Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Праздники, игры, развлечения корейцев. Религия
Этнография - Народы Восточной Азии

Большая часть праздников корейцев была связана с сельскохозяйст- ственным календарем или религиозными датами (например, 8 апреля — день рождения Будды). Как и китайцы, корейцы делили год на 12 лунных месяцев и на весну, лето, осень, зиму. Каждое время года делилось на 6 групп, по 15 дней в каждой, для правильного распределения сельскохозяйственных работ. Всего выделялось 24 периода, среди которых •были, например, такие, как «начало весны», «дождь для семян», «начало лета» и др.

Большим праздником считали и считают Новый год.

В жизни каждого корейца этот праздник имеет особо важное значение, так как счет лет у них, как и многих народов Дальнего Востока, прибавляется с Нового года. Приготовление к Новому году начинается за несколько дней. Ночь в канун Нового года проводят в веселых играх и развлечениях. Корейская пословица гласит: «Чем веселее встретишь Новый год, тем богаче будет новый урожай». В первое новогоднее утро вся семья надевает лучшие праздничные костюмы. В каждом доме накрыт праздничный стол, хозяева принимают гостей. В этот день делают визиты и поздравляют с праздником всех родственников и знакомых. На улицах городов и сел царит оживление. Деревенские музыканты в нарядных костюмах обходят дома и исполняют веселую музыку, желая хозяевам счастья. Их в каждом доме угощают и одаривают.

Празднество достигает наибольшего размаха 15-го числа (середина первого лунного месяца), когда впервые появляется полная луна. В эту ночь люди с зажженными фонарями поднимаются на сопки или выходят на берег моря и здесь танцами, играми и музыкой встречают первое в новом году полнолуние. Народная примета гласит, что если парень и девушка одновременно увидят восходящую луну, то в этом году они непременно поженятся.

Наиболее распространенными новогодними играми является игра в косточки (ютнори), в которую играют преимущественно мужчины. Дети пускают воздушные змеи и играют в волчок (жоску). На Новый год, как и во время других праздников, исполнялись танцы в масках, особенно популярен «танец льва». Девушки ж молодые женщины развлекаются прыжками на качающейся доске (нолттвиги). На доске качаются две девушки. Сидящие вокруг подруги в такт их движениям ноют песни. Народная легенда говорит о том, что нолттвиги придумала жена одного крестьянина с тем, чтобы увидеть своего мужа, посаженного в тюрьму. Согласно другой версии, корейские женщины, которые в старой феодальной Корее вели затворнический образ жизни, придумали нолттвиги с тем, чтобы хотя бы одним глазом взглянуть на жизнь, протекавшую за высоким забором их двора.

Начало весны и посевного периода отмечалось приготовлением хлебов из пяти злаков, устройством танцев, в которых имитировалась уборка

богатого урожая. В дни весеннего праздника женщины уходили в горы собирать дикий лук, распевая свои любимые песни. Наиболее популярной была лирическая песня «Тондолари».

Весело проводился праздник лета тано (5-го числа пятого лунного месяца). В этот день устраивались состязания на качелях. Уже в период династии Корё качели были одним из развлечений девушек и женщин, а в период династии Ли, когда им запрещалось свободное хождение по улицам, катание на качелях разрешалось как часть традиционной церемонии. Раз в год в горах и селах устраивались соревнования на качелях. Сейчас качание на качелях — один из видов спорта.

В августе проводился праздник начала осени и уборки урожая. В этот день приготовляли пищу из зерен нового урожая, справляли поминки по умершим, посещали и убирали могилы.

В период антияпонской борьбы корейского народа наблюдалась попытка связать национальные праздники с международными праздниками трудящихся. Это проводилось по инициативе коммунистов Кореи, боровшихся за легальные формы работы. В 1927 г. весенний праздник толидэ совпал с Международным женским днем 8 марта, и в последующие годы он приурочивался к этому дню. Праздник лета тано нередко сопровождался тайными маевками и собраниями, посвященными дню международной солидарности трудящихся всех стран.

В настоящее время в КНДР в дни революционных праздников проводятся военные парады и народные демонстрации и устраиваются соревнования по национальным видам спорта (нэлтуйги, качели, стрельба из лука, борьба), исполняются народные песни и танцы, столь характерные для традиционных праздников корейского народа. Особой популярностью у корейцев пользуются состязания в стрельбе из лука, спортивная игра сонма кепку (род поло) и борьба. Борьба и в настоящее время является любимой спортивной игрой. Корейская национальная борьба имеет два вида: миндун (борьба без употребления поясов) и сырым (борьба с матерчатыми поясами). Борцы сходятся на середине специального круга, опускаются на одно колено и берутся руками за пояса. После свистка судьи борцы поднимаются на ноги и начинается борьба. Разрешены такие приемы, как подножка, подсечка и др. Победителем считается борец, заставивший противника первым прикоснуться к земле рукой или коленом или же поваливший его на землю. В старину победитель получал приз — чаще всего быка.

Стрельба из лука издавна являлась не только видом спорта, но и любимым развлечением на праздниках и в зимнее, свободное от полевых работ время. Уже в древности население Кореи славилось искусством изготовления лука. В период трех государств изготовлялись луки различных типов (до 10), в частности замечательный лук монго, похожий на арбалет, из которого можно было стрелять лежа, а также луки с роговым креплением. В городах Когурё, как отмечают летописи, имелись специальные помещения (пенчанъ), где молодежь упражнялась в стрельбе из лука. Стрельба из лука как вид спорта получила особенно широкое распространение в период династии Ли. В это время повсеместно были построены павильоны-стрельбища (сачан).

Наряду с развитием традиционных видов спорта в КНДР развиваются и современные виды: легкая атлетика, теннис, волейбол, футбол, а также лыжи, коньки.

РЕЛИГИЯ

Сразу же после освобождения, в 1945 г. в северной части Кореи церковь была отделена от государства.

Смена государственных религий и их ослабление в различные исторические периоды, критика в сочинениях корейских философов догматов буддизма и конфуцианства способствовали безразличному отношению народа к религии, хотя до недавнего времени и наблюдалось бытование пережитков древних верований. Поэтому основной удар атеистической пропаганды в КНДР направлен на борьбу с пережитками древних анимистических представлении, уходящих своими корнями в религию первобытного общества.

Древние верования

Судя по летописям, анимистические представления были основой религиозных воззрений- древних корейских племен. Они поклонялись духам земли, неба, звездам, гениям — хранителям гор, рек и др. Наряду с одухотворением видимой природы и ее сил господствовало представление о том, что после смерти человека души его продолжают жить, требуя для своего существования подношений и заботы со стороны живых. Сохранились сведения, что у племен хань, населявших южную часть полуострова, при молении на высокое дерево вешали бубен с колокольчиками. В каждом селении был специальный человек для совершения жертвоприношений. Существовали «священные места» (соттэ), где жрецы воздавали молитвы духам.

Проникновение на полуостров буддизма и конфуцианства ослабило роль древних верований в Корее. Основная черта корейских древних культов заключалась в почитании неба (ханыл), от которого якобы зависели все блага на земле (произрастание злаков, хороший урожай, избавление от болезней и т. д.).

Наряду с почитанием неба одухотворялась видимая природа. Считалось, что она населена бесчисленными духами или демонами. Духи разделялись на злых и добрых. Счастье и благополучие всякого человека якобы зависело от его умения снискать расположение добрых духов, которые помогают человеку бороться со злыми духами. Для этого необходимо все время угождать им и совершать жертвоприношения.

Посредниками между духами и человеком считались слепые колдуны (nancy) и шаманы (мудан). Шаманами могли быть как мужчины, так и женщины. Однако мужчины при особо важных камланиях надевали женское платье. Пансу становились обычно слепые от рождения люди, мудан — на основе избранничества, т. е. такие люди, которых якобы «избирал дух». Считалось, что дух вселялся в них и говорил их устами. Главными функциями колдунов являлись заклинания. Шаманы считались повелителями духов, и им приписывалось свойство с помощью кабалистических формул и заклинаний прогонять и даже умерщвлять духов. Вот почему к шаманам обращались во время болезней. По религиозным понятиям, во время болезни семью и больного покидали добрые духи и вселялись злые духи. Кроме того, мудан приглашали на распространенные периодические семейные праздники — обряды, заключающиеся в принесении благодарственных жертв домашним духам. Эти церемонии продолжались иногда несколько дней.

Обычные корейские шаманы не имели специального наряда. Главным атрибутом при камлании (кутнори) являлись металлический гонг и барабан, а также веточка сосны и жезл, украшенный лентами.

Корейский шаманизм обнаруживает большое сходство с верованиями соседних тунгусо-маньчжурских и палеоазиатских народов. С первыми их объединяет сходное представление о небе, верховном владыке, о душах, представление о тигре как хозяине гор, тайги и пр. Здесь обнаруживается даже сходство в терминах, например, по-корейски «душа» — ханы, а у орочей — ханаг. Как и у палеоазиатских народов, корейские шаманы не имеют специального костюма; совпадают и главные атрибуты шамана — барабан, гонг. В корейском языке, как у северных палеоазиатов (чукчи, коряки), нет терминов «шаман», «самань» и др.

Буддизм

Буддизм проник на территорию Корейского полуострова в IV—VI вв. н. э. Это был период оформления государственной власти в Когурё, Пэкче и Силла. 1 осподствующему классу нужен был союзник в деле порабощения широких народных масс. Таким союзником оказалась буддийская церковь. Буддизм проник в Корею из Китая в форме махаяна. Корейские монахи в свою очередь явились пропагандистами буддизма в Японии (VII в. н. э.). Наибольшего расцвета буддизм в Корее достиг при династии Корё, когда буддийская церковь стала играть важную роль как в экономической, так и в политической жизни страны.

В конце XIV в. влияние буддизма ослабевает. Это было вызвано борьбой нового правительства (с 1392 г. к власти приходит династия Ли) против центробежных тенденций буддийской церкви, бывшей в период династии Корё крупным земельным собственником. В течение нескольких лет был издан ряд законов, значительно ограничивших земельные владения монастырей. Монахам воспрещалось входить в столицу и другие крупные города под страхом телесного наказания и обращения в рабов, запрещалось восстанавливать буддийские храмы.

Буддийские идеи не оставили заметного следа в мировоззрении корейского народа. Некоторые из буддийских божеств слились в представлении народа с древними духами, нередко тем и другим воздавались одинаковые почести. Утратив свое влияние и государственное значение, буддизм продолжал существовать наряду с конфуцианством.

Конфуцианство

Распространение конфуцианства в Корее относится к V—VII вв. Идеи китайского философа нашли сторонников в среде господствующего класса. В Когурё, Пэкче и Силла были организованы конфуцианские школы, устроены библиотеки конфуцианских книг.

Придворная молодежь посылалась для обучения в Китай. Конфуцианство становится идеологией правящих классов, но в народе оно не имело значительного распространения. В начале XIV в. в идеологической жизни Кореи большую роль сыграло учение китайского историка и философа Чжу Си (XII в.).

Наставления конфуцианства получили характер догматов, в применении которых к жизни не допускалось никаких сомнений или возражений, его этическая и социальная система приобрела значение государственной религии, которая стала проявлять нетерпимость в отношении всех, кто не признавал ее авторитета. Лицам, изучавшим учение Конфуция, знание которого с 958 г. требовалось для поступления на государственную службу, было запрещено читать буддийские и даоские книги и посещать народные празднества в честь шаманских божеств. Были разрушены буддийские и языческие храмы в Сеуле.

Одновременно с этим конфуцианцы, ставя своим идеалом все исходящее из Китая — родины Конфуция, начали вводить в Корее различные китайские обычаи. Так, были запрещены бракосочетания между лицами, носящими одну фамилию, хотя бы они и происходили из различных мест (имели разные пон), запрещено вдовам выходить вторично замуж, установлен трехлетний траур после смерти родителей, введены китайские похоронные обычаи, предписан всякой семье культ предков и др. В каждом уезде были учреждены школы для обучения юношей из высшего сословия (янбани) принципам конфуцианской этики; сооружались храмы и особые академии, где ученые-конфуцианцы собирались для бесед.

В XVI в. впервые ряд корейских философов выступил с критикой основ неоконфуцианства. В сочинении «О природе духовного и материального начал» («Воллики») философ Со Ген Док (псевдоним Хва- дам, 1489—1546) писал: «Нет духа (ли), помимо материи (ки)». Со Ген Док рассматривал материю как источник и причину формирования всех вещей и считал ее первопричиной по отношению к духу. Этическая сторона неоконфуцианского учения подверглась резкой критике в сочинениях Пак Чи Вона и других ученых школы сирхак.

В широких слоях народа философская сторона этого учения оставалась неизвестной. В народе распространялась обрядовая сторона конфуцианства, проявляемого в культе предков, великих людей и духов.

Христианство

Впервые христианство приникло в Корею в 1592 г., во время вторжения японских войск, среди которых было много христиан. Однако только с конца XVIII в. можно говорить о более или менее значительном распространении идей христианства. Сторонники новой религии преследовались корейским правительством и конфуцианскими учеными. Вторжение иностранного капитала в Корею в конце XIX в. сопровождалось широкой идеологической экспансией капиталистических держав. В стране создаются духовные миссии различных христианских вероисповеданий: православной, протестантской, католической церквей. Особенно бурную деятельность развернули американские миссионеры, которые занимались и концессионными делами, и продвижением своей агентуры в политические организации Кореи. Эту же роль идеологической экспансии выполняет христианская церковь и сейчас в Южной Корее.