышовые круглые шалаши, крытые травой. В земледельческих районах узбеки обычно строят небольшие глинобитные постройки, нередко, однако, пользуясь юртами и камышовыми шалашами. Освещаются жилища самодельными светильниками — чираг, лишь в зажиточных семьях употребляют керосиновые фонари и лампы.

Мужчины носят халаты, сшитые из алачи и маты, на подкладке. Стеганные на вате зимние халаты шьют из сукна местной выделки или из маты. Мужские рубахи и штаны шьют из маты или же из привозных ситцев и бязи.

Обувь изготовляют из бычьей кожи и кожи диких коз. На голове мужчины носят тюбетейки и чалмы, женщины — платки.

Обычной пищей населения являются пшеничный и ячменный хлеб, выпекаемый в виде лепешек, и похлебка из толченой пшеницы, ячменя или проса. Молоко пьют в кипяченом или квашеном виде или же готовят на нем соленый чай. Из кислого молока заготовляют впрок масло и сухой сыр—крут. В зажиточных семьях готовят рисовый плов. При наличии огородов и садов пища разнообразится овощами и фруктами.

Религия и патриархальные пережитки

По религии узбеки мусульмане-сунниты, однако среди них сохраняются пережитки шаманских представлений. Большую роль продолжает играть мусульманское духовенство — муллы и ишаны. В быту сохраняются древние патриархальные обычаи. Так, держится обычай уплаты за невесту калыма, в состав которого входят лошади, бараны, ткани, различные вещи и деньги. Родители невесты [дают жениху лошадь, а невесте — приданое, состоящее из полного комплекта постельных принадлежностей, платья, обуви и украшений.