Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Казахи: история и этногенез,
Этнография - Народы Восточной Азии

Казахов в Китайской Народной Республике насчитывается 509 тыс. человек (1953 г.). Подавляющая их часть (475 тыс.) населяет Синьцзян- ^йгурский автономный район, где после уйгуров казахи являются наиболее многочисленной народностью.

В пределах названного района казахи занимают многочисленные урочища в горах Тарбагатая и Алтая, ряд районов в бассейне р. Или, а также обширные пространства к северо-востоку и востоку от г. Урумчи. Небольшие группы казахов расселены в других местностях, в частности к югу от Гашуньской' Гоби. Часть казахов в 1930 г. была переселена гоминь- даноБцами в сос0дние провинции Ганьсу и Цинхай.

Кроме того, небольшие группы казахов имеются в Тибете (окрестности г. Лхасы) и в Нинся-Хуэйском автономном районе (Алашань, местность Шацзинтаохай). Последняя группа — потомки казахов, переселенных сюда в 1759 г. Они давно уже омонголились, но до сих пор исповедуют ислам. Старики помнят о своем казахском происхождении. Группа казахов проживает также в г. Тяньцзине.

В 1954 г. в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного, района были образованы Или-Казахский автономный округ в составе 9 уездов, а также автономные казахские уезды Мурэ (Мулэй) и Баркуль. Население Или- Казахского округа составляет 800 тыс. человек, в том числе 445 тыс. казаков. Центр округа —г. Инин (Кульджа), в котором проживает около 100 тыс. человек, представляющих все национальности Синьцзяна. В уезде Мурэ насчитывается более 7 тыс. казахов, в уезде Баркуль — около 7.5 тыс. В провинции Ганьсу был выделен казахский автономный уезд Аксай, а в западной части провинции Цинхай — монголо-тибетско-казахский автономный округ Хайси; кроме того, в уезде Гунхэ той же провинции — автономная казахская волость. Казахи входят в состав населения монгольского автономного уезда Хобуксар, сибинского автономного уезда Чапчал и хуэйского автономного округа Санджи (Чанцзи), расположенных в пределах Синьцзян-Уйгурского автономного района.

История и этногенез

До последнего времени среди казахов отчетливо сохранялось родо-племенное деление. Основная их часть относила себя к Среднему жузу, а в его составе — к племенам найман и керей. Кроме того, в составе казахов были представлены группы адбан (албан) и суван, обычно относимые к Старшему жузу. Найманы еще в XIII в. обитали к востоку от гор Тарбагатая, вплоть до р. Черного Иртыша. Керейцы в XIV в. кочевали по р. Черному Иртышу и лишь в начале XV в. были вытеснены отсюда джунгарами. ‘Таким образом, казахи КНР — прямые потомки обитавших в Джунгарии в средние века тюркоязычных племен, образовавших вместе с другими племенами казахскую народность.

В пределы своего современного обитания в Синьцзяне казахи снова начали переселяться лишь в третьей четверти XVIII в., после разгрома Джунгарского ханства маньчжурскими войсками в 1758 г. Некоторые группы Старшего жуза переселились в западную и северную Джунгарию в начале XIX в. Число казахов в Синьцзяне в XIX в. постепенно увеличивалось за счет притока переселенцев с территории России.

Основной экономической и социальной ячейкой у казахов была кочевая община, состоявшая из того или иного числа аулов. Эта община сообща пользовалась пастбищами, хотя производство осуществлялось отдельными семьями. Вместе с тем внутри казахского общества имело место далеко зашедшее классовое расслоение. Помещичьи хозяйства владели основными средствами производства. В Тарбагатае, например, им принадлежало до двух третей земли и оросительных каналов и большая часть сельскохозяйственного инвентаря. В некоторых районах сохранялись султаны. Помимо массы зависимых рядовых скотоводов, среди которых распределение скота имело неравномерный характер, и беддяков-земледель- цев (игинчи), среди казахов образовалась значительная группа людей (их называли джатак), единственным источником существования которых стала продажа своей рабочей силы.

Влачившие полное лишений существование, обреченные на вымирание, подвергавшиеся национальному угнетению и жестокой эксплуатации трудовые массы казахов, как и других народов Синьцзяна, не раз поднимались на борьбу против своих угнетателей. Они были участниками анти- маньчжурского восстания 1864—1878 гг. В развернушихся на территории. Синьцзяна, как и всего Китая, революционных событиях 1911—1913 гг. приняла участие и казахская беднота. Совместно с уйгурами трудящиеся казахи поднялись в 1931—1933 гг. на борьбу против господства милитариста Цзинь Шу-жэня. Разгул гоминьдановской реакции вызвал в 1944 г. вооруженное восстание народов Синьцзяна и в их числе казахов против гоминьдановской клики.

Вскоре после освобождения страны в скотоводческих районах, населенных казахами, началось осуществление демократических преобразований, направленных на ликвидацию феодализма. До этого наиболее ценные летние и зимние пастбища, формально находившиеся в общинном пользовании, фактически были сосредоточены в руках эксплуататорской верхушки. Народная власть решительно запретила крепостнические отношения и феодальные формы эксплуатации, создала комитеты по управлению пастбищами и их распределению, что вело к подрыву экономической основы феодализма в кочевьях. Был взят курс на постепенное преобразование производственных отношений, скотоводы начали объединяться в постоянные (на весь год) и временные группы трудовой взаимопомощи. После осуществления демократических преобразований возникли предпосылки для проведения социалистических преобразований.

Занятия

Казахи, как и соседние монгольские племена, были в прошлом преимущественно степными кочевниками. Они разводили, кроме лошадей и овец, крупный рогатый скот, в меньшем количестве верблюдов. Их зимние стоянки находились в низовьях рек, а летние пастбища — в ближайших предгорьях, в горных луговых долинах, в верховьях рек. Большинство скотоводов не заготовляло фуража на зиму, и скот в течение круглого года находился на подножном корму. Казахи никаких помещений для скота не строили, за исключением редких загонов для защиты ягнят от зимней стужи. Большой урон их стадам наносили эпизоотии и массовые падежи скота в результате суровых зим с жестокими морозами и буранами. Более половины казахов были вынуждены арендовать пастбища у захвативших их баев или работать в их хозяйствах, чтобы получить право на выпас скота. Количество скота у рядовых скотоводов неуклонно сокращалось. Многие казахи пасли уже не свой скот, а лошадей, овец и коров, принадлежавших баям. Казахское скотоводство в целом находилось в состоянии упадка.

В целях подъема скотоводства, занимающего и сейчас основное место в хозяйстве казахов, были осуществлены важные мероприятия: по охране пастбищ, созданию животноводческих и ветеринарных станций, борьбе с эпизоотиями, улучшению пород животных и т. п. Скотоводы начали косить траву и заготовлять корма на зиму, сеять кормовые травы, строить помещения для скота, чтобы обеспечить ему безопасную зимовку. В табунах у казахов имеются уже и лошади улучшенных пород, в том числе советских. В улучшении пород овец участвовали советские специалисты. Выведена новая порода овец — синьцзянская тонкорунная мясо-шерстная овца. Обобществление пастбищ, их рациональное использование, правильный уход за молодняком способствуют подъему животноводства у казахов. Крупный рогатый скот и верблюды используются и как вьючные животные, а лошади — для верховой езды.

Подспорьем скотоводству у казахов и в прошлом являлось земледелие. Занимались им преимущественно обедневшие кочевники. В некоторых волостях земледельцы составляли значительную часть населения. Среди них было много издольщиков. Другие занимались возделыванием земли помещиков и богатых «сородичей». Посевы были небольшие. Они располагались в долинах рек и в ближайших к ним урочищах. Сеяли преимущественно просо, реже пшеницу. Техника земледелия находилась на низком уровне. Нередко казахи скотоводы засевали поля не сходя с лошади. Они спускались с гор только осенью для сбора урожая.

После образования КНР были приняты меры для развития земледелия. Благодаря осуществлению аграрной реформы (1952—1953 гг.) была ликвидирована помещичья собственность на землю и. монополия на использование оросительных систем. Место помещичьего землевладения заняло крестьянское землевладение.

В 1954 г. в районы кочевого скотоводства были направлены специалисты, доставлены семена и сельскохозяйственные орудия. Началось освоение целины. Но только в 1956 г., когда среди казахов развернулось движение за кооперирование, открылась возможность разрешить противоречие между земледелием и скотоводством на основе оседания кочевников-скотоводов. Начавшийся массовый переход ва оседлый образ жизни означал коренной перелом во всем бытовом укладе казахского населения. Переходя к оседлости, члены многих производственных кооперативов стали строить себе дома, сооружать колодцы, прокладывать каналы и т. п. Благодаря помощи уйгуров, китайцев, хуэй, сибо, ранее занимавшихся земледелием, а также специалистов госхозов казахи стали умелыми земледельцами. Они начали выращивать рис, хлопок, соевые бобы. В прошлом среди казахского населения были широко развиты домашние промыслы, в особенности связанные с обработкой продуктов скотоводства. Имелись также ремесленники — кузнецы, серебряных дел мастера, плотники, седельщики и др. Некоторое значение в хозяйстве имела охота. Б настоящее время подсобные промыслы получили новое развитие. В связи с переходом на оседлость казахи начали заниматься птицеводством, лесоводством, добычей золота и т. п. Сохранила свое значение охота как с беркутами, так п с ружьями.

Материальная культура

В прошлом казахи не строили постоянных жилищ и жили в юртах. Обстановка бедной юрты состояла из нескольких подстилок из шкур и войлока, самой необходимой утвари. У богатых казаков юрта была убрана коврами и занавесями из плиса, сукна, шелковых и шерстяных тканей, расшитых узорами, пол застлан дорогими паласами и коврами. Юрта и сейчас сохраняется у многих казахов. Но с изменением условий хозяйства, в котором скотоводство приобретает отгонный характер, и с переходом на оседлость более 80% казахов становятся иными как жилище, так и тип поселения. Во всех скотоводческих районах появились новые населенные пункты — деревни с постоянными жилищами и общественными зданиями, среди которых имеются не только помещения хозяйственного назначения, но и школы, клубы, медицинские учреждения.

Бывшие кочевники построили много новых жилищ, домов, имеющих в плане преимущественно квадратную форму, плоско-двухскатную или плоскую кровлю с земляной насыпью. Встречаются и двухкомнатные дома. В районах, богатых лесом, дома бревенчатые, в других — из сырцового кирпича или из глины на деревянном каркасе. В последних внутри имеются в стенах ниши; часть помещения занимает возвышение, напоминающее узбекскую супа или маньчжурский кан. Многие дома имеют застекленные окна, отапливаются железными печами. Казахские дома содержатся опрятно, нередко их стены побелены. В убранстве дома во многом сохраняется прежняя обстановка юрты. Постельные принадлежности сложены стопкой возле стены, здесь же стоит сундук, обитый раскрашенной жестью. На стенах висят полотнища и покрывала, украшенные узорами. Среди утвари — чугунный котел, деревянная и фарфоровая посуда, самовары.

Значительная часть казахского населения, в особенности мужчины, носит национальную одежду в сочетании с европейской. Одежда казаха мужчины состоит из длинной рубахи, шаровар, безрукавки или застегиваемой наглухо однобортной куртки со стоячим воротником. В качестве верхней одежды принят халат с длинными, суживающимися рукавами. Головпые уборы — тюбетейка, меховая шапка с четырьмя лопастями, подбитыми мехом и защищающими лоб, уши и шею, распространенного у всех казахов типа, войлочная шляпа с неразрезанными полями и широкой тульей. Носят и обыкновенную шапку-ушанку. Зимой надевают шубу на меху с широким воротником, пальто на вате или тулупы из овчин. Сапоги носят с войлочными чулками.

Женская одежда состоит из длинного платья-рубахи с широкими рукавами и с закрытым воротником из бумажной ткани ярких тонов, шаровар, носимых под платьем, и камзола (без рукавов), который бывает коротким пли длинным, доходящим почти до колен. Молодые женщины часто носят платья с оборками в несколько рядов и изящные безрукавки, сшитые . в талию, иногда бархатные, с закругленными полами и большим вырезом на груди. Женщины надевают головной убор типа капюшона (кимешек), из белой ткани, плотно закрывающий не только голову, но и спину, плечи и грудь и имеющий вырез для лица. Нередко он бывает украшен вышивкой на груди и по краям выреза. Такой убор широко распространен и в Казахстане. Носят и большие белые и цветные платки, вязаные шали. Девушки и молодые женщины носят шапки с меховым околышем либо небольшие шапочки типа тюбетейки на твердом каркасе, вышитые бисером, часто украшенные кистью и пучком перьев. Они надевают серебряные браслеты, кольца, серьги, ожерелья.

Летом казахи питаются преимущественно квашеным молоком, сливками кипяченого молока, топленым маслом, кумысом. Свежее молоко пьют с кирпичным чаем, который потребляют в большом количестве. Теперь его пьют нередко с сахаром. В прошлом большинство казахов питалось в целом довольно скудно. Основной пищей зимой служило просо, сваренное на молоке или на воде, а также сушеный кислый сыр (курт), разводимый в воде или молоке. Мясом питались сравнительно редко. Осенью скотоводы забивали скот, заготавливая на зиму мясо. Казахи употребляют мясо преимущественно в вареном виде, запивая его потом бульоном. Во многих домах пекут лепешки, делают лапшу и т. д. Казахи научились у хуэй делать пельмени, у уйгуров — лепешки, у татар — вкусные хлебные изделия. Умеют уже готовить и овощные блюда. Гостей угощают пловом.

Семья и духовная культура

В массе казахские семьи были моногамными, лишь в среде феодальной знати и богатых скотоводов имело некоторое распространение многоженство. Без уплаты выкупа за невесту брак был невозможен. Для малоимущих слоев населения этот обычай был тяжелой повинностью. Некоторые бедняки из-за отсутствия средств для уплаты калыма оставались неженатыми. В брак могли вступать только лица, принадлежавшие к разным родам, а род считался самостоятельным в том случае, если после предка рода прошло не менее семи поколений. Казахская женщина не пользовалась имущественными правами. Ее ценили в семье как рабочую силу, на ее плечи ложился весь труд по ведению домашнего хозяйства. Однако в трудовых семьях женщины, особенно пожилые, пользовались значительным влиянием, участвуя в решении семейных дел.

После образования КНР положение женщины в казахской семье улучшилось, что оказало влияние на изменение уклада семейной жизни.

В прошлом в казахском ауле культура и образование находились на низком уровне. Дети обучались в духовных школах. Общеобразовательные предметы проникали в школы крайне медленно. Грамотных среди казахов было очень мало. После создания КНР для казахских детей были открыты начальные школы первой ступени, с преподаванием на родном языке.

Казахи КНР пользуются арабским алфавитом, но это не служит препятствием для ознакомления их с высокой культурой казахов СССР. Казахи КНР знают и любят произведения советских писателей Казахстана. Очень популярны стихи Джамбула. В Или-Казахском автономном округе выросли местные кадры казахских писателей и поэтов.

Широко известна музыкальная одаренность казахов. Казахские песни сочиняются не только профессиональными певцами, исполняющими песни под аккомпанемент двухструнной домбры, но и в процессе живого творчества самим народом. Каждый народный праздник сопровождается соревнованием певцов, импровизирующих как слова, так и музыку песен.

Казахские женщины по-прежнему создают высокохудожественные образцы вышивки, аппликации, различные предметы декоративного искусства.

Создателями выпущенного в КНР фильма «Хасан и Джамиля» были и деятели казахской культуры. В нем повествуется о борьбе казахского народа против гоминьдановских реакционеров.

Большой популярностью у казахов пользуются конские скачки, устраиваемые, в частности, во время мусульманского праздника курбан-байрам.

Казахи, как и ряд других народностей КНР, исповедуют ислам (они относятся к суннитам местного толка). Однако и в прошлом они были чужды религиозному фанатизму. Мусульманский пост соблюдали далеко не все. У них сохранялись и пережитки шаманизма.