Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Жилище афганцев. Одежда
Этнография - Народы Передней Азии

Материальная культура афганцев не одинакова у оседлых и кочевых групп населения. Следует также заметить, что в материальной культуре оседлых афганцев, особенно горожан, заметно сильное влияние более древней оседлой культуры таджиков1.

Жилище

Основными типами жилища широких масс населения являются: у племен, сохранивших кочевой и полукочевой образ жизни,— шатер из шерстяной ткани: у оседлых жителей — глинобитный или сложенный из необоженного кирпича дом.

Шатер гижди — четырехугольный в плане, имеет обычно до 6 м в длину и 3—5 м в ширину; шатер бедняка значительно меньше. Покрывающая шатер тяжелая грубая ткань барак из козьей шерсти поддерживается тремя или более высокими жердями. Спускающиеся под острым углом к земле края ткани укрепляются деревянными колышками, вбитыми в землю. В большом шатре покрывающую его ткань иногда поддерживают три поперечных ряда вбитых в землю жердей, причем средняя жердь в каждом ряду выше двух боковых, а средний ряд самый высокий. Средние жерди стоят вертикально, боковые несколько наклонены наружу. Вокруг всей площади шатра ставят иногда дополнительный ряд кольев, поддерживающий края ткани. Шатер в целом имеет неправильную остроконечную форму. Высота его различна: шатры бедняков едва достигают высоты человеческого роста, шатры богатых скотоводов значительно выше.

Ткань барак, которою покрываются шатры, набухая от дождя, не пропускает воду. Днем края ткани отбрасывают наверх, чтобы в шатре было светлее. В холодную погоду отбрасывают край с солнечной стороны, чтобы лучи солнца освещали и согревали внутренность шатра; в жару этот край шатра опущен, а приподнят край с противоположной стороны, чтобы в шатре было прохладнее. У некоторых племен, например у дурани, богатые скотоводы на зиму покрывают шатер войлоком, а сверху тканью барак.

Внутри шатра, у одной из его стенок, аккуратно сложены стопкой постельные принадлежности. Немногочисленная медная посуда и кувшин для кипячения* воды стоят на земляном полу возле очага. Здесь же хранятся в мешках припасы. Мелкие предметы хранят в подвесных сумках, лицевая сторона которых нередко ковровая.

Далеко не всякий кочевниквсостояниипоставить себе настоящий шатер. У бедняков племени гильзаи встречаются шатры, представляющие собой две вбитые в землю жерди с натянутой между их верхними концами веревкой, на которую повешена шерстяная ткань. Беднейшие скотоводы ставят на кочевках шалаш из камышовых цыновок или другого подручного материала, а в горах иногда устраивают свое жилище в пещерах.

На стоянках шатры располагают либо в ряд, либо в круг, в середину которого загоняют скот. На летовках кочевники живут сравнительно мелкими группами; на зиму, по возвращении к своим посевам, они собираются в более обширные селения до 50 и даже до 100 семей, большая часть которых живет зимой в глинобитных домах. Такое селение нередко совпадает с родовым подразделением (или его большей частью) и носит название хелъ. Небольшие селения, состоящие из ближайших родственников, называются кири.

Кочевые дурани и в зимних селениях, расположенных возле обработанных земельных участков, живут в шатрах. Шатры располагаются в один или два ряда; в середине помещается шатер малика. Малосостоятельные кочевники, шатры которых сильно изодраны, живут зимой в глинобитных домиках. Возле селения обычно находится огороженная камнями площадка, играющая роль мечети.

Основным материалом для постоянных сельских или городских построек, а также для зимних жилищ кочевников служат глина и сырцовый кирпич. Обожженный кирпич даже в больших городах применяется редко. Еще более редки строения из камня. Лишь в крупнейших городах за последние десятилетия появились здания из обожженного кирпича и отесанного плитняка. Исключение составляют жилища лесорубов в области расселения племени дзадзи (Южная провинция). Это — круглые (2—3 м в диаметре) строения из неотесанных камней, уложенных рядами. С внутренней стороны пазы затыкают мохом и обмазывают смесью глины с соломой. Двери из грубых сосновых досок доходят до плоской крыши из деревянных жердей, покрытых дерном и глиной. В доме же содержат и скот. Для выхода дыма в ве'рхней части стены оставлены отверстия, которые могут быть использованы как бойницы.

Селения оседлых дурани обычно состоят из четырех улиц, сходящихся к небольшой центральной площади с бассейном (хаузом) и несколькими деревьями. Вечерами на этой площади собираются молодые люди для игр, а старики — побеседовать о делах. Сады вокруг селения окружены массивными глинобитными стенами. В каждом селении обычно имеется несколько лавочек, кузница, мечеть, на площади часто расположена михман- хана (помещение для гостей). Те селения, в которых живет хан, располагаются вокруг его замка (кала). Кала окружена высокой стеной, часто имеющей башни по углам.

Высокая глинобитная стена окружает обычно также и все селение. Нередко она снабжена опорными колоннами в виде башен; они имеют слегка выступающую за пределы стены полукруглую форму и, как и сама стена, суживаются кверху.

Дома в селениях дурани глинобитные или выстроены из сырцового кирпича. Крыши плоские и куполообразные, сложенные также из сырцового кирпича. Куполообразные крыши больше распространены на юге Афганистана. В Кандагаре почти75% домов имеют куполообразные крыши. Большинство домов состоит из одной комнаты, разгороженной занавеской на мужскую и женскую половины. В двух или трех пристройках во дворе держат скот, корм, топливо, сельскохозяйственный инвентарь. В богатых домах имеется флигель для гостей с ходом на улицу.

Оседлые ширани живут селениями из 30—40 домов, из-за малоземелья врезанных в склоны гор, так что с трех сторон земля составляет нижнюю часть стены. Однако ширани никогда не строят свой дом таким образом, чтобы земляная стена, хотя бы только задняя, доходила до крыши, так как тогда с горного склона враги могли бы легко проникнуть на плоскую крышу дома.

Зажиточная часть сельского населения и горожане строят свои дома из кирпича-сырца. Стены возводят на фундаменте из камней, скрепляемых глиной. В зависимости от глубины промерзания почвы фундамент закладывается на глубину от одной лопаты до полуметра. Так как крыша дома окружена каркасной стеной высотой в человеческий рост и является жилым помещением, стену кладут в два кирпича на глиняном растворе. Стропила из жердей уложены на стены с промежутком приблизительно в 15 см. На них положены тростниковые цыновки, прикрепляемые деревянными гвоздями, на цыновки — слой веток, а затем три слоя глины, сначала сухой, затем сырой и, наконец, жидкой, смешанной с соломой. Для окончательной отделки поверхность крыши приглаживают смоченной в воде рукой. Крыша имеет легкий скат в одну сторону; вдоль низкого края крыши сделан желоб для дождевой воды, стекающей через деревянную трубу на наклонно поставленный под ней камень.

Вследствие недостатка дерева из него изготовляют лишь дверную коробку и иногда, в богатых домах, окна. Дверную коробку связывают из круглых жердей, грубо отесанных только с наружной стороны. Окна имеют разную величину, но даже в небогатых домах их стремятся сделать возможно больших размеров. В богатых домах весь фасад занят большими, почти в высоту комнаты, окнами (урси), между которыми оставляют лишь узкие простенки. Урси, обычно украшенное точеными колоннами и резьбой, состоит из трех деревянных горизонтальных рам, разделенных каждая на три части. Часть рамы заполняется стеклом, часть деревом. В жару, когда солнце заглядывает в окна, стеклянные части завешиваются; если же на окна падает тень, их раскрывают, давая свободный доступ воздуху. При закрытых урси для вентиляции над ними в стену под крышей вставляют деревянные решетки, иногда тонкой художественной работы.

Стены как с наружной,так и с внутренней стороны штукатурят замешанной на воде тонкой желтой глиной с примесью волокон от семян камыша или коротких хлопковых волокон. Пол покрывают плотно утрамбованной смесью из глины с соломой.

Дом разделен поперечной стеной на кухню и жилую комнату, служащую также для приема гостей. При приходе посторонних мужчин женщины скрываются в кухне, которая используется для приготовления пищи лишь зимой, летом готовят под выступающем навесом крыши. Свет в кухню проникает через дверь или через устроенное высоко в стене маленькое окно. Летом обитатели дома переносят свою постель на крышу. В городах дома окружены высокими глухими глинобитными стенами — дувалами. В последнее время правительством издан закон, запрещающий отгораживать дома от улицы глухой стеной. Этот закон обходится следующим образом: за невысоким деревянным забором сажают деревья, а за деревьями возводят традиционный дувал.

Богатые городские дома нередко имеют второй этаж, куда ведет лестница без перил из сырцового или обожженного кирпича. Но расширение жилых помещений возможно не только вверх, но и вширь. Иногда у стены двора, противоположной жилой комнате, строят дополнительное помещение. Богатые люди пристраивают к основному двору еще один, наружный, двор (беруни) с помещением для гостей; основной двор называется тогда даруни. Когда женятся сыновья, для них пристраиваются дворы ко двору отцовского дома. Так возникают родственные кварталы, причем все дворы имеют выход в один извилистый крытый проход, ведущий к воротам, которые служат единственным входом в квартал.

В городах современного Афганистана уже немало домов и целых кварталов другого типа, близкого к европейскому. Строительство новых домов началось еще при Аманулла-хане, учредившем в Кабуле особую строительную инспекцию, в обязанность которой входило проектирование городского жилого строительства. Крупное строительство развернулось вблизи Кабула, где был заложен новый правительственный город с прямыми заасфальтированными улицами и зданиями из обожженного кирпича и отесанного плитняка. Строительство европейского типа широко ведется и в настоящее время. Современный Кабул — это быстро растущий город, вокруг которого один за другим возникают новые кварталы двух- и трех этажных зданий, в значительной мере меняющие еще недавно средневековый облик столицы.

Меблировка афганского дома носит традиционный восточный характер. Пол застилается цыновками; в более зажиточных домах поверх цы- новок постилают паласы (безворсовые ковры) или ковры; в самых богатых домах на палас кладут кошму, а уже на нее — дорогой ковер. Обычно же кусок кошмы кладут лишь на том месте, где сидит хозяин дома и где усаживают гостей.

При еде посуду никогда не ставят на ковер, а всегда на скатерть или хотя бы на небольшой платок.

Постельными принадлежностями служат кошма, подушка, стеганое одеяло. На день одеяла и подушки, как и в шатрах, аккуратно складывают у одной из стен. У более зажиточных оседлых афганцев большим распространением пользуется деревянная кровать чарпай, состоящая из деревянной рамы на четырех ножках, середина которой заполнена тростниковым плетением. Чарпай застилают камышовой цыновкой, на нее кладут одну или две кошмы и сверху ковер или шерстяной тюфяк.

Для хранения мелких предметов оседлые крестьяне, как и кочевники, употребляют подвесные сумы — ковровые, из кошмы или из грубой шерстяной ткани. В зажиточных домах для этой цели служит обтянутый кожей сундук из тонких досок с двумя охватывающими их железными обручами и с обитыми жестью углами. На задней стенке сундука к обручам прикреплены на коротких железных цепях два кольца, указывающие, что в недалеком прошлом такой сундук служил для вьюка. Припасы хранят в деревянных ларях на ножках. Посуду и предметы повседневного употребления держат в стенных нишах, характерных для построек из сырцового кирпича. Ниши завешивают паласами или набойками. Ими же завешивают дверные отверстия, иногда окна. Стены домов нередко украшены вышивками, которые служат также иногда дверными и оконными занавесками; ими же покрывают сундуки.

Освещаются жилища обычно глиняными светильниками с фитилем из хлопковой ваты, в которых горит растительное масло. Распространены старинные медные светильники, нередко художественной работы. Сельские жители изготовляют для собственного потребления закрученные спиралью сальные свечи высотой до 1 м. В районе Джелалабада, где развито пчеловодство, свечи делают также из воска; отсюда восковые свечи проникают на кабульский базар. В некоторых лесистых местностях, богатых смолистой сосной, население пользуется для освещения сосновой лучиной. Электрическое освещение имеется лишь в крупных городах.

утварьДля отопления в домах из сырцового кирпича устраивают в стене род камина с проходящей внутри стены на крышу трубой с заслонкой. Топят прессованным и высушенным верблюжьим, конским и коровьим навозом. Для этой цели собранный на улицах и выгонах навоз тщательно перемешивают и налепляют на внутреннюю поверхность глиняного горшка с отбитым верхом. Нижней частью другого, подобного по форме сосуда его 'спрессовывают, 'Затем вынимают получившийся чашеобразный кизяк, сушат и складывают один на другой на крышах домов. Этот чисто афганский способ прессовки кизяка не известен у других народов Передней Азии.

Дрова доступны только богатым. Хозяева, имеющие возможность покупать древесный уголь, употребляют для отопления мангал, род железной сковороды на четырех ножках, которую наполняют раскаленными углями и ставят на обитую жестью деревянную подставку. Для экономии тепла, главным образом на ночь, над мангалом ставят широкий деревянный табурет—сандали, на который набрасывают стеганое одеяло. На ночь семья укладывается спать вокруг сандали, подсунув ноги под одеяло.

В кухне имеется продолговатое глиняное возвышение около 25 см высотой, в котором делают одно или два углубления (для котлов разной величины) с поддувалом или невысокой трубой, выводящей дым прямо в кухню. Иногда в этом же возвышении устраивают специальный очаг с решеткой, над которой жарят мясо на вертеле. Но чаще имеется лишь один очаг, вырытый в земляном полу посредине помещения. Дым выходит в дверь и в отверстие в крыше.

Посуда для приготовления и подачи пищи к столу почти исключительно медная. Для кипячения молока и варки жидкой пищи служат круглые, суживающиеся кверху котлы с отогнутыми наружу краями и слегка выпуклым дном; реже встречаются цилиндрические медные же котлы ,с плоским дном. В последнее время входят в употребление ввозимые из Англии изготовленные специально для экспорта в восточные страны алюминиевые цилиндрические котлы с приспособлением для подвешивания. Для жаренья употребляют большие медные сковороды со слабо приподнятыми краями. Для подачи пищи служат медные подносы и миски. Последние часто имеют красивую форму и украшены орнаментом.

Воду носят и хранят в глиняных неглазированных кувшинах или бурдюках. Воду кипятят в медных кувшинах с ручкой, носиком и крышкой. В городах и у зажиточной части сельского населения распространены грушевидные медные афганские самовары разных размеров, а так же вытесняющие их более дешевые «русские» самовары из желтой меди.

Одежда

Одежда афганцев различается в зависимости от района, племени и в особенности социальной принадлежности.

Чаще всего мужской костюм состоит из рубахи, штанов и безрукавки, поверх которой при выходе из дома надевают халат или какую-либо другую верхнюю одежду.

Рубаху носят обычно белую, из домотканной или привозной фабричной хлопчатобумажной материи; у некоторых племен мужчины носят рубаху синего цвета. Рубаха надевается поверх штанов, обычно доходит до колен или бывает несколько длиннее. Среди сельского населения, особенно у горных племен, распространена рубаха с прямыми передком и спинкой, скроенными из одного полотнища, со сгибом на плечах и небольшим круглым вырезом по шее, от которого с правой стороны отходит вниз вертикальный разрез, который у ворота завязывается двумя шнурками, реже застегивается на пуговицу. Рукава прямые, с большими ластовицами, в бока вставлены расширяющиеся книзу клинья. Распространена также сходная с этой рубаха таджикского типа, без боковых клиньев и с длинным горизонтальным разрезом на плечах, который по обе стороны шеи застегивается на пуговицы или завязывается шнурками.

одежда афганРубаха другого типа, распространенная как у оседлого сельского населения и в городах, так и среди некоторых горных племен, имеет стоячий невысокий воротник, застегивающийся спереди на пуговицы, и рукава, либо слегка расширяющиеся кдизу, где их украшают вышивкой, либо схваченные у запястья обшлагом. Книзу рубаха расширяется, благодаря вставленным клиньям.

Особенность афганских штанов составляет их ширина. На них идет не менее 6—7 м ткани. Штаны шьются глухие, на вздержке. Очень широкие вверху (4—4,5 м), они книзу суживаются, свободно охватывая щиколотку. В широкий верхний рубец продевается шерстяной или бумажный поясок, вязаный или плетеный; вздержка держится обычно не на талии, а на бедрах. При стягивании получается характерное для афганских штанов обилие складок. Штаны большей частью белые, но носят и черные. Нижний край штанины обматывают иногда подрубленной полоской материи приблизительно в 70 см длиной, один конец которой, приходящийся при обмотке сверху, украшен вышивкой.

Поверх рубахи обычно надевают безрукавку из черной, красной или зеленой ткани с четырьмя карманами на передних полах. Безрукавку носят нараспашку. Большим распространением пользуются безрукавки и куртки из сукна местного производства; лучшим считается сукно хазарейского изготовления. Суконные безрукавки, как и куртки, имеют спереди застежку, так как их носят в холодное время. Куртка иногда бывает довольно длинной, наподобие пальто.

Летом верхней одеждой служит халат из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Халат лишен застежки, он запахивается и подпоясывается платком или кожаным поясом. Зимние халаты делают из местной шерстяной ткани.

Оригинальна верхняя одежда афганцев— шоли, род продолговатого покрывала, шелкового на бумажной основе или целиком бумажного. Концы шоли украшены широкой полосатой каймой с короткой бахромой. Шоли свободно набрасывают на плечи и правый конец его, более длинный, закидывают за левое плечо.

В холодное время года афганцы накидывают на плечи также длинные овчинные и войлочные шубьь (косай) с узкими, доходящими до колен рукавами. Ворот, рукава, подол и спина шубы расшиты цветными нитками. Войлочные шубы обычно белого цвета. Лучшие войлочные шубы изготовляют в Кандагаре. Рукава их внизу зашиты и заканчиваются войлочным же ромбом с крупной ажурной вышивкой. Овчинные шубы и безрукавки шьются мехом внутрь, рукава книзу суживаются. У более зажиточных афганцев шубы вышиты по естественному тону светложелтым, оранжевым, красным или зеленым шелком. Богатые шубы и безрукавки сплошь покрыты вышивкой. Хорошим дублением овчин и искусством вышивания славится город Газни.

Головной убор афганца составляют тюбетейка или войлочный колпак и чалма (люнги), на которую идет 5—7 м ткани. Наиболее обычна чалма из белой хлопчатобумажной ткани, часто носят также и черную чалму; у некоторых племен чалма голубая или темносиняя. Во время работы, а также в домашних условиях чалму обычно снимают и остаются в одной тюбетейке. Знатные афганцы нбсят шелковую чалму, серую в белую полосу или белую с золотым шитьем. Головным убором части городских жителей является круглая, слегка суживающаяся кверху шапочка из черного каракуля. Мальчики носят пестрые тюбетейки.

Летом подавляющее большинство сельского населения ходит босиком. Лишь зажиточные крестьяне и горожане носят зимой и летом тяжелые кожаные башмаки с загнутым кверху носком, на толстой, подбитой большим количеством гвоздей кожаной подошве. Среди сельского населения и особенно у горных племен распространены грубые кожаные сандалии с широкими ремнями; в ходу также сандалии, плетенные из листьев карликовой пальмы.

Обувь большей частью носят на босу ногу, лишь в холодное время надевают вязаные шерстяные носки.

Одежда женщин также в основном состоит из длинной рубахи и доходящих до щиколотки штанов. То и другое шьют из цветной хлопчатобумажной ткани. Рубаха свободного покроя, с длинными прямыми рукавами. Ворот и приполок вышиты или обшиты пестрой тесьмой. Рубаху надевают поверх штанов.

Носят афганские женщины также темносинее или серое платье до колен, с длинными рукавами и обычно со сборками в талии. Платье украшается вышивкой или аппликациями из красного ситца. У кочевников, женщины носят поверх рубахи несколько юбок.

Голову поверх небольшой шапочки повязывают платком или же накидывают темное покрывало, которым закрывают лицо при встрече с мужчинами.

В городских условиях и в больших оседлых селениях, расположенных близ городов, среди зажиточных слоев населения различается домашний и уличный женский костюм. Дома женщина ходит в свободной длинной, спускающейся ниже икр рубахе, обычно хлопчатобумажной, у богатых — шелковой или бархатной. В последнее время рубаху иногда заменяет покупное европейское платье. Под рубахой носят цветные штаны. На голова цветная или вышитая тюбетейка. При выходе же на улицу женщина надевает поверх рубахи очень широкие, с многочисленными сборками серые хлопчатобумажные штаны, к которым внизу пришиты носки из такой же ткани; в настоящее время нередко пришивают фабричные бумажные носки. На голову, а иногда только на плечи накидывают легкий белый платок, концы которого перекрещиваются на груди и засовываются под верхние штаны. Поверх него на голову набрасывают широкое, также в многочисленных сборках покрывало чатри, закрывающее женщину с головы до пят и имеющее лишь узкое отверстие для глаз, закрытое кисеей и ажурной строчкой.

Женская обувь похожа на мужскую. Это кожаные башмаки с загнутыми кверху носками или остроносые кожаные туфли без задников на высоком каблуке. Кожаная подошва этих туфель имеет выпуклую форму и снабжена, так же как и каблук, железной пластинкой, предохраняющей от снашивания. Вообще же в сельских условиях большинство женщин ходит босиком.

Женщины носят различные украшения из серебра и стеклянных бус: серьги, кольца, носовое украшение, бусы, ожерелья из монет, налобное украшение. Особенно много украшений надевается во время свадьбы и других празднеств; в обычноевремяукрашений носят мало. И женщины и мужчины сурьмят ресницы, считая, что это предохраняет от яркого солнечного света и от болезней.

За последние двадцать лет в городах значительно распространилась одежда европейского покроя. Однако сейчас развернулось движение за ношение национальной одежды под лозунгом «единство одежды — единство народа». Вызвано это главным образом тем обстоятельством, что ввоз иностранных тканей, а после войны—большого количества американского поношенного платья разрушает местное ремесленное производство, что порождает безработицу.