Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Пища и средства передвижения афганцев
Этнография - Народы Передней Азии

Основной пищей афганцев является хлеб, кукурузный или пшеничный. Слово додай по-афгански означает и хлеб и обед. Однако не во все времена года хлеба бывает достаточно: когда в бедной семье остается лишь небольшое количество кукурузы, из нее уже не пекут хлеб, а размалывают ее на ручной мельнице и варят жидкую похлебку. В неурожайные годы приготовляют также пресный хлеб из размельченных тутовых ягод. Весной и летом до нового урожая крестьянская беднота питается главным образом овощами и фруктами, а иногда и дикорастущей зеленью; кочевники же кислым молоком.

Как правило, едят два раза в день: утром и вечером, перед заходом солнца. Утренняя еда состоит обычно из чая и куска хлеба. Вечером едят: летом — хлеб и овощи с кислым молоком или с фруктами, зимой — хлеб с сыром или подогретым бараньим жиром. Состоятельные люди едят за вечерней трапезой мясные блюда или рис.

Хлеб из пшеничной и из кукурузной муки пекут пресным или на закваске. Муку не просеивают. Кукурузный хлеб пекут в виде круглых, величиной в тарелку, лепешек, толщиной до 3 см. Пшеничные лепешки имеют продолговатую форму. Несмотря на повсеместное возделывание ячменя, хлеб из него едят лишь при отсутствии другого зерна.

Пища, как у всех мусульман, разделяется на «дозволенную» и «запретную». Для того чтобы мясо было «дозволенным», голова животного при убое должна быть обращена к Мекке и горло перерезано в условном месте, с произнесением определенной молитвы. Запретны свинина и вино. Во избежание завоза в страну свинины запрещен импорт мясных консервов.

Из мяса приготовляют различные блюда. Наиболее употребительна баранина. Из нее варят похлебку шорва, являющуюся афганским национальным блюдом. Для шорвы мясо ва'рят кусками в большом количестве воды, обильно приправленной красным перцем; в полученный крепкий и острый бульон иногда добавляют вику. Из баранины же приготовляют кябаб (шашлык). Для этого маленькие кусочки мяса нанизывают на тонкие железные спицы и жарят над раскаленными углями; готовое кушанье посыпают истолченным в порошок сушеным виноградом. В зажиточных городских семьях баранину также жарят тонкими кусками на больших медных сковородах.

Печень, голова и ноги не считаются полноценными продуктами. Печень варят, мелко рубят и, с примесью муки, приготовляют род печеночного паштета. Голову и ноги варят с шафраном и перцем в больших котлах до тех пор, пока мясо не отстанет от костей. К полученному крепкому бульону подмешивают кислое молоко, что придает ему кисловатый вкус. Все мясные блюда обильно приправляют черным или красным перцем. Из домашней птицы в пищу употребляют только кур; другой домашней птицы не держат.

Для афганской кухни характерно разнообразие овощных соусов, маринадов, салатов и т. п. Излюбленным является соус из баклажан, а также смесь ачар — маринованные мелкие огурчики, томаты, лук и фрукты. Ачар приготовляют даже в самых небогатых семействах. Иногда ачар делают сильно подслащенным и с большим количеством перца. Кочанный салат едят в натуральном виде, иногда с медом и уксусом; шпинат и кресс- салат — отваренными в соленом кипятке, с горячим бараньим жиром; огурцы — сырыми и вареными. Огурцы, баклажаны и помидоры фаршируют также мясом с кореньями и жарят в бараньем жире. Красную свеклу пекут и едят в холодном виде. Это народное лакомство продают на базарах и на больших караванных дорогах. В большом ходу и сырые овощи, особенно редька.

Рыбу, обычно различные сорта маринки, употребляет в пищу лишь население, живущее вдоль больших рек. Рыбу жарят кусками в бараньем жире или на вертеле над раскаленными углями. Местами известен способ приготовления фаршированной рыбы: с сырой рыбы снимают целиком кожу и удаляют кости, затем рубят рыбу с бараниной и луком, добавляют яйцо и большое количество кореньев; полученный фарш зашивают в снятую кожу и жарят в бараньем жире.

У скотоводческих племен основу питания составляют молочные продукты: свежее или кислое молоко, сыр из пахтанья, получаемый путем долгого кипячения, отцеживания и сушки на солнце, топленое масло.

Праздничный стол зажиточных афганцев, особенно в городах, обилен и разнообразен. Кроме упомянутых выше, подают большое количество различных мясных, мучных, сладких и других блюд. Это — гарда, отваренный в воде рис, к которому добавляют сахар, миндаль, коринку и шафран, окрашивающий его в желтый цвет; фирни — род сладкого пуддинга из рисовой муки; магут — желе из рисовой муки с примесью розовой воды и шафрана; шаеба — индийское блюдо из риса с пряностями; курма — жареное в масле мясо с рисом, луком и другими приправами; жуфта — круглые шарики из рубленого мяса, жареные в масле; пилау — плов; гйами кябаб — плоские слоеные лепешки, переложенные имбирем, мятой и т. п.; гиирмал — плоская, круглая сладкая лепешка. Летом подаются к столу свежие фрукты: персики, абрикосы, дыни, тутовые ягоды, виноград; зимой — орехи, яблоки, изюм, миндаль, ядра абрикосовых косточек, засахаренные фрукты.

В некоторых районах значительно распространено курение наркотиков, в частности гашиша (чаре).

Средства передвижения

Афганистан — одно из немногих государств, в которых отсутствуют железные дороги. Основными путями сообщения внутри страны до сих пор являются древние караванные дороги. Они продолжают сохранять большое значение и. при развитии в современном Афганистане автомобильного транспорта, ибо далеко не по всем дорогам возможно движение автомашин.

Большое значение для перевозки грузов имеет верблюд. Вес верблюжьего вьюка равен обычно 40 сирам1, что составляет несколько более 280 кг. На караванных путях для отдыха и безопасности караванов построены государственные караван-сараи— рабаты, расположенные в горах на расстоянии 8—12 км, а в легче проходимых местностях —на расстоянии 15—20 км один от другого. Рабат представляет собой четырехугольный двор, окруженный высокой глинобитной стеной с угловыми башнями. Животных загоняют на ночь во двор, а люди помещаются в одном или нескольких однокомнатных строениях с очагом и круглым отверстием в крыше, служащим для выхода дыма и освещения. Во двор ведет плотно закрывающаяся тяжелая деревянная дверь.

На близкие расстояния грузы перевозят обычно на ослах; ослов используют и в больших караванах, следующих на далекие расстояния. Так, например, вся каменная соль, отправляемая из восточной части южного Туркестана в Кабул, перевозится на ослах. Осел поднимает груз весом в 1 май.

Для перевозки срочных грузов служат вьючные лошади, называемые ябу. Ябу с грузом в 75 кг проходит в день 25 км. В качестве вьючных животных используются также мулы.

Вьючное седло для верблюда, осла или мула различается лишь по величине. Оно состоит из двух дугообразно изогнутых кусков дерева, представляющих собой переднюю и заднюю луку, соединенных по бокам дощечками. Изнутри оно обшито несколькими слоями войлока.

Двухколесные повозки для перевозки грузов (гадый), известные в Средней Азии под названием арбы, встречаются лишь в районе Кабула и в южном Туркестане. В районе Кабула двухколесные повозки индийского типа с массивными колесами, запряженные парой быков зебу или буйволов, служат для перевозки тяжелых грузов между Кабулом и Пешаваром. На этой же трассе особенно тяжелые грузы перевозят несколько имеющихся в Кабуле слонов, запрягаемых в прочную железную телегу. Погонщик слона сидит у него на спине на специальном тюфячке, прикрепленном подпругой. В городах имеются легковые двуколки—баги.

Верховыми животными служат лошади и ослы, причем наличие лошади в хозяйстве Говорит о немалой зажиточности. Верховая упряжь у афганцев либо персидского типа, либо узбекского; последняя более употребительна.

Женщины из зажиточных слоев населения путешествуют на далекие расстояния в особого рода крытых носилках — шахтираван, перевозимых на паре лошадей или мулов или же на верблюде. Это — род паланкина с деревянным дном и верхушкой из трех дугообразно изогнутых жердей. Тахтираван имеет по бокам две длинные штанги, передние и задние, концы которых крепко привязываются к седлам животных. На верблюда, а иногда и на сильную лошадь ябу вьючат два паланкина, по обе стороны седла. Сверху тахтираван плотно закрывают коврами, или покрывалами чтобы женщину нельзя было увидеть постороннему.

Почту развозят в автомашинах, баги, а в глухих районах —верховые почтальоны, вооруженные коротким копьем для защиты от волков.