Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселение и жилище кафиров в Афганистане. Утварь и одежда. Религиозные верования
Этнография - Народы Передней Азии

Селения и жилища кафиров в достаточной степени разнообразны, в зависимости от наличия того или другого строительного материала, от характера местности, необходимости защиты от врага и т. п. В селениях, расположенных в верховьях долин, дома возводят из камня или глины; в средней полосе, где имеются большие леса, дома в основном деревянные.

Преобладают крупные селения из ста домов и больше. В самом крупном селении Камдеш насчитывается 800 домов. Характерной чертой кафирских селений, по наблюдениям советской ботанической экспедиции 1924 г., является их опрятность, обжитость, свидетельствующие о старинной оседлой культуре1.

Для некоторых районов Кафиристана характерны селения-крепости. Здесь дома в два-три этажа расположены в виде прямоугольника и своими фасадами обращены внутрь крепости, а глухими задними стенами — наружу. В такое селение можно попасть только через ворота (иногда устраивают двое ворот). На площади в центре селения отведено особое место для собраний и танцев; прежде там же находился общественный дом еромма — большая деревянная постройка, состоявшая из одного помещения с двумя рядами массивных столбов, поддерживавших крышу с квадратным дымовым отверстием в ней. Часто по краям такого селения возведены сторожевые башни.

Многие селения расположены на малодоступных скалах или горных кряжах; дома лепятся по скалистым склонам горы, часто на высоте нескольких сот метров, и располагаются террасами один над другим. Первый ряд домов, поддерживаемый столбами, служит опорой переднему фасаду следующего ряда и т. д. Такие постройки очень прочны.

Некоторые селения, построенные на ровной местности, имеют защитные башни — воспоминание о том времени, когда кафиры должны были противостоять ожесточенному натиску соседних народов. Такие башни, в 10 м высоты, построены большей частью из камня и снабжены бойницами. В дверь, расположенную на высоте 4 м, попадают по приставной лестнице. Вертикальные угловые столбы украшены рогами каменного козла.

Деревянные дома, характерные для средней полосы, возводятся нередко в два-три этажа. В нижних этажах расположены хозяйственные помещения и помещения для скота. В верхние жилые этажи ведут крутые лестницы, часто приставные, которые в случае необходимости можно без труда убрать. Жилая часть дома состоит из одной или нескольких комнат, двери которых обычно выходят на висячую веранду. Посреди помещения устроен очаг — квадратная земляная площадка, по углам которой возвышаются четыре столба, поддерживающие основные балки потолка. Над очагом в крыше имеется световое отверстие, служащее и дымоходом, окаймленное досками, несколько выступающими над поверхностью крыши. Крыша очень прочная, делается из досок, поверх которых насыпают слой земли. ЧаСто крыша служит верандой или передним двором вышестоящего дома. В теплое время года домашняя жизнь кафиров проходит по большей части на крыше. Крыша служит током для молотьбы, на крыше сушат фрукты.

В передней стене дома имеются узкая дверь и небольшие оконные отверстия, прикрываемые ставнями. Дверь, как и ставни, вытесывается из одного куска дерева, обычно из толстой доски. Они вращаются на деревянных клиньях, вставленных в брусья. Некоторые деревянные части домов, в особенности столбы, нередко украшаются сложной резьбой.

В селениях, расположенных выше или ниже границы лесов, дома построены из камня и отличаются от домов горных таджиков Вахана лишь большей тщательностью постройки. В этих селениях дома также нередко расположены в несколько этажей по склону горы. Для кафиров племени парун характерны полуподземные жилища.

Утварь

Внутреннее убранство кафирского дома своеобразно. На очажной площадке установлен железный треножник или же лежат три камня для установки на них котла. По стенам тянутся полки, кое-где вбиты колышки для подвешивания мелких предметов. На полках расставлена домашняя утварь: глиняная посуда местного производства, привозные медные луженые миски, деревянные миски, тарелки и ложки, деревянные корытца для замешивания теста и деревянные же горшки, служащие для варки; жидкость доводят до кипения, опуская в нее раскаленные камни.

Меблировка состоит из низких кроватей, табуретов и маленьких столов; иногда для сидения употребляются деревянные плахи или же доски, которые кладут на подставки из камней. Сиденья табуретов представляют собой обычно раму, переплетенную кожаными полосами; тем же способом делается ложе кровати и верхняя часть стола.

Сидеть на земле считается у кафиров «несолидным». На своих собраниях старейшины сидят на табуретах, а присутствующие рядовые кафиры, не имеющие права голоса, стоят вокруг или сидят на земле. В материальной культуре кафиров отсутствуют ковры и кошмы, предназначенные для расстилания на полу. Все это резко отличает их от окружающего населения и, возможно, указывает на связи с Индией.

В углах или у стен стоят мешки из козьих шкур, в которых хранятся му - ка, зерно, сухие фрукты, жир. Для хранения зерна имеются также грубо отесанные лари. В одном из углов дома обычно установлен ткацкий станок.

Одежда

Одежда кафиров также очень своеобразна и значительно отличается от одежды окружающих народов.

Многие мужчины и дети до настоящего времени носят одежду из козьих шкур, в зависимости от погоды—шерстью внутрь или наружу. Такая одежда имеет вид безрукавки из трех шкур: одна на спинке и две спереди; хвост задней шкуры приходится обычно на уровне ягодиц.Прежде, когда одежду из шкур носили также и женщины, некоторые девушки-франтихи подвешивали к хвосту колокольчик, который звенел во время ходьбы или плясок. Сейчас женская одежда из козьих шкур почти не сохранилась.

В настоящее время мужчины одеваются в мешковатый нательный халат из светлосерой или темнокоричневой шерстяной ткани домашнего изготовления, доходящий до колен и снабженный длинными рукавами. На бедрах или на талии его подпоясывают шерстяным или бумажным кушаком или кожаным ремнем, за который обычно заткнут кинжал. Из такой же ткани шьют как мужские, так и женские штаны.На щиколотках штаны завязываются тесемками. Зажиточные кафиры носят под ха- латомТхлопчатобумажную рубаху. В холодное время поверх халата надевают более длинный халат также из серой или коричневой шерстяной ткани. Традиционная одежда женщин почти не отличается от мужской. Поверх штанов женщины надевают нательный халат, несколько длиннее, чем у мужчин. Лица женщины не закрывают.

Как и афганцы, мужчины носят длинные шали, которые они накидывают на плечи, а правый конец забрасывают за левое плечо. Женщины носят черные и цветные платки. В настоящее время в Кафиристан в значительной мере проникли цветные хлопчатобумажные ткани. Молодые женщины, подобно окружающим народам, носят рубаху-платье из хлопчатобумажной ткани ярких цветов. Особенно быстро афганизируется одежда восточных и западных кати. Мужчины и женщины у них носят длинные хлопчатобумажные штаны белого или черного цвета; мужчины носят также вышитые безрукавки и черные халаты.

Головные уборы кафиров отличаются большим разнообразием. Дети, а также многие мужчины ходят с непокрытой головой; до обращения в ислам они оставляли на темени длинную прядь.волос, завязывая ее узлом, свисающим до затылка; сейчас мужчины бреют голову. Большинство мужчин носит на голове небольшие войлочные шапочки, сходные с паколъ припамирских таджиков и населения Северной Индии, или же черные и белые чалмы, заимствованные у соседних народов. Женщины носят маленькие шапочки и головные платки. Волосы женщины заплетают в мелкие косички или носят их распущенными, схваченными лишь лобной повязкой.

Почти вышла из употребления очень интересная старинная женская рогатая шапочка, которая в доисламское время надевалась при религиозных танцах. Она представляет собой волосяную подушку, покрытую черной сеткой; в передней части по бокам имеются два рога, два других отходят назад и книзу. Рога эти из того же материала, что и подушка, или из дерева; они обтянуты черной материей. Спереди и сверху шапочка отделана металлическими украшениями, наперстками, колокольчиками, раковинами и т. п. Рогатый головной убор китайские путешественники отмечали для этих мест с начала нашей эры.

Дети, а также многие мужчины и женщины ходят босыми. Мужскую и женскую обувь шьют из мягкой кожи, окрашенной в красный цвет. Обувь достигает лодыжки и закрепляется кожаными ремешками. И мужчины, и женщины носят в холодное время шерстяные обмотки.

Женщины украшают себя большими тяжелыми серьгами из желтой меди или олова, кольцами, ожерельями из бусин. Очень нарядны и красочны праздничные плясовые костюмы кафиров.

Описание внешнего облика кафиров будет неполным, если не упомянуть длинного деревянного посоха, который и мужчины, и женщины постоянно носят при себе.

Пища

Основной пищей кафиров служат хлеб и молочные продукты. Хлеб в виде плоских лепешек в более возвышенных частях страны пекут из просяной и ячменной муки, в ниже расположенных местностях — также из кукурузной, а в богатых семьях из пшеничной муки. В голодные годы приготовляют муку также из семян сорняков. Тесто замешивают на воде, на молоке, на растопленном жире или масле и ничем не заквашивают. Женщины месят его в маленьких деревянных мисках и пекут на маленьких железных листах на открытом огне. Из проса, часть которого обрушивают на примитивных крупорушках, варят кашу.

Молоко потребляют в натуральном виде и в виде пахтанья; изготовляют масло и козий сыр. Подавляющее большинство населения мясо ест редко. Его потребляют в полусыром виде, обжаривая кусками над открытым огнем. Едят мясо также и вареным. Иногда пища разнообразится убитой на охоте дичью. Большое подспорье в питании составляют плоды садовых и дикорастущих деревьев, ягоды и мед диких пчел. Из корней зонтичных растений и дикого лука варят похлебку с мукой и горохом

Гостей по возможности стремятся угостить мясом и пшеничным хлебом с чистым топленым маслом. Наркотики не имеют распространения среди кафиров, что резко выделяет их из среды окружающего населения.

Язык

Языки отдельных кафирских племен значительно разнятся один от другого; иногда кафиры из одного племени не понимают языка другого племени. В целом языки кафирских племен кати, вайгели, ашкун и празун выделяются лингвистами в особую— кафирскую — группу языков, занимающую промежуточное положение между индийскими и иранскими языками. Норвежский лингвист Г. Моргенстирне, наиболее полно исследовавший кафирские языки,, считает их стоящими ближе к индийским языкам1. Ближе всего кафирские языки стоят к группе дардских языков, отделившихся от индийской ветви очень давно, когда разница между санскритом и языком Авесты была значительно меньше, чем разница между современными индийскими и июанскими языками.

Религиозные верования

В настоящее время на большей части территории Кафиристана официальной религией кафиров стал ислам. В каждом селении есть мечеть и проживает мулла, а в крупных селениях даже двое мулл: афганец и кафир. Имеются мусульманские школы для мальчиков. Однако в народные массы ислам проник слабо.

Кафиры остаются равнодушными к пятикратному выполнению намаза, к мусульманским пищевым запретам. Прекратилось лишь массовое производство вина. Кафирские женщины по-прежнему ходят с открытым лицом, несмотря на протесты афганского духовенства.

В глухих районах Кафиристана, вероятно, еще сохраняются доисламские религиозные культы. Древний пантеон кафиров включал в себя множество божеств, среди которых центральное место занимал бог Имра — верховное божество; рядом с ним стояли его пророк Мони и бог войны Гиш, один из наиболее почитаемых богов Кафиристана. Наряду с этими тремя главными божествами существовал целый ряд младших богов и богинь — детей или творений Имры.

Противоположностью Имры — творца и доброго божества — являлось злое божество Юш. Сюжет борьбы между богами и демонами занимает первостепенное место в мифологии кафиров, свидетельствуя о глубокой древности их дуалистических представлений. Почитая добрых богов, кафиры в их честь жгли костры, приносили в жертву животных, хлеб, куски дерева арча (древовидный можжевельник), топленое масло. Жертвоприношения совершались и Юшу и его демонам, чтобы умилостивить их.

Возможно, что древние верования кафиров стоят в какой-то связи с индуизмом: в Имре можно видеть ведийского бога Индру, в Мони — пророка брахманистов Ману; в то же время некоторые представления кафиров заимствованы, по-видимому, у мусульман, но у кафиров положительные персонажи мусульманской религии приняли образ врагов, с которыми борются кафирские боги.

Религиозными руководителями у кафиров являлись жрецы — ута, совершавшие жертвоприношения богам, их помощники — дабилала, певшие религиозные песни и плясавшие на религиозных церемониях, и, наконец, пшур — шаманы, люди, одержимые божеством, гадавшие и предсказывавшие в состоянии исступления. Распространенным было гадание, при котором ответ божества угадывался по движению подвешенного на пальце лука.

Жертвоприношения совершались в праздники и в связи с различными важными событиями. Жертвенными животными служили быки и козлы; бык почитался священным в дуалистических мифологиях Индии и Ирана — двух смежных больших областей с древним дуалистическим культом. Многие праздники кафиров связывались с аграрным годовым циклом и посвящались божествам — владыкам и покровителям стихий, плодородия и т. п. Эти праздники сопровождались обязательными жертвоприношениями, молитвами, плясками, коллективной трапезой.

Средоточием культа божеств кафирского пантеона был общественный дом громма. К нему прилегала площадка или деревянная платформа для плясок с особым местом для жертвоприношений. Наряду с этой своей культовой функцией громма предназначался для мужских собраний; здесь мужчины проводили часы досуга, принимали гостей. Громма был доступен только для мужчин; если по условиям погоды религиозные пляски проводились в этом помещении, женщины и девушки стояли снаружи, наблюдая за происходящим через широкие щели между бревнами. Можно полагать, что некогда громма представлял собой мужской дом, бывший обязательным атрибутом мужских союзов у первобытных народов1.

Интересную параллель находит себе громма в общинных кишлачных домах горных таджиков, известных под именем алоу хона (дом огня). Подобно громма кафиров, алоу хона до распространения среди таджиков мусульманства, по-видимому, служил также и местом отправления обрядов домусульманского культа.

Много архаических черт сохранялось и в погребальных обрядах кафиров. Подобно зороастрийцам, кафиры не зарывали своих покойников в землю и не сжигали; они оставляли трупы в деревянных ящиках на ножках в особом месте за селением. Погребение обставлялось сложными церемониями и сопровождалось плясками.

Все сказанное о культуре кафиров показывает, что эта небольшая народность, сохранившая на протяжении многих столетий бурной политической жизни окружающих ее стран свою самобытность, может служить как бы своеобразным ключом к пониманию далекого прошлого многих соседних народов. Самое происхождение кафиров до сего времени остается неясным, однако ряд черт их культуры показывает древние связи этого народа как с индийским, так и с иранским миром.