Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Монголии: охота и рыболовство, домашнее производство и ремесло
Этнография - Народы Восточной Азии

Охота и рыболовство — подсобная отрасль в хозяйстве монголов. Охота была известна у них с древнейших времен. В настоящее время она имеет промысловый характер. В Монголии охотятся главным образом на тарбаганов (сурков), антилоп (дзеренов и сайгаков), белок, лисиц, валков, хорьков, горных баранов (архаров), маралов (изюбрей), кабанов, медведей, соболей, рысей, диких кошек (манул) и т. д. В пустынных районах Монголии обитают редчайшие животные, вовсе исчезнувшие в других странах: дикие ослы — куланы, антилопы — джейраны (харасулъту), горбоносая сайга, дикие лошади (тахъ, лошадь Пржевальского), дикий верблюд (хабтагай), гобийский медведь-отшельник и т. д. В старину основным охотничьим орудием служили лук и стрелы. Стрелы были различных форм, с железным наконечником. Их носили в специальном колчане (саадаг), сделанном из кожи. Ранее на крупных животных ставили самострелы. Лук и стрелы для них делали из лиственницы, тетиву — из спинной части бычьей кожи. Теперь охотятся с ружьем, ставят капканы и силки; волков и лисиц травят иногда стрихнином. Ружье ставится на деревянную опору-сошку в виде развилки. Для привлечения марала употребляются дудки, а для козуль — свистульки из коры, бересты и травы. Традиционным и излюбленным способом охоты у монголов является гоньба зверя верхом на лошади, в этом виде охоты они проявляют исключительное мастерство. Широко распространена среди казахов, живущих в западной части МНР, охота с беркутом на хищников (на лисиц, волков). Беркуты специально приучаются к ней; хорошие беркуты пользуются славой. Опытный беркут может смело напасть на волка, а два беркута легко справляются с крупными волками.

Интересна охота на сурка (тарбагана). Нередко можно видеть, как охотник за тарбаганом в яркий солнечный день ловко подкрадывается к нему, держа в одной руке ружье, а в другой — белую махалку, сделанную из хвоста яка. Любопытное животное, сидя перед норой на задних лапках, внимательно следит за движением охотника и подпускает его на близкое расстояние. В старое время охотник, прежде чем выстрелить, повторял про себя несколько извинительных слов перед животным, что связано с наличием тотемистических пережитков. Добывают сурка также капканами, выкуриванием из нор и раскапыванием нор. При охоте на тарбагана халха-монголы нередко надевают специальный костюм. Он должен состоять из халата и штанов обязательно белого цвета, шьется из замши; иногда для этой цели просто выворачивается мехом вверх барашковая шуба, на ноги надевают меховые сапоги, на голову — белую войлочную или меховую шапочку, обязательно с длинными, торчащими ушками. Употребление особого охотничьего костюма только при охоте на тарбагана указывает на древние традиции, связанные с этим животным, возможно тотемного характера, тем более, что по монгольским легендам считается, что тарбаган некогда был человеком. Многие монголы Барги не охотились на тарбагана и преследовали охотника, осмелившегося его убить. Охотники-араты стараются бить тарбаганов осенью, так как в это время у тарбаганов мех пушистый и блестящий. Во время сезона охоты на тарбаганов организуются специальные бригады в 8—10 человек.

Шкурки сурка составляют существенную статью экспорта. В Монголии добывается несколько миллионов шкурок тарбаганов в год. Мех тарбагана пользуется большим успехом на мировом пушном рынке, так как его можно выделывать под высокоценные меха (под выдру, под енота и т. д.).

Тарбаганий жир очень ценится у монголов, он не застывает при сильных морозах. Мясо тарбагана употребляют в пищу. Существует оригинальный способ приготовления тарбаганьего мяса, а именно: ранней весной, когда шкурка не представляет большой ценности, ее не снимают, а, вынув внутренности зверкка, тушку набивают раскаленными камнями и засыпают в ямке горячей золой. Тушеное таким образом мясо представляет вкусное блюдо.

Волки и лисицы добываются только ради меха, их травят стрихнином и ловят капканами. За маралами, антилопами и горными баранами охотятся с ружьем, нередко большими- артелями. У антилопы сайгака очень вкусное мясо, а рога самцов издавна славятся своими целебными качествами. Ранее молодые, не окостеневшие рога (панты) маралов экспортировались в Китай. В настоящее время монгольским правительством ведется борьба с хищническими методами охоты, устанавливаются сроки охоты и в некоторых местах организуются заповедники. Особое внимание уделяется сохранению редчайших животных. В монгольском экспорте пушнина занимает значительное место.

Несмотря на обилие рыбы в реках и озерах, рыболовство у монголов (за исключением дархатов) было совершенно не развито. Большинство монголов не только не ест рыбы, но и испытывает к ней брезгливое чувство. Корни этого кроются в древних тотемических представлениях, которые прослеживаются в монгольской мифологии. Точно так же монголы не едят птицы и не охотятся за ней.

Рыболовство в Монголии — новая отрасль хозяйства. В озерах и реках Монголии водятся окунь, осетр, таймень, хариус, линь, ленок, щука и т. д. Создаются предприятия для переработки рыбы. В Буир-Нуре создано первое в Монголии большое рыбопромысловое предприятие. На оз. Цаган- Нур построен рыбкомбинат. С большим успехом идет акклиматизация и разведение байкальского омуля в оз. Хубсугул. Рыба идет в основном на экспорт.

Домашнее производство и ремесло

Из предметов домашнего производства в сельских районах широко распространено производство войлока и обработка кожи.

Войлок, изготовляемый из бараньей шерсти, широко используется в быту кочевого населения. Он служит для покрытия юрт, из него изготовляются подстилки на кровати и для сиденья в юрте, потники под седло, шьются зимние чулки и мешки для хранения соли и другие предметы.

Искусные мастера войлока получают тончайшие его сорта, отличающиеся белой окраской, мягкостью и прочностью. Для его изготовления требуется тщательная сортировка шерсти, взбивание ее, правильная раскладка и равномерное валяние.

Для изготовления войлока шерсть сначала тщательно взбивается, для этого она раскладывается на кожу или палатку, затем ударами палки или тонких прутьев взбивается. В некоторых районах шерсть взбивают тетивой лука.

Затем шерсть раскладывают на старый войлок или кожу и смачивают ее водой. Далее весь этот настил накручивается на деревянный вал, который затем сверху обертывается кожей и обвязывается посредине веревками или ремнями, к концам вала прикрепляются длинные веревки, свободные концы которых привязываются к седлу лошади. Седок, разъежая взад и вперед по степи, может в течение дня скатать прекрасный войлок.

Кроме войлока, из шерсти изготовляют нитки и веревки. Для прядения ниток употребляется главным образом верблюжья шерсть. Женщины прядут шерсть без прялок, они обычно в левой руке держат пучок шерсти, а в правой — веретено. Пряслице делают в виде деревянного кружка, а иногда из камня. Шерстяные нитки идут для шитья шуб и стежки войлочных изделий: шэрдэков — подстилок для сиденья, войлочных покрышек для дверей и др.

К числу распространенных домашних производств относится и выделка шкур и кожи. Из них изготовляются шубы, обувь, чепраки, сосуды для квашеного молока и кумыса. При выделке овчин, как можно видеть на западе страны, они смазываются костным жиром или остатками (бозоин шар ус) от перегонки водки из кислого молока и разминаются палками или на ручных мялках. После того как овчина сделается мягкой, ее коптят. Для этого в яме разводится огонь из аргала, над ней делается конус из деревянных палок, на который набрасываются одна на другую овчины шерстью вверх. Все овчины накрываются сверху наглухо войлоком, для того чтобы дым не выходил. После копчения их снова несколько раз смачивают бозоин шар ус и в дальнейшем, разостлав на траве, отмывают много раз водой загрязненную шерсть.

Кожа рогатого скота, употребляемая для обуви, ремней, посуды, мешков и пр., предварительно размачивается в воде.

Отдельные монголы занимались кузнечным ремеслом, изготовлением каменных ручных жерновов (дэрбэты), производством чеканных серебряных и металлических предметов и костяных изделий. В дореволюционной Монголии ремесло было мало развито, оно находилось в руках отдельных кустарей-ремесленников, изделия которых удовлетворяли потребности внутреннего рынка. Промысловая кооперация, выпускающая предметы широкого потребления, была создана только после революции. Первые кустарно-промысловые предприятия были организованы в 1924 г., они объединились Монгольским центральным кооперативом (Монцен- кооп). В 1931 г. был образован самостоятельный кустарно-промысловый союз.

Араты кустари на добровольных началах объединяются в промысловые артели. Кооперативную социалистическую собственность артелей составляют обобществленные и приобретенные ими средства производства, готовая продукция и доходы. Членами артели могут быть все граждане, достигшие 16 лет. Промартели входят в состав местного союза или непосредственно Центрального совета промкооперации.

Большое место занимают в промысловой кооперации артели деревообделочные, пошивочные, металлообрабатывающие. Создаются также артели по добыче соли, производству строительных материалов, изготовлению изделий из камня, кости (шахматы, шашки) и др. Главными пунктами объединения являются аймачные и.сомонные центры, где члены артелей переходят к оседлому и полуоседлому образу жизни. В артелях участвуют как мужчины, так и женщины. Обращает на себя внимание то, что некоторые старые традиции в разделении труда по полу продолжают сохраняться и в новых объединениях; так, например, в пошивочных и сапожных артелях работают исключительно женщины, и только изредка в качестве закройщиков сапог или портных мужского платья, можно встретить мужчин.

Продукция артелей через магазины кустпрома и потребительской кооперации поступает главным образом на продажу населению своих аймаков и сомонов.

Ассортимент изделий в основном отвечает повседневным бытовым нуждам аратов. Здесь изготовляются решетки — основы юрт, столы, кровати, сундуки (абдр), двухколесные телеги, бочки для маслозаводов, бочонки для воды, седла, сбруя. Металлообрабатывающие артели из железа и жести изготовляют ножи, пилы, печки, трубы, замки, ведра, банки для экспорта тарбаганьего жира, стремена, трубки для курения и др. В пошивочных, сапожных, валяльных и вязальных артелях изготовляется верхняя монгольская одежда (дэлъ), рубашки, шапки, европейского покроя костюмы, монгольские сапоги (гутулы), валенки; из шерсти вяжут шарфы, фуфайки, береты, чулки. Кожевенными артелями изготовляются также чепраки (гулюмы) для седел, выделываются из коровьих шкур подошвы для обуви и ремни.

Производственная кооперация еще играет значительную роль в обеспечении населения предметами широкого потребления.