Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народность Афганистана хазара: основные занятия, селения и жилище
Этнография - Народы Передней Азии

Хазара или хазарейцы — народность монгольского происхождения, говорящая на одном из диалектов таджикского языка. Основная масса их (свыше 1 млн. человек) населяет обширную горную область в центральной части Афганистана, между Кабулом и Гератом. Область эта носит название Хазараджат.

Кроме этих восточных хазарейцев, называемых также бербери, до 50 тыс. хазарейцев обитает в северо-западном Афганистане, в южной и юго-восточной части Бадхызского нагорья, в районе Калаи-Нау.

Западная группа хазарейцев вместе с другими обитающими в Северном Афганистане неафганскими полукочевыми племенами объединяется окружающим населением общим названием аймак (в литературе также чор-аймак). Монгольское слово аймак, занесенное в Афганистан монголами во время их завоевательных походов, означает «племя», «род»; таджикско-монгольский термин «чор-аймак» означает «четыре племени».

Несколько десятков тысяч хазарейцев живут отдельными поселениями и в других районах Северного Афганистана, а также в Иране (вдоль ирано-афганской границы и в районе Мешхеда) и в советской Средней Азии.

Обе группы хазарейцев (восточная и западная), имеющие общее происхождение и много общих черт в культурен быте, разделены как территориально, так и по религиозному признаку: восточные хазарейцы — шииты, западные — сунниты. Хазарейцы не считают себя одним народом, и даже там, где встречаются соседние поселения восточных и западных хазарейцев, например, у Калаи-Нау и в Хорасане, каждая группа живет обособленно.

Как восточные, так и западные хазарейцы все время частично переселяются в северном и особенно в западном направлении. Переселение западных хазарейцев в Иран началось в XVIII в.; расселялись они в двух районах: к северо-востоку и юго-востоку от Мешхеда, в Кян-Гуше и Кян-Бисте, и вдоль афганской границы, в Мусын-абаде, Фейз-абаде, в восточной части Сари-Джама и вокруг деревни Карат. Переселение хазарейцев-бербери в Иран началось также очень давно. В конце XIX в. в результате подавления афганским правительством восстания восточных хазарейцев значительное количество их переселилось в Белуджистан (в район Кветты) и в Иран (в район Мешхеда). Впоследствии часть переселенцев возвратилась и поселилась в Афганском Туркестане1, но в целом переселение восточных хазарейцев в Иран продолжается.

У хазарейцев до сих пор сохраняются родо-племенные деления и даже расселение по этим делениям. В течение последнего столетия некоторые племена в результате междоусобных войн и покорения их афганскими феодалами численно настолько сократились, что были поглощены другими племенами и превратились в их подразделения; в других случаях отдельные подгруппы отделились от своего племени и заняли самостоятельное положение. Сейчас крупнейшими племенами Хазараджата являются дайзинги, дайкунди и бесуд, занимающие область к югу от Гиндукуша; на южном склоне Гиндукуша живут иек-ауланг; к востоку от собственно Хазараджата — теймури. Теймури — не исконное хазарей- ское племя. Это немногочисленная народность в северо-западном Афганистане, причисляемая к аймакам; родина теймури находится к югу от Герата.

Часть теймури живет в северо-восточном Хорасане. Когда-то часть теймури перекочевала на территорию Хазараджата, примкнула к хазарейцам и была ассимилирована ими.

К югу от центральных племен расселены с запада на восток полада, уразгани (образовавшиеся из прежде независимых племен дайкутай и дайчопан), джагури, газнийские хазарейцы (чахар-даста, мухаммед хва- джа и джагату) и даймирдад.

В. В. Бартольд2 и ряд других авторов считают хазарейцев потомками монгольских племен, входивших в состав войск Чингис-хана и его сыновей и внуков. Название происходит от персидского слова хазара (тысяча).

Этот термин был воспринят монголами у персов и заменил тюркский термин минг (тысяча) — обозначавший крупное подразделение монгольского войска.

Вторжение монгольских войск на территорию современного Афганистана, начавшееся в 1221—1223 гг., вызвало энергичное сопротивление местного населения. После завоевания страны монголы оставили здесь свои отряды; позднее четыре сына Чингис-хана, а затем внук его, Мангу- хан, также снаряжали по тысяче человек, пополнявших постоянные гарнизоны в завоеванной стране3. Смешиваясь с местным населением, они постепенно перенимали язык побежденных. Впоследствии к ним, возможно, присоединялись другие монгольские отряды, поселявшиеся здесь и называвшиеся иногда по именам своих предводителей; таковы, например, неоднократно упоминающиеся в исторических источниках никудери (современные нукдери), прибывшие сюда в XIII в. и первоначально составлявшие отряд джагатайского царевича Никудера, состоявшего на службе у завоевателя Ирана Хулагу-хана4.

На протяжении столетий хазарейцы сохраняли свою независимость. Уже Тимур и Тимуриды совершали против них походы. Вероятно, первоначальное расположение осевших здесь монгольских отрядов и групп не совпадало с нынешними местами обитания хазарейцев; они занимали более удобные и плодородные долины и покатости Восточного и Северного Афганистана. По мере ослабления и распада Монгольской империи эти осевшие на чужбине монгольские группы постепенно теряли свое могущество и шаг за шагом оттеснялись на более высокие склоны и долины новыми пришельцами: с востока и юга — афганскими, с севера — узбекскими племенами. При этом часть монгольских племен была, вероятно, ассимилирована теснившими их народами. Другая часть, сжатая с севера, востока и юга, заняла постепенно горную страну, названную Хазараджатом по имени населявших ее племен, которые уже в XVI в. назывались хазара и никудери; в это время они частично еще сохраняли монгольский язык.

Процесс ослабления могущества хазарейцев и их постепенного вытеснения с первоначально занятых ими земель не мог сломить независимости этого народа. В течение почти шести веков ни в исторических источниках, ни в преданиях хазарейцев нет указания на длительное подчинение какому-либо иноплеменному правителю. Владетели Кабула, Кандагара, Герата неоднократно делали попытки покорить их; отдельным афганским правителям иногда удавалось временно принудить близлежащие хазарейские племена к уплате подати; однако еще в середине

XIX  в., во время путешествия Ж.-П. Феррье, хазарейцы были фактически совершенно независимы и подчинялись только своим собственным предводителям1. С середины XIX в. Яр-Мухаммед Гератский и кабульские эмиры предпринимали походы с целью подчинить их своей власти, но только к концу XIX в. хазарейцы, после долгого и ожесточенного сопротивления, были покорены эмиром Абдуррахманом. В 1891 г. хазарейцы подняли восстание, подавленное в 1892 г. Афганские феодалы и чиновники захватили значительную часть земель Хазараджата; хазарей- ское крестьянство частично было обезземелено, частично подверглось жестокой крепостнической эксплуатации. Многие хазарейцы попали в рабство и оставались в этом положении вплоть до отмены рабовладения в правление Аманулла-хана.

Основные занятия

Хазараджат — высокогорная область с умеренным или холодным климатом. Пояс наибольшего увлажнения лежит на высоте около 2000 м над уровнем моря. Выше я ниже количество осадков убывает: за пределами дождевых облаков воздух снова становится суше. В течение долгой, суровой зимы выпадает глубокий снег, передвижение становится затруднительным и на несколько месяцев многие селения оказываются изолированными друг от друга и от окружающего мира. Глубокие узкие извилистые долины между круто поднимающимися отрогами, отходящими от главных цепей, представляют собою сплошные ленты посевов, занимающих все удобные для земледелия места. Почвы этих долин — обычно неглубокие сероземы.

Для нагорного хозяйства хазарейцев характерно острое малоземелье. Используется каждый метр доступной для обработки площади. Землями, приведенными в культурное состояние, очень дорожат. Селения располагаются так, чтобы земли, пригодные для земледелия, оставались под посевами; под кладбища большей частью отводят сухие каменистые склоны; дороги идут по самым окраинам распаханных земель. Для ограждения полей от подмыва горными потоками сооружают подобие каменных террас из камней, собранных с пашни. По краям возделанных полей сажают также тополя, иногда небольшое количество фруктовых деревьев.

Хазараджат — область преимущественно яровых хлебов. Озимая пшеница доходит в горах лишь до высоты 2400 м, а большая часть долин расположена выше этого уровня. Богарное земледелие здесь почти не развито. Посевы в подавляющем большинстве случаев поливные. Хазарейцы — искусные мастера ирригации в трудных горных условиях. Особенно хорошо разработан у них способ «струйчатого орошения». На поле прокапываются лопатой на расстоянии 20—25 см одна от другой мелкие бороздки, по которым из оросительной канавки струйками разбегается вода. Полив производят двое: один следит, чтобы вода поступала в бороздки равномерно, другой изогнутой палкой прочищает бороздки, чтобы вода в них не задерживалась. Преимущество этого способа орошения заключается в том, что на неглубоких почвах в долинах Хазараджата невозможна глубокая пахота, так как может быть обнажена щебнистая подпочва. Реже применяется у хазара «лиманное орошение», когда целой системой водосборных канавок дождевая или талая вода направляется в лиман, на котором засевается пшеница.

В хазарейском земледелии преобладают зерновые культуры: пшеница, ячмень, яровая рожь. Встречаются также посевы итальянского проса, мелкозернистой кукурузы. Ячмень возделывается в качестве хлебной" культуры; и заменяет пшеницу, но используется также как основной корм для лошадей. Большое место среди земледельческих культур занимают бобовые растения. На корм скоту сеют также скороспелый клевер.

После уборки хлеба поле не очень тщательно вспахивают и держат в таком виде до нового посева. Перед посевом вспаханное поле заливают и, когда оно высохнет, производят посев. Не только поливные, но и немногочисленные богарные посевы тщательно пропалывают.

Из-за острого малоземелья хазарейское крестьянство постоянно ощущает недостаток в хлебе. Этим объясняется большое распространение среди хазарейцев отходничества на заработки как в хозяйства богатых землевладельцев (преимущественно в период уборки урожая), так и в города. Во многих местностях Афганистана и Ирана безземельные хазарейцы работают издольщиками на землях местных помещиков. В то же время они поставляют рабочие руки в крупные городские центры, например в Кабул, где работают чернорабочими, носильщиками, слугами. Хазарейцев- отходников можно встретить и в городах Индии1.

Малоземелье в Хазараджате, усугубляемое отсталой техникой земледелия, способствует сохранению у хазарейцев скотоводства на крутых горных склонах. Хазарейцы разводят главным образом овец и коз, а также лошадей, ослов и крупный рогатый скот. У некоторых племен, имеющих большие стада мелкого рогатого скота, многие семьи весной переселяются на летовки, расположенные обычно близ селений, а осенью возвращаются для уборки урожая.

На основе скотоводства развито домашнее производство сукна. Сукно (барак) грубее фабричного, но ценится за свою прочность. Хазарейское сукно светлобурого цвета; оно идет главным образом на пиджаки европейского покроя, продающиеся на базарах и широко распро* страненные среди афганского населения. Хазарейцы изготовляют также более тонкое сукно, идущее на шоли — зимние покрывала с широкими черными полосами по клетчатому полю. Шоли имеют большое распространение в районах Газни и Кандагара.

Западные хазарейцы в большей степени, чем восточные, сохраняют элементы полукочевого хозяйства. Произведя посев, они переселяются на лето, т. е. на период доения овец, в горы. Амплитуда перекочевок у них значительно больше, чем у восточных хазарейцев, новее же обычно не превышает сотни километров. Западные хазарейцы разводят коз и овец, в том числе каракулевых. Держат также верблюдов, ослов, крупный рогатый скот, лошадей.

Земледелие у западных хазарейцев, как и вообще у населения Северного Афганистана, отличается от земледелия Хазараджата. Прекрасные плодородные сероземы, значительное количество осадков, обширные пастбища, изобилующие богатейшим подножным кормом,— все это создает здесь условия для экстенсивного неполивйого земледелия, сочетающегося с полукочевым скотоводческим хозяйством. Интересно отметить соотношение между количеством скота и размерами посева: хозяйство с большим количеством овец обычно имеет лишь небольшие посевы: напротив, в хозяйствах, где скота мало, посевы играют ведущую роль. Таким образом процесс оседания идет быстрее среди бедноты.

Важнейшими сельскохозяйственными культурами у западных хазарейцев являются пшеница и ячмень; важное место занимают бахчи с дынями и арбузами; сеют также различные сорта гороха, чечевицу, вику. После зерновых и бобовых по размеру посевных площадей идет хлопчатник.

На основе хлопководства и скотоводства у западных хазарейцев развилась домашняя промышленность. Выделывают хлопчатобумажные ткани для женских покрывал, мужских халатов, женских и мужских рубах и штанов, шерстяные ткани для мешков, зимних женских покрывал, мужских халатов и онучей. Из козьего пуха изготовляют мягкое и теплое сукно курки, идущее главным образом на мужские безрукавки. Большое место в домашней промышленности занимает также производство кошм, которые играют большую роль в быту хазарейцев. Кошмами покрывают кочевое жилище, выстилают пол, на кошмах спят, из кошм делают пастушьи бурки, покрывала для лошадей и быков, пошики, сумки и различные мелкие предметы домашнего обихода. Распространяю также кожевенное производство.

Из подсобных промыслов, имеющих немалое значение в жизни крестьянской бедноты, можно указать на сбор различных дикорастущих растений, из которых получают превосходные красители для тканей.

Селения и жилище

Селение в Хазараджате располагается обычно на горном склоне, на границе с обработанными землями долины. Выше селения лежат пастбища, ниже расстилаются поля; само селение, как уже указывалось, не занимает ни пяди годной для обработки земли.

Селение имеет форму четырехугольника, обнесенного массивной глинобитной стеной с башнями на каждом из четырех углов. Дома, построенные из глины, смешанной с рубленой соломой, примыкают к внутренней поверхности стены, оставляя посреди селения большой двор. В другие случаях здания просто построены стена к стене под сенью высокой башни.

Такой тип селений довольно част в некоторых районах Афганистана. Он возник в результате непрерывных феодальных междоусобиц, периодических перекочевок скотоводческих племен, для защиты от набегов вооруженных племен кочевников, грабивших селения и угонявших скот, от кровной мести и т. п., до недавнего времени игравших большую роль в жизни народов Афганистана. Хазарейцы до сих пор несут большой ущерб при проходе афганских племен к северным пастбищам. Когда летний зной выжигает остатки травяной растительности в пустынных областях Южного Афганистана, население целых районов в поисках кормов для своих стад снимается с места и перекочевывает с юга на север, проходя многие сотни километров; при этом хазарейские поля нередко страдают от потравы.

Западные хазарейцы селятся большими группами, по 200—300 семей. Самое крупное их поселение — крепость и селение Калаи-Нау, состоящее из нескольких сот глинобитных строений, окруженных садами.

Кочевым жилищем широким массам хазарейцев служит чаппари — переходная форма от конического шалаша к юрте. В землю вбивают по кругу 16—20 деревянных кольев. К верхним концам их привязывают столько же деревянных жердей, противоположные концы которых связывают; они образуют конусообразную крышу. Этот остов окружается камышовой цыновкой и кроется кошмами. У бедноты кошмы старые, рваные, разлезающиеся, так что приходится весь чаппари обвязывать веревками. Беднейшие хазарейцы живут в полуземлянках и различных шалашах из самого разнообразного материала.

У богатых хазарейцев сохранилась старинная монгольская юрта XIII в. ханаи хырга, довольно сложного устройства1. Деревянный остов такой юрты состоит, как и в других юртах, из решетчатой вертикальной стены, на которую опираются жерди хук, увенчивающиеся круглой верхушкой, в которую вставляются верхние концы жердей. Но, в отличие от других типов юрт, остов стены у ханаи хырга состоит из двух рядов решеток, поставленных один на другой и плотно связанных между собою. При этом решетки нижнего ряда несколько выгнуты, а решетки верхнего ряда вогнуты. Оригинально также и усаройство крыши» Жерди остова крыши в нижней части выгнуты, а в верхней вогнуты. Верхние их концы вставляются в деревянный обод верхушки крыши сари хона, имеющей не сферическую, как в туркменских и казахских юртах, а совершенно особую, оригинальную форму. К ободу, диаметр которого всего 60—70 см, т. е. значительно меньше, чем у наверший тюркских юрт, прикреплено кожаными ремешками коническое возвышение, состоящее из двух накрест расположенных деревянных полос, посредине согнутых и образующих две входящие одна в другую петли, перехваченные несколько отступя от верхушки тонким кожаным ремешком, так что образуется подобие шейки.

Все эти особенности деревянного остова придают юрте своеобразный стройный вид. Покрывается юрта кошмами.