Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Таджики в Афганистане: основные занятия, материальная культура, семейный быт и религия
Этнография - Народы Передней Азии

Таджики составляют коренное население северных и отчасти центральных областей Афганистана. Численность таджиков в Афганистане приблизительно равна 2300 тыс. Это вторая по величине народность Афганистана населяет самые развитые в экономическом отношении районы страны.

Основная масса афганских таджиков живет в северо-восточной части Афганистана — в Каттаганской и частично в Мазари-Шерифской провинциях, где таджики составляют большинство населения. Другая значительная часть таджиков проживает на крайнем северо-западе страны в Гератской провинции, в долине р. Герируд и в прилегающих районах. Наконец, таджиками заселены северные и южные склоны западной части Гиндукуша, в том числе в северной части Кабульской провинции, и долины горных рек Панджшер, Горбенд, Солянг, отчасти Чарикар и Кабул; значительное число таджиков проживает в г. Кабуле.

Помимо таджиков, говорящих на таджикском языке, в Бадахшане, в бассейне верховий Пянджа, по соседству с советским Памиром, проживает группа припамирских таджиков, говорящих, подобно советским припамирским таджикам, на так называемых припамирских языках. Наиболее крупные из этих групп проживают по левому берегу Пянджа: ваханцы — 64 селения, ишкашимцы — 17 селений и шугнанцы — 21 селение. Далее в глубь страны живут мунджанцы —12 селений, саргулям- цы — 8 селений и сангличцы — 2 селения. Припамирские языки в отдаленные времена были, по-видимому, распространены на более широкой территории, в настоящее время занятой таджикоязычным населением, но их вытеснил таджикский язык; языки современных мунджанцев, саргулямцев и сангличцев представляют собой лишь остатки когда-то более распространенных языков и наречий; таковы же языки парачи и пашаи в долине р. Панджшер и в соседних долинах, недалеко от Кабула.

Около 25 тыс. таджиков проживает в пределах Ирана в Хорасане. Таджики являются основным коренным населением этого края, однако в настоящее время трудно отличить таджиков Хорасана от остального персидского населения.

Таджики издавана составляли основную массу земледельческого и городского населения северного, а частью и южного Афганистана. Потомки исконных, древних жителей этого края, таджики Афганистана по языку, культуре и быту мало отличаются от тад иков правобережья Аму-Дарьи; это объясняется их общим происхождением и общими исторкческими судьбами на протяжении многих веков.

Еще в начале I тысячелетия до н. э. области Гиндукуша, Памира и горные районы нынешнего Таджикистана населял один и тот же народ — бактрийцы, образовавшие могущественное древнее государство Бактрию. Эти общие предки левобережных и правобережных таджиков в дальнейшем вместе входили в состав Греко-Бактрийского царства, Тохаристана и других среднеазиатских государств древности и средневековья. Государство Саманидов конца IX—X в., в котором уже завершился в основных чертах процесс этногенеза таджиков и оформилась таджикская народность, также включало, наряду с правобережьем и левобережьем верховьев Аму-Дарьи, населенные таджиками области нынешнего Афганистана.

Таджики, утратив в результате падения державы Саманидов свою государственность, на протяжении-последующих столетий упорно боролись за свою независимость. Лишь в XVIII — первой половине XIX в. афганские феодалы окончательно подчинили таджикских крестьян области Кабула, Кандагара и Газни. Таджикское население Бадахшана и Кат- тагана, так же как и правого берега Пянджа, продолжало управляться местными феодальными династиями.

В 1830-х годах началась длительная борьба таджиков Бадахшана, Каттагана и других областей с афганскими феодалами, стремившимися захватить таджикские земли, которая продолжалась несколько десятилетий. Афганцам удалось окончательно сломить сопротивление таджиков лишь при эмире Абдуррахмане, причем в 1880-х годах афганцы заняли даже правобережные припамирские районы Рушан и Шугнан.

Под нажимом Англии, рассматривавшей Афганистан как свою будущую колонию, а поэтому заинтересованной в его территориальном росте, афганские завоевания были оформлены англо-русским соглашением 1873 г., а затем закреплены соглашением 1895 г., по которому граница Афганистана была установлена по Пянджу. Афганистан отказывался от своих притязаний на правобережные области Шугнана и Рушана, получив взамен запянджский Дарваз, т. е. ту часть территории левобережного Бадахшана, которая еще в 1870—1880 гг. была подчинена бухарскому эмиру.

Установление власти афганского эмира в районах, населенных таджиками, сопровождалось частичными конфискациями земель у местной неафганской знати, насильственным отобранием их у трудового дехканства и переходом необработанных земель в собственность государства. Созданный таким образом огромный фонд государственных земель был распределен между афганскими переселенцами, образовавшими среди таджиков военные колонии; часть земель получила афганская знать, составившая прослойку новых помещиков. Трудящееся таджикское население стало объектом двойной феодальной эксплуатации: со стороны афганской знати и со стороны собственной знати и баев.

Вместе с тем, с завоеванием края афганскими феодалами увеличились налоги на местное население, в то время как афганские собственники пользовались налоговыми льготами.

Тяжело отразился на таджикском населении и разрыв экономических связей с Бухарой и Туркестаном. Все это не замедлило сказаться на состоянии края. Большие группы крестьян стали покидать насиженные места и уходили на заработки в Туркестан; посевная площадь сократилась.

Характеризуя положение в таджикских районах Афганистана в 1927 г., очевидец писал: «Большая часть поливной земли и лучшие неполивные земли принадлежат помещикам и казне, а крестьянство в общем безземельное, обрабатывает помещичьи земли обыкновенно за очень низкую долю урожая»1. Условия аренды помещичьих земель носят феодальный характер. В Гератском оазисе, где хозяйство носит товарно-денежный характер и значительного развития достигли капиталистические отношения, многие безземельные крестьяне батрачат в хозяйстве баев и закабалены ростовщиками.

Основные занятия

Таджики — превосходные земледельцы, искусные садоводы и огородники. От них афганские племена переняли многие приемы и навыки земледелия.

Таджики занимаются земледелием главным образом на искусственно орошаемых землях в горных долинах, в меньшей степени — на богарных землях. Ирригационные каналы обычно отводятся из какого-либо притока главной реки долины. Практикуется трехлетний севооборот: один год сеют кукурузу, другой—пшеницу, третий — ячмень, часто вместе с бобовыми. Удобрением служит преимущественно навоз, иногда с примесью золы и отбросов. В более низких местах разводят рис; культивируются также масличные—кунжут, лен. В ряде районов большое значение имеют огородничество и бахчеводство.

В 'Каттагане видное место среди сельскохозяйственных культур занимает сахарная свекла, которая перерабатывается на сахарном заводе в Бамиане.

Наиболее интенсивный характер носит земледелие в Гератском районе, где состав культур разнообразнее, применяются более сложные севообороты и где техника земледелия выше, чем в горных районах. Почва здесь удобряется не только навозом, но и голубиным пометом, для сбора которого сооружаются особые голубиные башни. Большой удельный вес в Гератском оазисе имеют хлопок, люцерна, мак и другие культуры.

Большим подспорьем в хозяйстве таджиков служит садоводство; из числа плодовых деревьев следует отметить абрикосовое и персиковое, инжир, айву, яблоню, черешню, грушу, грецкий орех; культивируется также виноград.

Особое место в хозяйстве афганских таджиков занимает культура тутового дерева. Тутовая ягода в свежем и сушеном, а затем размолотом виде является для многих районов основным средством питания широких слоев населения в течение всего года. Летом едят свежие ягоды, осенью— вяленые, зимой и весной — толокно из них. Созревшую ягоду отрясают с дерева на большие полотнища и раскладывают на крышах для просушки. Землю под тутовыми деревьями содержат в чистоте, чтобы не загрязнялись падающие ягоды.

Скотоводство носит подсобный характер; его развитие тормозится, в частности, недостатком сенокосов. В ряде районов, населенных таджиками, разводят овец и коз мейменинской породы; овцы, которых стригут три раза в год, дают шерсть высокого качества. Молочное хозяйство в жизни афганского таджика играет большую роль. Подобно тому как это практиковалось в прошлом у горных таджиков СССР, у афганских таджиков существуют своеобразные артели по сливу молока (пейвоз), в которые объединяются несколько (три-восемь) соседних хозяйств. В Бадахшане и в других горных районах таджики каждое лето перегоняют скот на высокогорные пастбища.

Некоторым подспорьем в хозяйстве афганских таджиков является и охота, главным образом на горных козлов, лисиц, куропаток.

Ремесла представлены в основном ткачеством. Таджики горных районов изготовляют домотканную хлопчатобумажную материю — карбос, а также шерстяную ткань—рагза, употребляемую на халаты. Это производство в ряде районов имеет товарное значение. В экономически более развитых районах, а также в городах занимаются шелководством, шелкоткачеством и ковровым производством.

Материальная культура

Планировка селений зависит от рельефа местности, расположения пахотных участков и ирригационной системы. Дома —глинобитные или же сложены и необтесанного камня, обычно с плоской кровлей. По типу таджикские дома мало отличаются от домов соседних народов. В долине р. Горбенд встречаются укрепленные деревни, обнесенные высокими стенами.

Одежда таджиков состоит из рубахи и штанов—изор; обычно они шьются из белой хлопчатобумажной ткани. Рубаха длинная, с вертикальным разрезом на груди, иногда она надевается поверх штанов и спускается ниже колен. Поверх бумажных, мужчины зимой или во время работы надевают широкие шерстяные штаны. Среди таджиков, как и всюду в Афганистане, распространено ношение безрукавки. Верхней одеждой служит халат — чакман. Женская одежда состоит из длинной цветной бумажной рубахи и штанов. Головным убором у мужчин служит тюбетейка — пулах и чалма — салля, у женщин платок— чадыр. На ногах носят шерстяные вязаные чулки — пойпеч или обмотки — пойтоеа и кожаные башмаки — чорук. Афганские таджики питаются в основном мучными и молочными продуктами, а также фруктами и тутовыми ^годами в самых разнообразных видах.

Семейный быт и религия

Среди афганских таджиков отмечены следы ранее существовавших родовых делений, носящих название коум. Местами сохраняются также следы деления на «высшее» и «низшее» сословия, из которых первое является потомками земельной аристократии; однако в настоящее время это деление почти сгладилось. Еще не так давно представители «высшего» сословия избегали выдавать своих девушек замуж за представителей «низшего» сословия и в то же время брали их дочерей в качестве вторых, младших жен — пешкора, обслуживавших своим трудом домашнее хозяйство.

Семья у таджиков Афганистана в значительной степени носит патриархальный характер. Нередко родители устраивают помолвку своих детей еще в младенческом возрасте; вообще же браки в большинстве случаев устраиваются по желанию родителей.

Свадебный цикл обычно растягивается на продолжительное время, что связано с уплатой за невесту значительного выкупа. Различают два главных свадебных праздника: сговор (кынголя, туи-фатиха) и самую свадьбу (туи-никох), связанную с обрядом мусульманского бракосочетания и увозом невесты в дом мужа. Между обоими этими праздниками проходит обычно от нескольких месяцев до двух-трех лет.

Роды сопряжены с различными древними обрядами и суевериями. Роженица окружена целым рядом запретов, так как считается нечистой; так, например, в течение 40 дней она не может готовить пищу. Как роженицу, так и новорожденного, по существующим поверьям, необходимо охранять от пагубного воздействия злой силы, прежде всего Алмасты; в этих целях мать и ребенка окуривают дымом особых растений, изготовляют для них амулеты и т. п.

По своему вероисповеданию таджики Афганистана мусульмане-сунниты, но среди них, как и среди окружающих народов, сохраняются различные доисламские культы и верования, в частности следы тотемизма, почитания огня. Отдельные группы афганских таджиков принадлежат к секте исмаилитов. Большим влиянием среди населения пользуются представители дервишских орденов, религиозные наставники — игианы. Каждый ишан имеет средикрестьянучеников—мюридов, беспрекословно ему подчиняющихся, исполняющих его указания и делающих ему различные подношения. Ишаны поддерживают широко распространенный среди афганских таджиков культ священных мест — мазаров; сюда верующие приносят различные пожертвования, делаемые по обету, в связи с каким-либо важным событием, а также в большие праздники.