Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Живопись и архитектура корейцев
Этнография - Народы Восточной Азии

Самыми древними дошедшими до нас памятниками корейской живописи являются стенные росписи гробниц знати государств Когурё и Пэкче, датируемые 111—VII вв. н„ э. Рисунки, изображенные на фресках, обычно обводились черной тушью, а затем уже раскрашивались густой краской. Многие древние корейские мастера прославились не только у себя на родине, но и в Китае, и в Японии. Там Дин — монах одного из буддийских храмов Когурё — в 610 г. переехал в Японию и написал в храме Хорюдзи огромную картину. Созданная им картина отличалась совершенством техники письма, богатством красок и замечательной композицией. Этот бесценный памятник культуры погиб при пожаре в храме Хорюдзи. Памятников живописи от периода Силла не сохранилось. Но дошедшая до нас ле- тенда о художнике VII в. Сол Гё, который написал на стенах буддийского храма Хванёнса сосну так реалистично, что птицы принимали ее за настоящую и пытались на нее сесть, свитедельствует о высоком развитии реалистической живописи в Силла.

В период Корё живопись продолжала развиваться. Но из-за пожарок во время войн большинство произведений сгорело. На основе уцелевших фрагментов и старой литературы мы узнаем, что в тот период значительное развитие получили многие жанры живописи и что в последние годы династии Корё появляется так называемая «живопись литераторов» (мунинхеа). Картины писались по шелку и бумаге. Они имели вид свитков. Ими украшали стены парадных комнат.

В XII в., как свидетельствуют летописи, работал известный художник периода Корё Ли Нен. Ли Нен был замечательным пейзажистом своего времени. Большую известность получила его картина «Южные ворота храма Ченсуса».

От XIV в. сохранилась великолепная картина «Большая охота в небесных горах», приписываемая одному из последних королей Корё Кон Мину. Картина хранится в Сеуле. В ней чувствуется влияние школы .мунинхва. Живопись XIV—XV вв. развивалась под влиянием идеи единства стихосложения и живописи, что сказалось особенно ярко на творчестве художника Ан Гена (начало XV в.) — мастера Академии художеств (Тонхва сэвон). Наиболее известны его картины «Персиковый сад, виденный во сне», «Белое облако над зеленой горой» и др. XVI в. ознаменован развитием школы живописцев, изображавших цветы и травы, птиц и насекомых, собак и кошек. Наибольшей известностью в этот период пользовались три художника: Ли Ден, прославившийся изображением бамбука, Э Мон Реп — слив и Хван Диб Дюн — винограда. Изображение этих растений связано с омонимистической символикой, характерной для дальневосточной живописи, где, например, бамбук или цветьг сливы являются символами долголетия.

Во второй половине XVII в. в связи с зарождением течения сир- хакпха художники начинают обращаться к бытовой тематике. В развитии национальной живописи большое место принадлежит художнику- пейзажисту Чон Сону (Кёмчже, 1676—1759). Он отказался от существовавшего до него метода восточной школы пейзажной живописи, основанного на подражании древним стилизованным образцам, и стал писать с натуры. Его кисти принадлежит большое количество полотен, воспевающих горные пейзажи Кореи.

Одним из продолжателей реалистических традиций Чон Сона явился: Ким Хон До (Тан Вон). Ким Хон До (родился в 1760 г.) —известный художник-реалист, писал в различных жанрах. Он прославился своими картинами, в которых он скупыми, но выразительными линиями запечатлевал жизнь простого народа. Ким Хон До в своих картинах сочетал: приемы восточной живописи с приемами западноевропейской. В приписываемой его кисти картине на шелку «Тхукендо» («Собака боевой породы») для художественной выразительности использован прием тончайшей штриховки для достижения светотеней. Многие художники Академии художеств являлись защитниками реалистических традиций в живописи, особенно в портретном жанре, в котором была воспринята западноевропейская манера письма и достигалась необычайная выразительность и живость портрета.

Художником-реалистом конца XIX в. является Тян Сын Об, который обладал незаурядным мастерством во всех жанрах живописи.

В 20-х годах XX в. художники вместе с литераторами входили в одну революционную ассоциацию. Одним из основоположников КАПП был известный скульптор и декоратор Ким Бок Дин. Он развернул борьбу против реакционных идей надклассовости искусства, чистого искусства? и призывал к реалистическому отображению действительности. Художники КАПП занимались преимущественно плакатной живописью, карикатурой, иллюстрацией, гравюрой и графикой как наиболее действенными орудиями агитации. Когда в 1930-е годы в стране нарастало революционное движение, художники стали посещать заводские районы и деревни и приняли непосредственное участие в революционной борьбе. В 1930 г. состоялась Первая выставка пролетарского изобразительного' искусства. В тематике картин отразились взгляды художников. Они изображали забастовки, крестьянские волнения и антиимпериалистические выступления студентов. Выставка имела огромный успех, приняв характер агитационной кампании и политической демонстрации. Японские власти закрыли выставку, конфисковали картины, а многих художников посадили в тюрьму. В 1946 г. работники изобразительного искусства северной части страны объединились в Союзе художников северной части Кореи, который вошел в Ассоциацию деятелей литературы и искусства северной части Кореи.

В работах ведущих художников КНДР патриотическая тема, тема защиты родины, занимает главное место. Многие художники не только пишут картины маслом, но и создают боевые плакаты и карикатуры.

В среде корейских художников имеется два направления: художники, работающие в современном стиле (живопись маслом, графика), и художники, придерживающиеся традиций корейской живописи.

Архитектура

Корейская архитектура развивалась в тесном контакте с архитектурой соседних стран, сохраняя при этом свои самобытные черты. Принцип симметричного расположения построек, величественность строений, строгая согласованность архитектурного решения той или иной постройки с ее назначением, единства архитектуры и пейзажа, богатство декоративного украшения — таковы некоторые из черт корейской национальной архитектуры. В отличие от западной архитектуры, стремящейся к вертикальным линиям, корейские зодчие шли по пути создания мягких очертаний, не отделяя архитектурных форм сооружений от окружающей природы, которые как бы врастали в нее и сливались с ней в качестве ее органического дополнения. Приподнятые концы крыш создают впечатление мягкости, воздушности.

Большинство памятников раннего искусства Кореи погибло во время междо^ усобных войн и многочисленных вторжений иноземных войск, но и то немногое, что сохранилось на территории страны, свидетельствует о замечательной одаренности и мастерстве ранних зодчих и художников. Корейскими археологами в окрестностях Пхеньяна, на месте древней столицы государства Когурё, были открыты погребения III—VII вв., а также отличающиеся особым великолепием усыпальницы представителей знати и королей государства Когурё. Наиболее ранние усыпальницы знати обшиты внутри деревом, а более поздние облицованы огромными каменными блоками около метра толщиной. Потолки усыпальниц обычно имеют форму ступенчатого купола. Раскопки бывшей столицы Силла г. Кёнчжу дают представление о большом городе, который был построен по строгому плану и окружен крепостной стеной. О высоком мастерстве корейских зодчих периода Силла могут дать представление здания храмового ансамбля Хорюдзи около г. Нара в Японии, которые, согласно сохранившимся сведениям, были построены в начале VII в. корейскими мастерами.

Среди буддийских храмов всемирной известностью пользуется ансамбль Пул- кукса, сооруженный в середине VII в., около Кёнчжу. На обширном дворе главного храма находятся две каменные пагоды — Соккатхап и Таботхап, являющиеся классическими памятниками каменного зодчества Кореи. В отличие от пагод Китая они не имеют внутреннего пространства и по своему характеру близки к классическому обелиску. Большие творческие достижения зодчих и скульпторов периода Силла особенно ярко проявились при сооружении величественного храма Сокку- рам, около Кёнчжу, созданного в 752 г. в склоне горы Тхохамсан. Соккурам напоминает индийские пещерные храмы Аджанты, что дает возможность предполагать наличие в VII—VIII вв. непосредственных связей Кореи с Индией. Своеобразным памятником этого времени является огромная каменная фигура черепахи со стрелой на спине — «Тхэчон Му Ер Ван». Она высечена в 662 г. в честь короля Му Ер, объединившего три государства. В Силла сложились самобытные традиции национального искусства Кореи, которые передавались и развивались в течение последующих веков. В период династии Корё простота и суровость, свойственные архитектуре времени трех государств, сменяются большой пышностью и декоративностью. В целях возвеличения и пропаганды идей буддизма сооружались великолепные культовые здания (храмы), в строительстве и украшении которых участвовали многочисленные народные мастера — резчики по дереву и камню, живописцы, скульпторы, лакировщики и др.

Свидетельством высокого культурного развития Кореи являются и средневековые архитектурные памятники: дворцовые и храмовые ансамбли, монументальные крепостные сооружения с арочными воротами, многочисленные каменные пагоды, легкие павильоны. В период Ли большое развитие получает городское строительство. В XIV в. Сеул был значительно перестроен и украсился множеством парадных зданий, дворцов, парков и храмов, в конце XIV в. он был обнесен крепостной стеной, сложенной из огромных каменных блоков. Стена Сеула, сохранившаяся до наших дней, не замыкает город в четырехугольник, подобно стенам Китая, но, отходя далеко от жилых кварталов, образует неправильное кольцо. Как и в Пхеньяне, ворота Сеула проходят через толщу стены и украшены в верхней части надвратными павильонами из дерева.

Памятниками национальной архитектуры Кореи являются королевские дворцы Сеула. Главный и наиболее значительный из них, дворцовый ансамбль Кенбок-кун (Дворец счастья и богатства), построен в 1394 г. Удачным архитектурным решением отличается также павильон храмового ансамбля Чхунянса в горах Кымгансан, сооруженный в XVII в. Его наружные стены богато украшены живописью, что являете я своеобразным приемом корейского зодчества. Выступающая крыша поддерживается шестью тонкими, высокими столбами, образуя обход вокруг деревянного здания, стоящего на невысоком, каменном основании. Почти во всех сооружениях Кореи феодального времени ярко проступает национальное своеобразие архитектурных приемов.

Основное направление современной архитектуры заключается в сочетании достижений мирового строительного дела с национальными формами. Новый облик приобрели восстановленные из пепла Пхеньян, Хамхын, Вонсан и другие города КНДР.