Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Наука и просвещение корейцев
Этнография - Народы Восточной Азии

В середине XV в. имел место большой подъем в развитии науки, техники, искусства и во всех остальных областях культуры. Благоприятной предпосылкой развития культуры являлась относительная стабилизация внешнего и внутреннего положения страны. Наиболее значительным достижением этого периода было создание национальной письменности. На ней стали издаваться книги и осуществлялись переводы с иероглифических текстов на корейский язык. В какой-то мере ускорилось распространение образования среди широких масс населения, и в самом корейском языке создались условия для постепенного утверждения нормативных принципов.

Замечательных успехов в этот же период достигли астрономия, летосчисление, агрономия, фармакология, история, география, музыка, искусство танца и песенное творчество, книгопечатание с применением подвижных металлических шрифтов.

Просветители XVII— XX вв.

Рост городов и усиление роли в экономической жизни страны так называемого третьего сословия (горожан, купцов, ремесленников) предопределили пробуждение свободной мысли, направленной против конфуцианской ортодоксии. В Корее начинают распространяться реформистские идеи Сирхакпха («школы реальных наук»), основанной на стремлении к изучению реальных фактов н практического устройства жизни народа.

Идеология «школы реальных наук», возникшая под влиянием европейской культуры, науки и техники, с которыми Корея познакомилась впервые в XVII в., получила широкое распространение в XVIII в. Приверженцы этой школы — корейские просветители XVII—XVIII вв. — были учеными, философами, политическими и государственными деятелями, публицистами, писателями и поэтами. Они разоблачали недостатки существующего строя Кореи, требовали уничтожения сословного и имущественного неравенства между людьми и пережитков позорного рабства.

Первым зачинателем сирхакского движения считается Ли Сун Кван (1563—1628). Последователи этой школы настаивали на дальнейшем развитии земледелия, торговли, ремесел, промышленности. В области экономики представители Школы сирхак уделяли особое внимание аграрной проблеме.

Наиболее значительным представителем сирхакских ученых XVIII в. является Ли Мк (11382—1763). Ему принадлежат работы по общественным и естественным наукам. Ли Ик много сделал в области изучения вселенной и природы, он, не будучи знакомым с теорией вращения Земли, говорил о шарообразном строении Земли. I) области общественных наук Ли Ик, как и многие представители сирхак, отоял на позиции физиократов (придавал первейшее значение земледелию).

Хоч Дэ Ён (1731—1783) внес значительный вклад в развитие математики и астрономии. Он высказал предположение, что смена дня и ночи объясняется вращением Земли вокруг своей оси. Кроме того, он дал реалистическое объяснение таким природным явлениям, как солнечное и лунное затмение, землетрясение, гром. Он также боролся против концепции естественности вассального положения Кореи по отношению к минскому Китаю и пропагандировал идею суверенности Корейского государства и самостоятельного развития корейского народа. Оп выступал против феодального сословного строя, против эксплуатации крестьян помещиками и чиновниками, владевшими огромным количеством земли, а также предлагал дать каждому человеку по 2 кёлъ земли для того, чтобы он мог вести свое хозяйство и удовлетворять свои потребности. В области образования он отстаивал принцип всеобщего равенства и предлагал в волостных центрах создать школы, где должны были обучаться все дети данной волости. Свои взгляды он наиболее полно изложил в «Книге о разведении леса».

Выдающимся прогрессивным деятелем своего времени был Пак Чй Вон (1737—1805). Вместе с Хон Дэ Ёном он признавал не только то, что Земля имеет шарообразную форму и что ее полный оборот вокруг своей оси вызывает смену дня и ночи, но также и то, что звезды по величине больше Солнца, Солнце больше Земли, а Земля больше Луны. Он писал, что небо представляет собой пустынную бесконечность; естественно сменяют друг друга четыре времени года, и вся природа подчинена своим законам. Он высмеивал так называемое небесное провидение и небесное предопределение судьбы и связанный с этим культ неба, а также культ духа всевозможных вещей. Он выступил и против христианского учения с его библейским представлением о сотворении мира и райской жизни на небе и подчеркивал необходимость отказаться от всех предубеждений.

Передовой корейский мыслитель Чон Якён (1762—1832) в своей книге «Дума об управлении народом» создал социальную утопию, проект идеальной организации общества на основе наделения крестьянских общин землей по принципу: земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает. При этом предполагалось совместное ведение хозяйства, чтобы никто не мог присваивать труд другого и каждый получал продукт в соответствии с вложенным в общественное хозяйство трудом. Чон Якён осуждал наследственную монархию и в общих чертах высказывал идею народного суверенитета.

Новый подъем просветительного движения наблюдается с конца XIX в. и связан с ростом национального самосознания и патриотизма корейского народа, боровшегося против иностранных экспансионистов. Деятели этого периода вели успешную и полезную педагогическую и издательскую работу. При их активном участии было открыто большое число учебных заведений и начато издание ряда газет и журналов.

Одним из видных деятелей буржуазно-национального просветительного движения был Чу Си Ген (1876—1914), с именем которого связана разработка фонетики и грамматического строя современного корейского языка.

Большой интерес просветителей этого периода к языкознанию неслучаен. Он объясняется тем, что развитие национальной культуры настоятельно требовало, чтобы корейский язык стал языком культурной и политической жизни страны.

Установление японского владычества над Кореей пагубно отразилось на развитии науки и культуры корейского народа. Японские колонизаторы проводили политику насильственной ассимиляции. Запрещалось издание газет и литературы на корейском языке.

Только после освобождения в КНДР были созданы условия для освоения научного и культурного наследия корейского народа, для дальнейшего развития его национальных традиций.

Язык и письменность

В основе единого национального корейского языка лежит сеульский говор центрального диаг лекта. Понятие форм литературного языка за последнее время несколько изменилось: в КНДР в литературном языке все более употребляются слова и формы, свойственные северным диалектам.

В настоящее время в корейском языке, по Ю. Н. Мазуру, различаются следующие 6 диалектов: 1) северо-восточный диалект (провинции Северная и Южная Хамгёндо и Янгандо); 2) северо-западный диалект (провинции Северная и Южная Пхёнандо, Чагандо и часть Северной Хван- хэдо); 3) центральный диалект (провинции Кёнгидо, Северная Чхунч- хондо, часть Канвондо, севернее Янъяна, Южная и часть Северной Хванхедо); 4) юго-восточный диалект (провинции Северная и Южная Кёнсандо, а также часть провинции Канвондо, частично районы морского побережья, Южной Чолладо); 5) юго-западный диалект (провинции Северная и Южная Чолладо и часть Южной Чхунчхондо); 6) диалект о. Чечжудо.

Диалекты корейского языка характеризуются рядом фонетических (преимущественно), морфологических и лексических особенностей. Од- пако носители различных диалектов вполне могут объясняться друг с другом. Наиболее отличен диалект о. Чечжудо.

Корейский язык издавна имел тесные связи с китайским, монгольским, японским, чжуржэньским и другими соседними языками.

Влияние китайского языка наблюдается с распространением буддизма (IV— V вв.) в Корее. Он постепенно занимает прочное место среди господствующего класса и становится письменно-литературным языком (вэньянь).

До первой половины XV в. корейцы не имели своей письменности, а использовали иероглифическое письмо, заимствованное в начале нашей эры из Китая. Однако в настоящее время некоторые корейские лингвисты (Ли Сан Чхун) считают, что в глубокой древности у корейцев было идеографическое письмо. В обоснование своего мнения они указывают на надписи, сделанные неизвестными знаками, на надгробных камнях, найденных в различных районах Кореи (на острове Нам- хздо, и около города Пхеньяна). Надписи до сих пор не объяснены и не расшифрованы.

Первые попытки корейцев использовать китайские иероглифы для записи корейских слов и грамматических форм относятся к VI—VII вв. Существовало несколько способов записи: в одних случаях иероглифы использовались для обозначения отдельного слова, в других — слога, а иногда даже и отдельного звука. Впоследствии был выработан особый способ письма, получивший название иду — система отобранных для вспомогательных целей иероглифов, которые употреблялись преимущественно как силлабические знаки и служили для транскрипционных целей. Эта система письма была чрезвычайно сложной и трудной для попи- маиия, хотя и употреблялась вплоть до конца XIX в. Использовалась она главным образом в частной переписке и с XV в. постепенно вытеснилась вновь созданным фонетическим писымом.

Корейское фонетическое письмо (хунмин чонъым) было создано группой корейских ученых в 1443 году. Эта система письма считается одной из самых простых в мире. Алфавит состоял первоначально из 28 букв (в настоящее время — 40 букв). Корейское письмо — буквенно-слоговое, т. е. буквы при записи слов пред '.арителъпо группируются в слоги.

Новый алфавит играл вначале лишь подсобную роль, выполняя функции своего рода транскрипционной системы. Корейский алфавит стал понемногу вытеснять иероглифику и даже проникать в сферу официального делопроизводства, но иероглифическому письму отдавалось предпочтение. Корейский алфавит долго использовался для записи таких литературных жанров, которые имели большое хождение среди народа, но преследовались феодальной верхушкой.

Только с конца XX в. вошла в обиход система смешанного иероглифически- буквенного письма.

С 1949 г. стала широко применяться корейская графика. Иероглифы сохраняются, выполняя вспомогательную роль, для передачи заимствованных китайских слов и смысла одинаково звучащих слов.

В Южной Корее по-прежнему в официальном делопроизводстве и в периодической, научной, специальной и даже художественной литературе употребляется смешанная графика — иероглифы и корейская азбука. В последние десятилетия в Корее все больше распространяется горизонтальная запись (слева направо).

Просвещение

Народное образование в Корее при японцах находилось на крайне низком уровне. Учебных заведении было мало. Преподавание велось на японском языке. В стране имелся всего один университет в Сеуле, в котором японских студентов было больше, чем корейцев. В начальной школе обучалось всего лишь 35% детей школьного возраста.

После освобождения в КНДР были проведены реформы народного образования; образование стало доступно для всех.

С 1 августа 1956 г. в КНДР введено всеобщее обязательное начальное обучение, а спустя два года — всеобщее обязательное семилетнее, теперь девятилетнее обучение.

В северной части Кореи, где до освобождения не было ни одного высшего учебного заведения, теперь имеется около 100 высших учебных заведений. Более 1 млн взрослых учится в начальных и средних школах для трудящихся. В настоящее время в КНДР учится каждый четвертый человек.

В старой Корее прослойка интеллигенции была малочисленной. Она состояла в основном из врачей, адвокатов, учителей. Техническая интеллигенция почти полностью отсутствовала. Поэтому одной из важнейших задач, вставших перед просвещением КНДР, была подготовка кадров национальной интеллигенции по различным областям науки и техники»

В декабре 1952 г. была создана Академия наук КНДР.

Этнографическая наука

Корейской исторической наукой накоплен большой этнографический материал. Однако выделенце этнографии в самостоятельную науку произошло сравнительно недавно. В 1948 г. при Комитете по охране исторических памятников материальной культуры был создан Отдел этнографии, ставший центром исследовательской работы в этой области.

При Академии наук был учрежден Научно-исследовательский институт ахеологии и этнографии. Корейскими этнографами издан ряд монографий и статей, посвященных проблемам этногенеза корейцев, изучению культурного наследия корейского народа, семейной обрядности, общине, различным сторонам материальной и духовной культуры. Работу по про*" паганде этнографических знаний ведет Центральный этнографический музей в г. Пхеньяне, созданный в 1957 г.

Здравоохранение

При японских колонизаторах в Корее не былб государственной системы здравоохранения. Медицинская помощь оказывалась частнопрактикующими врачами, услугами которых могла пользоваться только обеспеченная часть населения: японцы, корейская аристократия и буржуазия. Широкие слои населения не в состоянии были платить врачам, некоторая часть крестьянства при крайней необходимости обращалась к знахарям и шаманам. Отсутствий медицинской помощи приводило к высокой смертности населения, особенно при заболевании туберкулезом и частых эпидемиях — оспы, холеры, тифа и т. п. К концу периода господства японского империализма средняя продолжительность жизни корейцев не превышала 37 лет. Сои гласно статистике самих японцев, детская смертность достигала 25.4% f.

Вскоре после освобождения в КНДР был принят закон об охране труда, социальном страховании и медицинской помощи. Было создано Министерство здравоохранения со своими органами во всех провинциях и уездах. В городах и сельской местности открыты сотни амбулаторий и больниц, трудящиеся пользуются бесплатной медицинской помощью.

Восточная медицина

В Корее применяется как европейская, так и восточная медицина. Национальная медицина корейцев имеет древнюю историю. Уже в начале VII в. в Силла было учреждено звание «доктора» медицины. В XV в. были изданы книги «Собрание сведений в области лечения» и капитальный труд по фармакологии «Новое, дополненное собрание сведений о местных лекарствах», составленные на основе изучения народной медицины и обобщающие достижения в области медицины в Корее и за ее пределами.

Большую роль в развитии корейской национальной медицины сыграл Хэ Дюн (1540—1615). Его перу принадлежит знаменитая медицинская энциклопедия «Тонъы богам», состоящая из 5 больших разделов (внутренние болезни, хирургия, акушерство, иглотерапия и прочие). Вся энциклопедия насчитывает 25 томов. Хэ Дюн писал ее 15 лет. В книге все рецепты и описания болезней сопровождаются комментариями, написанными с помощью корейского алфавита. В XVII в. «Тонъы богам» была издана в Китае. В XIX в. врач Ли Де Ма выпустил «Справочник о восточной медицине».

В период японского господства дело подготовки врачей национальной медицины заглохло.

После освобождения правительство КНДР провело кооперирование всех частных врачей, были созданы поликлиники народной медицины. В КНДР в настоящее время функционирует Научно-исследовательский институт восточной медицины при Академии медицинских наук КНДР, в котором изучается и обобщается опыт народных знаний в этой области. При Пхеньянском медицинском институте создан Факультет народной медицины, при Кэсонском медицинском техникуме — Отделение народной медицины.