Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Животноводство и земледелие народов Монголии
Этнография - Народы Восточной Азии

Ведущее место в сельском хозяйстве по-прежнему занимает теперь его традиционная отрасль — животноводство; в нем занято 64% населения страны. Животноводство дает подавляющую часть продукции сельского хозяйства и является главным поставщиком сырья для многих отраслей промышленности и товаров для экспорта (74% экспорта страны). Первое место в экспортных статьях по стоимости занимает шерсть, второе — скот.

Животноводство постепенно меняет свой экстенсивно-кочевой характер. Общее поголовье скота за годы народной власти увеличилось в 2.5 раза. В настоящее время по количеству скота на душу населения МНР занимает первое место в мире. В МНР на душу населения в среднем приходится около 30 голов скота. Первое место по поголовью занимают овцы — 52 %, второе козы — 25 %, затем лошади — И %, крупный рогатый скот — 8.3 %, верблюды — 3.7 %.

Основную часть поголовья скота составляют овцы. В лесостепных и степных аймаках наряду с местными грубошерстными овцами стали разводить овец с тонкой и полутонкой шерстью. Во всех аймаках МНР продолжают разводить в основном местных короткожирнохвостых овец. Они преобладают в хозяйствах большинства западных и юго-западных, а также гобийских аймаков. Местных курдючных овец разводят в основном в Баян-Улэгэйском аймаке, а также некоторых сомонах Убсунурского и Кобдоского аймаков. В Южных Гобийских аймаках, кроме местных монгольских овец, начали разводить смушковых овец. Козы в основном распространены в западных аймаках. Крупный рогатый скот наиболее плотно размещен в лесостепных, центральных и восточных аймаках, лошади — в центральной части степной зоны. Максимальное количество поголовья верблюдов сосредоточено в полупустынной зоне. Сарлыки наиболее распространены в северных горных районах республики.

Проводится значительная работа по улучшению качества всех видов скота и увеличению его продуктивности. Это достигается улучшением породы местного скота, скрещиванием ввозимых из-за границы племенных животных с местными породами скота и другими мерами. Работа по племенному улучшению стада поставлена в центр внимания аймачных сельскохозяйственных управлений. В стране создано несколько десятков племенных станций и несколько сот пунктов искусственного осеменения. Идет работа по улучшению продуктивности местного монгольского крупного рогатого скота в госхозе «Тувшруулэх» Ара-Хангайского аймака и других госхозах.

В настоящее время в республике имеется целая сеть стационарных ветеринарных учреждений. Ведется борьба с различными заболеваниями скота, организован ветеринарный надзор, проводятся профилактические мероприятия. Эпизоотии, типичные для дореволюционной Монголии, сейчас почти исчезли. К концу 1965 г. наряду с госхозами каждое СХО будет иметь свой ветеринарно-врачебный пункт, а каждая из животноводческих бригад — ветеринарно-фельдшерский пункт.

Государство уделяет большое внимание механизации трудоемких процессов животноводческого хозяйства. Механизируются такие трудоемкие работы, как стрижка овец, заготовка кормов, дойка коров и т. д. Теперь каждая из МЖС оборудована электростригальными аппаратами.

В июле 1963 г. в Монголии создан новый Научно-исследовательскшг институт животноводства АН МНР для развития животноводства на научной основе.

Государство большое внимание уделяет важной проблеме создания в стране прочной кормовой базы, имеющей первостепенное значение для^ развития животноводства. В широких масштабах проводится сенокошение- на естественных лугах. Наряду с этим осуществляется заготовка силоса, посев различных кормовых культур и многолетних трав во всех аймаках, сомонах, СХО и госхозах. Из кормовых культур засеваются овес, кукуруза и некоторые многолетние травы. Природные условия многих аймаков обеспечивают получение высоких урожаев зеленой массы и зрелых початков кукурузы. Заготовляется и минеральный корм — хужир (соль). Заготовка сена (косьба, уборка, стогование и т. д.) в основном механизирована. Наряду с тракторными сенокосилками в некоторых местах применяется конная тяга.

С интенсификацией сельского хозяйства (с развитием земледелия и сенокошения, созданием кормовой базы, строительством животноводческих помещений, улучшением водоснабжения) успешно решается вопрос перехода от кочевания к оседлости. Но переход монгольских аратов к оседлости, а также более высокое развитие сельского хозяйства вовсе не означают отказа от широкого использования естественных пастбищ.

Пастбищно-отгонное животноводство по сравнению со стойловым содержанием скота требует значительно меньше труда и средств, так как подножный корм самый дешевый. Однако часто пастбищное животноводство наряду с положительными имеет свои отрицательные стороны* в частности недостаточное (неустойчивое) кормление скота зимой дает низкую продуктивность его. Поэтому нужна подкормка скота в зимне- весенний период. Это достигается теперь в Монголии в результате перевода животноводства на культурно-пастбищное содержание и кормление- скота.

Следует сказать, что особо важное значение в сухом климате Монголии имеет водоснабжение. Особо чувствуется недостаток воды в южных районах. Теперь 64% пастбищных угодий в Монголии обеспечено водоисточниками. В водное хозяйство все больше внедряется передовая техника. Проводится обводнение безводных пастбищ путем строительства буровых и шахтных колодцев, обводнительных каналов, прудов и другие водохозяйственные мероприятия. Широко ведутся в стране как своими силами, так и с помощью других социалистических стран — Советского1 Союза, Венгрии и др. — гидрогеологические исследования грунтовых вод.

С помощью советских специалистов за последнее время были проведены проектно-изыскательские работы на площади 144.3 млн га и составлен план обводнения пастбищ на 55.3 млн га в течение 10—15 лет. С 1957 г. венгерские специалисты ведут поисковые работы в пустынных районах страны. Ими пробурено 63 артезианских колодца, которые стали называться «унгаринными» (т. е. венгерскими).

Сейчас на местах ведутся работы по созданию межаймачных строительных организаций по водохозяйственным мероприятиям, которые должны быть снабжены современным оборудованием и механизмами. К концу третьей пятилетки в стране будет 1.5 тыс. колодцев. Намечается сооружение оросительных систем на pp. Завхане, Байдраге, Онгийн-Голе и др., а также восстановление старых систем. В результате будет орошено до 16 тыс. га земли.

Методы ведения животноводства в различных аймаках республики зависят от разнообразных местных условий. Так, например, в северных районах, где сосредоточены основные сенокосные угодья и есть лес, обеспечивающий хозяйственные постройки, развивается земледелие и осуществляется стойловое содержание скота в зимне-весенний период. В западных районах более целесообразно отгонное животноводство. В степной и полупустынной зонах используются пастбища в течение всего года с незначительной подкормкой скота в зимне-весенний период, стойловое содержание и пастбищная система там комбинируются (в зависимости от сезона, видов скота, величины стада и т. д.).

Как указано выше, видную роль в скотоводческом хозяйстве МНР играют овцы, рогатый скот, лошади, козы и верблюды.

В зимнее время овцы и козы с утра лежат в хашане, тесно сгрудившись; с наступлением тепла отара овец выгоняется на пастбища, где остается под присмотром пастухов до захода солнца. Верблюды пасутся без пастухов и только вечером подгоняются к юрте.

Лошади зимой все время находятся на подножном корму п не подгоняются близко к юрте. В зимнее время в отдельных районах, особенно в Гоби, для табунов используются безводные пастбища, где отсутствие глубокого снегового покрова позволяет пасти табуны лошадей на большом расстоянии от места стоянок. Часто лошади нескольких владельцев соединяются до весны в один табун и пасутся объединенными силами.

В быту и верованиях монголов наблюдается издревле идущее особое отношение к лошади. Среди животных, посвященных духам — хранителям скота, лошадь занимала первое место. Еще не так давно среди большого табуна можно было найти лошадь сетертей, посвященную божеству. Ее легко было отличить от других лошадей, она имела длинную гриву, в которую иногда вплетались лоскутки красной и желтой материи. На посвященной лошади мог ездить только ее владелец, и грива ее никогда не срезалась. В силу традиции араты неохотно используют лошадь и теперь для гужевого транспорта.

Молодняк — ягнят и козлят, появляющихся в зимнее и весеннее время, — держат в левой половине жилой юрты, где их привязывают и подкармливают сеном. Сено дают также больным и сильно исхудавшим животным, иногда таким животным дают тарбаганий жир.

Скот доят с восходом солнца, затем отправляют его на пастбище под присмотром мальчиков и девочек, которые пасут стада, объезжая их верхом на лошадях.

Верблюды, несмотря на свою выносливость и неприхотливость, требуют весьма заботливого ухода, особенно в пути. Пускаясь в длинную дорогу с караваном, хозяин должен подготовить к этому животное, для чего в течение нескольких дней во время остановок на ночлег верблюдам дают весьма ограниченное количество корма и не дают питья. Зимой на местах ночлега каравана всегда расчищают площадки от снега, чтобы верблюды, ложась на землю, не простужались. Точно так же следят за тем, чтобы верблюды не ложились на ночь в сырых местах и в летнее время.

Особой ловкости и сноровки требует ловля лошадей и верблюдов из табуна; она производится чаще всего всадником на лошади, при помощи арканов или длинной палки {урга) с привязанной на конце ее затягивающейся петлей из веревки или ремня. Обычно сидящий верхом на лошади человек быстро нагоняет намеченное животное и ловко набрасывает на его шею петлю.

Молоком пользуются от всех пород скота, главный дойный скот — это коровы, сарлыки, хайныки (помесь крупного рогатого скота с яком), овцы, козы. Кобыл и верблюдиц доят мало, только в летние месяцы кобылье молоко употребляется для кумыса. В древние времена доением кобылиц занимались мужчины. Способы доения разных животных различны: так, например, овец доят сзади, коров с правой, а кобылиц — с левой стороны. Перед доением к матке подпускают телят и жеребят и дают им отсосать немного молока.

Лучшим молоком по густоте и количеству жиров считается сарлычье, вторым — овечье, затем следует коровье и козье. Нередко еще в силу старых традиций надоенное молоко, прежде чем вносить в юрту или употреблять в пищу, разбрызгивают ложечкой (цацал) по сторонам в качестве жертвоприношений небесным божествам. Навстречу подъезжающему важному лицу иногда в знак приветствия брызжут молоком.

Для запряжки в телеги и верховой езды употребляются лошади, быки и яки. Верблюды употребляются главным образом для перевозки грузов во вьюках. Монгольский верблюд относится к виду двугорбых. У сытого и крепкого верблюда горбы твердые и стоят перпендикулярно, по мере исхудания горбы свисают набок. Поводком для верблюда служит волосяная веревочка (бурундук), которая одним концом привязывается к деревянной палочке (булъ), проколотой через носовой хрящ. Другой конец держат в руках или к чему-либо привязывают. По крику «сок-сок» верблюд ложится, по крику «хок-хок» встает. В представлениях и легендах монголов верблюд рисуется простаком, которого все другие водят за нос и обманывают. По одной из легенд, раньше у него имелись рога. Однажды на водопое к нему подошел олень и попросил одолжить ненадолго рога, чтобы сходить в гости. Марал надел верблюжьи рога и с тех пор больше не показывается. Однако верблюд не теряет надежды получить их обратно. Вот почему, говорят монголы, когда верблюд бывает на водопое, * он вытягивает шею, вскидывает голову и оглядывается кругом после каждого глотка, как бы высматривая, не несет ли олень (марал) взятых «в долг» рогов.

К числу важных продуктов скотоводства относится шерсть баранья и верблюжья. Стрижка баранов производится один раз в год (июнь— июль). Шерсть верблюдов собирается руками в период весенней линьки (в мае), когда она клочьями сваливается с животных. Из шерсти приготовляется войлок для юрт, веревки, нитки, мешки и пр.

Кожи и волос животных также идут для хозяйственных нужд. Из овчины изготовляется зимняя одежда, кожа рогатого скота идет на ремни, обувь, кожаные мешки и др., из волос вьют веревки для юрт и арканов. Особенно ценится волос сарлыков.

К числу необходимых в хозяйстве аратов побочных продуктов скотоводства относится аргал — сухой конский и коровий помет, который употребляется как топливо, а в измельченном виде как подстилка для скота в зимнее время. Ввиду отсутствия лесов на значительном пространстве страны аргал является преобладающим видом топлива (употребляется только коровий и конский помет, а верблюжий и овечий помет для этого не годится). Заготовка аргала на зиму производится летом; обычно в ней принимают участие женщины, дети и старики. Для сбора служат особые корзинки (араг) четырехугольной формы, которые забрасывают на плечи и удерживают левой рукой за веревку, привязанную к бокам корзины. Высохший на солнце аргал подхватывается с земли граблевидной лопаточкой (савар) и перебрасывается в корзину. Собранный аргал укладывается в кучи. Ранее аргал в большом количестве заготовлялся аратами для ставок князей и сбор его представлял одну из тяжелых трудовых повинностей аратов.

Многовековое занятие скотоводством выработало у монгола-кочевнхгка зоркий глаз, наблюдательность, выносливость, умение ориентироваться на местности, предсказывать погоду и определять направления ветров, ^знание местных кормовых трав и водопоев, умение комплектовать табуны лошадей, отары овец, стада крупного рогатого скота и управлять ими при выпасе, перегонах, разбираться в поведении скота в снежную пургу и в дождливую погоду. Монгол-скотовод может безошибочно узнать свою лошадь в табуне или овцу в отаре, он может по едва уловимым признакам разыскать местонахождение своего стада. У дэрбэтов со скотом связано много древних традиций и примет. Золу из очага никогда не -выбрасывают навстречу идущему домой скоту; чтобы путь был счастлив, перед тем как садиться на лошадь, дэрбэт льет несколько капель молока на левое стремя. Когда он выезжает, то обязательно объезжает вокруг юрты, по ходу солнца — «вращается по солнцу», говорят дэрбэты. Мужчины-дэрбэты не слезают с коня у левой стороны юрты и не привязывают коня с этой стороны, а обязательно должны слезать у правой стороны юрты и с этой же стороны привязывают коня. Женщины поступают в этих случаях наоборот.

Возраст домашних животных выражается особыми терминами, например: унаган — «жеребенок по первому году», даган — «жеребенок по второму году», шудулен— «по третьему году», гунан—/хэр—«трехлетний бык», гунаджин — «трехлетняя корова», и т. д.

Монголы подразделяют скот на халуп хошу мал — «животных с горячим дыханием» (или носом) и хитан (или хуйтен) хошу мал — «с холодным дыханием». Наиболее почетным считается скот с горячим дыханием, к нему относят лошадей и баранов; верблюды, козы и крупный рогатый скот обладают холодным дыханием, мясо их считается охлаждающим, мало полезным для человеческого организма; больным никогда не дают мясо этих животных. Мясо же барана и лошади считается полезным, согревающим. Лучшим угощением считается мясо барана.

Земледелие

Исторические источники говорят о том, что население Монголии с земледелием знакомо с древнейших времен. Еще в XIII в. китайский путешественник Чан Дэ видел в Монголии посевы пшеницы, ячменя и проса. В западной части Монголии есть места (например, в Убсунурском аймаке), где, по данным археологов, люди занимались земледелием около 2000 лет назад.

Интересно отметить, что в западной части МНР, в районе р. Кобдо и оз. Хара-Ус-Нур, в настоящее время идет работа по восстановлению древнего оросительного канала — сооружения древних ирригаторов, — который был построен около 1300 лет назад, во времена тюркского каганата, когда, по-видимому, в этом районе жили земледельческие племена. Сейчас канал на расстоянии нескольких десятков километров восстановлен и дает воду полям сельскохозяйственных объединений.

Среди монгольских аратов до революции земледелием в незначительных размерах занимались некоторые группы западной ветви монголов (дэрбэты, байты, захачины). Исторические данные свидетельствуют о том, что на заселенных ныне местах они занимались земледелием уже с конца XVII в. с целью обеспечения пограничных военных гарнизонов.

В старой Монголии земледелием и огородничеством занимались также китайцы в бассейне pp. Селенги, Хары, Орхона и частично в северо- восточных, пограничных с СССР районах. Раньше у большинства монголов считалось большим грехом не только сеять хлеб, но и «ковырять» землю, что былс* связано с религиозными предрассудками.

Пахотные земли в Монголии не занимали сплошной территории, а в виде небольших участков встречались по долинам рек, горным падям, среди полупустынных пространств. Более крупные участки расположены в Кобдоском, Убсунурском, Булганском, Селенгинском и Центральном аймаках.

Основные культуры — просо, пшеница, ячмень, овес. Для орошения полей в западных районах пользовались и пользуются системой арыков. У дэрбэтов, например, под Улангомом вода для орошения отводится по каналам из спускающихся в долины горных речек. Каналы проводят коллективно, длина их доходит иногда до 20 км. Техника земледелия была очень примитивной. Перед вспашкой для удобрения полей дэрбэты держали на них скот. Пахали сохами, в которые впрягали быков или верблюдов. К сохе прикреплялся железный сошник (анжисны хошу у).

Жали серпами (хадуур), которые по форме напоминают скорее косу для сена. Обмолот велся при помощи прогона по снопам быков или лошадей, для чего выбирался участок с твердой почвой, посредине его вбивали столб, к которому привязывали ведущую лошадь или быка, остальных животных привязывали друг к другу за шею цугом и погоняли по кругу. Веяли на ветру, подбрасывая зерно вверх лопатами. При употреблении зерен в пищу дэрбэты поджаривали их в чаше, затем размалывали каменными зернотерками или толкли в деревянных ступках (уур), выдолбленных из целого куска дерева.

В настоящее время в Монголии большое внимание уделяется развитию земледелия, которое энергично стало осуществляться с 1960 г., с помощью Советского Союза, за счет освоения целинных земель (атар гагар). Оно позволяет создать условия для полного разрешения зерновой проблемы в МНР. Монгольская Народная Республика уже обеспечивает потребность населения в хлебе и экспортирует его за границу. Решение проблемы земледелия создает благоприятные условия для перехода аратских хозяйств к оседлости.

Интересно сравнить размеры посевных площадей в Монголии за 20 лет, В 1941 г. посевные площади Монголии занимали 26.6 тыс. га, в 1962 г. они составляли уже более 400 тыс. га, а валовой урожай зерна в 1962 г. составил 20.4 млн пудов (327 кг на душу населения). Основные зерновые культуры — пшеница, овес, рожь, ячмень, просо и др. (почти 80% площадей зерновых приходится на долю пшеницы). Выращиваются картофель и овощные культуры: капуста, лук, морковь, свекла и др. Организованное в долине Онона и около Улан-Батора овощное хозяйство снабжает овощами население городов. В настоящее время МНР удовлетворяет свои потребности в овощах и картофеле собственным производством. Большое значение приобретает расширение посевов высокоурожайных формовых культур (кукуруза, суданка, сахарная свекла, кормовые бобы, горох). Широкое распространение получает производство лубяных и масличных культур (конопля, лен, подсолнечник).

Весьма интересно отметить, что достигнуты большие успехи в опытном садоводстве в Монголии. В будущем намечается расширение его в различных зонах республики. В некоторых западных аймаках есть первые результаты выращивания яблок, арбузов и т. д. В Кобдоском аймаке выращиваются арбузы прекрасного вкуса. Общая площадь под плодово- ягодными насаждениями к 1965 г. будет составлять примерно 600 га.

Характерно, что монгольское земледелие с самого начала стало развиваться на высокой материально-технической базе. Основные виды земледельческих работ — пахота, сев, боронование, уборка урожая в госхозах, машинно-животноводческих станциях и в некоторых сельскохозяйственных объединениях — полностью механизированы. В сельском хозяйстве МНР ныне работает около 6 тыс. тракторов, 2 тыс. комбайнов и тысячи других сельскохозяйственных машин.

В развитии земледелия ведущую роль играют госхозы: они в основном осваивают целину, в 1960 г. ими было засеяно около 80% всех пахотных земель республики. Теперь госхозы превратились в крупные, многоотраслевые, рентабельные хозяйства. Большинство госхозов земледельческие или земледельческо-животноводческие. На один госхоз в среднем приходится более 11 тыс. га посевов, около 100 тракторов, примерно 40 комбайнов и около 23 тыс. голов скота. Все госхозы электрифицированы, имеют ремонтные мастерские. В Хархоринском госхозе, в долине Орхона, впервые в Монголии построена гидроэлектростанция. Центры госхозов превращаются в крупные населенные пункты. Это имеет не только хозяйственное, но и большое культурное значение.

Социалистическая организация труда позволяет с каждым годом повышать культуру земледелия и урожайность зерновых. Это достигается применением современных агротехнических приемов и повышением плодородия почвы. Обработка сортовых семян перед посевом, применение различных удобрений обработка паров и зяби, раздельная уборка хлеба, перекрестный и узкорядный посевы и т. д. широко применяются на полях Монголии.

Важное значение имеют способы орошения, так как земледелие в некоторых засушливых районах республики, как и освоение новых посевных площадей, зависит от орошения. Для орошения полей в западных районах пользуются системой арыков. У дэрбэтов, например, под Улангомом вода для орошения отводится по каналам из стекающих в долины горных речек. Каналы проводятся коллективно. Длина их доходит иногда до нескольких десятков километров. В Хархоринском госхозе проложена ирригационная сеть в 400 км, что дает возможность оросить 8 тыс. га земли.

В процессе овладения современной сельскохозяйственной техникой резко повысилась техническая грамотность и общий культурный уровень монголов. Растут национальные кадры агрономов и механизаторов-трак- тористов, комбайнеров, механиков и т. д. Нельзя не отметить, что современные араты, бывшие скотоводы-кочевники, являются не только передовыми животноводами, но и механизаторами — новаторами производства.

Большую помощь в освоении земель и подготовке кадров механизаторов и других специалистов из среды аратов оказывают советские специалисты сельского хозяйства. Они делятся с монгольскими друзьями своим богатым опытом.

В области земледелия основная задача состоит во всемерном повышении урожайности полей. В этом деле должны оказать и оказывают важную помощь сельскохозяйственные опытно-научные станции и созданный в июле 1963 г. в Зунхаре Монгольский научно-исследовательский институт растениеводства и земледелия АН МНР. Они разрабатывают научно обоснованную систему земледелия применительно к конкретным условиям каждого хозяйства в различных аймаках, определяют правильную структуру посевных площадей — одним словом, дают ответы на конкретные вопросы развития земледелия. За выдающиеся успехи в научно-исследовательской работе и за выведение нового -высокоурожайного сорта пшеницы «Орхон» присуждены Государственные премии за 1963 г. научным сотрудникам Зунхаринского института растениеводства и земледелия. Орхонский сорт пшеницы по всем своим биологическим и хозяйственным показателям превосходит другие местные сорта. Урожайность его составляет 29.3 ц с 1 га. Сорт «Орхон» стойко переносит засуху, мало осыпается и не стелется. Чистый вес одного зерна составляет 760—850 мг. В засушливых зонах оно созревает в течение 89—97 дней и очень мало подвергается таким заболеваниям, как пыльная и твердая головня. Сорт «Орхон» не уступает отборным заграничным сортам.

Развитие земледелия и механизация сельскохозяйственного производства влияет на бытовой уклад монголов. Созданы условия для перехода к оседлости значительной части населения.

Государство оказывает помощь в переходе к оседлости, которая позволит улучшить организацию производства и быта аратов. Переход к оседлости — сложное явление. Он означает ломку веками сложившихся привычек, нравов и обычаев монголов и решается постепенно в ходе переустройства хозяйственной деятельности. Проблема перехода от кочевого образа жизни к оседлости непосредственно связана с вопросами развития земледелия, роста технической оснащенности машинно-животноводческих станций, создания устойчивой кормовой базы для скота, а также помощи со стороны государства в строительстве производственных и бытовых помещений. Теперь проблема перехода монгольских аратов к оседлому образу жизни успешно решается, так как уже есть все предпосылки к этому. Создаются оседлые центры в виде центральных усадеб в госхозах, СХО и их производственных бригадах. На центральных усадьбах и в центрах бригад имеются и строятся жилые дома, административные здания, клубы с кинопередвижками, школы, больницы, зооветеринарные пункты, библиотеки, бани, детские ясли и сады, магазины и т. д. Большая часть СХО электрифицирована.