Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Монголы: материальная культура, характеристика
Этнография - Народы Восточной Азии

Из монгольских народов в КНР расселены: 1) собственно монголы, 2) дахуры (дауры), 3) монгоры, 4) дунсян, 5) баоань. Общая численность их превышает 1.7 миллиона человек.

Собственно монголы расселены в основном в пределах автономного района Внутренняя Монголия, где они размещаются в аймаках: Хулун- буирском (баргуты, буряты, хорчины, джалайты), Джеримском (хор- чины), Джоудасском (барины, ару-хорчины, огнюты, хэшиктэны, ха- рачины, тумуты), Шилингольском (узумчины, хучины, абага, абаганары, суниты), Чахарском (чахары), Уланцабском (ураты, дурбэн хухэт, дар- хан-мянган), Иехе-чжоуском (ордосы) и Баин-норском (торгуты, олёты).

Часть монголов живет в отдельных провинциях Китая: Хэйлунцзян (дэрбэты, горлосы), Цзилинь (горлосы), Ляонин (тумэты), Цинхай (ху- хунорские или кукунорские монголы).

Группы монголов встречаются также в провинциях Ганьсу и Юньнань.

Кроме этого в Синьцзян-Уйгурском автономном районе проживают ойраты: торгуты (Баингольский монгольский автономный округ; Хубук- сарский монгольский автономный уезд), хошуты (Баингольский монгольский автономный округ), олёты (округ Тарбагатай).

Помимо этого в автономном районе проживает небольшая группа чахаров (Боротальский монгольский автономный округ).

Самоназвания, у монголов Китая часто отражали их прежние деления на племена. По племенным названиям ранее именовались и княжества (хошуны). Если отдельные родственные племена входили в разные княжества, то к имени их прибавлялось географическое обозначение— восточный (дзун), западный (барун) и т. д. Например, узумчины Силингольского сейма обитали в двух хошунах — дзун узумчин и барун узумчин.

МОНГОЛЫ

Внутренняя Монголия является основной областью расселения собственно монголов КНР.

Автономия Внутренней Монголии была провозглашена в апреле 1947 г. на объединенном съезде представителей бывшей Внутренней Монголии и Маньчжурии, проходившем в городе Ванъемяо, а 1 мая того же года было образовано демократическое правительство автономной области Внутренняя Монголия.

В административном отношении Внутренняя Монголия делится на аймаки (мэны), знамена, или хошуны, и уезды. В земледельческих районах знамена подразделяются на нотуке, коча (административные деревни) и айми (две-три деревни) .

В скотоводческих районах знамена делятся на суму, которые в свою очередь подразделяются на группы кочевых хозяйств — багщ наиболее мелкие поселения кочевых аратов в багах называются хотоны или айлъ. В состав Внутренней Монголии входят мэны: Хуна, Синань, Чжерим, Чжоуда, Чахар, Силингол, Улан- цаб, Ихэчжоу. Административным центром Внутренней Монголии является город Хух-Хото, основанный в XVI в. Алтын-ханом туметским. В настоящее время город состоит из двух частей — Суйюани и Гуйхуа, находящихся на расстоянии 3 км одна от другой. Гуйхуа — старая часть города (в ней в основном сосредоточены торговля и промышленные предприятия). В новой части, Суйюани, находятся различные учреждения народного правительства.

Общее количество населения Внутренней Монголии свыше 7 400 тыс. человек, из них монголов насчитывается около 1.5 млн. В большом количестве проживают китайцы, а также корейцы, маньчжуры, дауры, эвенки, орочены и др.

В состав монгольского населения вошли монголы, населявшие старую Внутреннюю Монголию (хорчины, чжалайты, горлосы, найманы, оннюты, чжароды, кешиктены, чахары, суниты, абага, узумчины, хучиты и др.) ? и монголы Маньчжурии. Монголы, вошедшие в состав современной Внутренней Монголии, были известны в литературе под именем баргутов, однако под этим именем объединялись племена различного происхождения: баргу-буряты, чипчины, дауры и олёты — монгольского происхождения, солоны и орочены — тунгусского.

В незначительном количестве во Внутренней Монголии кочуют забайкальские буряты (долины pp. Ганы, Мергела, Чинхэ, Уэткена).

Основные занятия

Основным занятием кочевого монгольского населения Внутренней Монголии является кочевое скотоводство. Оно существует в районах сплошного монгольского населения, занимающих западную часть района, главным образом в аймаках Уланцаб, Силингол и в западной части аймака Хуна. Восточная и южная части включают земледельческие районы с преобладанием оседлого китайского населения. Между чисто скотоводческими и земледельческими районами находятся районы с переходной формой хозяйства.

Монголы разводят овец, коз, лошадей, крупный рогатый скот и верблюдов. В скотоводческих районах наибольший процент поголовья скота приходится на мелкий скот — коз и овец, за ними следует крупный рогатый скот, далее лошади и в отдельных районах верблюды. В юго-западных и северо-западных полупустынных районах целесообразность разведенця коз и овец вызывается тем, что высокогорные и полупустынные пастбища наиболее полно используются именно этим видом скота.

Крупный рогатый скот, занимая по численности второе место среди прочих видов скота, помимо производства молочных продуктов, имеет большое значение как тягловая сила.

Районы Внутренней Монголии всегда являлись поставщиками лошадей для Китая. Мэны Хуна и Силингол славились издавна разведением верблюдов, шерсть которых высоко ценилась и ценится на мировом рынке, а также идет в самом Китае на изготовление высших сортов шерстяных тканей, ковров и других изделий. В прошлом верблюды служили единственным средством транспорта в песчаных районах, теперь они служат для перевозки грузов на небольшие расстояния, а также используются как тягловый скот на полевых работах.

Скотоводческое хозяйство имеет несколько типов. В юго-западной и северо- западной частях Внутренней Монголии имеет место круглогодичное содержание скота на пастбищах. Количество перекочевок со скотом в течение года бывает различно в разных районах. В гобийской части, бедной пастбищами, их бывает больше, чем в районах, прилегающих к Хингану. Здесь в весеннее время скот пасется на южных склонах гор и в долинах рек, в летнее и осеннее время он перегоняется: в открытые степи, зимой монголы перекочевывают к подножиям гор и в горные пади, защищенные от ветра. В основном пастбища располагаются на южных и юго- западных склонах гор, где, разрывая копытами снег, животные добывают корм. Воду в этот период заменяет снег.

В скотоводческо-земледельческих районах со смешанным китайским и монгольским населением имеет место пастбищное содержание скота в летнее время и: стойловое содержание его зимой.

На южных и юго-восточных окраинах Внутренней Монголии в земледельческих, районах преобладает стойловое содержание скота. Здесь разводят главным образом рабочий скот — лошадей, мулов и ослов. Овец и коз разводят в незначительном: количестве.

В прошлом развитие скотоводства резко тормозилось различными заболеваниями, частыми падежами от бескормицы, потерями скота от потравы его дикими зверями и т. д. Наиболее пагубны были различные эпизоотии (особенно чума рогатого скота). Способы ведения хозяйства были примитивны, зоотехнические мероприятия отсутствовали. В случаях заболевания скота кочевое население прибегало к шарлатанскому «врачеванию», проводившемуся ламами, а в некоторых северных районах и шаманами. Широкие массы скотоводов нещадно эксплуатировались местными феодалами и гоминьдановскими реакционерами, которые монополизировали лучшие пастбища. Феодальная кабала, налоги и поборы не позволяли рядовому скотоводу увеличивать свое стадо. Поголовье скота с каждым годом продолжало сокращаться, за одно только десятилетие оно сократилось на 20%. После образования автономного района были уничтожены тяжелые налоги и поборы, з«мля поступила в пользование всего народа. Большое внимание уделяется развитию скотоводства: организована ветеринарная служба, готовят ветеринарные кадры,. строятся хашаны (скотные дворы), организуется сенокошение и т. п. В целях увеличения пастбищ и посевных площадей в степях Внутренней Монголии создаются оросительные сорружения, колодцы, водохранилища. В 1960—1962 гг. сооружен канал, который отводит воду изг р. Хуанхэ в засушливые районы южной части Внутренней Монголии. Канал орошает свыше 100 тыс. га полей, 13 тыс. га пастбищ и большие районы пустыни, а также может обеспечить местное население электроэнергией и будет использован для судоходства. В засушливых районах, подвергающихся песчаным заносам, созданы лесозащитные полосы.

Важную роль в животноводческом хозяйстве играют госхозы, оказывающие существенную помощь животноводам в области преобразования техники производства и улучшения пород скота.

В ходе развития животноводческого хозяйства проведена большая работа по переводу скотоводов-аратов на оседлый образ жизни. К 1960 г. половина кочевников перешла на оседлость, часть же их стала вести полуоседлый образ жизни.

С переходом на оседлость скотоводы Внутренней Монголии стали заниматься свиноводством и разведением птиц. За последние годы стала внедряться также пчеловодство.

Земледелием занимается незначительное количество оседлого и полу- оседлого монгольского населения. В Чжеримском, Синаньском, Чжоудаском мэнах, а также частично в Ордосе (Ихэчжоуский мэн) рядом с китайскими крестьянами работают на полях и монголы. Из сельскохозяйственных культур возделываются гаолян, бобы, пшеница, ячменьг гречиха, просо, кукуруза, из технических растений — местный сорт льна, который известен под китайским названием хума.

Земледельческие орудия у монголов такие же, как у китайцев, в прошлом они были крайне примитивны и требовали большой затраты ручного труда. С 1950 г. на государственных сельскохозяйственных фермах, опытных показательных сельскохозяйственных станциях Внутренней Монголии начали применяться тракторы и другая сельскохозяйственная техника.

Подсобным занятием монгольского населения является охота на тарбаганов, дзеренов, лисиц, волков, зайцев, хорьков, колонков, а также добыча соли, соды и перевозка грузов.

Промышленность на территории Внутренней Монголии прежде была развита слабо, и ее удельный вес в экономике страны был невелик. Наиболее развитым в промышленном отношении был район Хулунбуира, где существовали мелкие предприятия — мельницы, шерстомойки, кожевенные заводы, маслодельные предприятия и др.

После образования народного правительства Внутренней Монголии одновременно с проведением демократических преобразований в области животноводства и земледелия был взят курс на развитие промышленного производства. В первую очередь стали строиться лесообрабатывающие предприятия для переработки леса, которым изобилуют восточные склоны Большого Хингана. В таежных местах появились новые города и поселки, пролегли железные и шоссейные дороги. Одновременно начали производиться в разных районах и лесопосадки. Лес как важнейший строительный материал требовался и требуется на нужды народного хозяйства во многих районах страны.

Строительство с помощью СССР Баотоуского металлургического комбината имело большое значение не только для Внутренней Монголии, но и для всего Китая.

С развитием скотоводства и земледелия и созданием крупной государственной промышленности во Внутренней Монголии стала развиваться и местная промышленность. Сюда относится сеть предприятий, занимающихся изготовлением и ремонтом земледельческих орудий, переработкой кожи и мяса, швейные и текстильные фабрики. В отдельных районах развиваются предприятия по добыче железной руды, марганца, слюды, асбеста, соды и др. В Ихэчжоуском мэне (в Ордосе) сдан в эксплуатацию в 1959 г. первый во Внутренней Монголии нефтеперерабатывающий завод.

Развитие промышленности повлекло за собой рост кадров рабочего класса как из среды монгольского населения, так и других населяющих Внутреннюю Монголию народов. В одном только городе Баотоу в 1957 г. из 4000 рабочих насчитывалось почти 50 % монголов. С появлением крупной промышленности и железных дорог на территории Внутренней Монголии стали быстро расти такие города, как Баотоу, Хух-Хото, Цзи- кин, Хайлар, Якаши.

Материальная культура

Жилищем кочевого населения служит войлочная юрта. Основу ее составляют раздвижные решетчатые стены (ханы), количество которых колеблется от 4 до 8, а в исключительных случаях доходит до 12. Ханы расставляются по кругу и в местах стыка связываются волосяными шнурами. Верхняя часть юрты имеет форму усеченного конуса, состоящего из длинных палок (уни), которые одним концом прикрепляются к решетке, другим вставляются в отверстие обруча (тоно), служащего одновременно как для проникновения света в юрту, так и для выхода дыма из очага. Остов юрты покрывается войлочными покрышками и обвязывается волосяными веревками. Вход в юрту обращен на юг.

С внутренней стороны юрты делается двухстворчатая деревянная дверь, над которой снаружи спускается войлочная стеганая покрышка в виде занавеса. Внутри юрты, под отверстием в крышке помещается очаг; иногда это железная печь, иногда железный таган с поставленной на нем чугунной чашей. Последняя служит для варки мяса и кипячения чая и молока. Правая половина от входа считается женской половиной. Здесь обычно находится хозяйка с детьми, размещаются полочки с посудой, сундуки с провизией и низкая деревянная семейная кровать, покрытая войлоком. Прямо против дверей ставится столик с изображением Будды и сундуки для разных вещей. Левая сторона считается мужской половиной, в ней находится хозяин, размещаются гости-мужчины. Ближе к дверям складываются седла, сбруя, охотничьи принадлежности, летом здесь ставят кожаные бурдюки с квашеным молоком, в зимнее время помещают маленьких ягнят и телят. Для отопления используют сухой коровий и лошадиный помет — аргал. Юрты обычно бывают окружены двухколесными повозками разной формы. Одни из них имеют плетенный из тростника остов и покрыты войлоком, другие сколочены из досок и имеют форму ларя. В последних обычно хранятся одежда, продукты и разные предметы домашнего обихода.

Монголы, занимающиеся с давнего времени оседлым сельским хозяйством, живут в таких же условиях, как и китайские крестьяне северных провинций.

Жилищем их служат фанзы. Большая часть их представляет собой прямоугольное строение, у которого северный и южный фасады длиннее, восточный и западный короче. Внутреннее устройство их такое же, как в китайских фанзах: те же папы, окна, оклеенные бумагой, вокруг дома небольшой двор, окруженный невысокой глиняной стеной, в котором размещаются скот и орудия сельскохозяйственного производства. Скотоводы-араты, переходя теперь на оседлость, строят новые дома и помещения для содержания скота.

Меняется и внутренняя обстановка дома-фанзы. 'Появляются шкафы для одежды, на канах встречаются циновки, байковые одеяла, матрацы.

В некоторых районах (Ордос и др.) монголы живут в пещерах, вырытых в лессе.

Одежда монголов, перешедших к оседлому образу жизни, представляет сочетание маньчжурских и монгольских элементов. В кочевых районах сохраняется национальная одежда. У мужчин и девушек она состоит из халата, застегивающегося на правой стороне. Высокий воротник и правая пола до пояса обшиваются каймой из цветной материи. Рукава мужской и девичьей одежды никогда не делаются вшивными. Они шьются длиннее рук, у кисти заканчиваются воронкообразными обшлагами, а в локтях собираются в складки. Халат шьется всегда очень длинным и подпоясывается широким цветным кушаком, длина которого нередко достигает 7—8 м. Над опояской спереди и сзади делается напуск, что позволяет держать за пазухой различные вещи. К кушаку сзади прикрепляют на шнурках или цепочках прибор для добывания огня, а также ножны, в которых находится нож и две костяные палочки для еды мелких кусочков мяса и риса. За пояс засовывается кисет с табаком.

народы северного китая

Летний халат шьется на подкладке, зимний на меху из мерлушки. Зимняя одежда шьется также из выделанных бараньих шкур. На голове мужчины в летнее время носят фуражки, фетровые шляпы, а также платки, концы которых завязывают спереди. В зимнее время широко распространены шапки с остроконечным верхом и пышным меховым околышем, который сзади завязывается тесемками и в случае мороза может быть опущен на уши. Обувью служат сапоги с тупым носком, подошва состоит из слоев простеганного войлока, который снизу подшивается кожей. Широко распространена также китайская обувь.

Женская одежда состоит из халата, поверх которого надевается безрукавка, состоящая из жилета и пришитой к нему сборчатой юбки, которая имеет сзади разрез до пояса. Волосы женщины расчесывают на две половины и заплетают в две косы, на которые надевают бархатные или матерчатые чехлы с нашитыми на них серебряными или металлическими бляшками. На голове носят металлический венчик или плетеные бисерные повязки, от которых спускается на лицо большое количество подвесок, поверх венчика надевается шапка. Пояса ранее женщины не должны были носить. Теперь большинство женщин носит мужской халат, опоясанный разноцветным кушаком, волосы они заплетают в косы ж поверх надевают платок, сложенный чаще всего в виде повязки, концы которой завязывают на лбу.

Одежда девушки имеет мужской покрой. В отличие от женщин девушки всегда носили и носят пояс. Волосы заплетают в одну косу или стригут. Как женщины, так и девушки носят серьги, кольца, браслеты, а на шею ранее надевали изображения бурханов в серебряном или медном футляре (гоу).

Основой питания монгольского кочевого населения служат мясо и молочные продукты. Молочные продукты потребляются не только в весеннее и летнее время — в период максимального удоя молока, но в различных видах заготовляются и на зиму, когда доение скота прекращается.

Молоко монголы пьют только в кипяченом виде. Путем различных способов закваски и выпаривания из молока приготовляется несколько разновидностей сыра — бислаг, хурут, арул, а также простокваша — та- рыг, айраг. Пенки (урмэ), снятые с охлажденного кипяченого молока, являются любимым кушаньем.

Чай заправляют молоком, маслом и солью.

Самым любимым и широко употребляемым блюдом является баранина. Мясо монголы кочевники едят только в вареном виде. Бульон заправляется крупой, а также китайской вермишелью или лапшой.

Мучные продукты потребляются в меньшем количестве. В основном из муки изготовляется пресное тесто в виде галушек или лепешек, которые затем варятся в бараньем жиру. Среди блюд у монгольского населения распространены пирожки, начиненные сырым мясом, одни из них жарятся в масле, другие пекутся на пару.

С переходом скотоводов-кочевников на оседлый образ жизни в их рацион начинают входить овощи.

Культура

В старое время, в условиях феодальной и империалистической эксплуатации, среди монгольского населения оыл высокии процент смертности от различных инфекционных заболеваний. Бичом населения являлись сифилис, оспа и бубонная чума. Больницы, амбулатории, санитарный надзор полностью отсутствовали, население могло прибегать только к «врачеванию» лам. Одним из первых шагов народного правительства было осуществление мероприятий по борьбе с чумой и оспой и организация всесторонней медицинской помощи. В 1952 г. во Внутренней Монголии действовало уже 10 больниц и поликлиник и работали постоянные противоэпидемические отряды. В результате этих мероприятий снизилась заболеваемость населения.

Широкие мероприятия проводятся и по повышению культурного уровня населения. Неграмотность была характерной чертой прошлого. Дети аратов, находящиеся в монастырях, изучали тибетскую грамоту, но она целиком была подчинена нуждам буддийской религии.

После революции в оседлых пунктах были открыты начальные школыг в кочевых районах — школы передвижки, в городах — средние учебные заведения, везде преподавание ведется на родном языке.

Монголы Внутренней Монголии пользуются старомонгольской вертикальной письменностью, в которой буквы пишутся сверху вниз, а строки располагаются слева направо.

К числу наиболее распространенных ранее праздников относились религиозные праздники майдари и цам.

Майдари — это буддийский мессия, который должен был якобы явиться для спасения человечества. В честь Майдари ежегодно устраивалось религиозное торжество, во время которого его изображение на особой колеснице в сопровождении лам и верующих, обвозилось вокруг монастыря. После религиозной части начинался надан (буквально «игры», «развлечения»), в котором существенную роль играли борьба, стрельба из лука и состязания в скачках на лошадях. В празднике цам основную часть составляли пляски-мистерии «маскированных лам. В настоящее время содержание надана значительно изменилось, он стал народно-революционным праздником, на котором ежегодно демонстрируются достижения во всех областях строительства. Наряду с традиционными национальными развлечениями — стрельбой из лука, состязаниями на лошадях, борьбой — устраиваются выставки, демонстрируются кинофильмы, проходят различные театральные представления, исполняются национальные песни и музыкальные произведения. Большое внимание на надане всегда уделяется национальной борьбе. Наряд борцов обычно состоит из куртки, окаймленной серебряными или медными пластинками круглой формы, юбки и пояса из разноцветных полосок, узорчатых штанов и высоких кожаных сапог. Победителем в борьбе является тот, кто вынудит противника коснуться земли любой частью тела выше колен. Победители получают призы. В новые виды спорта и развлечений входят волейбол, баскетбол и др.

В последнее время стали развиваться самодеятельные танцевальные и музыкальные кружки. В ансамбль песни и пляски Внутренней Монголии входят монголы, китайцы, дауры, солоны, орочены и др. Участники ансамбля успешно выступают с национальным репертуаром в различных районах области. В 1955 г. исполнителям ансамбля была присуждена премия за «ордосский танец» на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.

Успешно работают в городах Хух-Хото и Баотоу народные театры. Особо следует отметить в их постановках возрождение старинного жанра эржэнтэй, который в свое время был распространен в западной части Внутренней Монголии и сошел со сцены при реакционных правителях. Этот жанр развился на основе народных песен и народного танца. Спектакли этого жанра представляют собой маленькие музыкально-драматические пьески. На первых этапах возникновения жанра эржэнтэй исполнителями являлись обычно двое мужчин, один из которых одевался в женский костюм. Они пели и одновременно исполняли медленный ритмический танец. В настоящее время в спектакле допускается участие и более двух человек.