Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Поселения и жилища народов Монголии
Этнография - Народы Восточной Азии

Развитие промышленности и социалистическое преобразование сельского хозяйства вызвали к жизнв современные города и крупные населенные пункты. По данным переписи МНР на 5 января 1963 г., 40.8% населения страны, живет в городах и населенных пунктах городского типа. Этот факт говорит о больших изменениях, происшедших за годы народной власти в образе жизни монголов. Быт монгольского народа меняется в результате перемен в хозяйственном укладе. В настоящее время не только города и аймачные и сомонные центры, но и усадьбы госхозов, машинно-животноводческих станций и сельскохозяйственных объединений становятся пунктами оседлости. В монгольских степях создаются стационарные населенные пункты даже в бригадах СХО.

Здания в поселках строятся в зависимости от местных условий из кирпича, камня, дерева и других материалов, выпускаемых строительной промышленностью. Как облицовочный материал широко используются мрамор и гранит. В северных районах страны, где много леса, дома часто строятся из дерева, тогда как в восточных, южных и западных районах преимущественно используются другие материалы (камень, кирпич и т. д.). Используются также и местные материалы, например камыш, саман и т. д. В Керуленском госхозе поселок построен из каменных и саманных домов. В качестве строительного материала здесь широко применяется камыш. Работает несколько предприятий по производству стандартных домов.

В архитектуре новых зданий успешно используются традиции национального зодчества. Хотя в дореволюцонной Монголии, как известно, почти не было городов, но в стране в более ранние периоды ее истории были свои города. Археологические раскопки, проведенные на развалинах древних городов Монголии членом-корреспондентом АН СССР С. В. Киселевым, а также исследования монгольских ученых дали интересный материал по истории городов Монголии XIII—XIV вв. Опираясь на местные традиции, а также используя элементы китайской и тибетской архитектуры, средневековые зодчие талантливо решали задачи ансамбля и архитектурной композиции.

В настоящее время в городах и крупных населенных пунктах строятся современные здания. Они проектируются монгольскими архитекторами с учетом опыта зодчих СССР и других стран социалистического содружества наций. Проектирование осуществляется архитектурно-планировочным управлением столицы. Строительные работы выполняются главным стройуправлением. При проектировании жилых и особенно общественных зданий используются традиции древнего национального зодчества. При внешней отделке современных зданий и в интерьерах применяются богатые монгольские орнаменты (как, например, для декора Дома-музея Сухэ-Батора).

В Монголии города и населенные пункты по своему внешнему облику выглядят по-разному, в зависимости от времени основания и местности. Аймачные и сомонные центры, как указывалось выше, строились заново или путем реконструкции населенных пунктов около бывших крупных монастырей.

В западных районах страны (например, в Баян-Улэгэе, где живут в основном казахи) наряду с современными каменными зданиями стоят типичные казахские дома, сложенные из самана, с плоскими глинобитными крышами и глинобитными заборами — дувалами. Здесь заметно сказывается среднеазиатское влияние. В Хубсугульском аймаке, в поселке Хатхыл, расположенном близко к русской границе, распространены срубные дома русского типа. Кое-где в Монголии еще и теперь остались глинобитные мазанки — китайские фанзы.

В восточных районах, где живут буряты и хамниганы, встречаются летние деревянные постройки (зукалангай гэр). Эти летние жилища представляют собой дощатые прямоугольные постройки с покатой крышей. Посредине крыши делается прорез для вывода трубы, который служит и источником света. Дверь жилища, как и в юрте, обращена на юг. Так же как и в монгольской юрте, восточная (правая) половина считается женской, западная (левая) — мужской. Порядок расположения вещей в летнем и зимнем жилище одинаков с расположением вещей в монгольской юрте. Отличительной чертой бурятских жилищ является наличие сбитых из глины камельков, в которых они выпекают по русскому образцу хлеб и различное печенье.

Интересно, что жители городов и стационарных сел ставят еще много войлочных юрт (они модернизированы и часто фабричного производства, внутри бывает настлан деревянный пол и обстановка такая же, как в квартирах). Это объясняется привычкой монголов к жизни в юртах. Некоторые люди, особенно старики, не переезжают в благоустроенные квартиры, а строят или приобретают юрты, объясняя это тем, что в домах сыро.

Быт монгола-горожанина или оседлого жителя современной сельской местности отличается от быта дореволюционного кочевника-скотовода. Электрическая лампочка, радио и телефон прочно вошли в быт оседлого монгола. В квартирах появилась удобная городская мебель фабричного производства. В конструкции мебели наблюдается стилизация и орнаментация в национальном стиле, а в квартирах часто наряду с европейской мебелью стоят низкие монгольские столики. В домашней утвари также наблюдается смешение покупных европейских предметов с традиционными монгольскими. Новым является то, что в квартирах на окнах появился тюль, а на стенах — различные ковры, в том числе и тканные под гобелены. В быт монголов прочно входят радиоприемники, швейные машины, велосипеды, мотоциклы и даже автомобили. Важно, что бани строятся в каждом населенном пункте. Кочевник, который в старое время не мылся всю жизнь, теперь регулярно посещает общественную баню.

Несмотря на важные перемены в быту, юрта в условиях отгонного животноводства остается удобным, наиболее приспособленным к местным условиям жилищем. Это древнее жилище, проверенное на многовековом народном опыте, незаменимо для животноводов, которые передвигаются из одного места в другое. Легкость, устойчивость, портативность, возможность быстро ее собрать или разобрать — вот достоинства и удобства юрты. Раньше для перевозки юрты обходились двумя-тремя вьючными верблюдами.

Современная монгольская юрта намного улучшена, хотя форма и конструкция остаются прежними. В Улан-Баторе и других местах решетки современных юрт делаются высокими (в отличие от старых). В большинстве юрт настланы деревянные полы, хотя во многих юртах вместо деревянного пола по-прежнему на землю стелют войлочные ковры или шкуры. Теперь стали покрывать юрту сверх войлока непромокаемым чехлом фабричного производства. Чехлы обычно бывают белого цвета. Известно, что с древнейших времен у монголов белый цвет почитался как священный. Стены многих юрт с внутренней стороны стали покрываться цветной материей, украшенной национальным орнаментом.

Остов войлочной юрты состоит из деревянных, складных решеток, которые у восточных монголов называются хана, а у западных — терем. Решетки ставятся по кругу. Размер юрты зависит от количества решеток. Их бывает от 4 до 12 (средние размеры юрты: диаметр 4—5 м, высота по центру около 3 м). К решеткам прикрепляется конусовидная крыша, состоящая из тонких палок (уни), опирающихся одним концом на решетки, а другим на деревянный круг, который одновременно служит и дымовым отверстием. Круг, как и решетчатые стенки, носит у монголов различные названия в различных местах. У халхасцев и бурят он именуется тоно, а у дэрбэтов и байтов — хараачи. В северо-восточных аймаках МНР круг носит название сырхинык-тон. Он отличается от других тем, что у него уни накрепко постоянно прикреплены с помощью шарниров, поэтому на установку его требуется меньше времени. Круг снабжен взаимно перекрещенными крестовинами, возвышающимися над его плоскостью, причем устройство крестовин варьируется по отдельным этническим группам. Уни, образующие конусовидную крышу, отличаются от таковых в юртах тюркских народов. Подобные палки тюркского образца можно наблюдать в жилищах казахов, проживающих в западной части МНР. В отличие от прямых монгольских уни казахские имеют выпуклую форму и тем самым придают казахской юрте полусферическую форму. Отличается также и устройство дверей у монголов и казахов. Монгольская юрта имеет деревянные двустворчатые двери, согласно древнему обычаю, обычно обращенные на юг (у халха-монголов) и юго-восток (у западной ветви монголов). Снаружи у монголов над деревянной дверью навешивается еще стеганый войлок, у тюрков же дверь закрывается только войлоком, опускающимся наподобие шторы сверху. Монгольские юрты целиком покрываются войлоком, а тюркские — войлоком и циновкой из камыша. Остов монгольской юрты обтягивается войлочными покрывалами, в зимнее время в два ряда, а летом в один ряд, и обвязывается волосяными веревками (гэрийн бус). Летняя покрышка обычно не доходит до земли, что дает возможность через обнаженную решетку проветривать юрту. Зимой для утепления низ юрты снаружи обтягивается длинной, по полметра в ширину полосой войлока (хаявч). Иногда эти накрайники бывают со стеганым геометрическим орнаментом.

На дымовой круг (тоно) накидывается квадратная войлочная покрышка (врхв), к концам которой прикрепляются волосяные веревки. При помощи ерхе можно закрывать дымовое отверстие на ночь или в случае дождя. Днем обычно тоно полностью не покрывается и служит для проникновения дневного света. В настоящее время в некоторых юртах в тоно вставляются стекла. В других случаях также в дверях делаются остекленные окошечки. Можно наблюдать также сочетание того и другого.

Уни и тоно часто покрывают ярко-красной краской, а ханы не окрашивают. Дверь также красят обычно в различные оттенки красного цвета. Наружную часть двери украшают разнообразной росписью.

В оседлых пунктах можно иногда наблюдать изменения в материале и в самой форме юрты. Она перестала быть разборной, ее решетчатые стенки заменились досками, бревнами, кирпичами. Появились фундамент и различные пристройки и надстройки. Круглая в плане решетчатая юрта стала многоугольной или квадратной; ее конический верх — пирамидальным; внутри нее появились опорные стойки, позволяющие строить более тяжелую крышу.

Внутри юрты посредине помещался очаг. Дымящийся очаг был раньше основным источником тепла и света; в настоящее время монголы обычно ставят на месте очага круглые железные печи. Трубы выходят в верхнее отверстие юрты — тоно. Однако в некоторых местах рядом с печкой можно увидеть железную подставку для котла — таган (тулга). Он состоит из 3 или 4 железных ножек, опоясанных железными обручами. Нижние концы ножек для устойчивости слегка загнуты наружу, а верхние отогнуты внутрь, для того чтобы они могли служить подпорками для котла. У дэрбэтов, байтов и захчинов вместо железного тагана в некоторых местах встречаются полукруглые глинобитные стенки (зуух) высотой примерно 30—40 см, которые окружают очаг, не закрывая его. В гобийских районах пользуются очагами, сложенными из глины и камней. Топливом служит обычно аргал — сухой коровий или лошадиный помет. Обычно корзинка с аргалом устанавливается между полками с посудой и очагом, а иногда аргал высыпается прямо на пол перед очагом. Предпочтение аргала дровам объясняется не только отсутствием дров во многих районах, но и тем, что дым от аргала не такой едкий. В очаге аргал размещается по кругу внутри тагана, иначе он не будет хорошо гореть. Раньше, когда не было печей, юрта постоянно наполнялась дымом.

Правая половина от входа (восточная) считается хозяйской, «женской», сторона напротив входа считается самой почетной — сюда обычно сажают гостей.

Во внутренней обстановке современной монгольской юрты произошли большие изменения. Почти во всех юртах можно встретить удобную городскую мебель: специальные низенькие столы и стулья, буфеты, сундуки, обычно орнаментированные, никелированные кровати, одеяла и покрывала фабричного производства, этажерки с книгами и другие вещи. В городских юртах, а также во многих сельских, стали обычными предметами быта такие предметы, как электронагревательные приборы, радиоприемники и книжные полки. Часто в семье арата можно увидеть небольшую домашнюю библиотеку. Однако наряду с этим сохраняются в сельских местах отдельные традиционные черты быта. Об этом говорят расстановка мебели внутри юрты и отдельные предметы быта. Справа от входа, так же как и раньше, располагаются полки и шкафчики с хозяйственной посудой, ящики с провизией, кровать хозяев и монгольские орнаментированные сундуки (авдар) с домашним имуществом. Слева от входа, на «мужской» половине, находятся стойки с кожаными сосудами для кумыса и квашеного молока. Здесь же складываются седла, сбруя и охотничьи принадлежности. Иногда в холодное время года в этой половине привязывают маленьких ягнят и телят. В юртах в настоящее время иногда ставится кровать и в левой половине, но на ней спят или почетные гости, или старшие члены семьи. Часть семьи, так же как раньше, размещается на войлочных подстилках вокруг очага.

У многих аратов можно увидеть монгольскую кровать (орон); это разборная рама не выше 30—40 см, на которую настилаются доски. Лицевая сторона кровати всегда окрашивается и разрисовывается геометрическим орнаментом. В орнаменте чаще всего встречается рисунок &лъзий («ниточка счастья»).

На кровать кладут войлочные подстилки. Несмотря на наличие покупных подушек, некоторым монголам в качестве подушек служат матерчатые или войлочные валики, набитые шерстью, причем конец подушки, обращенный к стене, круглый, а противоположный конец имеет четырехугольную форму, которая придается подушке при помощи деревянной дощечки, вставленной внутрь валика. Четырехугольный конец подушки обшивается плисом или другой какой-либо материей. На материю нашиваются металлические бляхи. У узумчинов, пришедших из Китая, наблюдаются вместо блях большие металлические пластины с изображением драконов.

На полу юрты вокруг очага расстилается войлок, стеганный нитками из верблюжьей шерсти. Он носит название ширдэк. Сложенный вдвое, он должен быть обращен краями всегда к очагу. Поверх ширдэка пол часто застилается кожами животных. Войлочные подстилки на кровати не простегиваются и называются эсгий, или эисгий, что значит «простой войлок».

Мужчины обычно сидят на полу по традиционному монгольскому обычаю, подогнув под себя ноги, или на левой ноге, опираясь о колено правой. Для женщины считается неприличным сидеть по-мужски, т. е. свернув ноги «калачом». Она сидит, подогнув под себя правую ногу, и опирается на колено левой ноги.

Монгольские араты — животноводы и земледельцы в летнее время используют палатки (майхапы). Во время надана — национального праздника монголов — майханы пользуются особенно большим успехом. Монгольские палатки обычно бывают шестискатные и в большинстве случаев снаружи украшаются красивым орнаментом (алтан-хээ, влъзий и др.)* Вокруг юрты располагаются загородки для скота, колышки с натянутыми веревками для привязи телят и ягнят, коновязи для верховых лошадей и телеги (в восточных и центральных районах).

Войлочная юрта хорошо приспособлена к кочевому быту. Она отличается большой портативностью; при переезде с места на место она может быть в течение 30—40 мин. свернута или поставлена вновь.

Наиболее древней формой монгольского жилища является обохой — конусообразное жилище.

Обохой состоит из тоно и вставляемых в него уни. Сверху, так же как и юрта, обохой покрывается войлоком. Обохой как постоянное жилище теперь не встречается; иногда его используют в качестве хранилища домашних вещей. Чаще им пользуются пастухи или проводники караванов в холодное время года.