Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Фольклор и литература корейцев
Этнография - Народы Восточной Азии

На протяжении тысячелетий корейский фольклор обогащал литературные произведения своими сюжетами, образами, изобразительными приемами. Эта связь фольклора и литературы была всегда такой тесной и плодотворной, что не случайно* многие литературные образы и сюжеты, возникнув на фольклорной основе, приобретали широкое распространение и, оторвавшись от своего источника, снова воспринимались как фольклорные образы. К числу таких героев относятся Хон Гиль Дон, красавица Чхун Хян, верная и преданная дочь Сим Чхон.

Корейский фольклор имеет свою зафиксированную историю. Известно,, что в период объединенного Силла в Корее была утверждена особая официальная должность пхэгван. В обязанность пхэгванам вменялось собирать, обрабатывать и записывать произведения устного народного творчества. Однако до нашего времени древние легенды, мифы, песни дошли в сочинениях лишь XII—XIII вв. Это летопись Ким Бу Сика «Самкук саги» и сочинение Иль Ёна «Самкук юса».

Жанровый состав корейского фольклора богат и разнообразен. С глубокой древности существует в Корее обрядовая поэзия. Рождение и смерть человека, моление духам о ниспослании дождя, свадьба и изгнание болезней — все эти важные моменты в жизни древних корейцев сопровождались обрядовыми песнями и танцами.

Примером такой обрядовой песни может служить песня «Чхоёнга»,. возникшая в период Силла и позднее превращенная в своеобразное драматическое представление. Главный герой песни, Чхоён, был сыном дракона Восточного моря и считался врагом всякого рода болезней. Сюжет песни сводится к изгнанию Чхоёном беса лихорадки.

Среди обрядовых песен особое место занимали песни, связанные4 с сельскохозяйственным календарем.

В древних корейских летописях сохранились мифы об основателях первых корейских «государств», которые обладали сверхъестественной силой и были наполовину божественного происхождения. Так, например, мать мифического основателя Когурё — Ко Чумона — была дочерью речного бога, а его отец — сыном небесного владыки. Чумон обладал огромной силой, был искусным стрелком и ловким всадником. О его меткости говорили так: «Сто стрел выпустит, сто стрел попадут в цель».

В устном наследии корейского народа по праву одно из важных мест- принадлежит жанру легенды.

Много легенд дошло до нас в записях корейских историков средневековья. В этих легендах, которые воспевают исторических деятелей, выражены любовь и уважение народа к патриотам, защитникам родины,, к великим музыкантам, художникам, поэтам и ученым.

Сохранилась легенда, повествующая о происхождении широко известного в народе танца с мечами. Во времена государства Пэкче девушка Хван Чхэ Рян решила убить правителя страны — жестокого и деспотичного человека. Прибыв в столицу Пэкче, она тайно пробралась во дворец в день очередного дворцового праздника. После обильных возлияний король дал сигнал начать танцы. Попросила разрешение участвовать в танцах и Хван Чхэ Рян, но не^с кинжалами, как обычно, а с мечами. Медленно, будто нехотя, начала она свой танец, постепенно ускоряя его. И вот, наконец, движения стали настолько быстры, что казалось, мечи в руках девушки исчезли. Тут Хван Чхэ Рян сильным ударом сразила насмерть, короля.

В корейском народе живет много красочных легенд о природных достопримечательностях страны. Поэтичны легенды о водопадах, о горных вершинах я ущельях, о реках и озерах. Согласно одной из таких легенд, вода в Тэдонгане изумрудного цвета оттого, что в ней растворились драгоценные камни, добытые юношей для своей возлюбленной. Свершилось это чудо в знак подтверждения слов девушки о ее любви и преданности молодому человеку, в знак залога их будущей счастливой жизни.

До сих пор живы в народе легенды о прославленных героях периода трех государств, о полководцах Имчжинской войны (XV в.). Самая известная из них легенда об адмирале Ли Сун Сине, который с помощью изобретенного им бронированного «корабля-черепахи» наголову разбил флот Хидэёси.

В течение XVIII—XIX вв. многие наиболее популярные легенды, предания и сказки были обработаны и записаны неизвестными авторами в «Книгу рассказов» («Ияги чхэк»). «Книга рассказов» пользовалась любовью у народа, неоднократно переписывалась и переиздавалась вплоть до начала XX в.

Значительное место в «Книге рассказов» занимала сказка, этот один из интереснейших жанров корейского устного творчества. Борьба добра со злом, любовь к родному краю, вера в торжество справедливости, jb светлое будущее — все это нашло свое отражение в корейских сказках.

Корейским сказкам присуще подробное, реалистическое описание природы, одежды героев, обычаев страны. В сказках народ разоблачал паразитов-помещиков, пьяниц-монахов, тупых и хищных чиновников. Таковы сказка о девушке Чхун Хян и сказка о братьях Хон Бу и Нор Бу.

Особую группу сказок составляют волшебные сказки, в которых действуют спустившиеся с неба феи, происходят сверхъестественные события. Героями многих сказок являются животные.

Корейским сказкам нет числа. Их любят и взрослые, и дети. Нет корейца, который бы не знал множества сказок, и нет сказки, которая не имела бы множества вариантов. Рассказчики всегда придавали своим сказкам актуальность, рассказывали их по-своему, придавали сказкам местный колорит, вплетали в них местные обычаи, любимым героям давали имена лучших людей своей деревни.

За последние годы появилось много новых сказок, отражающих счастливую жизнь на севере и тяжелое положение народа на юге. Советскому Союзу — освободителю корейского народа посвящена сказка «Солнце взошло с Севера».

Народная смекалка, наблюдательность и остроумие нашли свое выражение в многочисленных пословицах и поговорках.

Литература

В тесной связи с устным народным творчеством развивалась корейская литература. Среди первых памятников корейской поэзии, сохранившихся до наших дней, необходимо назвать 25 песен, написанных в форме хянга и включенных в сборник «Самдэмок» (IX в. н. э.). Песни записаны с помощью системы «иду». Они свидетельствуют об оригинальной форме древней корейской поэзии. Мотивы большинства песен навеяны буддизмом. Однако ряд произведений имеет ярко выраженный народный характер. В период Силла развивалась и повествовательная литература: летописи, биографии, путевые заметки.

Наиболее значительными произведениями являются написанные в VIII в. Ким Дэ Муном «Описание жизни юношей-хварапов» и «Жизнеописание знаменитых монахов», а также «Путешествие по Индии, Персии, Средней Азии» монаха Хэ Чо. Отрывки из этих произведений сохранились в исторических памятниках периода Корё.

Продолжением древних традиций Силла явилась литература эпохи Корё. По дошедшим до нас произведениям мы можем судить о том, что поэзия того времени носила явно ощутимый фольклорный характер. Излюбленной для народной поэзии Кореи была форма «двенадцатимесяч- .ного цикла» (волълён). Произведения этого рода были своеобразной поэтической темой с вариациями применительно к тем или иным событиям в жизни человека или явлениям природы, характерным для каждого месяца.

Талантливым поэтом и прозаиком XIII в. был Ли Гю Бо (1169— 1241). Он известен как собиратель устных поэтических произведений л создатель литературного жанра пхэгван или пхэсол, для которого характерно сочетание поэтического и прозаического текстов.

Литература пхэгван получила наибольшее развитие в XV—XVII вв. В этот период появилось много сборников народного творчества. Корейские литературоведы считают, что она послужила основой для развития романа, зарождение которого также относится к этому времени.

Создание фонетического письма дало возможность приблизить литературу к народным массам. Среди ученых-литераторов наблюдается тяга к родной литературе. Лучшие писатели начинают создавать свои произведения на корейском языке. Талантливый поэт и писатель Ким Си Сып (1435—1493) не только оставил много прекрасных стихотворений, но и впервые выпустил сборник повестей «Новеллы из Кымо». Появление этого сборника положило начало новому этапу развития новеллистической литературы. В своих произведениях Ким Си Сып совершенно отказался от китайской тематики. Ким Си Сып показывал Корею и ее жителей.

Другому писателю — Сон Хену (1439—1504)—принадлежит также заслуга в создании прозы. В области поэзии в XIV в. развивается оригинальная форма — сичжо, ставшая классической для всей средневековой поэзии Кореи. Сичжо представляет собой трехстишие, каждый стих которого разделен цезурой на два полустишия. Каждое полустишие состоит из определенного числа слогов. Стихи, написанные в форме сичжо, исполнялись под аккомпанемент музыкальных инструментов. Получили распространение эпические оды (сонга), в которых придворные поэты прославляли новую династию. В то же время появились талантливые народные поэты, писавшие в форме паса. В конце XVI в. был составлен сборник «Акчанкаса»; в него вошли произведения многих поэтов. Получают известность стихи поэтессы Хван Чин И, одной из высокообразованных женщин своего времени, вошедшей в историю корейской поэзии под именем «бессмертная».

В форме каса писал крупный поэт Чон Чхол (псевдоним Сон Ган) (1536—1593). Его песни, воспевающие человеческие чувства и природу Кореи, сыграли значительную роль в развитии поэзии Кореи.

Освободительная война корейского народа с японскими захватчиками ъ конце XVI в. пробудила патриотизм и национальное самосознание корейского народа. Создается много патриотических произведений, отображающих героизм народа, вставшего на защиту родины. Поэт-патриот Пак Ин Но (1561—1642), принимавший участие в морских сражениях, •в своих стихах призывал к защите родины.

Истории Имчжинской войны посвящена известнейшая повесть ч<Имчжиннок» («Летопись Имчжинской войны»). Автор этого произведения неизвестен. Повесть состоит из отдельных глав и эпизодов, объединенных темой патриотизма корейского народа. Герои повести — исторические личности, автором с любовью воссозданы их реальные подвиги. «Имчжиннок» пользуется и пользовалась такой популярностью в народе, что была сложена поговорка: «Там, где читают — там „Имчжиннок"».

Продолжением демократических тенденций в корейской литературе явилось утопическое произведение Хо Кюна (1569—1618) «Повесть о Хон Гиль Доне». В этом произведении впервые в корейской литературе была отражена идеология крестьянских масс, с ее мудростью, с ее верой в лучшее будущее, с ее предрассудками. Героем повести является сын королевского сановника Хона юноша Гиль Дон. С детства он поставлен в семье в унизительное положение, так как является сыном наложницы. Уйдя из дома, Гиль Дон создает отряд из бедняков. С этим отрядом он нападает на чиновную знать, на буддийский монастырь, отнятое добро раздает беднякам, а сам со своими людьми основывает на острове идеальное государство и становится его королем, справедливым и гуманным.

Первая половина XVII в. была особенно тяжелой для Кореи. Кровопролитная шестилетняя война с японцами, а затем с маньчжурами (1636 г.) разорили страну. Участились крестьянские восстания. Острая политическая и идеологическая борьба раздирала верхи корейского общества, лучшие представители которого, не находя реальных путей к разрешению социальных конфликтов, испытывали острое разочарование. Это настроение находит отражение и в литературе. В поэзии возрождается так называемая «литература рек и озер». Поэты этого направления отвергали власть, знатность, чины, богатство. Классиком этого направления является Юн Сон До (1587—1671), достигший высокого художественного мастерства в форме сичжо. Излюбленной темой поэтов этого- направления становится описание природы, одинокой жизни отшельника.

Вот как об этом писал Юн Сон До:

Мои друзья: бамбук зеленый,

Речка, камень и сосна.

А когда луна восходит,

Счастлив я тогда вдвойне.

И поверьте, мне не надо Больше никаких друзей.

(Перевод Анны Ахматовой).

Вторая половина XVII в. характеризуется значительным развитием литературы на родном языке и быстрым распространением романа. Много сделал для развития национального романа Ким Ман Чжун (1637—1692) —писатель и ученый. До нас дошли два его семейно-бытовых романа: «Путешествие госпожи Са на юг» и «Облачный сон девяти».

С просветительным движением сирхак тесно связан расцвет корейской демократической литературы XVIII в.

Считая, что литература должна правдиво отражать действительность и прежде всего национальную и современную жизнь, корейские просветители были противниками рабского подражания китайским и древним образцам. В этот период вышли сборники корейской поэзии на родном языке «Ченгу ёнэн» и «Хэдон каё».

Выдающийся представитель просветительного движения Пак Чи Вон (1737—1805) своим творчеством оказал огромное влияние на развитие корейской национальной культуры. Наиболее значительным его произведением является «Жэхэйский дневник» — многотомная книга путевых очерков, заметок и стихов.

В этом произведении писатель не только рассказал о своем путешествии в Китай, но и изложил свои философские, политические и эстетические взгляды.

В XVIII—XIX вв. появился ряд прекрасных произведений, в которых нашли свое художественное воплощение народные легенды и сказки. Среди них и до настоящего времени наибольшей известностью пользуются «Сказание о зайце», «Сказание о фазане», «Сказание о девушке Сим Чхон», «Сказание о Чхун Хян» и др. Анонимное произведение «Сказание о девушке Чхун Хян» рассказывает не только о верности и любви простой девушки Чхун Хян, по и рисует жизнь всех слоев общества на протяжении нескольких десятилетий конца XVII —начала XVIII в. Острое обличение феодального зла, защита народа, глубокий оптимизм, высокая художественная правда в обрисовке главных действующих лиц делают эту повесть одним из лучших произведений корейской классической литературы.

Несмотря на гонения правящей верхушки, движение за народную литературу и искусство продолжалось вплоть до конца XIX в. Замечательный поэт-сатирик Ким Саккат (1807—1863) из-за преследований вынужден был вести скитальческий образ жизни. В этот период работал и выдающийся поэт и деятель искусства Син Чжэ Хё; он создал много песен и написал либретто оперы «Чхунхянга» в жанре пхансори, открыв тем самым путь к развитию национальной оперы.

В конце XIX — начале XX в. наблюдаются сложные социально-экономические изменения. Новое время поставило и новые задачи перед корейской литературой. Старая средневековая литература уже не отвечала запросам зарождающейся корейской нации. В литературе происходят поиски новых форм. Основным содержанием литературы, как и всей новой культуры этого периода, является протест против агрессии чужеземцев и против отжившего феодализма. Появились такие произведения, „как «Ли Сун Син чжон», и жизнеописания других выдающихся полководцев и героев-патриотов прошлого, а также переводная литература.

В 1925 г. начала свою деятельность Корейская ассоциация пролетарских писателей и деятелей искусств (КАПП). Ассоциация призывала писателей изучать лучшие традиции корейской литературы, произведения русской классической и советской литературы. На творчество многих писателей большое влияние оказал М. Горький. Членами ассоциации были передовые писатели, развивавшие традиции реалистической литературы. Они боролись против натурализма и декадентства буржуазной литературы Кореи. В 30-х годах писатели КАПП добились значительных успехов. Их правдивые реалистические произведения, проникнутые революционным пафосом, не только рассказывали о жизни народа, но и призывали к борьбе, оказывали идеологическое воздействие на передовых людей Кореи. Фашиствующие японские империалисты испугались этого влияния, многие писатели были брошены в тюрьмы, а сама КАПП распущена (1935 г.). Но и в эти годы реакции звучал революционный голос корейских пролетарских писателей. После освобождения, в 1946 г. была восстановлена Ассоциация работников литературы и искусства.

Литература КНДР продолжает лучшие национальные традиции. Ведущими темами произведений корейских писателей и поэтов стали патриотизм, борьба за объединение родины и построение новой жизни.