Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семитские и индоевропейские народы Передней Азии
Этнография - Народы Передней Азии

Народы, принадлежащие к семитской языковой емитские народы группе были широко распространены на территории Передней Азии по крайней мере с конца IV — начала III тысячелетия до н. э. Эти народы подразделяются на несколько подгрупп.

Северо-восточная (аккадийская) подгруппа первоначально локализовалась в северной части Южного Двуречья, где семитское население соседило с шумерийцами. Первые семитские имена в этой области засвидетельствованы шумерийскими документами начала III тысячелетия; с середины III тысячелетия семитские имена встречались уже южнее, а в дальнейшем семитский язык совершенно вытеснил шумерийский. Аккадийский язык, сложившийся и господствовавший в Южном Двуречье, получил название вавилонского диалекта. Он господствовал в стране приблизительно полторы тысячи лет — с 2000до500г. до н. э., когда начал вытесняться арамейскими диалектами. Очень рано аккадийские переселенцы появились в областях по среднему течению Тигра (Ашшур) и Евфрата (Мари), где сложилось ядро будущей ассирийской державы. Ко II тысячелетию до н. э. аккадийский язык распространился в Ассирии, развившись в особый ассирийский диалект аккадийского языка, засвидетельствованный памятниками с 1900 по 600 г. до н. э. Это был почти исключительно язык разговорный и деловой переписки.

Литературным языком в Ассирии служил вавилонский диалект в его сравнительно ранней форме. Начиная с VIII в. до н. э., ассирийский диалект в Ассирии и части Северной Месопотамии стал вытесняться ар амейским языком.

Северо-западная подгруппа семитских народов получила название аморейской, или хананейской. Многочисленные племена амореев, или хананеев, издревле, возможно еще в неолите, обитали на обширной территории Северной Месопотамии, Сирии, Ливана и Палестины. Среди них, вероятно довольно рано, возникло полукочевое, а затем и кочевое скотоводство.

В ряде мест амореи, по-видимому, проживали среди иноязычного, в основном хуррийского, населения. Во II тысячелетии до н. э. амореи постепенно проникли в области распространения аккадийского языка; в первой половине II тысячелетия до н. э. их собственные имена впервые засвидетельствованы в шумерских и аккадийских документах. В I тысячелетии до н. э. видоизмененные языки и диалекты этой группы продолжали существовать в Заиорданье (моавитский и др.), Палестине (древнееврейский), Финикии и финикийских колониях (финикийский, или пунический). Общего самоназвания носители всех этих языков не имели и называли себя по племенам, племенным союзам и государствам. Вавилоняне называли их амурру (т. е. западные); наряду с этим существовали термины хананеи (для финикийцев и доеврейского населения Палестины) и евреи (для группы племен, осевшей в Палестине в середине II тысячелетия до н. э.).

Несколько позднее на исторической арене появилась другая ветвь северо-западных семитов. С XIII в. до н. э. ассирийские памятники говорят о распространении в Сирийской пустыне и по среднему Евфрату семитских кочевых племен, называя их ахламе, или араме, что,, вероятно, обозначало кочевника вообще. В XII—XI вв. арамеяне наводнили всю северную и среднюю части Месопотамии, Сирию и появились даже за Тигром.

Приблизительно в это же время в Южное Двуречье проникли племена, по-видимому, той же семитской ветви, известные под именем халдеев.

Почти все эти племена говорили на диалектах, относившихся к северо-западным семитским, но несколько отличных от аморейских; в науке их называют арамейскими. Уже спустя несколько столетий после появления арамеев, в VIII—IV вв. до н. э., в Ассирийской, Ново-Вавилонской и Персидской державах арамейский язык стал государственным (в первых двух — наряду с аккадийским), а к началу нашей эры в результате массовых перемещений покоренного населения значительная часть населения Передней Азии (хурриты, хананеи, евреи, аккадийцы) утратила свои прежние языки и говорила по-арамейски. Претерпев сильные изменения, арамейский язык дожил до средневековья, когда был почти повсеместно вытеснен арабским. В настоящее время на языке, восходящем к арамейскому, говорит население нескольких деревень в Сирии, а также айсоры.

К четвертой, южносемитской, группе семитов Передней Азии относятся прежде всего арабы. Первоначальной областью обитания арабских племен, по-видимому, была северо-восточная часть Аравийского полуострова, но уже во II тысячелетии до н. э. арабские племена расселились по всему полуострову, ассимилировав досемитское население его южной части — остатки древней экваториальной расы, которая, как предполагается, некогда служила связующим звеном между негро-австралоидами Африки и Юго-Восточной Азии и позднее была вытеснена европеоидами.

По своему антропологическому типу семитские кочевники, лучше сохранившие первоначальные физические особенности, являлись представителями средиземноморской группы; напротив, оседлые семиты, будучи в основной своей массе древними аборигенами, усвоившими семитский язык, характеризовались признаками арменоидного типа.

Индоевропейские народы

Третью большую группу народов Передней Азии составляли индоевропейцы. Трудно сказать, с какого времени индоевропейские народы населяли отдельные части Передней Азии. Некоторые исследователи полагают, что уже в III тысячелетии дон. э., в западной и юго-западной Малой Азии жили индоевропейские племена, известные под именем лувийцев и другими названиями.

Эти племена находились в соприкосновении с неиндоевропейскими племенами, населявшими восточную часть Малой Азии, что вызвало различные сложные процессы взаимодействия языков и культур. Как теперь доказано, индоевропейское происхождение имел и другой народ — хетты, основавший во II тысячелетии до н. э. в центральной части Малой Азии могущественное государство. До нас дошли многочисленные письменные памятники хеттов, найденные в развалинах древнего хеттского города Богазкей (на р. Кызыл-Ирмак — древний Галис) и в других, часто весьма удаленных от центра хеттской державы местах. К индоевропейским относят также и языки других древних обитателей Малой Азии— «иероглифический хеттский», отличавшийся от упомянутого выше хеттского клинописного, и палайский.

Возможно, что уже во II тысячелетии до н. э. в западной части Малой Азии начали появляться и греки.

В I тысячелетии до н. э. территория западной, центральной и юго-восточной Малой Азии была населена различными индоевропейскими народами, в то время как на северо-востоке сохранялись племена и народы кавказского происхождения, в частности предки современных грузин.

В западной части Малой Азии жили греки. Там же поселились пришедшие с Балкан и островов Эгейского моря индоевропейцы-фракийцы: вифины, мисийцы и др. В эллинистическую эпоху происходило быстрое культурное и языковое слияние народов Малой Азии с греками, а ко времени падения Римской империи большая часть населения Малой Азии говорила по-гречески. Из старых местных индоевропейских языков дольше всех (вероятно, вплоть до раннего средневековья) сохранялись фригийский и ликийский.

В антропологическом отношении население Малой Азии принадлежало в это время к двум типам — арменоидному в восточной части и средиземноморскому в западной части и на побережье.

В I тысячелетии до н. э. на исторической арене появились и другие индоевропейские народы: ираноязычные мидяне и персы. Вопрос о первоначальном месте их обитания до настоящего времени не ясен. Исторические свидетельства (о мидянах сообщается в ассирийских памятниках IX в. до н. э.) застают их в основном уже в тех местах, где они проживали и впоследствии, т. е. в западной части Иранского нагорья, к востоку и северо-востоку от гор Загроса. Остается неясным, какие племена и народы населяли в древние времена восточную часть Иранского нагорья. Возможно, это были те же иранские племена, родственные мидянам и персам или же ближе стоявшие к скифам и массагетам, с которыми воевал основатель персидской державы Кир и о которых сообщают античные источники.