Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Этнографическая народность рюкюсцы в Японии
Этнография - Народы Восточной Азии

Рюкюсцы — особая этнографическая группа, живущая в Японии, в прошлом представлявшая собой близко родственную японцам народность. До сих пор, несмотря на далеко зашедшие процессы ассимиляции, рюкюсцы сохранили языковые особенности, национальные обычаи и быт. Рюкюсцы живут на островах Рюкюского архипелага,1 раскинувшегося юго-западнее Японских островов и северо-восточнее Тайваня (административно Рюкюский архипелаг составляет южную провинцию Японии — Окинава).

Рюкюский архипелаг, состоящий из 40 крупных и множества мелких островов, разделяется на три группы: северную, в состав которой входит второй по величине остров архипелага Амами-Осима, с главным городом Надзэ, южную группу островов — Дальние острова, и центральную, с самым большим и значительным островом Окинава, или Большой Рюкю, на котором находится административный центр Наха и древняя столица Сюри. Общая площадь островов составляет 3372 км2, из них примерно одна треть приходится на о. Окинава. Многие острова Рюкюской цепи вулканического происхождения. Животный и растительный мир островов своеобразен. Так, например, на Рюкю отсутствуют обезьяны, широко распространенные в Японии; нет также лис и барсуков, характерных для Дальнего Востока вообще, зато есть целый ряд эндемических видов птиц и грызунов. Флора субтропическая: множество сортов бамбука, сандаловое дерево и др.

Как и во всей Восточной Азии, зима на островах сухая, а поздняя весна и лето дождливые. Климат здесь мякий, благоприятный для выращивания батата и даже сахарного тростника.

Общая численность населения Рюкюских островов 970 тыс. человек. Наиболее плотно заселена центральная группа островов, особенно о. Окинава.

Большинство жителей архипелага составляют рюкюсцы, только 0.3%, по данным 1950 г., приходилось на уроженцев других островов Японии и 0.1% на иностранцев: китайцев, корейцев, европейцев.

В силу создавшегося политического положения и экономической необеспеченности значительная часть населения провинции вынуждена эмигрировать в промышленные районы Японии, Южную Америку и другие страны.

Население живет главным образом в долинах рек и у заливов.

Антропологически рюкюсцы несколько отличаются от остальных японцев еще более ярко выраженными айноидными и южномонголоидными чертами. В целом же различия в физическом типе рюкюсцев и японцев незначительны.

Язык рюкюсцев, распадающийся на ряд говоров, может считаться одним из диалектов японского языка.

По определению Б. Чемберлена, рюкюский и японский языки относятся один к другому примерно так же, как итальянский и французский. Однако следует отметить, что диалекты юга Кюсю очень близки к рю- кюскому и грань между ними довольно расплывчата. Строй языка и фонд корневых слов имеют много общего, но значительны различия в фонетике и в грамматических формах. Длительное влияние Китая и Японии способствовало проникновению в речь образованных рюкюсцев слов, заимствованных из новояпонского и китайского языков. Языком переписки и литературы являлся в старину китайский, а с XIX в. — литературный японский язык.

В рюкюском языке сохранилось значительное число узколокальных говоров; так, например, на Амами Осима отмечается около 6 таких говоров, на которых говорит еще население изолированных горных деревушек.

Официальным языком в провинции Окинава является японский, преподавание в учебных заведениях ведется на японском языке, однако в быту сохраняется местный диалект.

Относительно заселения Рюкюских островов существуют различные предположения. Широко распространена теория, что задолго еще до нашей эры по Рюкюской цепи прошли южные племена (индонезийцы, полинезийцы, индокитайцы), переселившиеся затем на Японские острова. Однако известные до сих пор стоянки каменного века на Рюкю относятся к более позднему периоду, чем древнейшие стоянки в Японии. По общепринятому мнению, древнейшая керамика на Рюкю принадлежит айнам, причем керамика Рюкю и Хонсю по своей форме и орнаментации имеет близкое сходство. Примерно в III в. н. э. наблюдается большая волна переселенцев — раннеяпонских племен, вышедших, очевидно, с юга Кореи, которые, продвигаясь на юг по Рюкю, теснили айнов и смешивались с ними.

В дальнейшем переселение с севера не носило такого массового характера, оно происходило отдельными группами, которые уже не имели большого значения в формировании рюкюсцев как народности.

Китайцы были осведомлены о Рюкю еще в III в. до н. э., но тесный контакт был установлен только в 605 г. н. э., когда китайское посольство посетило один из островов.

Первые сведения о связях Японии с Рюкю относятся к 617 г. В китайских летописях значится, что рюкюсцы жили разобщенными общинами во главе со старейшинами; каждый остров представлял собой самостоятельное «государство» во главе с «королем» (хотя, судя по легендам рюкюсцев, они номинально признавали власть единого царя).

Контакт японцев с населением о. Окинава в более позднее время связывается с прибытием в 1165 г. на острова японского военачальника Минамото Таметомо, который, согласно официальной истории, основал династию рюкюских королей.

Одновременно расширяются связи с Китаем. В это время проникает на острова буддизм и заимствованное из Японии силлабическое письмо. К середине XIV в. на островах образуется три самостоятельных королевства. Наибольшее значение приобретает центральное королевство Чуан, которое признало власть Китая и с 1372 г. стало платить ежегодную дань китайскому императору.

Китайские купцы имели свои концессии в Наха и других городах. Китайская дипломатия, поддерживая центральное королевство, содействовала объединению рюкюских владений в единое государство. Процесс объединения рюкюских владений завершился в XV в.

С середины XIV в. до второй половины XVI в. Окинава поддерживает оживленную торговлю с Китаем, Японией, Кореей, Индией, Сиамом, Явой. В XVI в. на Окинава проникают изделия из арабских стран и Португалии.

В начале XVII в. экспансия Японии на Рюкю усилилась. В 1609 г. она послала военную экспедицию, в результате которой Северные острова и о. Осима перешли во владение сацумского князя и с тех пор стали частью японской провинции Кагосима. Прочие острова остались под властью рюкюского короля при условии уплаты им ежегодной дани Японии и введения контроля Японии над внешними сношениями рюкюского правительства.

Рюкю были присоединены к Японии как префектура Окинава, основные административные посты замещались японскими чиновниками. Официальным языком стал японский. На государственную службу принимали только лиц, овладевших японским языком. Через школу, правительственные учреждения, торговые предприятия и другими путями на острова вместе с языком стал проникать и общеяпонский образ жизни, и культурные достижения собственно Японии. С развитием капитализма в Японии, охватившего и Рюкюские острова, наблюдается нивелировка национальных особенностей, замена феодальных традиций новыми обычаями, многие элементы новой японской культуры проникли и утвердились среди рюкюсцев.

В 1945 г. ^асть Рюкюских островов была оккупирована войсками США, а о. Окинава превращен в крупнейшую базу военно-воздушных сил США.

США прилагают все усилия, чтобы оторвать острова от Японии. Население Окинавы и других островов ведет борьбу против оккупантов, за воссоединение с Японией.

Более 70% рюкюсцев занимается сельским хозяйством. Основными сельскохозяйственными культурами островов Рюкю являются рис (преимущественно суходольный), бобы, сахарный тростник, шелковица, саговая пальма, батат.

Плантации сахарного тростника расположены главным образом на южных островах; сахар является важной статьей вывоза. Культивируется также индиго, ведется разработка запасов сандалового дерева.

Для Рюкю характерно интенсивное грядковое земледелие, с преобладанием ручного труда и ручных орудий. Универсальным и основным орудием является мотыга (кува) с тяжелым массивным лезвием и длинной крепкой ручкой. Такой мотыгой вскапывают, разрыхляют и боронуют почву. Прополка и: уборка урожая также производится вручную.

Животноводство развито слабо. В небольшом количестве разводят лошадей, коров и коз. Большее значение имеют свиньи, куры, утки, а также кролики.

Подсобными занятиями рюкюсцев являются рыболовство и шелководство, а также производство циновок. Рюкюские узорные циновки славятся по всей Японии, а шелковые ткани, производимые на о. Кумед- зима, издавна вывозились на север, в собственно Японию, где высоко ценились.

Домашние ремесла не занимают видного места в хозяйстве крестьян. Из домашних ремесел развито производство матов, веревок и корзин. Плетением их занимаются исключительно мужчины.

В культуре рюкюсцев наряду с древними национальными чертами прослеживаются китайское и новояпонское влияние. В городах влияние Японии сказывается заметнее. В сельской местности, особенно в отдаленных горных селениях, старые национальные традиции сохраняются до настоящего времени.

Жилище рюкюских крестьян представляет собой легкое каркасное строение, стоящее на возвышенном земляном фундаменте или на сваях. Обычно дом имеет четырехскатную соломенную или тростниковую крышу с высоким коньком. Стены делаются из бамбука и переплетаются травой, а на юге — из плетеного бамбука, напоминающего циновки, как в старых японских домах. Дверной проем занавешивается циновкой, иногда над входом делается навес. Жилище обычно однокомнатное, с земляным полом, покрытым иногда циновками. Открытый очаг помещается посредине комнаты и огораживается камнями. Над ним на крюке, спускающемся со стропил, прикрепляется котел для варки пищи. Дым выходит через отверстие в крыше или же прямо через дверь.

Хозяйственные постройки делаются перед или по бокам дома. Характерны амбарчики южноазиатского типа, на высоких сваях.

Жилое помещение и хозяйственные пристройки образуют закрытую усадьбу, обнесенную высокой, 2—3 м высотой, изгородью из камыша или бамбука, иногда из камня.

Такого рода жилище в настоящее время сохраняется в глухих горных селениях, среди беднейшей части крестьян.

Вместе с тем все большее распространение получают стандартные дома японского типа с верандами и скользящими раздвижными дверьми.

В питании населения преобладают национальные блюда из батата, бобовых, риса, а также мяса (особенно свинины) и рыбы.

Чай употребляют, но он привозной, так как на островах не разводится. В городах в последнее время распространяется кофе. Едят с помощью палочек (хаси), за низкими столиками, сидя на полу, скрестив перед собой ноги (по-турецки).

Национальные костюмы рюкюсцев сходны с японскими — свободные запашные халаты для мужчин и женщин. Наиболее распространенный национальный цвет ткани для кимоно — синий с белой полоской для мужчин и белыми мелкими крапинками для женщин. Ткани подобной расцветки известны в Японии как «рюкюские ткани». Национальная одежда сохраняется теперь только среди людей старшего поколения. Молодые мужчины носят преимущественно полувоенные костюмы японского и американского образца, женщины перешивают кимоно на платья европейского покроя или шьют юбки и кофты.

Общинные отношения на Рюкю сохранялись вплоть до начала XX в. В конце прошлого столетия во владении сельских общин находилось более 2/3 всех пахотных земель. Пахотные участки перераспределялись между членами общины через каждые 2—4—10 лет.

До настоящего времени у рюкюсцев значительную роль играют большие семьи, состоящие из нескольких десятков родственных семей. Члены большой семьи поддерживают связь между собой: собираются по праздникам (Новый год, праздник наречения имени новорожденного и т. д.) и для богослужения в честь фамильных предков.

Семейно-брачные отношения и положение женщин согласуются с конфуцианскими догмами феодально-японского образца.

Неравное положение женщин в семье поддерживает и традиционная система наследования. Дочери не могут наследовать недвижимое имущество (дом и участок земли переходят старшему сыну), а при вступлении в брак в обеспеченных семьях получают деньги, одежду, утварь, в бедных — только одежду. Женщины выполняют всю тяжелую работу по дому и наравне с мужчинами работают в поле. Исключительно в руках женщин находится и вся мелкая сельская торговля.

Прежде у рюкюсцев практиковались очень ранние браки, но с начала XX в. брачный возраст установлен с 15 лет.

Брак между лицами, носящими одинаковую фамилию, запрещен, интересно, однако^ что брак между детьми братьев иногда разрешается, но между детьми сестер нет. Брак заключается обычно в своем селении. Как правило, браку предшествует помолвка; обычно от дня помолвки до свадьбы проходит 3—4 года. Большой возрастной разницы между супругами не бывает.

Свадьба по-рюкюски называется хибити, что значит «тянуть с корнем». В этом отразились древние представления рюкюсцев, когда брак рассматривался как переход женщины со всем ее возможным потомством из своего рода в род мужа.

Жених перед свадьбой должен преподнести семье невесты подарки — рис, вино и деньги, которые кладутся на семейный алтарь. Свадебные церемонии начинаются в доме невесты. Очень интересен старый обычай, наблюдаемый еще в начале нашего века. По обычаю, требовалось, чтобы жених к дому невесты скакал на бамбуковой палке, символизирующей собой лошадь. Есть несколько объяснений этому: одни считают, что это отголосок умыкания невесты на лошади, другие — что обычай скачки на палке (любимая игра детей) символизирует переход жениха в зрелый возраст. После визита жениха невесту в сопровождении посредницы и подруг доставляют в дом жениха. Покидая свой дом, невеста не надевает, как в Северной Японии, траурный костюм. Невесту передают в руки жениха, они выпивают сакэ, затем посредница покрывает их покрывалом и обрызгивает водой. Возможно, что этот обряд имел в прошлом значение очищения брачной пары. После дня, проведенного в доме мужа, новобрачная возвращается к своим родителям и проводит там 3 дня.

Роды у рюкюсцев считаются нечистым периодом. Для беременной специально строится дом, причем крышу не доделывают с тем, чтобы через нее мог вылететь нечистый дух. Посде родов женщина должна пройти очищение купанием в реке или в море.

Похороны совершаются как по японскому буддийскому обряду — путем сжигания трупа, так и по национальному — покойника закапывают в землю. Еще в начале XX в., когда тело совсем истлевало, отбирали кости и складывали их в урны. Урны ставились в каменных семейных усыпальницах. Как правило, кости мужа и жены помещались в одну урну. Для детей и холостяков урна делалась вдвое меньше. В настоящее время захоронение в урнах не наблюдается.

Религией рюкюсцев считается буддизм северной школы, но на Рюкю наряду с буддийскими имеются храмы конфуцианские и синтоистские. Буддизм проник на Рюкю в XII в., однако большого влияния среди народных масс он не имел прежде всего потому, что среди буддийских священнослужителей преобладают мужчины, тогда как, по традиции рюкюсцев, религиозные обряды совершают женщины.

У рюкюсцев господствует вера в духов местностей, деревьев, добрых гениев и чудовищ — злых демонов. Религиозные рюкюсцы верят, что душа умершего возвращается снова и оказывает воздействие на живущих. Они считают, например, что если над человеком установлена опека духом его старшей сестры, то такому человеку сопутствует счастье.

В старой религии рюкюсцев значительное место занимали анимистические воззрения, которые оформились в своеобразную религиозную систему, во главе с жрицами (норо). Система норо играла в XV—XVI вв. роль государственной религии. Жрицы имели большое политическое влияние, были экономически независимы, в их руках находились наследственные земли. Развитие женского жречества связано с культом огня, домашнего очага и культом предков.

До настоящего времени сельские жители, особенно женщины, исполняют обряды, связанные с почитанием духа огня, духа родников, духа рощ. Жрицы руководили религиозными обрядами, связанными с почитанием духов предков. Они совершают молитвы и обряды в честь основателя деревни, чьи алтари имеются в каждой деревне.

Исследователи этнографии островов Рюкю отмечают наличие локальных особенностей в фольклоре, танцах, праздниках, присущих отдельным островам и даже деревням.

Рюкюский народ создал своеобразный фольклор, патриотические и героические сказания. Манера стихосложения рюкюсцев отличается как от собственно японской, так и от китайской. Рюкюская строфа состоит из четырех строк, из которых первые три имеют восемь слогов, а четвертая шесть слогов.

Театр рюкюсцев очень интересен. Современный рюкюский театр близок к японской лирической драме. Однако если театр «но» в Японии посещается в основном только аристократами и любителями и только им понятен, то театр рюкюсцев является народным, его посещают самые широкие слои населения.

Представление начинается традиционными танцами, исполняемыми профессиональными танцовщицами. Затем следует короткий водевиль и, наконец, историческая драма. Выступления и танцы сопровождаются аккомпанементом народных инструментов: сямисенов, флейт, барабанов и др.

Теперь, когда о. Окинава превращен в крупнейшую базу американских военно-воздушных сил, рюкюсцы вместе со всем японским народом борются против засилия США. Стремясь расколоть это единство и подготовить мировое общественное мнение к мысли о возможном отторжении Рюкюского архипелага от Японии, американские эксперты подчеркивают различия между рюкюсцами и японцами и доказывают «необходимость» обособления рюкюсцев. Военные базы на Окинаве занимают сейчас значительную часть острова. Американское командование расширяет военные базы, захватывая земли у крестьян, лишая их источника существования. Это вызывает законное возмущение жителей острова. В поддержку жителей острова выступают крупнейшие демократические организации Японии, а также миролюбивая общественность других стран.