Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Монголии: дунсян, монгоры
Этнография - Народы Восточной Азии

Дунсян (в буквальном переводе «восточное село»)—это название местности к востоку от Линься (бывш. Хэчжоу), где высоко в горах живут дунсян. До освобождения страны народ называли дунсян тужэнь («местные жители из восточного села»). В русской литературе они именуются широнгол-монголами

Дунсянский язык, развивавшийся обособленно от остальных монгольских языков, сохранил много специфичных черт среднемонгольской эпохи, отсутствующих в других современных монгольских языках (например, в современном халха-монгольском, монгольских диалектах Китая). В диалектном отношении он почти монолитен; наиболее распространенным и нормативным является говор Сунаба. При описании монгольских языков дунсянский прежде обычно опускался как неисследованный. Лексика дунсян специфична, так как включает ряд слов китайского и арабско-иранского культового происхождения.

Общая численность дунсян 156 тыс. человек (1953 г.). Они обитают в провинции Ганьсу, в основном в Дунсянском автономном уезде (создан в 1950 г.), а также в уездах Гуантун, Линься, Кандэ и др. По сведениям комитета по делам национальностей провинции Ганьсу, несколько семей дунсян живет и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

История дунсян неясна. В одном из преданий говорится, что дунсян в Ганьсу привел будто бы Чингисхан для охраны западных границ его владений и с тех пор дунсян остались здесь навсегда. По другому преданию, дунсян — это бывшие монголы, принявшие ислам, что нашло отражение в их быте, обычаях, а также языке.

Основное занятие дунсян — земледелие, ранее богарное, а в настоящее время поливное. Сеют пшеницу, рожь, овес, выращивают овощи и картофель (основная пища населения). В силу недостатка влаги в высотной зоне долин, в которых жили дунсян, занятие земледелием несколько затруднено. Подсобное занятие — скотоводство. Ремесла и домашние промыслы (валяние войлока и др.) развиты слабо.

Усадьбы дунсян — это чаще всего замкнутый прямоугольник с одним двором. Преобладающий тип жилища — глинобитные (саманные) дома, двух-трехкомнатные, из которых соответственно одна-две жилые и одна хозяйственная. Дома строят по двум сторонам двора; по двум другим сторонам располагают служебные и хозяйственные помещения — амбар, кухня, хлев и др. Усадьбы обносятся обязательно оградами из необожженного кирпича. Окна домов всегда обращены во двор. В жилой комнате обязателен кан, его покрывают циновками и затем войлоком. Ночью дунсян спят на кане, а днем пьют чай, обедают, ставя на кан низенький столик. Жилищами бедноты нередко служили раньше пещеры, врезанные в обрывы гор. Пещеры используются и сейчас, в них хранят запасы овощей и картофеля.

По верованиям дунсян — мусульмане, сунниты. На их быт заметный отпечаток наложило соседство с хуэйским населением, от которого дунсян многое заимствовали, особенно в жилище, одежде, празднествах. Свадебные обряды в основном сходны с хуэйскими. В феодальном обществе дунсян бытовал выкуп за невесту, часто в виде подарков. Дунсян- ские девушки имеют право выходить замуж не только за одноплеменников, но обязательно за единоверцев, т. е. представителей народов, исповедующих ислам, они выходят замуж за хуэй, баоань, саларов.

Мужской и женский костюмы мало чем отличаются от одежды хуэй. Мужской костюм состоит из штанов, куртки из хлопчатобумажной ткани, матерчатых туфель, кепки или маленькой черной шапки из материи. Зимой носят такого же покроя костюм на вате.

Женский костюм включает полухалат или длинную кофту из набивной хлопчатобумажной ткани с застежкой на правом боку, штаны с длинными галошками из той же или другой, более темной материи и туфли. Пожилые женщины и вдовы носят белую головную повязку, молодые — черную, а девушки — зеленую. Девушки начинают носить ее с 12—13 лет. В отличие от других мусульман Китая среди дунсян прежде было распространено бинтование ног у женщин. Сейчас только пожилые женщины сохранили этот обычай.

Девушки носят одну косу; замужние женщины волосы делят прямым пробором надвое, заплетают их и убирают в маленькую вязаную шапку, которую носят под головной повязкой.

Уничтожение феодальной эксплуатации, проведение аграрной реформы, развитие ирригационной сети, кооперирование сельского хозяйства — все это коренным образом изменило положение дунсян. Если прежде имелось только 9 начальных школ, в которых учились 400 учащихся, то уже к середине 1950-х годов действовало 35 начальных школ и 1  средняя школа. Обучение в школах ведется на основе арабской и китайской письменности. У дунсян своей письменности не было. После лингвистических и этнографических экспедиций 1955—1956 гг. разработана дунсянская национальная письменность, на основе которой развивается их литературный язык.

ТУ (МОНГОРЫ)

Ту, или монгоры, — один из пяти монгольских народов КНР — расселены в долине р. Синина (близ одноименного города). Северная часть их этнической территории расположена в провинции Ганьсу, а южная — в провинции Цинхай. По переписи 1953—1954 гг. числится 53 тыс. человек монгоров, в том числе2 в провинции Цинхай в автономной волости ту Хучжу, созданной 21 февраля 1954 г., 21 тыс. чел., в волости Миньхэ 14 тыс., в волости Датун 12 тыс., в волости Тунжэнь 3 тыс., в автономной волости хуэй Мыньюань 1 тыс., в волости Лоду 1 тыс., в провинции Ганьсу свыше 1 тыс. человек.

В конце XIX в. у монгоров побывали русские исследователи Н. М. Пржевальский, Г. П. Потанин, М. В. Певцов и др. В русской литературе того времени чаще встречается для обозначения этого народа термин «далда» или «далат». В КНР, кроме наименования «ту», бытуют в качестве самоназвания: хор — термин тибетского происхождения (в волости Хучжу), мэнгулэ, или мэнгуэр пунь, или чаханъ мэнгу — термины монгольские. Монгорский язык, составляющий особую ветвь монгольских языков, по строю и фонетическим особенностям ближе к западномонгольским говорам. С течением времени различные этнические контакты способствовали формированию диалектов и говоров монгорского языка. Основные диалекты: хучжурский и миньхэский, как и другие, взаимопояимаемы, но в первом из них сказывается включение значительного слоя лексики тибетского, во втором — китайского языков. Часть монгоров двуязычна — знают, кроме родного, тибетский, китайский или один из тюркских (чаще всего саларский) языков. Живущие среди монгоров тибетцы, китайцы и хуэй часто знают монгорский. Прежде монгоры не имели своей письменности. В области культовой они пользовались тибетской (ламаистской) письменностью, в обычной жизди в ходу была китайская иероглифика.

Сведения об истории монгоров отрывочны и неточны. Как европейские, так и китайские авторы говорят о сложности процесса их этногенеза. Называется четыре существенных наслоения на основной, сяньбий- ский, субстрат: западномонгольский (тумэтский), тюркский (шато и уйгурский), тибетский (цянский) и китайский. Исторически можно засвидетельствовать северохуэйские вкрапления.

По преданию монгоров, нынешние их поселки были образованы как воинские поселения, охраняющие границы империи Юань (XIII—XIV вв.) от нападений со стороны воинственных тибетцев. Былая воинская слава монгоров нашла отражение в некоторых специфических обрядах, в женской парадной прическе, вправе женщин носить особые, воинского образца юбки, закрепленном якобы за монгор- <жими женщинами императорским указом на активное их участие в обороне поселков против подвижных, летучих отрядов противника. О более раннем периоде истории монгоров есть лишь косвенные указания на близость их к ойратам (вероятнее всего, к тумэтам) до монгольского завоевания Китая.

Основное занятие монгоров — полевое земледелие и огородничество. Сеют ячмень, пшеницу, в меньшей мере просо. На приусадебных огородных участках выращивают лук, чеснок, различные бобовые растения, картофель; из бахчевых в ходу арбузы, дыни, тыква. Земледелие известно монгорам давно; документально оно засвидетельствовано с XVII в. Орудия труда близки к северохуэйским и китайским (по-видимому, заимствованы у этих народов).

Скотоводство играет подсобную роль. Разводят лошадей, овец, крупный рогатый скот, ослов, коз. Лошадь у монгоров считалась священным животным, служила она лишь для верховой езды; использование лошади как тяглового животного и даже под вьюк было запрещено обычаем. Лишь в последние десятилетия развивается извозный промысел. Ореолом почета окружены и ремесла, связанные с лошадью: выделка потников, изготовление и орнаментация сбруи и т. п. Лошадь занимает почетное место в обрядности и в фольклоре. Свиноводство и птицеводство развиты слабо.

Охота (главным образом на сурка с целью добычи жира) и рыболовство также играют подсобную роль. В отличие от других групп монголов (кроме дауров) монгоры занимаются подледным ловом рыбы в озерах и даже используют часть рыбы в пищу. Но большая часть выловленной рыбы шла на продажу китайскому населению соседних городов, что давало монгорам довольно значительные средства для закупки металлических изделий, хлопчатобумажных тканей и т. д., а также для выплаты налогов.

Ремесла, как и торговля, развиты слабо. Из домашних промыслов развиты валяние войлока, прядение, изготовление шерстяных тканей, поделка утвари и орудий труда из дерева.

В прошлом хозяйство монгоров было в значительной степени натуральным, а в их обществе господствовали феодальные отношения. Феодальная собственность на землю была здесь выражена более ясно, чем у других монголов, хотя, как и у них, значительные земельные угодья или право на взимание поборов с трудового населения были сосредоточены в руках духовенства.

Как и у многих других соседних народов (например, киргизов),, у монгоров пережиточно сохранялось родо-племенное деление — наиболее удобная форма эксплуатации феодальной аристократией трудящихся земледельцев и скотоводов. Во главе каждого из 16 родов монгоров стояли ту-сы — наследственные феодалы-управители, утверждаемые в должности китайской администрацией, и тугуанъ — чиновники местной администрации. При проведении налоговых сборов и других мероприятий ту-сы опирались в роде на совет глав семей. В брачных отношениях сохранялась родовая экзогамия. Род объединял семейные группы и при проведении торжеств, связанных с обрядами жизненного цикла, празднествами сельскохозяйственного календаря или религиозными (ламаистскими или даосистскими). По верованиям монгоры — буддисты. Они принадлежат к двум основным разновидностям ламаистской его ветви: желтошапочной и красношапочной. Однако, так же как и у тибетцев, большую роль в их быту и обрядности играло шаманство. В районах контакта с китайцами (волость Миньхэ и др.) известное распространение имел культ предков, а также почитание божеств даоского пантеона; Цзао-вана (божества семейного очага), Цай-шэня (божества богатства) и др.

С течением времени монгоры оказались далеко от границ страны. Их поселки утратили значение укрепленных пунктов. Это сказалось прежде всего на характере поселения: в настоящее время преобладают поселки хуторского типа, в которых живет одна патриархальная семья. Жилые постройки хутора вытянуты в линию вдоль тракта. По строительным материалам, планировке и типу они близки к хуэйским и китайским. Это каркасный, прямоугольный в плане дом, двух- или трехкомнатный. Крыша, как правило, двухскатная, опирающаяся на верхний конец каркаса, покоящийся на столбовой конструкции. Промежутки между столбами (стены) закладываются сырцовым кирпичом. Однако встречаются и постройки, стены которых представляют собой плетень из хвороста, обмазанный глиной как с внешней, так и с внутренней стороны. Усадьбы часто огорожены глинобитной оградой. Из хозяйственных построек делают амбар и сарай для сельскохозяйственных орудий. При наличии у семьи большого количества скота ограда усадьбы служит загоном.

Национальный мужской костюм монгоров состоит из штанов, халата с застежкой по правому боку, подпоясываемого по-тибетски (т. е. с напуском у пояса, образующим пазушные «-карманы», в которых носят необходимые мелкие вещи и даже пищу), сапог с плоской прошивной подошвой и маленькой фетровой шапочки; в зимнее время головным убором служит меховой треух. Женский костюм включает два халата — верхний и нижний, оба с застежкой по левому боку, прямозастежную безрукавку, короткие штаны с длинными подшивными галошками.

В праздничном ксстюме галошки штанов, как правило, подшиваются (иногда поверх будничных). Они делаются из красного шелка или ткани типа сатина, широкие, украшенные цветными поперечными полосками и расшитыми шелком лентами. Праздничный халат (или специальная праздничная куртка типа курмы) имеет нашивные рукава; концы обшлагов каждого из этих рукавов украшены тесьмой различного цвета. Каждый обшлаг короче предыдущего и верхний короче всех, благодаря чему образуется пышный рукав, украшенный рядом разноцветных полос по обшлагу. По-видимому, оторочка праздничного костюма монгорских женщин восходит к тому времени, когда большое количество одежды было показателем зажиточности семьи и способом похвастаться богатством был такой «многослойный» костюм. Праздничному костюму соответствует парадная прическа. Для сооружения ее волосы разделяются прямым поробором надвое, заплетаются в две косы; у ушей начальная часть косы, наподобие крыла распластывается с помощью зажимов (как и в парадной прическе женщин у монголов халха). Но в наиболее крупные праздники прическа делается иная: над лбом валик из волос, у затылка волосы перехватываются лентой, поверх которой прикрепляется подвеска в виде щита и скрещенных стрел, а в нижней части к прядям волос подвязывается ме^ таллический диск.

В праздничном костюме прежних лет использовалась также юбка, по форме повторяющая распашной двойной передник китайского воина. Она была также важной частью погребального костюма. Такому наряду соответствовала и обувь, подобная мужским сапогам (в обычное время женщины носят матерчатые туфли на прошивной подошве). Как уже упоминалось, у монгоров бытует представление, что эти юбки, обруч и щитообразная подвеска к косам служат свидетельством былой воинской доблести монгорских женщин.