Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Музыка, кукольный театр, опера, кино корейцев
Этнография - Народы Восточной Азии

Письменные источники и археологические памятники свидетельствуют о том, что с глубокой древности музыка играла важную роль в жизни народа.

В период трех государств существовало около 40 видов музыкальных инструментов. Музыкальное творчество было очень плодотворным. Об этом говорит хотя бы тот факт, что только для одной флейты было написано 567 музыкальных сочинений. В XI—XII вв. в Корее была распространена самобытная музыка и музыка других стран и народов Восточной Азии.

Одним из видных музыкальных деятелей Кореи XV в. является Пак Ен. Пак Ен родился в 1378 г., в провинции Чхунчхан, в семье чиновника. С ранних лет он увлекался музыкой. Играл на флейте, комунго и кая- гыме. Пак Ен был заведующим придворной музыкой. Он проводил большую работу по сбору старинных музыкальных пьес, по восстановлению древних музыкальных инструментов (им было восстановлено более 20 видов инструментов), по усовершенствованию существовавшего в его время музыкального инструментария. Пак Ен подал корейскому королю около 40 докладов по различным вопросам развития корейской музыки. <К числу его заслуг надо отнести создание нотной записи, основание музыкальной школы, где дети обучались с восьмилетнего возраста, работу по улучшению оркестра корейских национальных инструментов. Умер Пак Ен в 1458 г., на 81-м году жизни.

Корейская национальная музыка по структуре своей мелодии, по ритму и гармонии весьма отличается от европейской. Основой корейского музыкального творчества является пентонная гамма (пятизвуковая), получающая в ряде случаев значительное обогащение.

Разнообразны музыкальные инструменты. Среди струнных инструментов наибольшей любовью пользуются каягым, комунго и др.

Каягым — тринадцатиструнный инструмент, отличающийся богатством тембровых и других выразительных средств. Предание относит его возникновение к V в. н. э. Создателем каягыма считается правитель владения Кая, существовавшего на юге Корейского полуострова.

К V в. относят и создание другого популярного сейчас струнного инструмента — комунго. Его создателем считается Ван Сон Ак, легендарный музыкант, живший в период государства Когурё. Легенда рассказывает о том, что, когда Ван Сон Ак играл на своем инструменте, слушать его музыку прилетали черные аисты. С тех пор якобы этот инструмент и стал называться комунго, что значит «гусли черного аиста». Комунго имеет широкий диапазон, его можно легко перестраивать. Струны комунго делаются из крученых шелковых нитей.

В состав оркестра входят и духовые инструменты, изготовленные из тростника: свирели, разнообразные флейты, 17-трубный сянхван, трубы из металла и бамбука.

Особенно многочисленны ударные инструменты, придающие звучанию оркестра прочную ритмическую основу. Это в первую очередь барабаны, без которых не обходится ни одно исполнение народного танца. Барабаны различны как по форме, так и по назначению. Одни похожи на песочные часы, другие на винные бочки. Есть барабаны, которые висят обычно на специальных, инкрустированных перламутром подставках. Исполнители танца время от времени ударяют по этим барабанам палочками или ладонями. Цвет барабана тоже играет роль. Черные барабаны использовались в древности для молений о ниспослании дождя, желтые — при жертвенных церемониях, красные — при ритуальных обрядовых танцах.

Древние корейцы наделяли многие музыкальные инструменты сверхъестественной силой, полагая, что они способны влиять на жизнь и судьбы людей и государства. В одной из легенд, повествующих о покорении государством Когурё владения Акнан, сообщается, что Акнан якобы потеряло свою силу из-за того* что когурёскому наследнику удалось тайно уничтожить изображения барабана и гонга во дворце правителя, которые всегда «извещали» о приближении врага.

В настоящее время в Корее широко распространяется европейская музыка, европейский инструментарий. Пропагандистом классической западноевропейской, русской и советской музыки является Государственный симфонический оркестр КНДР. Кадры молодых исполнителей и композиторов готовит Пхеньянская консерватория, где создан также Факультет национальной музыки.

Народные песни и танцы

В корейских песнях отражены трудолюбие, национальная гордость, жизненная сила, коллективный дух. Народные песни веселы, бодры, ритмичны и в то же время лиричны. Песни по содержанию можно разделить на пять основных групп: трудовые, застольные, плясовые, обрядовые и песни скоморохов.

Трудовые песни исполняются при самых различных работах: высадке рисовой рассады, закладке фундамента дома, прядении, тканье полотна, при молотьбе ячменя, есть песни рыбаков, рабочих и т. д. Для рыбацких песен характерна звуковая изобразительность (например, отзвуки бури, плеск волн и т. п.). При коллективной работе обычно поет запевала, а припев исполняется хором/ Запевалой должен быть человек, хорошо знакомый с процессом данной работы. Иногда трудовые песни исполняются под аккомпанемент музыкальных народных инструментов. Например, при высадке риса, когда в порядке взаимопомощи вся деревня работала попеременно на чьем-нибудь поле или общем поле, песня, посвященная специально этому случаю, пелась под аккомпанемент барабанов, бубнов и других инструментов. Несколько человек двигалось широко развернутой шеренгой по затопленному водой полю, а позади них в такт их движениям пели певцы. Трудовые песни женщин, исполняемые во время прядения и ткачества, обычно очень длинные и поются без припева. В этих песнях женщины выражали свою жалобу на горькую долю, на неудачное замужество, измену мужа. Плясовые песни звучат в дни народных празднеств. Застольные песни исполняются на пиршествах, во* время свадьбы, в дни рождения, в дни шестидесятилетнего юбилея и других семейных торжеств; эти песни поет каждый пирующий при поднесении круговой чары, или они исполняются искусными певцами, которые состязаются между собой. Застольные песни отличаются сложностью текстов и мелодий и разнообразием жанров. Из обрядовых песен до настоящего времени продолжают сохранять свое значение похоронные песни. В старых похоронных процессиях участвовало по нескольку десятков человек, большая часть которых несла тяжелый паланкин с прахом усопшего. Запевала своим пением под аккомпанемент музыкальных инструментов регулировал ход процессии. В зависимости от обряда существовала большая или малая похоронная песня. Похоронная песнь «Плач о братьях» — это горестные причитания ведущего, поддержанные репликами сочувствующего ему хора. Речитативный склад «Плача о братьях» близок напевной манере исполнения корейских народных сказок. Он ведется под унисонное сопровождение струнного инструмента.

Многие песни пользуются популярностью не только в стране, но и далеко за пределами Кореи. К их числу относятся знаменитая песня «Ариран», народная песня «Торачжи».

Под мелодию плясовых песен исполняются массовые, групповые и сольные народные танцы. Широкой известностью пользуется энергичный и темпераментный крестьянский танец нонак.

В корейском танце, как и в большинстве танцев народов Востока, одним из основных выразительных средств являются руки. Движения рук очень разнообразны. Исполнение сольных танцев (танец с веерами, танец с кинжалами, танец с барабанами) требует от танцовщиц большой подготовки. В групповых танцах участвуют девушки и юноши. Для девушек характерны мягкие, плавные движения, мужской танец более энергичен и отличается широкими жестами.

В изучении корейского танца особое место занимает хореограф Чо Ен (XI в.). Чо Ену принадлежит заслуга не только в изучении народного танца, но и создании новых массовых танцев. Многие из созданных им танцев сохранились до наших дней, став народными танцами. Музыка, написанная к ним, прочно вошла в репертуар оркестров национальных инструментов.

Одним из жанров классического национального искусства являются танцы в масках. В Корее существует несколько видов танцев (или игр) в масках: тхальнори — народные игры в масках, сандэнори и огвандэнори — театрализованные представления в масках.

Анализ письменных источников показывает, что уже в период существования государства Силла танцы в масках имели широкое распространение. Древние традиции танцев в масках наиболее стойко сохранились в провинции Хванхэдо, где и сейчас можно встретить замечательных исполнителей этого своеобразного жанра корейского искусства.

Маски различных районов Кореи имеют отличительные особенности. В одном районе они более реалистичны и близки к человеческому облику, в другом — гротескные, уродливые или комические образы. Маски делаются из бумаги, тыквы- горлянки, значительно реже из дерева. Затем они раскрашиваются яркими красками. В масках и ярких костюмах ряженые исполняют отдельные танцы или разыгрывают целые представления. Представления включают сольные и групповые народные танцы, музыку и песни, прибаутки и диалоги. В народных танцах в масках высмеивалось ханжество бонз, глупость дворян (янбаней) и чиновников, в них народ выражал свои заветные думы и переживания.

Происхождение многих масок связано с тотемическими представлениями древних корейцев. Эти маски служили для устрашения врага и имели культовое значение. Примером маски, связанной с тотемом, может служить маска медведя и маска льва. Так называемый танец льва сохраняется в Корее до наших дней. Первоначально это был танец тигра, и лишь позднее маска тигра была заменена маской льва и танец изменил свое название. В народе же танец льва до сих пор воспринимается как танец тигра. Тигр же, по религиозным представлениям корейцев, считался тем животным, в котором воплощается лесной или горный дух.

В Корее были распространены и маски воинов. Отдельные виды танцев в масках связаны с религиозными ритуалами изгнания злых духов.

Танцы в масках, до сих пор бытующие в Корее, представляют собой одну жз ранних ступеней развития драматического искусства корейского народа. К первоначальным жанрам корейской народной драмы относится и кукольный театр.

Кукольный театр

Письменные источники свидетельствуют о том, что уже в Когурё и Пэкче существовал театр, в котором «куклы танцевали под музыку». В период объединенного Силла корейский кукольный театр пользовался известностью даже за рубежом.

В последующие столетия наибольшее распространение получил кукольный театр (кокту-какси). В этом театре были куклы двух видов: куклы, управляемые при помощи трости, и куклы на пальцах. В репертуар театра входили представления со львами, изображения сцен укрощения дракона.

Выступления кукольного театра обычно происходили в дни народных праздников: в Новый год, 15-го числа первого месяца, в ночь на 8-е число четвертого месяца (день рождения Будды) по лунному календарю.

Любимым героем и главным персонажем кукольного театра был Пак Чом Ди, старик-весельчак, всегда бодрый, неунывающий, с неистощимым запасом шуток, поговорок, острот и прибауток.

При японских империалистах выступления кукольного театра были запрещены в Корее.

Корейская национальная опера

Опера (чангык) имеет своим истоком искусство песенного сказа. На рубеже XVII—XVIII вв. на смену комическому театру (танцы в масках и кукольный театр) приходит жанр пхансори. Пхансори представляет собой «оригинальный вид корейского национального искусства. Это синтетический жанр, в котором слились воедино и музыкальная драма, и драматизированный, народный по происхождению рассказ. Центральной, а первоначально и единственной, фигурой в пхансори был актер (квандэ), который речитативом, нараспев, под аккомпанемент барабана передавал сюжет инсценированного рассказа. Нередко квандэ был автором либретто, импровизатором и комментатором. В старой Корее актеры стояли па низшей ступени феодальной социальной лестницы. Именно поэтому имена очень немногих актеров дошли до нашего времени.

Чангык в своем развитии прошла несколько этапов. Постепенно при исполнении пхансори песенный элемент начал превалировать над повествовательным. Было разработано 15 разнообразных ритмов исполнения, начиная с самого протяжного и кончая самым быстрым.

Реформатором корейской национальной оперы был Син Чжэ Хё (1812—1884). Син Чжэ Хё пытался достигнуть единства вокального исполнения, драматургической основы и актерской игры. Он ввел нескольких исполнителей. Син Чжэ Хё первый выступил против старой традиции, запрещавшей актерам выражать чувства на <Щгзне, и выдвинул теорию переживания артистом своей роли. Син Чжэ Хё занялся подготовкой актрис. Первой актрисой на корейской сцене была его ученица Чя Сен.

Первый стационарный театр чангык со сценой и декорацией был создан в 20-х годах XX в. При театре существовал оркестр народных инструментов. Современная опера чангык исполняется в сопровождении оркестра народных инструментов. В оперу введены хоры, массовые танцы, живописные декорации, тщательно продуманный и подобранный реквизит,, костюмы, световые и шумовые эффекты и другие новшества.

Современный театр

Профессиональный драматический театр в Корее возник в 20-х годах XX в. Этот театр по принципам своей работы очень близок к европейскому драматическому театру. 11а сцене этого театра ставились пьесы из современной жизни. Однако японские империалисты чинили всякие препятствия работе этого театра. Актеры должны были выступать под японскими фамилиями, играть на японском языке, японская цензура не пропускала пьес о жизни корейского народа.

На сценах драматических театров КНДР идут пьесы корейских и советских драматургов. Только в Пхеньяне работают Первый государственный и Второй государственный драматические театры, Театр лоного зрителя. Драматические коллективы имеются теперь во всех провинциях.

Пропагандой и изучением европейского музыкального наследия занимается Государственный театр оперы и балета КНДР, на сцене которого идут оперы западноевропейских, русских, советских и корейских композиторов.

Кино

Начало истории кинематографа в Корее относится к 20-м годам XX в. В те годы молодая корейская кинематография находилась в сильнои зависимости от японских кино- компаний. Экран был наводнен японскими милитаристскими фильмами. Многие киностудии существовали лишь потому, что надо было снабжать субтитрами японские фильмы. И все же прогрессивные корейские деятели кино создавали картины на национальные мотивы. К числу таких немногих фильмов, прорвавшихся через препоны японской цензуры,, относятся фильмы, поставленные по мотивам старинных сказаний о девушке Чхун Хян, о Сим Чхон, о богатыре Хон Гиль Доне.

В 1947 г. в Пхеньяне была создана Государственная киностудия художественных фильмов. Одновременно была создана киностудия документальных фильмов. В 1948 г. на экранах северной части Кореи: демонстрировался первый художественный фильм, поставленный молодой киностудией, — «Моя родина», посвященный освободительной борьбе корейского народа.

В создании корейских кинокартин принимают участие лучшие актерские силы, композиторы, драматурги, режиссеры страны. В 1962 г. была создана киностудия научно-популярных фильмов.

Киноискусство КНДР широко известно за рубежом. Корейские киноработники неоднократно принимали участие в международных кинофестивалях. Фильму «Сказание о Чхун Хян» на Московском кинофестивале 1962 г. за операторскую работу была присуждена серебряная медаль. Документальный фильм «В объятьях родины» был награжден серебряной медалью на кинофестивале стран Азии и Африки.

Иначе сложилось положение в Южной Корее. Правительством Южной Кореи снижена пошлина на ввоз американской кинопродукции, которая мешает деятельности национальных киностудий.

Цирк

В Корее с древних времен было развито искусство верховой езды и разного вида физических упражнений, игр и плясок, как-то: прыжки, групповые пирамиды, упражнения на трапециях, хождение по канату, пляска с лентами и т. д. К числу народных развлечений относятся также выступления фокусников, акробатов на городских площадях и базарах.

Со временем образовались бродячие цирковые труппы. Феодальнодворянская знать тогдашней Кореи относилась к этим артистам цирка с презрением, но народ любил их, восхищаясь их ловкостью и мастерством.

После освобождения в КНДР был создан Государственный цирк (1952 г.), в котором возродились традиции народного цирка и спортивных игр.