Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Афганцы: краткая характеристика
Этнография - Народы Передней Азии

В Афганистане обитает свыше 6 млн. афганцев (самоназвание — пахтанд). До 50 тыс. афганцев живет в Иране и 5,5 млн.— в Пакистане, в населенной афганскими «независимыми племенами» области Пуштунистан. В 1893 г. эта область была присоединена к Британской империи, а в 1947 г. Пуштунистан был включен в состав вновь образованного государства Пакистан1.

В Афганистане афганцы населяют в основном южную часть страны,, прилегающую к Пакистану. Они составляют большинство населения в следующих провинциях: Южной — 90% , Кандагарской — 72, Восточной — 71 и Кабульской — 57. В остальных провинциях процент афганского населения колеблется между 11 и 27 и они уступают по своей численности таджикам и узбекам. Вплоть до настоящего времени продолжается начавшееся еще в первой половине XIX в. проникновение афганцев в северные районы Афганистана.

В районах своего расселения афганцы составляют в основном сельское население. Как отмечалось, около 2 млн. афганцев ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Число афганцев-горожан не велико: в ряде- случаев это чиновники и военнослужащие. Лишь в Кандагаре, Гардезе и некоторых других более мелких городах афганцев большинство.

У афганцев, как и у некоторых других народов Передней Азии, до сих пор сохранилась родо-племенная структура. Афганцы делятся на племена (каум, или кабила), распадающиеся на подплемена. и родовые группы; племена обычно объединяются в племенные объединения или союзы племен. Значительная часть афганских племен называется по имени эпонима (легендарного предка племени) с добавлением слюв хелъ (род) или зай, (сын).

Одним из крупнейших афганских племенных объединений являются дурани, насчитывающие около 1,5 млн. человек. К дурани принадлежит правящая в Афганистане династия. Члены этого племенного объединения играли и играют видную роль в государственной и общественной жизни страны, занимая основные государственные и военные посты. Ранее это племенное объединение называлось абдали, но после образования Афганского государства (1747) они были переименованы основателем государства Ахмед-шахом в дурани (от арабского слова дурр — жемчуг)1.

Дурани делятся на две ветви— зирак и панджпао. К ветви зирак принадлежат племена попальзаи, алькозаи, баракзаи и ацакзаи. Попальзаи (около 200 тыс. человек) живут к северу и востоку от Кандагара, к западу от р. Гильменд. Из рода Садозаи этого племени вышел основатель Дура- нийской державы Ахмед-шах. Другое крупное племя — алькозаи (200 тыс.) живет к востоку от Кандагара, к северо-востоку от Гильменда. Баракзаи (около 300 тыс.) живут юго-западнее Кандагара, в долине р. Аргастан, по берегам Гильменда. В 1826 г. баракзайская династия сменила на престоле Афганистана садозайскую. Все перечисленные племена оседлы и занимаются в основном земледелием. Ацакзаи (около 50 тыс. человек) обитают в районе Заминдавара и вдоль хребта Ходжа-Амран; занимаются отчасти земледелием, отчасти кочевым скотоводством.

К ветви панджпао принадлежит ряд племен. Крупное племя нурзаи (около 300 тыс. человек) живет на юго-западе и западе Афганистана. Преимущественное занятие — кочевое скотоводство. Ализаи (численностью около 200 тыс.) живут в Заминдаваре и по Гильменду, занимаются земледелием. Исхакзаи (около 200 тыс. человек) живут к западу от Кандагара по р. Аргендаб, в Фарахской области и в Сеистане. Занимаются земледелием и скотоводством.

Второе по значению объединение афганских племен — гильзаи. Общая численность гильзайских племен, занимающих обширную, преимущественно гористую территорию; составляет около 1,5 млн. Гильзаи , распадаются на две ветви: западную — туран и восточную — ибрахимхель буран. К западным гильзаям относятся хотак, или хотаки (около 80 тыс. человек), живущие к северо-востоку от Кандагара, и к юго-востоку от оазиса Газни. Другое племя — тохи (около 150 тыс. человек) живет в районе Келати-Гальзаи, в долинах рек Тарнак и Аргендаб, к северу до Хазараджата. Третье племя — андар (130 тыс.) — обитает в области Шильгар.

Из восточных гильзаев наиболее крупным является племя сулейман- хель (около 350 тыс. человек). Живут они к югу и юго-востоку от Кабула, до района Джелалабада. Сулейманхель в значительной части кочевники; часть племени занимается караванной торговлей. Племя алихель (около 70 тыс. человек) живет преимущественно в районе г. Мукура,-занимается земледелием.

Верблюдоводческое племя акахель (около 25 тыс. человек) кочует по всему Афганистану. Племя тараки (около 150 тыс. человек) населяет район г. Мукур; основное занятие — кочевое скотоводство с зимовками в области дурани. Племя насыр (около 25 тыс. человек) имеет летовки к северу от Кабула; ведет караванную торговлю, спускаясь зимой на равнины со своими стадами. Племя кадозаи (около 25 тыс. человек) живет в районах Мукура и Кандагара, занимаясь караванной торговлей, скотоводством и отчасти земледелием.

Крупное племенное объединение момандов в результате колонизаторской деятельности англичан оказалось расчлененным между Афганистаном и Пакистаном. В Афганистане (Восточная провинция) живут бар- моманды, численностью около 80 тыс. Моманды занимаются земледелием и скотоводством. Соседями момандов с севера являются сафи (около 120 тыс.). Сафи живут в районе Лагмана, по р. Кунар и в других местах; занимаются земледелием, скотоводством и пчеловодством. Полагают, что сафи по происхождению кафиры и были афганизированы недавно.

На афганских склонах хребта Сафедкоха (Спингара) живет часть племени шинвари (около 50 тыс. человек). Члены племени занимаются земледелием, шелководством, скотоводством, караванной торговлей. К западу от них, в районе Нимлы и Мамахейля, живет племя хугиани (около 60 тыс. человек). Хугиани занимаются земледелием и скотоводством.

К юго-западу от Кабула живут вардаги (около 25 тыс. человек), племя, по-видимому, индийского происхождения. Вардаги занимаются в основном бахчеводством и садоводством.

В Южной провинции Афганистана одним из крупнейших племен являются дзадзи, насчитывающие около 120 тыс. человек. Дзадзи занимаются земледелием и скотоводством, доставляют *в Кабул лес; зимой часть племени отправляется на отхожие промыслы. Соседи дзадзи — дзад- ран, численностью около 100 тыс. Основные занятия их — разведение коз и лесные промыслы; как и дзадзи, дзадран уходят зимой на отхожие промыслы. Иногда племена дзадран, дзадзи и близкое к ним племя мангалов объединяют под общим названием хоствал (по имени области Хост в восточной части Южной провинции).

На востоке Кандагарской провинции живет племя какар.Часть его занимается земледелием, часть — скотоводством и караванной торговлей. Кроме того, в Кандагарской провинции живут небольшие племена баби, барец (около 15 тыс. человек) и хунди (около 5 тыс. человек).

Происхождение афганцев не исследовано; можно полагать, что в их этногенезе участвовали различные элементы — индийские, иранские и, по-видимому, тюркские. Не исключены также связи афганцев с эфталитами, саками и другими народами древности. Предания самих афганцев говорят о том, что их родиной был район Сулеймановых гор; об этом же свидетельствуют многие исторические источники.

И. М. Рейснер считает, что в XIV—XV1I1 вв. афганцы переживали последний этап разложения общинно-родового строя1. По мере роста имущественного и общественного неравенства у них все большее значение приобретали захватнические войны; афганские племена завоевывали соседние земли, а владельцев этих земель — таджиков (на севере и западе) и индийские народности (на востоке) превращали в своих крепостных. Одновременно все шире заселялись пустующие земли.

К началу XVIII в. афганцы полностью овладели землями между Сулеймановыми горами и р. Инд и стали решающей силой на Газни-Канда- гарском нагорье. На завоеванных землях афганские племена занялись скотоводством и земледелием. Земля была распределена между племенами, их подразделениями и родами и семьями и долго еще подвергалась общинному переделу (веги). Однако происходившее в ходе завоевательных ж межплеменных войн подчинение неафганского населения и более слабых афганских племен нескольким более сильным племенам, а также развитие транзитной караванной торговли между Индией, Ираном и Средней Азией способствовали ускорению классообразования у афганцев. Известное применение получил рабский труд, но в целом, в условиях соседства и взаимодействия с высокоразвитыми феодальными обществами Передней Азии и Индии,5 у афганцев развивались феодальные отношения.

Процесс феодализации в афганском обществе особенно усилился в XVI—XVII вв. Для этого периода характерно так называемое рошаний- ское движение. В буржуазной науке оно обычно трактуется как чисто религиозное, сектантское, или же как только политическое движение, направленное против завоевателей-Моголов В действительности же это- движение было антифеодальным, сторонники его вели вооруженную и идеологическую борьбу не только с империей Великих Моголов, но и с афганскими светскими и духовными феодалами. В движении рошани, как и в других антифеодальных движениях эпохи средневековья, видное места занимали религиозные лозунги.

Относящийся к началу XVIII в. афганский исторический памятник «Тарих-и-мурасса» («Украшенная драгоценностями история») свидетельствует, что народные массы боролись против захвата земли феодализирую- щейся верхушкой племен — ханами и маликами, отстаивали сохранение общинного передела — веша и т. п. и одновременно боролись против- Моголов, которые ускоряли процесс феодализации и посылали войска для подавления рошанийцев. Видное участие в движении рошани принимали женщины, что объяснялось, наряду с общими социальными причинамиу также и тем, что мусульманское духовенство добивалось предписываемого шариатом затворничества женщин.

Классовая борьба внутри афганского общества тесно переплеталась с борьбой афганцев против чужеземных завоевателей. В то время как восточноафганские племена боролись против власти Великих Моголов, западные племена подверглись персидскому завоеванию. Во второй половине XVII в. Кандагарская и Гератская области входили в состав сефевид- ской империи. В начале XVIII в. жившие в районе Кандагара западные гильзайские племена подняли восстание, которое было жестоко подавлено. В 1709 г. население Кандагара открыто восстало против Сефевидов во- главе с Мир-Вайсом, вождем гильзайского племени хотаков.В течение шести лет не удавалось подавить это восстание. Верхушка афганских племен признала Мир-Вайса своим правителем. Враждовавшие с гильзаями ду- ранийские племена были выбиты ими из района Кандагара и переселились в район Герата. Наследник Мир-Вайса — Махмуд в 1721 г. организовал поход гильзайских племен в Иран; в 1722 г. он осадил и взял сефевид- скую столицу Исфахан, после чего провозгласил себя шахом Ирана. В 1725 г. Махмуд был убит своим двоюродным братом Ашрафом, который и стал шахом. Однако Ашраф потерял власть над Кандагаром, где утвердился Мир-Хусейн Хотак, брат убитого Махмуда. В 1729 г. афганские завоеватели были изгнаны из Ирана, а несколько лет спустя афганские земли вошли в состав недолговечной империи Надир-шаха, причем многие афганские племена, в частности союз племен дурани, приняли участие в завоевательных походах Надира.

Как государственное образование Афганистан возник после распада империи Надир-шаха, в середине XVIII в. После 1747 г. один из эмиров Надир-шаха, Ахмед-хан, по происхождению дурани, объединил под своей властью большую часть афганских племен и положил начало афганской дуранийской державе. Это было раннефеодальное государство, в котором еще не завершился процесс превращения племенных ханов в крупных феодальных землевладельцев. Поэтому большое значение для них имели завоевания, которые увеличивали их богатства и общественный вес и в то же время должны были несколько приглушить незатухавшую классовую борьбу внутри афганских племен. Таковы были причины завоевательных походов афганцев в Индию и в Среднюю Азию. Однако афганские завоевания не были прочными. Рост крупного феодального землевладения внутри страны и восстания покоренных афганцами народов подрывали дуранийскую державу. В начале XIX в. созданное Ахмед-шахом государство распалось на ряд самостоятельных княжеств и началась феодальная усобица, разорявшая страну. Только в 1826 г. правителю Кабула, Дост-Мухаммед-хану, удалось объединить под своей властью ряд афганских земель и принять титул эмира, положив тем самым начало новой, ба- ракзайской династии Афганистана.

XIX в. ознаменовался началом английской экспансии в Афганистане, выразившейся в двух захватнических войнах англичан: 1838—1842 и 1878—1880 гг. Во время первой англо-афганской войны, когда англичане пытались превратить Афганистан в зависимую страну и плацдарм для захвата Ирана и Средней Азии, против них поднялось все население не только к югу от Гиндукуша, но и к северу от него, т. е. афганцы, таджики и узбеки. Особенную активность проявили гильзаи. Именно они в январе 1842 г. разгромили 14-тысячную английскую армию в Хурдкабульском ущелье (к юго-востоку от Кабула). Оккупировавшие страну английские войска вынуждены были в 1842 г. уйти из Афганистана, и на престоле был восстановлен эмир Дост-Мухаммед-хан. Однако ряд земель с многочисленным афганским населением (р-ны Пешавар, Кохат, Банну) остался под властью англичан. После 1849 г. Дост-Мухаммед-хан отказался от попыток вернуть эти земли и при поддержке английской Ост-Индской компании приступил к завоеванию областей к северу от Гиндукуша, населенных неафганскими народами: узбеками, таджиками и туркменами.

Во время второй англо-афганской войны (1878—1880) англичане встретили не менее упорное сопротивление афганцев, которые под Майвандом (близ Кандагара) разбили английскую бригаду. Несмотря на все свои усилия, английские захватчики не смогли долго продержаться. Для борьбы с восставшим народом они использовали сардара Абдуррахман- хана, которого в 1880 г. провозгласили эмиром. Первым шагом нового эмира была жестокая расправа с вождями народного движения, направленного против оккупантов. Абдуррахман заключил с Англией соглашение, признав ее контроль над внешними сношениями страны, но сохранив самостоятельность в делах внутреннего управления.

В последней трети XIX в. образовалось централизованное многонациональное государство афганских помещиков и купцов. Его возникновение, вызванное причинами социально-экономического характера (рост городов, развитие торговли, потребность в сильном аппарате власти для прекращения феодальных усобиц и крестьянских волнений), было ускорено необходимостью организации сопротивления английским колонизаторам. Образование централизованного афганского государства явилось важным положительным фактомв истории афганского народа, и прежде всего важнейшим фактором в обеспечении его национальной независмости.

Англо-афганские войны подорвали экономику страны и сильно задержали ее развитие. Все же к началу XX в. в Афганистане усиливается национальная торговая буржуазия. Одновременно развивается так называемое младоафганское движение, которое под непосредственным влиянием революции 1905—1907 гг. в России ставит своей целью достижение независимости страны и проведение внутренних реформ.

В годы первой мировой войны в Афганистане усилились антианглий- ские группировки. В 1919 г. проанглийски настроенный эмир Хабибулла- хан был убит и на афганский престол вступил Аману лла-хан, близкий к младоафганскому движению. Он потребовал от Англии признания независимости Афганистана, что привело к третьей англо-афганской войне (1919), закончившейся поражением Англии и отменой всех англо-афганских неравноправных договоров. Решающее влияние на развертывание национально-освободительной борьбы народов Афганистана оказала Великая Октябрьская социалистическая революция, всколыхнувшая все угнетенные народы и поднявшая волну освободительного движения в Афганистане.

Советское правительство в своей декларации от 27 мая 1919 г. безоговорочно признало суверенные права Афганистана. Прибывшее в ноябре того же года в Москву афганское посольство было принято В. И. Лениным. 28 февраля 1921 г. в Москве состоялось окончательное подписание советско-афганского договора.

Советская Россия не только первой признала государственную независимость Афганистана, но и обязалась оказывать этой стране материальную й культурную помощь. 22 ноября 1921 г. независимость Афганистана была формально признана Англией.

Оказав Афганистану большую помощь в завоевании им независимости, Советский Союз и в дальнейшем неизменно поддерживал Афганистан. 31 августа 1926 г. советско-афганский договор, положивший начало дружественным взаимоотношениям СССР с Афганистаном, был заменен новым — Пагманским пактом о нейтралитете и взаимном ненападении.

В 1931 г. этот договор был возобновлен. Дружественные добрососедские отношения между Советским Союзом и Афганистаном нашли выражение во взаимовыгодных систематических торговых отношениях, строительстве в Афганистане промышленных предприятий, телефонных линий и т. п.

В правление Аманулла-хана была сделана попытка провести некоторые реформы: отменены некоторые наиболее тяжелые феодальные повинности, внутренние таможенные сборы, ограничена власть духовенства и племенной знати, введены законы, составленные по буржуазным образцам. Хотя феодальное землевладение затронуто не было, эти реформы вызвали резкое недовольство консервативных слоев общества. В начале 1929 г. в результате реакционного восстания Баче-Сакао, подготовленного при участии известного английского разведчика Лоуренса, Аману лла-хан был вынужден отречься от престола и покинуть страну. В царствование Надир-шаха (1929—1933) и его сына Мухаммед-Захир-шаха (с 1933 г.) централизация государственной власти усилилась, феодальной раздробленности был нанесен решительный удар, капиталистическое развитие страны ускорилось.

Недовольством реакционных феодалов постаралась воспользоваться в своих интересах иностранная агентура. Перед второй мировой войной в Афганистане усилилась деятельность гитлеровских агентов, однако попытки гитлеровцев разжечь в Афганистане войну потерпели крах. Верный своим обязательствам и добрососедским отношениям с Советским Союзом, Афганистан в период второй мировой войны придерживался политики нейтралитета.