Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Краткая характеристика Кореи
Этнография - Народы Восточной Азии

Корея — европейское название страны, происходящее от названия средневекового государства Корё.

Общая численность населения Кореи более 36 млн человек (1962 г.). Из них в КНДР проживает И млн, а в Южной Корее около 25 млн человек. В национальном отношении Корея очень однородна — корейцы (самоназвание чосон сарам— «люди страны Чосон») составляют абсолютное большинство населения (99%).

Среди корейцев существуют мелкие этнографические группы, отличающиеся особенностями быта и культуры. Происхождение этих групп различно.

Этнографические особенности присущи населению о. Чечжудо, который вошел в состав Кореи в 1105 г., при династии Корё. К ним относятся главенствующая роль женщин в хозяйственной и семейной жизни, некоторые особенности хозяйства (разведение лошадей и подводный промысел), материальной культуры (темный цвет одежды и пр.) и духовной культуры. Выделяется и особый диалект района Чечжудо.

В северо-восточной части Кореи (провинция Северная Хамгёндо) находятся деревни чэгасын («монахи, живущие в домах»), сохраняющие некоторые особенности жизни буддийских монахов (трупосожжение, наличие буддийских кумирен и др.). Известным своеобразием отличается быт хванчжонминов («люди огненных полей»)—потомков людей, бежавших в горы из-за притеснений феодалов и занимавшихся там подсечно-огневым земледелием.

Из других национальностей наиболее многочисленны китайцы (около 50 тыс. человек). Японцы, составлявшие 5% населения Кореи (1.5 млн человек), после поражения Японии во второй мировой войне почты полностью выехали из страны.

Число корейцев, находящихся за пределами Кореи, достигает более 2 млн человек. Эмиграция корейцев за пределы своей родины началась с середины XIX в. и особенно усилилась в начале XX в., после захвата Кореи империалистической Японией. Корейцы живут компактными группами в Китае (около 1300 тыс. человек), в Советском Союзе, в Японии и США. В настоящее время в Японии находится более 600 тыс. корейцев. Японское правительство со времени своего колониального господства в Корее проводило насильственное переселение корейцев в Японию, где они использовались на тяжелых, мало оплачиваемых работах. В годы второй мировой войны число корейцев в Японии достигло 2.5 млн человек. После освобождения Кореи большая часть корейцев вернулась на родину.

Корея — страна с высокой плотностью населения: средняя плотность 163 человека на 1 км2. Из стран Азии только Япония превосходит Корею по плотности населения. Даже в таких странах, как Индия и Китай, средняя плотность населения значительно ниже. Население Кореи размещено неравномерно: на морском побережье и в речных долинах плот- . ность населения доходит до 250—400 человек на 1 км2, а в горных районах, особенно в северо-восточной части страны, всего лишь 10 человек.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Как уже было сказано в вводных главах, древнее население Корейского полуострова оставило своеобразную и богатую неолитическую культуру.

Однако многие вопросы ранней этнической истории корейского народа не могут считаться окончательно решенными. Это прежде всего касается проблемы этногенеза корейцев. При наличии различных точек зрения наиболее распространено мнение о двух основных противоположных компонентах в этногенезе корейцев: северном, связанном с этническими перемещениями с территории Северо-Восточной Азии, и южном, связанном с малайским миром. В свете этой теории этническая история корейского народа на ранних ее этапах представляется как самостоятельное существование племен южного и северного происхождения.

Согласно преданиям и легендам, нашедшим отражение в китайских («Сань- гочжи», «Цяньханьшу», «Хоуханыпу» и др.) и корейских («Самкук саги», «Сам- кук юса») летописях, племена, населявшие юго-восточную часть Маньчжурии и Корейский полуостров (пуё, когурё, ё, окчо, махан, чинхан, пёнхан), связывали свое происхождение с мифическими героями, которые были правителями расположенных где-то на севере «государств».

На ранних этапах этнической истории, возможно даже в эпоху неолита, на территорию Корейского полуострова проникали группы, связанные в своем происхождении с южным миром. Предполагается, что южные элементы проникали на территорию Кореи наиболее интенсивно со стороны Бохайского залива, имея своей исходной точкой, очевидно, Шаньдунский полуостров. Этнические группы южного происхождения оказали значительное влияние на формирование некоторых специфических сторон хозяйства и материальной культуры предков корейцев. К их числу относятся многие особенности земледелия, в частности, культивирование риса, грядковая система обработки полей, наличие скотоводства без употребления молока, разведение домашней птицы и свиней, употребление в пищу мяса собака.

Согласно письменным источникам, первой крупной федерацией корейских племен было объединение древний Чосон (Кочосон). Ведущую роль в создании Чосона играли племена ё и курё.

В 108 г. до н. э. войска ханьского Китая покорили Чосон и его территория была разбита на четыре уезда.

На протяжении первых веков нашей эры у племен, населявших Корейский полуостров, происходил процесс разложения первобытнообщинных отношений и зарождения классового общества. Наиболее интенсивно этот процесс шел у северных племен: он завершился созданием на севере сильного государства Когурё (III—IV в. н. э.). К IV в. сформировалось другое крупное государство — Пэкче, занимавшее юго-западную часть страны. В юго-восточной части полуострова к VI в. сложилось государство Силла. Ведущую роль в его создании сыграло племя capo, которое, согласно корейской летописи «Самкук саги», пришло из Чосона.

В хозяйственной жизни населения этих трех государств большую роль играло земледелие. Древние корейцы выращивали рис, просо, ячмень, пшеницу, бобовые культуры, разводили шелковицу. Для обработки земли использовали и железные орудия. Наряду с земледелием в хозяйстве древних корейцев известную роль играли скотоводство (лошади, быки, свиньи, собаки), охота и рыболовство. Основным эксплуатируемым классом корейского общества периода трех государств1 было номинально свободное крестьянство. Рабство, хотя и известное корейскому обществу, как уклад не получило широкого развития. Феодальный характер носила известная в Когурё и Силла система дарений земли представителям господствующего класса — сачжон и система кормления — сигып. Мощного союзника в упрочении феодализма господствующие классы Когурё, Пэкче и Силла нашли в лице буддийской церкви. Буддизм проник в Корею из Китая в течение IV—VII вв. н. э. Из Китая корейцы заимствовали учение Конфуция и Jiao Цзы.

В период трех государств (IV—VII вв. н. э.) наблюдается расцвет культуры и искусства. Монументальная живопись когурёских гробниц, буддийская скульптура Пэкче, силланская керамика вошли в сокровищницу корейского изобразительного искусства.

Государство Силла в VII в. н. э. стало наиболее могущественным государством на полуострове. Воспользовавшись тяжелым положением Когурё и Пэкче, Силла повело успешное наступление на Пэкче (660 г.), а затем и Когурё (668 г.) и присоединило их территорию к своим землям.

Объединение трех государств под властью Силла создало условия для этнической консолидации. Установление централизованного государственного аппарата способствовало формированию языковой общности на основе распространения диалекта Силла по всей территории страны. Прекращение разорительных войн содействовало подъему производительных сил, экономическому и культурному росту государства Силла. В стране окончательно утверждаются феодальные отношения. Расширяются обрабатываемые площади, совершенствуются земледельческие орудия. Развиваются ремесла: производство тканей, украшений, предметов домашнего обихода. В VII—X вв. столица государства — г. Кёнчжу — становится центром корейской культуры. О научных достижениях того времени свидетельствует сохранившееся здание древнейшей в Восточной Азии астрономической обсерватории (647 г.). Высокого уровня достигло искусство литья в Силла — статуи Будды и колокола, отливавшиеся для буддийских храмов. Примером может служить известный колокол в храме Пондокса в г. Кёнчжу, отлитый в 770 г. Колокол был внушительных размеров (диаметр 2.3 м, высота около 3 м), на поверхности его были нанесены разнообразный орнамент, изящные изображения небожителей.

В течение IX в. среди феодальной знати Силла усиливается сепаратистское движение. В этот период страну потрясают массовые выступления крестьян. Междоусобные феодальные войны и крестьянские бунты вели к ослаблению централизованного государства. Силла распадается на самостоятельные феодальные владения: Второе Пэкче и Второе Когурё,- или Тхэбон и Силла.

В X в. государственное единство было восстановлено. Новое корейское государство получило название Корё (918—1392 гг.). Для укрепления централизованной королевской власти первыми правителями этой династии был проведен ряд реформ. В 976 г. был издан закон, по которому был восстановлен принцип государственной собственности на землю. По этому закону военным и гражданским чиновникам всех рангов давались наделы с правом взимания с них налогов в свою пользу. Были реорганизованы центральные и местные органы власти: страна разделена на 12 областей и 10 провинций. Столица перенесена из Кёнчжу в Кэгён (современный Кэсон).

В период династии Корё расширяются и укрепляются границы государства. Граница на севере доходит до берегов Амноккана. Для охраны этой границы от нападения северных соседей — киданей — были построены крепости и крепостная стена протяжением в тысячу ли (около 500 км). Правительство проводило политику насильственного заселения северо-западных и северо-восточных районов страны выходцами из распавшегося государства Бохай и крестьянами из южных провинций. Возросшая военная мощь государства позволила успешно отразить трехкратное вторжение киданей в 993, 1010 и 1018 гг.

Укрепление централизованной власти и установление в дальнейшем мирных отношений с соседями (киданями) привело к росту производительных сил страны. В стране расширяется площадь пахотных угодий за счет освоения целинных земель. Оживляется внутренняя торговля; в каждой провинции организуются регулярные рынки, в 1097 г. выпускаются новые медные деньги. Расширяется и внешняя торговля с суи- ским Китаем, киданями, чжурчжэнями, Японией и даже Персией.

В период Корё большого расцвета достигло печатание книг. Широкую известность получило ксилографическое издание свода буддийских священных писаний—«Дополнительного свода» Ычхона, более чем в 4700 томах (начало XI в.). Развитие ксилографической печати в XI— XII вв. подготовило почву для изобретения и применения печатных металлических досок. Сохранились записи, которые свидетельствуют о том, что изданное в 1234—1241 гг. сочинение известного писателя Ли Гю Бо «Кочым санчжоне» («Древнее и новое установление») было напечатано с применением металлических досок. Были изданы многие исторические сочинения. В 1145 г. Ким Бу Сик завершил работу над «Самкук саги» («Исторические записи трех государств») —летописью, гГосвященной периоду существования Когурё, Пэкче и Силла. Это первый исторический труд древней Кореи, дошедший до наших дней. В 1281 г. буддийский монах Иль Ён написал «Самкук юса» («Дополнение к истории трех государств»).

Среди различных видов искусства периода XI—XII вв. блестящего развития достигает производство керамических и фарфоровых изделий. Корейская керамика оказала влияние на керамическое производство Японии.

В этот период значительного успеха достигло и металлообрабатывающее дело. Ремесленники подразделялись на оружейников, на мастеров по серебру, по разным видам бронзы, по чугуну и пр. При дворе было учреждено оружейное управление, которое непосредственно занималось литейным делом: отливало металлическую посуду, монеты, колокола, буддийские статуи. Особенно высоко в соседних странах ценилось медное литье. В обработке металла, как и в изготовлении фаянсовых изделий, с XII в. стал широко применяться способ инкрустации.

Мирное развитие Кореи было прервано вторжением монголов в 1232 г. Монголы в главных городах посадили наместников хана, которые контролировали внутренние дела Корё. Корейский народ оказывал сопротивление монгольским завоевателям, только в 1258 г. король Корё признал себя вассалом монгольского хана, но и после этого борьба против монгольского ига не прекращалась. В 1369 г. корейский король официально отказался считать себя вассалом монгольского хана. Долголетняя борьба с монголами, разорение крестьян, превращение знатных сяновников в крупных землевладельцев ослабили централизованное феодальное правительство Корё, что создало благоприятную почву для укрепления оппозиции. В 1392 г. власть захватил Ли Сон Ге, поддерживаемый средним и мелким дворянством и ориентирующийся в своей внешней политике на Китай. Государство получило вновь название Чосон («страна утренней свежести»), столица была перенесена в г. Сеул.

Для укрепления своей власти новая династия конфисковала земли феодальной знати и монастырские земли и передала их служилому дворянству.

В первый период господства династии Ли проводится целый ряд преобразований, укрепляющих централизованное феодальное государство. Сохранив в целом государственную систему Корё, династия Ли для более четкой системы управления страной создала Государственный совет и 6 палат. Страна была разделена на 8 провинций, управляемых наместниками, назначаемыми королем, и подчиняющихся только ему. Король был признан неограниченной главой государства. Провинции делились на уезды, возглавляемые уездными начальниками. Для назначения на должность чиновника нужно было получить «ученую степень».

В период XV—XVI вв. Корея достигла значительного развития в экономическом и культурном отношении. Возрастает роль столицы Сеула как политического, экономического и культурного центра. В стране расширяется внутренняя торговля, развивается специализация районов. Появляются крупные города, имеющие значение торговых центров всей страны. В этот период была восстановлена и расширена система орошения, происходит рост посевных площадей, заселение новых районов.

Значительного развития достигает и ремесло: ткачество, гончарное производство (фаянс и фарфор), производство бумаги, оружейное производство. Широкую известность получили художественные ремесла: лаковое, резьба по дереву, чеканка по металлу, художественная вышивка и др. Развивались точные и технические науки. Серьезное внимание уделялось астрономии и календарным вычислениям. Для развития культуры большое значение имело создание в 1443 г. национальной самобытной фонетической письменности (хунмин чонъым), которая способствовала развитию просвещения и литературы на народном языке. Продолжает развиваться и совершенствоваться печатание книг: в 1403 г. правительство создало мастерскую по отливке шрифтов и начало издавать книги в центре и на периферии. В частности, в этот период издается историческая энциклопедия «Мунхонбиго» в 53 томах.

Однако придворные конфуцианские ученые, захватившие в свои руки дело образования, препятствовали распространению литературы на национальной письменности. Вследствие этого она не получила всеобщего распространения, а китайская иероглифика осталась единственной письменностью для государственных документов и всей научной литературы.

Свидетельством высокого культурного развития Кореи являются и средневековые архитектурные памятники: дворцовые и храмовые ансамбли, монументальные крепостные сооружения с арочными воротами, многочисленные каменные пагоды, легкие павильоны.

Но как и в предшествующий период, развитие Кореи было прервано и замедлено вторжением иноземцев, на этот раз японских самураев. В 1592 г. японские войска высадились в Корее и подвергли страну грабежу и насилию. Кровопролитная борьба длилась шесть лет и закончилась победой корейского народа. Особенно славные страницы в историю Кореи вписал выдающийся флотоводец Ли Сун Син, которому принадлежит заслуга в создании бронированного корабля «Кобуксон» («черепаха-корабль»). Ли Сун Син с помощью своих кораблей нанес сокрушительный удар японскому флоту.

Не успела Корея оправиться от ударов, нанесенных японскими захватчиками, как на нее двинулись полчища маньчжуров, которые дважды (в 1627 и 1637 гг.) вторгались в Корею. В результате этого нашествия Корея попала в вассальную зависимость от маньчжуров и вынуждена была платить им большую дань.

Долголетняя тяжелая борьба с японцами и два вторжения маньчжу ров привели страну в состояние экономического и культурного упадка. Правящие круги Кореи стали проводить политику внешней самоизоляции: торговые и культурные связи с соседними странами были прерваны. Корейским купцам и ремесленникам запрещалось под страхом смертной казни торговать с иностранцами и покидать пределы родины. Внутри страны проводилась политика строгой регламентации и ограничений: неаристократическим слоям населения запрещалось употребление предметов роскоши, ношение дорогих одежд, строительство больших домов.

На протяжении XVII—XIX вв. в недрах корейского общества складываются предпосылки для капиталистического развития. Рост городов и городского населения и усиление роли в экономической жизни страны так называемого третьего сословия (горожан, купцов, ремесленников) предопределили пробуждение свободной мысли, направленной против конфуцианской ортодоксии. В Корее начинают распространяться идеи сирхак (движение «за реальные науки»).

В конце XIX в. правительство Кореи под натиском капиталистических хищников вынуждено было «открыть» Корею. Япония первая в 1876 г. навязала Корее неравноправный договор, вслед за которым США (1882 г.), Англия (1883 г.) и Россия (1884 г.) также заключили неравноправные торговые соглашения.

Открытие внутреннего рынка Кореи для иностранной торговли и наплыв дешевых европейских и японских промышленных изделий ускорили разложение феодальных отношений. В Корее на базе докапиталистических мануфактур создаются первые промышленные предприятия. Развитие капитализма в Корее привело к экономическому сплочению и стимулировало складывание корейской народности в буржуазную нацию. Однако процесс национального экономического и культурного развития Кореи был резко заторможен захватом ее Японией и превращением ее в колонию японского империализма.

В период японского господства (1910—1945 гг.) корейский народ подвергался беспощадной колониальной эксплуатации и национальному угнетению.

С конца XIX в. в Корее начинается упорная национально-освободительная борьба. Так, антифеодальная борьба крестьян 1894—1896 гг. (восстание Тонхак), охватившая всю страну, сочеталась с антияпон- скими выступлениями. Установление японского протектората (1905 г.) вызвало мощное движение протеста, принявшего характер длительной и упорной партизанской борьбы и массовых восстаний. В этот период растет влияние партизанской армии Ыйбёнъ, созданной еще в 1896 г. Борьба народных ополченцев была особенно ожесточенной в южных провинциях.

Особенно сильным было национально-освободительное восстание в 1919 г., развернувшееся под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в России. Восстание охватило всю страну и длилось три месяца. Восставшие требовали ухода японцев и независимости Кореи.

В апреле 1925 г. была создана Коммунистическая партия Кореи (Чосон Консандан). В этом же году организован Коммунистический союз молодежи.

Начиная с Вонсанской всеобщей забастовки, в 1928—1929 гг. учащаются выступления рабочего класса Кореи. В 1930 г. была проведена всеобщая стачка в шахтах Синхин, на текстильной фабрике в Пусане и резиновой фабрике в Пхеньяне. Активизировались также борьба крестьян и патриотическое движение среди корейской интеллигенции.

В 1932 г. возникают народные партизанские отряды, в 1934 г. преобразованные в Корейскую народно-революционную армию, действовавшую в Маньчжурии и в пограничных районах Кореи. В 1936 г. создается Лига возрождения родины как организация антияпонского национального фронта.

Поражение Японии во второй мировой войне положило конец сорокалетнему господству японских колонизаторов на Корейском полуострове. Освобождение корейскому народу принесла Советская Армия. Согласно договоренности между союзниками по антигитлеровской коалиции, в Корее были определены две зоны ответственности: советская — к северу от 38-й параллели —и американская — к югу от нее. С самого начала наметились две линии решения корейского вопроса. Игнорируя все предложения Советского правительства, американские правящие круги, опираясь на реакционные и коллаборационистские элементы корейского общества, взяли курс на искусственное расчленение страны. В августе 1948 г. в Южной Корее было сформировано марионеточное правительство. К власти пришел антинациональный, проимпериалистический блок помещиков и крупной буржуазии.

В сентябре 1948 г. Верховное народное собрание Кореи, избранное путем всеобщих выборов как в северной, так и в южной части страны, провозгласило Корейскую Народно-Демократическую Республику.

Правительство КНДР было сформировано из представителей Трудовой партии и других партий и общественных организаций Севера и Юга, входящих в Единый демократический отечественный фронт (ЕДОФ).

Самой влиятельной и массовой партией является Трудовая партия Кореи, образованная в 1946 г. в результате слияния Коммунистической и Новой народной партий.

В целях сплочения народно-демократических сил и централизации руководства борьбой корейского народа за единство и независимость своей родины прогрессивные партии Севера и Юга объединились, в 1949 г. произошло слияние Трудовой партии Северной и Южной Кореи в единую Трудовую партию Кореи.

КНДР — государство, развивающееся по социалистическому пути. Высшим органом государственной и законодательной власти является однопалатное Верховное народное собрание, избираемое сроком на четыре года. В период между сессиями функции законодательного органа исполняет Президиум Верховного народного собрания.

Согласно конституции КНДР, принятой в 1948 г., высшим исполнительным органом государства является Кабинет министров, который с этого времени возглавляет председатель Ким Ир Сен. Органами местной власти — народные собрания, организованные по существующему административному делению. Народные собрания выбираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутаты провинциальных (областных) народных собраний избираются сроком на четыре года, а городских, уездных и сельских — на два года. Народные собрания всех ступеней на своих сессиях избирают народные комитеты, являющиеся исполнительными и административ- ными органами государственной власти на меетах.

В Южной Корее вопреки воле корейского народа США сохранили оккупационный режим. Стремясь распространить свое господство на всю Корею, в 1950 г. США начали военную интервенцию против КНДР, но потерпели поражение. В 1953 г. было подписано перемирие.

Народ Южной Кореи никогда не мирился с фашистским режимом, поддерживаемым США. В апреле 1960 г. в результате активных массовых выступлений США были вынуждены убрать Ли Сын Мана и его наиболее ненавистных народу приспешников. К власти пришла военная группировка во главе с Пак Чжон Хи. Первые же шаги нового правительства показали полную его зависимость от директив извне. Не пре терпел изменений и курс внутренней политики. Борьба народа против подчинения страны интересам США, за воссоединение Кореи на демократической основе вступила в новую фазу.