Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Искусство, музыка и архитектура монголов
Этнография - Народы Восточной Азии

За годы революции значительные успехи достигнуты и в области театрального искусства.

В старой феодальной Монголии не было национального светского театра. Первыми ростками театрального искусства были самодеятельные драматические кружки, появившиеся в первые же годы народной власти. В кружках начинали свою деятельность многие будущие артисты. Не имея ни опыта работы, ни готового театрального репертуара, они вынуждены были своими силами прокладывать новые пути. Часто они были не только исполнителями, но и авторами своего репертуара, в котором использовали популярные фольклорные и злободневные политические сюжеты.

В 1930 г. в Улан-Баторе была открыта театральная студия для подготовки профессиональных работников. В дальнейшем она была преобразована в Государственный центральный театр. Учась на опыте совет- ских представителей театрального искусства, монгольские театральные работники выросли в настоящее время в крупный творческий коллектив. Центром монгольского театрального искусства является теперь Государственный музыкально-драматический театр в Улан-Баторе. В состав театра входят драматическая и оперная труппы, симфонический оркестр и оркестр национальных инструментов, а также хор и балетная труппа. В 1948 г. при театре создан кукольный театр и в 1950 г. — детский театр. За последние годы созданы театры и в крупных городах страны — Чой- балсане, Кобдо и др.

На сцене Музыкально-драматического театра идут пьесы и оперы как русских, так и монгольских авторов. За последние годы монгольские зрители видели «Русский вопрос» К. Симонова, «Голос Америки» Б. Лавренева, «Калиновую рощу» А. Корнейчука, «Я хочу домой» С. Михалкова и др.

К числу крупных монгольских драматических произведений относятся «Братья», «Встреча друзей» Э. Оюна, «Дорога», «Моя радость», «Мунко — искатель счастья», «Семьдесят небылиц» Ч. Ойдова, «Молодое поколение» Д. Намдага и Ш. Нацокдоржи, «Врачи» JI. Вангана, «Водитель. Тожо» JI. Вангана и Дашняма и др.

Большой популярностью пользуются монгольские оперы «Три печальных холма», «Путь счастья» композитора Б. Дамдинсурэна, «Унэн» («Правда») композитора Гончигсумла.

В 1954 г. на сцене театра впервые был поставлен монгольский балет «Наше объединение» («Манай нэгдэл»). В 1955 г. наряду с пьесой «Радость Цэрмы» молодого драматурга Банзарангча монгольские зрители смотрели «Отелло» Шекспира, а к 35-й годовщине народной революции (1956 г.) театр подготовил постановку балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан». Наряду с национальными пьесами театр показывает классические и советские пьесы.

Многие артисты, создавшие образы людей новой эпохи, пользуются большой любовью у монгольского народа. В числе их следует назвать артистов Ц. Цэгмида, Н. Цэгмида, Д. Дамдинсурэна, Пурэвдоржи, артисток Ичинхорло, Ч. Долгорсурэн, Эринциннорбо.

Музыка

Музыка и песни монгольской революционной эпохи стали зарождаться в 20-х годах.

Партизаны из отрядов Сухэ-Батора и Чойбалсана были первыми творцами и исполнителями революционных песен. Многие песни приобрели широкую известность среди народных масс. В 30-х годах в Монгольской Народной Республике стали создаваться профессиональные музыкальные и вокальные коллективы, появились первые композиторы и профессионалы-исполнители. В настоящее время молодые композиторы республики успешно создают оперную, танцевальную и инструментальную музыку.

Государственный музыкально-драматический театр является центром, вокруг которого развивается монгольское музыкальное искусство. В театре работают многие молодые композиторы — Б. Дамдинсурэн, Жамьян, JI. Мурдоржи, Лубсаншараб, Гончиксумла, Цэрэндорж.

Упомянутые выше оперы «Три печальных холма» и «Путь к счастью», созданные композитором Б. Дамдинсурэном, знаменуют высокий этап развития монгольского музыкального искусства.

Музыка, написанная Гончиксумлой к кинофильму «Монгольская Народная Республика», отмечена премией на международном фестивале в 1952 г. Большим успехом пользуются симфоническая поэма «О Родине» композитора Л. Мурдоржи и симфоническая увертюра об исторических событиях 1921 г. композитора Дугэрсурэна.

Многие композиторы работают над созданием новых песен, посвященных социалистическому строительству. Большая работа проводится также по сбору и обработке народных песен.

В 1961 г. создан новый гимн Монгольской Народной Республики, текст которого написали поэты Ч. Чимид и Ц. Гайтав, музыку — Б. Дамдинсурэн и Л. Мурдоржи.

Достижения монгольского искусства были неоднократно продемонстрированы на международных фестивалях.

Широкое развитие в республике получили кружки театральной и музыкальной самодеятельности. Во всех аймаках и сомонах созданы клубы, кинотеатры и другие культурные учреждения. В республике в настоящее время имеется своя национальная кинематография.

Изобразительное искусство и архитектура

По археологическим находкам, обнаруженным в МНР, можно судить о древнем искусстве в разные исторические периоды на ее территории. Сюда относятся художественные изделия из бронзы, кости, глины, камня, войлока, как например знаменитые ковры, найденные в погребениях в Ноин-Уле (I в. н. э.), и др.

С начала нашей эры на территории Монголии отмечаются укрепленные поселения. В настоящее время на территории МНР можно встретить развалины городов IX—XIII вв.

Раскопки Кара-Корума (Хара-Хорина) — столицы Чингизидов XIII в., — производившиеся в 1948—1949 гг. Историко-этнографической экспедицией АН СССР и Комитета наук МНР, дали интересный материал по архитектуре и укреплениям монгольских дворцовых построек.

С распространением в Монголии в XVI в. ламаизма до самой народной революции (1921 г.) искусство монголов было подчинено задачам буддийской церкви.

Однако, несмотря на это, народное творчество широко проявлялось в прикладном искусстве. Выработавшись в условиях кочевого образа жизни, народные традиции находили и находят свое выражение в резьбе по кости, дереву, в чеканных изделиях и вышивках. Монгольское население любит украшать орнаментом обувь, войлочные ковры, сундуки, кровати, шкафы, кожаные чепраки. Из камня монголы вырезают шахматы, мундштуки для трубок, различные пряжки. Из кости выделывают шахматы, накладные украшения на луку седла. Чеканом по металлу украшают ножны для ножей, и мечей, кожаные мешочки, прикрепляемые к кресалу (огниву). Металлическими и серебряными бляхами украшаются уздечки, седла и нагрудники в сбруе.

Отдельные отрасли народного художественного производства как в прошлом, так и в настоящем являются профессиями мужскими: резьба пo кости, камню, раскраска деревянных предметов, литье, чеканка, или женскими: вышивки, нашивка аппликаций и вязанье.

На войлочных и кожаных изделиях из типов орнамента преобладает геометрический (квадраты, ромбы, зигзагообразные линии), на деревянных предметах — растительный орнамент. Особенно ярко это выступает на старинных предметах, в чем сказалось влияние буддизма. Широко распространен у монголов орнамент, известный под названием улъдзий («нить счастья», «счастливое предзнаменование»), в виде клетчатого переплетения. Храмовая архитектура, живопись (на свитках шелка и холста, роспись) и скульптура развивались главным образом в монастырях. Этот вид искусства был подчинен культовым целям. Как в архитектуре, так и в живописи сохранялось много индо-тибетских и китайских элементов. Искусство в монастырях, как правило, находилось в руках низшего слоя лам. Они занимались преимущественно иконописью и изготовлением скульптур бурханов (буддийских изображений). Для этой цели ими делались формы и шаблоны, при помощи которых производились отливки и оттиски на глине, полотне или бумаге, далее штампованные произведения раскрашивались, при этом строго соблюдались все правила, установленные буддийским каноном.

После революции в Монгольской Народной Республике наступила новая эпоха и выросли новые кадры специалистов. Из среды аратов вышли не только инженеры, ученые, врачи, писатели, артисты, но и талантливые художники, скульпторы, дарханы (мастера, занимающиеся резьбой, чеканом, вышивкой и т. д.). Многие из них получили образование в Советском Союзе.

Среди художников большой известностью пользуется У. Ядамсурэн. Основным жанром его работ является портретная живопись. Кисти У. Ядамсурэна принадлежит немало работ в других жанрах. Заслуженной славой пользуется и художник О. Цэвэгжав. В его творчестве находят отражение темы как историко-революционные, так и социалистического строительства.

Разнообразна тематика и у художника Д. Чойдока. Наибольшей популярностью пользуются его картина «Встреча Сухэ-Батора с Лениным» п многие портреты — Чойбалсана, Мельникова (русского партизана, боровшегося за освобождение монгольского народа) и др. Он уделял много внимания также пейзажам («Северный пейзаж», «Этюды с юртами» и др.) и историко-революционной тематике («Освобождение Урги», «Домик Сухэ-Батора»).

К числу популярных художников принадлежат также Д. Манибадар и Л. Гава. Д. Манибадар является одним из старейших художников МНР. Своеобразие его творчества характеризуется сочетанием техники старой живописи и новой современной тематики.

Л. Гава, начав свой творческий путь в качестве театрального художника, в дальнейшем стал уделять основное внимание живописи.

Из более молодого поколения художников уже завоевали известность Чултэм, Одон, Амгалан.

Искусство скульптуры начало занимать свое должное место в МНР лишь с 40-х годов. Его развитию в значительной мере стала способствовать организация в 1945 г. в Улан-Баторе скульптурной мастерской под руководством скульптора Чоймбола — ученика народного художника СССР С. Д. Меркулова. Сам Чоймбол явился создателем первых значительных произведений монгольской скульптуры. По его проекту сооружен в Улан-Баторе на центральной площади памятник Сухэ-Батору, ему принадлежат и другие монументы. Плодотворно работают скульпторы Махвал и Давацэрэн. За последние годы в числе скульпторов появились и женщины — Дамдима и Дарьжав.

Ежегодно устраиваемые в МНР выставки произведений художников и скульпторов указывают на значительный рост национального искусства. Монгольское искусство становится известным далеко за пределами своей страны. Работы монгольских художников и скульпторов не один раз экспонировались на международных фестивалях молодежи, ряд картин художников, а также и произведений дарханов хранится в Москве, в Музее восточных культур.

Победа народной революции обеспечила монгольскому народу государственную самостоятельность. Встав на путь некапиталистического развития, монгольский народ получил широкую возможность для мирного, созидательного труда в своей стране.

Важнейшим итогом некапиталистического пути развития монгольского народа явились уничтожение национального и социального гнета, исчезновение характерной для феодальной Монголии отсталости во всех отраслях хозяйства и культуры, неуклонный рост социалистической экономики и культуры в стране. Ныне МНР вступила в период завершения строительства социалистического общества.

Развивающаяся экономика МНР и рост национальной культуры являются важнейшими факторами, способствующими сплочению отдельных монгольских племенных групп и народностей в единую социалистическую нацию, основным ядром которой являются халха-монголы.

Решающее значение в деле обеспечения условий некапиталистического развития МНР имела и имеет братская помощь Советского Союза, а также других социалистических стран. Постоянная поддержка со стороны СССР способствовала и укреплению международного авторитета МНР. Монгольское правительство установило дипломатические отношения со всеми социалистическими и некоторыми капиталистическими странами.

В октябре 1961 г. МНР была принята в члены Организации Объединенных Наций, в ноябре 1962 г. — в ЮНЕСКО, 7 июня 1962 г. МНР вступила в члены Совета экономической взаимоцомощи (СЭВ) социалистических стран. Монгольская Народная Республика является также членом многих международных демократических организаций: Всемирного Совета Мира, Всемирной федерации профсоюзов, Организации солидарности народов Азии и Африки, Всемирной федерации женщин и др.