Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Основные занятия афганцев — земледелие и скотоводство
Этнография - Народы Передней Азии

Основные занятия афганцев — земледелие и скотоводство; в сельском хозяйстве занято около 90% населения страны.

Земледелие

Земледелие преимущественно поливное. Площадь орошаемых земель в южном Афганистане составляет около 100 тыс. га; можно оросить еще приблизительно 300 тыс. га. Строительство плотин было начато лет 25 назад, но покане оказало существенного влияния на сельское хозяйство страны. Для орошения используются арыки, а в юго-западной части страны — более сложные подземные сооружения — кяризы.

Основные сельскохозяйственные орудия — это деревянный плуг йыве с железным лемехом, выравнивательная доска мала вместо бороны, выравнивательные лопаты гахавар. Убирают урожай серпом; молотят обычно с помощью волов, которых гоняют по току; веют подбрасыванием зерна на ветру лопатой. Урожай перевозят на ослах или переносят в особых плетенках. Повсеместно используются простого устройства водяные мельницы — жранда; у кочевников сохраняются и ручные мельницы — мечын.

Вследствие того, что минеральные удобрения пока отсутствуют1, а навоз используется как топливо, для удобрения полей обычно употребляют остатки полуразвалившихся глинобитных строений и оград; при этом на участок фактически наносится новый слой Почвы, Широко применяется крестьянами также птичий помет, а в пригородных зонах — и компостные удобрения. Из афганских городов каждое утро вывозят экскременты, которые используются жителями пригородных селений в качестве удобрения.

Главные полевые культуры — пшеница, ячмень, просо, кукуруза, рис, бобовые (вика, горох, чечевица, фасоль). Из огородных культур широко распространены морковь, репа, лук, баклажаны, салат, шпинат, капуста, огурцы, особого вида дыня, достигающая метровой длины, томаты. Картофель распространен мало. Среди технических культур на первом месте стоит хлопок (Кандагарская и Восточная провинции, отчасти Фарахская область). Важнейшие кормовые культуры — персидский клевер и люцерна, из масличных — кунжут, сафлор и др.

В некоторых местностях, особенно в Кандагарском оазисе, который является районом интенсивного земледелия, высокого развития достигли плодоводство и бахчеводство. В районе Кандагара разводится около двадцати сортов винограда. В большом количестве выращиваются абрикосы, персики, сливы, гранаты. Газнийский район славится сливой алу- бухара, которая в сушеном виде экспортируется в Индию. Виноград, миндаль, грецкий орех, гранаты также составляют значительную часть торговли Афганистана с Индией. В Кандагаре фрукты упаковываются для вывоза на индийские рынки или перерабатываются в консервы.

Под Кабулом в районе Джелалабада и в Кандагарском оазисе разводят шелковицу.

В Кандагарском оазисе снимают два-три урожая в год. Озимые посевы (рабы) состоят из пшеницы, ячменя, бобовых. В марте и апреле, до колошения ячменя, его дважды жнут на корм, пшеницу — один раз. В июне, после жатвы, вспахивают поля, вносят удобрения и сажают табак, дающий два урожая за полтора месяца; потом высевают кукурузу, бобовые, рис, морковь, репу и т. п. Уборку их производят в ноябре и декабре.

Значительная часть обрабатываемой площади находится под богарными посевами, дающими более низкий урожай.

Скотоводство

Скотоводство у афганцев носит экстенсивный характер. Занимаются им главным образом кочевые племена, в меньших размерах — оседлое население, почевники разводят по преимуществу мелкий рогатый скот — овец и коз. Овцы — курдючные, двух пород: гильзайская (белая с тонкой шерстью) и гисарская (бурая или черная с грубой шерстью, но дающая много мяса и сала). Разводят также зебу и буйволов; в большом количестве — верблюдов и ослов, в меньшем — лошадей.

Шерсть идет на продажу; важным центром торговли шерстью является Кандагар. На продажу идет также кожа, которая экспортируется в значительном количестве.

Кочевники весной отправляются со стадами на север, в горы, и возвращаются осенью на зимние стоянки. Иногда они сеют в горах пшеницу, которая дает небольшой урожай. Летом скот выгоняют на горные пастбища также и полукочевники. Уход за скотом недостаточен из-за отсутствия ветеринарной помощи. Часты эпизоотии, приносящие скотоводам большие убытки.

Сельские промыслы и ремесла

Среди некоторых афганских племен (часть сулейман- хелей, тараки, хароти, исхакзаи) издавна распространена караванная торговля. Как сама эта торговля, так и занимающиеся ею племена именуются повинда, или пованда (от повал — пасти). Повинда — это вооруженные караваны купцов-кочевников, до последних лет осенью отправлявшихся в Индию с афганскими товарами и возвращавшихся оттуда весной с фабричными изделиями, пряностями ит. п. В начале осени повинда собирались на равнинах в районе Газни, со своими семьями и стадами, с вереницей верблюдов, груженных товарами. Образуя огромные караваны, иногда в несколько тысяч человек, они в боевом порядке следовали через страну вазиров и какаров, через Гомальский проход и Зхоб. В округе Дера-Исмаил-Хан они оставляли свои стада и семьи под охраной части мужчин, а сами шли дальше в поисках работы или для продажи своих товаров, доходя до Лагора, Дели, Бенареса, Раджпутаны и даже до Патны. Весной они таким же порядком возвращались обратно в горные области близ Газни и Келати-Гильзаи, а летом отправлялись дальше — в Кандагар, Герат и т.д. На афганской границе из-за таможенных сборов нередко происходили конфликты с афганскими властями, переходившие в вооруженные столкновения, а иногда даже перераставшие в восстания, например, восстания сулейманхелей в 1937 и 1944 гг.

С конца прошлого столетия торговля повинда начала приходить в упадок. Это было вызвано строительством железных дорог на севере Индии и развитием автотранспорта, а также изменениями в политической жизни Афганистана и Индии. С 1949 г', афганские племена лишены возможности переходить афгано-пакистанскую границу и заниматься отхожими промыслами в Пакистане.

Важное место в хозяйственной жизни населения лесных районов Восточной и Южной провинций занимает лесной промысел. Хозяйство аф- ганцев-лесовиков мало известно. Из Южной провинции в Кабул и другие города они доставляют лес, деготь и древесный уголь. Довольно значительный промысел составляет в Южной провинции сбор орехов местной сосны (чилъгуза, или дзангозай)\ они крупнее и вкуснее кедровых и пользуются большим спросом в Кабуле и Пешаваре. В Пешавар по Кунару сплавляют деодары и сосны. В Хосте (Южная провинция) занимаются также пчеловодством. Собирают бортный мед или держат простейшего устройства ульи — глиняные (мангай — «кувшин») или деревянные (долкай — «барабан»).

Для беднейших слоев населения подспорьем служит сбор дикорастущих лекарственных и пищевых растений. Собирают солодковый корень (например, в районе Пагмана, в долине Логара), ревень и др. Пешаварские фирмы через своих агентов скупают лекарственные растения. Торговцы скупают собираемую кочевниками асафетиду (вонючую камедь) для вывоза в Индию. В качестве пищевого продукта собирают дикорастущие травы, ягоды, а в пустынных районах — плоды хинджака (кевового дерева).

Охота играет сравнительно незначительную роль: добывают джейрана, горного козла, куропатку; в районе Сеистанских озер — лебедей, пух и шкурки которых доставляют в Кандагар. Для охоты держат борзых собак (тази) или ловчих птиц (ястреба, сокола, иногда пустельгу).

Заметное место в занятиях сельского населения занимает ремесленное производство.

Из ремесел особенно развиты кузнечное, медницкое, плотничное, столярное, ювелирно-граверное, ткацкое. Как правило, сельские музыканты-певцы {дум) занимаются ремеслом; они же выступают в роли цырюльни- ков. Их содержит все селение или род, выделяющие им долю урожая. Выступая на празднествах в качестве музыкантов, они не имеют права требовать оплаты, но могут принимать подарки.

Значительное место продолжают занимать и домашние производства, в частности выделка шерстяных и шелковых тканей. Выделка шерстяных тканей особенно развита у кочевников: женщины ткут ковры, грубые ткани и одеяла, валяют войлок, вяжут чулки, плетут арканы и т. п. Из листьев растущей в юго-восточной части Афганистана карликовой пальмы выделывают цыновки, веера, корзинки, сандалии, сети, веревки.

Землевладение и землепользование

В современном Афганистане все еще господствуют феодальные формы землевладения и землепользования.

Земля принадлежит преимущественно (70%) помещикам, крупным чиновникам, купцам,около 10% —государству и духовенству (вакуфы). Леса в 1932 г. объявлены собственностью государства; пастбища считаются находящимися в общем пользовании. В собственности крестьян находится около 20% земли. Более 70% всех крестьянских хозяйств — малоземельные и безземельные1. За последние десятилетия ускорился переход крестьянской земли в руки крупных землевладельцев2.

Большинство афганских крестьян находится в феодальной зависимости от землевладельцев. Значительную массу их составляют арендаторы-издольщики (базгары). В Кандагарской провинции земля сдается в аренду на следующих условиях: если землевладелец дает тягловый скот и посевное зерно, он берет четыре пятых части урожая, а издольщику оставляет лишь одну пятую; если же издольщик имеет своих волов и посевной материал, он получает больше — одну четверть урожая.

Капиталистические отношения развиты в афганской деревне слабо. Выделяется все же кулацкая прослойка (обычно кулак выступает одновременно и как торговец-ростовщик), растет число сельскохозяйственных рабочих — батраков. В то же время феодальные и нарождающиеся капиталистические отношения переплетаются с сохраняющимися еще в значительной мере патриархально-родовыми пережитками.

Патриархально-феодальные отношения особенно характерны для кочевых и полукочевых племен и отсталых оседлых племен восточного Афганистана и других окраинных областей страны. У большей части дурани и западных гильзаев* уже к началу XIX в. сложился феодальный строй. Восточные гильзаи, часть момандов,- часть ацакзаев и, по-видимому, нурзаи поныне живут в условиях патриархально-феодального быта; многие племена (сафи, хоствалы, часть восточных гильзаев) сохраняют родоплеменную военную организацию и джиргу (совет старейшин), решающий внутренние дела рода и племени. Основой этой пережиточной организации является хель — родовая община и военная ячейка, выставляющая контингент бойцов3. Сородичи объединены различными видами взаимопомощи (агиар); интересна, в частности, временная артель для заготовки молочных продуктов на зиму (у восточных афганцев — пайваз).

Во главе племени стоит хан, во главе рода — малик, или машр. У восточных гильзаев в чрезвычайных случаях хан может быть отстранен и избран цалвегити (от цалвешт — 40), которому все подчиняются, пока существует опасность.

Однако у подавляющего большинства племен пережиточные патриархально-родовые отношения лишь прикрывают складывающиеся формы феодальной эксплуатации.

У ряда племен еще в средние века выделился особый ханский род — ханхелъ, глава которого и был вождем племени. Феодализи- рованная родо-племенная знать, сосредоточившая в своих руках большую часть скота и фактически распоряжающаяся племенными пастбищами, эксплуатирует своих неимущих соплеменников и другие — зависимые — племена. В этом отношении характерен институт хамсая (в первоначальном значении по-таджикски — «сосед»).

Различается несколько разрядов хамсая:

1) покоренные племена или роды другого племени, живущие на территории племени-патрона и раньше платившие подать в знак вассалитета, а теперь чаще всего обязанные продавать или закладывать землю только своим патронам;

2) торговцы, обязанные делать подношения патрону в торжественных случаях (рождение сына, обручение, свадьба и т. п.);

3) скотоводы-кочевники, обязанные платить натурой за пастьбу скота и доставлять удобрения для полей патрона;

4) основная категория хамсая — уже известные нам издольщики, платящие феодальную ренту натурой.

В подобных условиях феодальные противоречия прикрываются родовыми отношениями, а классовая борьба затушевывается родовой или племенной враждой. Родо-племенная верхушка создает у сородичей иллюзию «общности интересов».

Промышленность и ремесло

В промышленном отношении Афганистан развит слабо: до сих пор 90% своих потребностей в промышленных товарах Афганистан удовлетворяет за счет ввоза из-за границы. Южная половина страны, населенная афганцами, где находится лишь незначительная часть фабрично-заводских предприятий (суконная фабрика и консервные предприятия в Кандагаре, бумажная и сахарная фабрика в Джелалабаде и некоторые другие), принадлежит к числу наименее развитых районов. Численность промышленного пролетариата во всем Афганистане не превышает 200 тыс.

Значительное число афганцев занято в городском ремесле: ткацком, кожевенном, металлообрабатывающем и т. п. В настоящее время ремесленное производство контролируется крупным торгово-промышленным капиталом в лице его акционерных объединений — ширкетов. Ширке- ты, так же как и банки, учрежденные в последние десятилетия, сыграли положительную роль, мобилизовав национальный капитал и ослабив позиции иностранного капитала в стране.

В последние годы афганское правительство проводит серьезные мероприятия по развитию национальной экономики. Строятся промышленные предприятия, электростанции, улучшаются дороги. Большую роль в этом играют советско-афганские экономические связи, которые продолжают крепнуть и расширяться. В обмен на традиционные товары своего экспорта Афганистан получает в Советском Союзе изделия, необходимые для развития своей промышленности и сельского хозяйства, техническую помощь, кредиты для строительства ирригационных, энергетических, транспортных и некоторых других сооружений.

Семейный быт

Семейный быт афганцев в основном регулируется еще нормами мусульманского религиозного нрава и обычноправовыми установлениями.

Положение женщины

Женщина несет на своих плечах значительную долю сельскохозяйственных работ и всю тяжесть работ в домашнем хозяйстве if в правовом отношении всецело подчинена мужу. Женщина лишена права наследовать имущество. Муж может развестись с ней в любое время и по всякому поводу, трижды произнеся шариатскую формулу «свободна». Дети при разводе всегда принадлежат отцу. Как и у других мусульманских народов, у афганцев официально разрешено многоженство, доступное, впрочем, лишь богатым людям. Распространен обычай левирата, овдовев, женщина может выйти замуж лишь с согласия родственников покойного мужа.

Ношение паранджи практикуется лишь в городах, так как среди сельского населения условия хозяйственной жизни делают это невозможным. Однако и в селениях девушки и молодые женщины при посторонних закрывают лицо концом платка.

В правление Аманулла-хана были проведены некоторое мероприятия, направленные на частичное раскрепощение женщины, и хотя после его свержения с престола они были отменены, в последующие годы правительство Афганистана предприняло ряд полезных мер в этой области.

В 1937 г. в Афганистане открылись акушерская и зубоврачебная школы для девушек, а также школа медсестер; в 1942 г. в Кабуле открыта первая женская гимназия, а несколько лет спустя — высшие женские курсы для подготовки учительниц.

Родильные, свадебные и похоронные обряды

Остановимся коротко на обрядах, связанных с рождением, свадьбой и похоронами.

Ребенка обычно принимает повивальная бабка. Роженицу в течение трех дней после родов кормят специальной питательной кашицей, в состав которой входят топленое масло, мука, сахар и лекарственные растения.

В случае рождения сына бьют в барабан, стреляют из ружей, угощают сластями родственников и друзей, прибывших с поздравлениями; рождение дочери обычно ничем не отмечается.

Имя сыну дают через 10—20 дней после рождения, обычно по совету муллы или другого духовного лица. Для девочки имя выбирает бабушка или мать. Даются либо общемусульманские имена: Мухаммед, Асадулла, Фатима, либо афганские: Залмай (юноша), Заргун (зеленый), Зарка (куропатка); либо таджикские: Шердил, Махбиби.

В возрасте 4—7 лет мальчику делают обрезание (сунат, хатна)\ это «событие празднуется.

Брак, как правило, заключается по желанию родителей, старших родственников или опекунов. Брачный возраст для жениха — 18—20 лет и для невесты — 14—16 лет. Важнейшую роль при заключении брака играет вопрос о калыме (валвар), размер которого за последние 15—20 лет заметно возрос. Высокий калым и большие расходы на выполнение свадебных обрядов чрезвычайно обременительны для населения, что нередко влечет за собой поздние браки мужчин, неравные браки женщин. Бывают случаи, что старики покупают девушек, либо, наоборот, мальчика женят на взрослой девушке, чтобы использовать ее в доме как работницу. Девушки часто «засиживаются» в невестах, а мужчины за недостатком денежных средств вынуждены оставаться холостыми. Поэтому среди афганцев широко распространен обычай мухай: сын А женится на дочери Б, а сын Б женится на дочери А. Женятся также на двоюродных сестрах, так как в этом случае калым не выплачивается.

Свадебный цикл начинается сватовством. Родители подыскивают невесту в своем или близлежащем селении; тайно от родителей невесты собирают о ней сведения, родственницы жениха беседуют с ней. Затем отец жениха или несколько старейшин из его рода направляются к отцу девушки свататься. Отец невесты, выяснив происхождение, материальное положение жениха и т. п., советуется с женой и родственниками. В случае согласия долго спорят из-за размера калыма.

Договорившись о калыме, отец девушки дает отцу жениха шелковый платок и иголку с ниткой и отпускает сватов. Отец жениха, отправляясь домой, пришивает платок к свое чалме, чтобы он был виден издалека; придя домой, он прикалывает платок иглой к двери своего дома и несколько раз стреляет из ружья. Собираются женщины, начинают бить в бубен, собравшиеся поют свадебные песни перед платком. Родственники и друзья поздравляют родителей жениха.

Через два-три дня отец жениха приносит отцу невесты горсть монет в счет калыма, если это не было сделано уже в день сговора. Калым выплачивают ежемесячно или ежегодно, частью деньгами, частью натурой: отцу невесты дают овец, корову, вола, верблюда и другой скот, обычно» оценивая его приблизительно вдвое дороже, чем на базаре. После выплаты двух третей калыма мулла совершает религиозный обряд бракосочетания — никах; в этот день назначается день свадьбы.

Ко дню никаха отец невесты шьет для жениха по крайней мере два комплекса одежды, а родители жениха — столько же платьев для невесты. Если отец невесты богат или если он потребовал с жениха очень большой калым, в день никаха он обязан подарить по чалме мужчинам, пришедшим с женихом. Устраивается угощение с музыкой и пением.

После никаха жених возвращается к своим родным или остается у тестя. Теперь он может проводить время в обществе невесты; это не считается предосудительным. Однако обычно женщины и дети в доме невесты преследуют жениха: брызгают на него водой, прячут его обувь, берут с него «откупные» и т. п. Поэтому многие женихи не остаются у тестя и: спешат справить свадьбу, в чем заинтересованы и родители невесты, подучивающие детей и родственников, чтобы те донимали жениха.

Перед свадьбой жених приготовляет одежду и украшения для своей будущей жены, а тесть — обстановку для дома молодых. В приданое цхо- дят кровати, тюфяки, одеяла, подушки, сковороды, чашки, чайники и пр.; различают одинарное (всего по одной штуке) и двойное приданое. Последнее делает честь тестю, его «благородству»: он как бы компенсирует хотя бы частично расходы на калым. Все эти вещи в день свадьбы показывают гостям.

Свадьба справляется в доме невесты. Приглашенными на нее считаются все односельчане жениха и невесты. Среди бедноты свадьбу справляют значительно скромнее, с участием небольшого числа приглашенных.

В день свадьбы все поезжане (врабани) наряжаются в свое лучшее платье. Родня невесты собирается у тестя, родня жениха идет туда же. Недалеко от дома невесты ее встречает с песнями группа женщин. На свадьбе принято бить в барабан. Обычно устраиваются скачки, джигитовка, стрельба в мишень, борьба, пляски.

Свадьба обычно длится три дня. На второй день жених перевозит жену в свой дом. По обычаю, тесть дарит зятю платок, которым тот перед отъездом в свое село по очереди опоясывает всех родственников и друзей, своих и невесты. При этом каждый одаривает жениха несколькими монетами; мулла, тесть и теща должны дать больше других. В свою очередь прибывшие с женихом должны одарить мать невесты «в уплату за молоко», которым она вскормила дочь.

Молодую (наве) везут обычно в дом мужа на коне или верблюде. На верблюда ставят паланкин; с одной стороны садятся две-три женщины, с другой — новобрачная и ее подруга (инга). Поводья для коня или верблюда заранее приготовляет тесть и дарит жениху в день свадьбы. Когда молодую выводят из родительского дома, жених должен надеть ей сандалии, которые держит наготове ее мать. Молодая сопротивляется; жених должен взять обе сандалии сразу: если он возьмет одну, то его бьют сандалией по плечу. Затем жених подсаживает молодую в седло и ее окружают поезжане. Считается хорошим предзнаменованием пролезть под поводьями коня новобрачной. Если враг — кровник жениха доберется до поводьев и возьмется за них рукой, жених обязан простить ему вину.

В доме жениха для молодой заранее устраивают помост, на который она поднимается лишь после того, как жених преподнесет ей подарок. Собираются женщины. С невесты снимают покрывало, рассматривают ее, затем снова одаривают. Часа через три посторонние женщины уходят. Прибывшие с невестой гости отдыхают, угощаются сластями и фруктами, затем садятся за трапезу.

Вечером жениха и невесту оставляют вдвоем. Гости веселятся в другом помещении до полуночи или до утра. В играх участвуют все сельчане. На третий день, если семья жениха состоятельна, устраивают обед. В этот день жениха шуточно величают пача или шах; он назначает вазиров (министров), рассматривает жалобы, арестует, штрафует, но денег не берет, а лишь «сажает в заключение». «Заключенному» дают возможность бежать и сесть на коня, за ним устраивают погоню и «беглеца» возвращают; все это делается с целью показать джигитовку.

Через две недели новобрачная на время возвращается в дом отца. Уезжающей вместе с ней инге жених дарит покрывало.

У баракзаев после обряда никах жених остается в доме тестя. Вечером мать невесты и другие родственницы приходят посмотреть жениха, беседуют с ним, а затем оставляют его с невестой, но прячутся за дверью, чтобы подслушать их разговор. Утром невесту заставляют передать содержание ее разговора с женихом, и в случае умолчания или лжи «свидетельница» уличает невесту. Жених, зная об этом обряде, до беседы с невестой старается проверить, не спрятался ли кто-нибудь поблизости. При выезде свадебного поезда из села (если девушку выдают замуж в чужое село) — в поезжан обычно бросают камни; поэтому родня жениха старается договориться со старейшинами, «откупиться».

У племени хароти, живущего в Южной провинции, также отмечаются некоторые особенности свадебного цикла. Между сватовством и сговором здесь проходит неделя, в течение которой отец девушки собирает сведения о женихе. При сговоре родители девушки закалывают барана или козла, приглашают на обед старейшин и почетных лиц. Во время обеда договариваются о калыме, и представитель жениха вносит задаток. Отец девушки передает сватам два-три шелковых платка и иголку с ниткой. В дом жениха иногда посылают гонца, чтобы до прихода сватов известить семью жениха о согласии родителей девушки. Расходы на свадьбу несут сообща тесть и жених. При посещении невесты до свадьбы жених имеет право лишь беседовать с ней; при нарушении этого правила размер калыма удваивается. Если тестем получен калым, он обязан дать жениху домашнюю обстановку; иногда жених сам заготовляет обстановку, доставляет ее в дом тестя до свадьбы и оттуда в дни свадьбы забирает ее вместе с женой.

Выплата калыма, свадебные торжества, подарки невесте и т. п. у большинства племен связаны с большими расходами,которые подрывают хозяйство и нередко ведут к разорению.

Весьма обременительны также обычаи,'связанные с похоронами. Покойника хоронят в день смерти. Его заворачивают в саван (в пути для этого используется чалма). Родственники оплакивают покойника и соблюдают траур (сок). После похорон устраивают поминки и раздают милостыню. Отмечают сороковины (цалвешти) или годовщину смерти (калъ, или тлин). На могиле ставят надгробные камни. Бывают случаи, что для устройства поминок крестьяне закладывают дом или землю и попадают в кабалу к ростовщику.