Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Джемшиды - народ в Афганистане. Материальная культура. Общественные отношения
Этнография - Народы Передней Азии

Джемшиды (самоназвание джамшид, джамгиидди) — небольшая народность, говорящая на одном из диалектов таджикского языка. Соседнее население объединяет джемшидов с прочими полукочевыми племенами неафганского происхождения общим названием аймак (в литературе- также чор-аймак)1.

Основная масса джемшидов живет в северо-западном Афганистане по берегам р. Кушка и по северным склонам Парапамиза на Бадхызском нагорье, вплоть до границы СССР. Главные центры джемшидов — Кушк и Якдарахт. Часть джемшидов живет в Иране в низовьях р. Кашефруд и к северу от Торбете-Шейхе-Джама и Торбете-Хейдери. Небольшое количество джемшидов живет в Туркменской ССР. Численность джемшидов в Афганистане приблизительно определяется в 60 тыс. В Иране джемшидов насчитывается свыше 30 тыс.

Вопрос о происхождении джемшидов изучен недостаточно. Некоторые авторы2 считают джемшидов народом тюркского или тюрко-монгольского* происхождения на том основании, что население относит их к аймакам. Однако сами джемшиды выделяют себя из аймаков. В языке джемшидов понятие аймаки (аймакский) прилагается к простому покрою одеждыг грубому поведению и означает низкий, грубый вкус; например, виновному говорят: аймаки на ку (не делай по-аймакски).

В. В. Бартольд3 считает джемшидов, как и аймаков вообще, народом иранского происхождения и предполагает, что они происходят от гурцев,. уроженцев области Гур, откуда вышла в средние века могущественная династия Гуридов.

Иранское происхождение джемшидов отчасти подтверждается некоторыми данными из их истории, содержащимися в персидской рукописи джемшида Ага-хана, сына Ялангтуш-хана Эмин-од-доуле г составленной, по-видимому, на основании устных преданий4. Ага-хан производит название «джемшиды» от имени легендарного персидского царя Джемшида. Наиболее ранние сведения, сообщаемые автором, относятся к XIV в. Джемшиды в это время жили в Сеистане. По словам автора г они переселились туда с тех пор, как там обосновались их родоначальники, покинувшие свою первоначальную родину Иран после завоевания его арабами и падения династии Сасанидов. В 139Р.—1393 гг. Тимур пересе

лил джемшидов в Бадхыз, поручив им охрану границ Хорасана и поставив их в привилегированное положение по отношению к разноплеменному местному населению, которое по их имени стало называться «джемши- дами». Когда в 1729 г. Герат был взят Надир-шахом, джемшиды были переселены в Иран, в район Мешхеда, а спустя четыре года — снова в Бадхыз, где в то время их насчитывалось до 80 тыс. семей. В 1844 г., во время владычества в Герате Яр-Мухаммед-хана, после его победоносного похода на мелкие племена Бадхыза, джемшиды окончательно потеряли свое привилегированное положение, и их глава Мир-Ахмед-хан вынужден был бежать с 12тыс. джемшидских семей в Хиву. В 1858 г., при эмире Дост-Мухаммед-хане, джемшиды вернулись в Бадхыз.

По сообщению Ага-хана, в 1883 г. джемшиды (30 тыс. семей) с Яланг- туш-ханом во главе расселились в районах Баламургаба и Дараи-Чува- ла до Кара-тепе. В 1884 г., во время работы англо-русской разграничительной комиссии по определению границы между русскими владениями ж Афганистаном, Ялангтуш-хан был заподозрен эмиром Абдуррахманом в сепаратных сношениях с русскими. В 1885 г. провокационная деятельность английских офицеров привела к столкновению афганцев с русскими войсками. В бою у Ташкепри афганцы были разбиты; вслед за этим Ялангтуш-хан и его братья были арестованы и казнены, а семьи их заключены в тюрьму в Кабуле. В 1908 г. сыновья и племянники казненного хана бежали в Бадхыз и затем вместе со старшинами племени и тремя тысячами джемшидских семей ушли в Россию. Из них в русские пределы пропущена была только часть, которая заняла окрестности станций Чемене-Бид и Калаи-Мор в долине Кушки. Впоследствии джемшиды, жители пограничных районов, неоднократно совершали переходы через границу в Афганистан и снова в Туркмению.

В 1919 г., как сообщает Ага-хан, около 5—7 тыс. семей джемшидов было выселено в Кундуз. Во время этого переселения и вскоре после него, в силу тяжелого непривычного климата Кундузского района, значительная часть выселенных джемшидов погибла. Оставшимся в живых через три года разрешено было вернуться в Бадхыз, но там они застали свои земли уже занятыми.

Таковы сведения об истории джемшидов, содержащиеся в рукописи Ага-хана. К сожалению, в рукописи отсутствуют важные для нас данные о положении широких масс джемшидского населения; она посвящена в основном событиям из жизни правящей ханской верхушки джемшидов. Однако при недостаточности исторических сведений о джемшидах и эта рукопись представляет значительный интерес.

Основные занятия

Расположенное между реками Герируд и Мургаб Бадхызское нагорье, где находится большая часть джемшидских поселений, представляет собой холмистую местность. Это — волнистая лёссово-песчаная степь (местное название нуль). Глубокие лёссовидные почвы чуля, очень рыхлые и пористые, легко доступны обработке. Начиная от высоты 600 м над уровнем моря, они без искусственного орошения дают значительные урожаи пшеницы и ячменя. Преобладанию богарных посевов над поливными способствуют также климатические условия, главным образом— более значительное по сравнению с другими областями Афганистана количество осадков. Осадки выпадают преимущественно зимой.

Широкому развитию экстенсивного скотоводства благоприятствует наличие хороших пастбищ, изобилующих естественным подножным кормом. Это привлекает на Бадхызское нагорье большое количество скотоводов. Со всего Афганистана, даже из-под Кандагара, афганские племена пригоняют сюда весной огромные стада овец и коз и выпасают их здесь в течение всего лета. Стада эти нередко производят потравы посевов местного населения.

Сведения о хозяйстве джемшидов в литературе очень скудны. .Они позволяют установить только то, что в основном джемшиды ведут полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством и земледелием. Преобладает овцеводство. Богатство исчисляется у джемшидов числом овец в хозяйстве; продукты овцеводства идут в пищу, овечья шерсть дает материал для жилищ, одежды, мешков и т. п. Из различных пород овец джемшиды предпочитают так называемую мейменинскую курдючную. Разводят также и каракулевых овец. Держат небольшое количество коз.

Верблюдов, лошадей, быков и ослов используют в качестве средства передвижения и для перевозки- грузов; быки являются также тягловой силой в земледелии. Верблюдов держат в несколько большем количестве; в богатых хозяйствах имеются даже небольшие стада верблюдов. Шерсть верблюдов идет на различные тканые изделия, главным образом на теплые мужские халаты и зимние покрывала женщин. Для верховой езды состоятельные джемшиды пользуются только лошадью. Наиболее богатые баи держат две-три лошади специально для скачек, нанимая иногда даже тренера. Для скачек предпочитают породистых туркменских лошадей, за которых платят большие деньги.

Джемшиды совершают за лето от одной до четырех-пяти перекочевок, следуя за своими стадами. Радиус перекочевок не велик, обычно кочуют в пределах Бадхыза. Число перекочевок зависит от состояния пастбищ и особенно колодцев. Некоторое количество мужчин на время летних перекочевок остается в зимнем селении для ухода за посевами и охраны урожая.

В земледелии основными культурами являются пшеница и ячмень. Сеют также люцерну, клевер, хлопок, бахчевые культуры; последние нередко после пшеницы. В небольшом количестве выращивают Горох, чечевицу, чину, на бахчах — дыни, тыквы-горлянки, арбузы, редко огурцы. Из огородных культур распространен лук. Большая часть посевов — богарные, но есть и поливные. Пашут землю омачом, сглаживают пахоту малой. В омач впрягают волов; волов же используют для молотьбы, гоняя их по уложенным на току снопам.

Домашняя промышленность представлена у джемшидов прядением и ткачеством из овечьей, козьей и верблюжьей шерсти и из хлопка; производством кошмы и изделий из нее—попон, пастушьей верхней одежды, сумок; обработкой кож, выделкой из овечьих и козьих шкур бурдюков и т. п.

Материальная культура

Летним жилищем кочевникам-джемшидам служит чаппари, аналогичный хазарейскому. Беднейшее население нередко живет в землянках и временных шалашах. У богатых джемшидов просторные чаппари крыты новыми кошмами, обвязаны узорчатыми шерстяными поясами. Зимой джемшиды живут в глинобитных жилищах: у бедняков—низких и маленьких, у богатых—более благоустроенных, с купольными или двускатными крышами.

Мужская одежда состоит из широких белых штанов и рубахи из хлопчатобумажной ткани домашнего изготовления или покупной фабричной; черной, часто вышитой позументом безрукавки, напоминающей жилет, и халата. Подпоясываются мужчины поясом-платком, за которым носят табакерку, кошелек, конвертик с сурьмой и другие мелкие предметы обихода. На голове носят тюбетейку и чалму, которую во время работы снимают. Обуваются в кожаные башмаки различного покроя. В ходу одежда военного образца: английские френчи с кожаным военным поясом. Пастухи носят верхнюю войлочную одежду, покроем напоминающую бурку, но с рукавами, а вместо чалмы — овчинные шапки.

Женская одежда состоит из белых или цветных шаровар и цветной рубахи, вышитой у ворота и на обшлагах. Отдельные элементы женской одежды иногда различны у разных родовых групп. На голове женщины носят тюбетейку и два-три платка. Выходя из дома, женщина накидывает на голову черное, синее или клетчатое, красное с синим, покрывало. Летом женщины ходят босиком, зимой носят кожаные башмаки. Одежда девушек отличается богатством вышивки на вороте и на обшлагах и более яркими тонами.

У пожилых женщин вышивка на рубахе иногда совсем отсутствует. На праздник и при поездке в гости поверх рубахи надевают цветной (в состоятельных семьях шелковый) халат, сшитый в талию, с рукавами, разрезанными от локтя вниз, так что нижняя часть рукава висит свободно. Обязательную часть праздничного костюма составляют всевозможные серебряные украшения: кольца, серьги, широкие парные браслеты, головные украшения с подвесками, ожерелье из рупий, перекидываемое через одно плечо и спускающееся на противоположный бок, носовое украшение в виде выпуклой розетки и т. д. Девушки постоянно носят ожерелья и браслеты из бус и кольца. Серебряные украшения покупают на базаре в Герате.

Мужчины носят перстни, иногда серьгу в одном ухе. Специфически мужским украшением являются даст-пич и по-пич — узкие обмотки с вышитым концом, наматываемые на запястья и на щиколотки ног так, чтобы вышивка приходилась снаружи.

Питаются джемшиды главным образом хлебом и молочными продуктами. Из молока делают катык (кислое молоко), сыр и масло, сбиваемое из кислого молока в кожаном мешке — тулум. Из пшеничной муки и молочных продуктов приготовляют лапшу, клецки и т. д. Обычная пища джемшидов: летом — кислое молоко и зеленый чай с хлебом, зимой — похлебка из тертого сыра и муки (курути) с хлебом и чай. Мясо простой народ ест только по праздникам и на свадьбах. Праздничным блюдом является шурпа — похлебка из мяса с прибавлением 'муки и пряностей. реже — плов.

Общественные отношения

Основное богатство джемшидов — скот находится в руках крупных баев и батуров, владеющих тысячными стадами овец, в то время как беднейшие скотоводы имеют их не более десятка. В руках баев и батуров находится также распределение пастбищных угодий и земель для посева. Результатом этого является феодальная эксплуатация байской верхушкой труда соплеменников как в скотоводстве, так и особенно в земледелии. Эта эксплуатация отчасти еще прикрывается пережитками патриархально-родовых отношений.

Джемшиды до сих пор разделяются на родо-племенные группы (тойфа). Некоторые из них довольно многочисленны. В Гератской провинции Афганистана насчитывается 46 тойфа; крупнейшие из них — кокчи, соуза- ки, муртузаи, халифати, шагай, моудуди и роути. Название тойфа в большинстве случаев происходит от имени ее главы или от местности, в которой данная группа располагается. Главы крупных тойфа одновременно являются и богатейшими баями и батурами; они властвуют не только над своими, но и над соседними экономически более слабыми тойфа.

Укреплению экономического могущества и принудительной власти батурско-байской родовой верхушки способствует то обстоятельство, что глава тойфа обычно является представителем государственной власти в своем районе. В этом случае он безраздельно властвует над селениями и кочевьями, а отчитывается только перед местным начальником и генерал-губернатором провинции.

Так же как и хазарейцы, джемшиды принадлежат к числу национальных меньшинств страны. В течение XVIII, XIX и частично XX вв. численность джемшидов в Афганистане непрерывно уменьшалась, что было связано в первую Очередь с переселением многих из них в Туркмению и Иран, а также с ассимиляцией их соседними народами.