Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Тюркские народы: уйгуры. Поселения и жилище
Этнография - Народы Восточной Азии

К тюркским народам в КНР относятся уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, татары, салары, юйгу (сарыг югур). Все эти народы обладают большой общностью этнической истории, говорят на родственных языках, как правило допускающих взаимопонимание. Главную роль в этногенезе этих народов играли различные древнетюркские племена.

Общность происхождения и единый в прошлом хозяйственно-культур- яый тип обусловили значительную близость ряда элементов материальной культуры у многих тюркских народов Восточной Азии.

На близость их духовной культуры, помимо общих традиций, большое влияние оказало также и то, что преобладающей религией у всех тюркских народов, за исключением буддистов юйгу, стал ислам. Он наложил «свой отпечаток на семейные отношения, обрядность, правовые институты, искусство и другие стороны духовной культуры этих народов.

Прп всех этих элементах общности этническая история тюркских народов была достаточно сложной. Некоторые племена меняли один диалект на другой, переходили из состава одного народа в состав другого. Тюркские народы включили в свой состав и ряд нетюркских кочевых племен, в частности монгольских. Как в составе казахов, так и в составе киргизов имеется, например, племя найман, исторически восходящее .к западномонгольскому племени найманов.

В состав различных народов вошли также и части одних и тех же тюркских племен, например кыпчаков.

В этногенезе и культуре преимущественно оседлых тюркских народов, как уйгуры и узбеки, очень большую роль играл тот компонент, который восходил к древнему земледельческому населению Синьцзяна — согдий- цам, тохарам и другим народам. Архаичные, восходящие к этому слою черты особенно долго сохранялись в наиболее изолированных оазисах.

Унаследовав высокую культуру античных земледельцев и сочетая ее <5 собственными национальными традициями, тюркские народы еще в раннем средневековье создали на северо-западной окраине материковой Восточной Азии могущественные государства, оставившие нам ценные памятники искусства и средневековой науки.

Однако в близком соседстве с центрами высокой культуры до самого недавнего времени некоторые локальные группы сохраняли весьма отсталый и примитивный тип хозяйства. Пережиточные явления в материальной и духовной культуре этих групп зачастую относятся к еще более древней эпохе, чем античность.

Большинство тюркоязычных народов КНР сосредоточено в Восточном Туркестане (Синьцзяне). Однако в пределах этой территории границы расселения отдельных народов на протяжении истории много раз менялись. Такие же народы, как татары и отчасти узбеки, живущие преимущественно в городах, являются сравнительно поздними переселенцами в Восточный Туркестан, пришедшими сюда с основных этнических территорий своих народов.

УЙГУРЫ

Основная масса уйгуров Китайской Народной Республики — около 3640 тыс. человек — расселена в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, созданном в 1955 г., и составляет в нем национальное большинство.

Длительное время уйгуры называли себя по месту жительства: каш- гарлык (кашгарец), хотанлык (хотанец) и т. д. После завоевания Кашгарии в 1759 г. маньчжурами несколько тысяч ургурских семей было переселено оттуда в Илийскую долину, чтобы обеспечить хлебом расположившиеся там войска. Эту часть уйгуров стали называть таранчи («земледельцы»).

Наименование «уйгуры» было принято в 1921 г. советскими уйгурами на съезде в г. Ташкенте. Этим был восстановлен древний этноним, существовавший до XIV в. В Синьцзяне он стал общепризнанным несколько позднее.

Этногенез и история Уйгурский народ в его современном виде ело- жился на территории нынешнего Синьцзяна* Основу в его этногенезе составили оседлые племена Кашгарии и родственные им кочевники, жившие по окраинам бассейна р. Тарима. Однако немалую роль в нем сыграли и племена, переселившиеся из Средней Азии, Алтая, из Монголии и Китая (гунны, кушаны, эфталиты, жужани). Первые упоминания о древних уйгурах («гао- гюй») имеются уже в китайских письменных источниках V в. Гао- гюйцы первоначально обитали в восточной Части пустыни Гоби, где разводили лошадей, коров, овец. В начале V в. большая часть гаогюйских родов ушла в долины р. Толы, Орхона и Селенги, частично откочевала в Притяныпанье. Здесь гаогюйцы воспринимали высокую культуру оседлых народов. Усилившись, они начали борьбу с тюркским каганатом и в 744 г. одержали победу. Уйгурская империя простиралась от Алтая до Байкала. Ставка уйгурских каганов находилась в Карабалгасуне, на р. Орхоне.

Могущество уйгурского каганата ослабело в начале VIII в. Кыргызы* обитавшие в Минусинской котловине и состоявшие в зависимости от уйгуров, в середине IX в. напали на них и разрушили Карабалгасун. Уйгурская империя распалась. Однако, откочевав к Тянь-Шаню и Алтаю, где их столицей стал Бэйтин (около Урумчи), уйгуры вскоре окрепли и в 874 г. одержали победу над тибетцами, также продвигавшимися в Тянь- Шань. В Притяныпанье уйгуры создали государство, просуществовавшее около 500 лет и занимавшее около полмиллиона квадратных километров, от Кучара на западе до Хами на востоке.

В Кучаре, Турфане и Хами задолго до этого господствовал буддизм. Уйгуры восприняли его, отказавшись от манихейства, распространенного у них с VII в. Культура (стенная живопись, архитектура, литература)4 развивалась под влиянием буддизма.

Территория западнее Кучара находилась под властью карлукских*. а затем караханидских тюрков. Караханиды, исповедовавшие ислам, не раз предпринимали попытки продвинуться на восток, но не имели успеха. Уйгурское государство с 1125 по 1209 г. находилось в зависимости от киданей. Одновременно уйгурские правители (идикуты) направляли свои посольства к чжурчжэням и ко двору сунских императоров. В 1209 г. идикут Баурчук объявил себя зависимым от Чингисхана, а когда монгольские ханы были изгнаны из Китая, уйгурское государство в 1373 г. вошло- в состав улуса Чагатаидов. Это событие имело большое значение для сложения единой уйгурской народности. Уйгуры стали воспринимать исла^г (суннитского толка), что способствовало устранению различий в быту и языке. Мусульманские проповедники в конце XVII в. захватили политическую власть. Однако междоусобные распри между ними продолжались до завоевания Восточного Туркестана маньчжурами в 1759 г.

Угнетенные народы Синьцзяна не раз выступали против своих поработителей. Уже в 1765 г. вспыхнуло восстание в г. Уше (Уч-Турфане). В XIX в. волнения, бунты и восстания следовали одно за другим. Наиболее крупное восстание в Синьцзяне произошло в 1864—1878 гг. Однако его успехом воспользовались феодалы и духовенство. В 1867 г. власть в Кашгарии захватил в свои руки Якуб-бек. Подчинив себе возникшие ранее мелкие ханства, созданное им государство новый эмир назвал Джеты-шаар (Семиградье), столицей его стал г. Кашгар. Якуб-бек опирался на мусульманскую знать и угнетал народ не меньше, чем это делало маньчжурское правительство. В 70-х годах маньчжуры двинули против восставших хорошо вооруженную армию. В Кашгарии политика Якуб-бека оттолкнула от него население. В 1877 г. Якуб-бек внезапно умер. В следующем 1878 г. вся Кашгария была вновь завоевана маньчжурами. Во внешней политике Якуб-бек пытался опереться на Англию. При посредстве англичан Якуб-бек закупал в Турции оружие, нанимал военных инструкторов.

Со второй половины XIX в. экономика Синьцзяна постепенно начинает втягиваться в мировой рынок. Проникновение иностранного капитала, русского и английского; главным образом торгового, способствовала разрушению натурального хозяйства, но слабо затрагивало существующие феодальные социальные отношения.

Революция в Китае, свергнувшая маньчжурское господство, докатилась до Синьцзяна через год. Местные феодалы, поддержанные Англией, пытались оторвать Синьцзян от Китая, но этому воспрепятствовала Россия. Борьба за власть в провинции различных феодальных групп, милитаристские войны во всем Китае привели к тому, что Синьцзян фактически жил обособленно от центральной власти. Установление в Китае режима гоминьдановской диктатуры, с одной стороны, обострило классовые и национальные противоречия, а с другой — революционизировало широкие народные массы всех национальностей, поднявшиеся на борьбу с феодализмом, гоминьдановской реакцией и иностранным империализмом.

В 1944 г. в Илийском крае вспыхнуло народное восстание. Оно окончилось изгнанием гоминьдановцев из трех округов Синьцзяна (Илийского, Тарбагатайского и Алтайского). Повстанцы продержались до прихода в Синьцзян Народно-освободительной армии Китая. После освобождения Синьцзяна в конце 1949 г. было создано провинциальное объединенное демократическое правительство, в состав которого вошли представители всех национальностей, населяющих Синьцзян.

Для социально-экономического строя уйгуров было характерно преобладание феодальных порядков. Значительная часть земли находилась в собственности помещиков, феодальной аристократии, хакимов и беков (чиновников), разбогатевшей на посреднической торговле торговой буржуазии, которая со второй половины XIX в. охотно скупала земли. Феодалы владели, кроме того, большинством источников орошения, за пользование которыми крестьянам приходилось платить большие деньги. Свою землю феодалы сдавали в аренду, чаще небольшими участками. Лишь немногие из крестьян могли вести хозяйство на своей земле. Громадное большинство уйгурских крестьян должно было приарендовывать землю у помещиков, или целиком существовало на урожай с арендованной земли.

В Синьцзяне господствовала кабальная форма аренды — издольщина. За аренду земли крестьянин платил около половины урожая, а если он получал от хозяина скот, семена и инвентарь, то имел право не более чем на Vs—1/? часть урожая.

Народная власть в Синьцзяне прежде всего отменила феодальную монополию на источники воды, на ирригационные сооружения и каналы и объявила их народным достоянием. В 1952—1953 гг. в Синьцзяне была проведена аграрная реформа, охватившая все районы, заселенные уйгурами. В ходе проведения реформы было распределено среди крестьян 4366 тыс. му помещичьей земли. Каждая семья безземельного и малоземельного крестьянина получила по 7—15 му.

Занятия

Земледелие в сочетании с домашними ремеслами с древнейших времен является главным занятием уйгуров. Сельским хозяйством занимается подавляющее большинство населения.

Земледелие ведется главным образом при искусственном орошении. Богарные посевы производятся лишь в горах, где чаще выпадают осадки. Длительный период времени жизнь уйгуров протекала в узкой предгорной полосе и по долинам рек. В отдельных оазисах на квадратный километр приходилось 270 человек, тогда как общая плотность населения составляла в среднем около 3 человек на 1 км2. Уйгуры возделывают главным образом зерновые культуры, из технических культур возделывают хлопок и масличные (табак, шафран, марену). Они разработали систему удобрения и севооборота, позволяющую эксплуатировать землю без перерывов. На удобрение используются глина с холмов, стены старых зданий, ил, навоз. Сеют озимые хлеба, которые снимают в мае. На их место сеют ку- кУРУзу, бобовые и другие культуры. После яровой пшеницы, поспевающей в июне, на том же поле успевают вызреть джугара, кунжут.

Техника земледелия была до последнего времени примитивной. Поля пахали деревянной сохой (букуса, сапан), состоящей из коленчатого деревянного корпуса с железным или чугунным стреловидным лемехом (чиш). Борона (сдрам) в Восточной Кашгарии и в Илийском крае имела вид деревянной рамы, заплетенной прутьями; при бороновании на нее наваливали камни для тяжести. В Западной Кашгарии употребляли мала — род доски или бревна с деревянными гвоздями. Малоземельные бедняки, не имевшие скота, обрабатывали все поле вручную, с помощью кетменя. Хлеб жнут серпом (огак) с гладким, без зазубрин лезвием. Молотьба производится на току (хаман) — гладкой, утрамбованной площадке, которую устраивают тут же на поле. Снопы расстилают на площадке, и гоняют по ним скот, молотят также с помощью тулука — круглого или многогранного каменного валька или деревянного катка, к которому постромками припрягают лошадей. Собранное зерно тут же провеивают деревянной лопатой. Зерно обычно хранят в ямах (ора) неподалеку от дома.

Уйгуры известны как умелые огородники и садоводы. На грядках возле дома выращивают разнообразные овощи (морковь, лук, бобовые, реже огурцы, баклажаны, картофель). Там же растут перец, чеснок, укроп, анис, кориандр, мята, составляющие любимые приправы к пище. Большое значение имеют бахчевые культуры, превосходные дыни и арбузы различных сортов; в Турфанском и Хамийском оазисах они выращиваются на продажу, а в районе Урумчи и на вывоз. Фруктовое садоводство развито в Кашгарии повсеместно. Фруктовые сады разбивают возле дома, рассаживают по широким межам между пашнями. В садах разводят виноград, абрикосы, персики, яблоки, гранаты, груши, лох, айву, вишню, черешню, грецкие орехи, тутовник. Садоводство и виноградарство наиболее развиты в Турфанской долине.

Наиболее распространена в Синьцзяне арычная система, питаемая водой из речек и источников. Поля обычно делятся на мелкие квадраты- клеточки. Наполнив ближайшие к арыку клеточки, вода через спускные отверстия переливается в следующие, и так до края поля.

Система кярызного орошения свойственна Турфанскому и Хамийскому оазисам. Горные речки, сбегающие с Тянь-Шаня, около подножия гор всасываются в почву и только кое-где выходят наружу в виде ключей. Чтобы вывести воду, отыскивают место, где под землей имеется вода, и роют узкий колодец (кудук) глубиной местами до 100 м, пока он не достигнет водоносного слоя. Отсюда роют ряд колодцев меньшей глубины по уклону местности, соединяя их подземным каналом, пока из последнего колодца воду можно будет вывести на поверхность в арык.

Скотоводство у уйгуров является подспорьем к земледелию. В оазисах, где почти нет выгонов и пастбищ, разводят главным образом рабочий скот, держат немного коров или коз для молока. Рабочим скотом служат лошади, волы и ослы. В Хотанском, Яркендском и Хамийском оазисах имеются естественные пастбища в речной пойме и в предгорьях. Тут разводят лошадей и верблюдов, но больше всего коз и овец курдючной породы; в районе Хотана разводят тонкорунную овцу.

Скотоводство является главным занятием лобнорцев, горцев Хотана (таглыпов) и жителей Хами. Летом таглыки поднимаются на высокие альпийские луга, зимой спускаются в горные долины или на северные предгорья Куньлуня, где расположены их постоянные селения. Прежде по условию с жившими в оазисах богатыми хозяевами стад пастухи получали за выпас часть шерсти и масла. Они отвечали за целость стада и обязаны были ежегодно представлять приплод. На Лобноре пастбищами служат заливные луга, а на зиму заготовляют связки камыша. Стада верблюдов (бактрийской двугорбой породы) и лошадей круглый год содержатся на подножном корму.

Значительную роль в хозяйстве уйгуров играет шелководство, которым занимаются почти повсюду. Главным шелководческим районом является область Хотана.

Рыболовством занимаются этнографические группы доланов и лобнорцев в нижнем течении Тарима и на оз. Лобнор. Но постепенно значение его падает. До недавнего времени был распространен ямный способ ловли рыбы: недалеко от берега реки копали канаву, по которой вода затопляла всю соседнюю равнину. В мае канаву засыпали землей и вода высыхала, оставаясь лишь в самых глубоких ямах. В сентябре из этих ям прокапывали пусковой канал, рыба, почуяв свежую воду, устремлялась в канал и попадала в поставленную тут сеть. Кроме того, рыбу ловят на озере небольшими круглыми сетями, которые ставят в узких протоках. Реже ставят большие сети, куда загоняют рыбу ударами весел. Употребляют также удочку (джангал) и острогу. Доланы применяли отравление источников семенами наркотического растения: одурманенную рыбу вылавливали крючьями.

Подспорьем в хозяйстве доланов и лобнорцев являлась также охота. Зайцев, фазанов, а также перелетную птицу — уток и гусей — ловили с помощью разнообразных силков. В Турфане и Хами в XIX в. была довольно распространена зимняя охота на диких верблюдов. На Тянь-Шане охотятся на антилоп, лисиц и волков. Для охоты на мелких хищников держат охотничьих соколов, ястребов и орлов.

Ремесло и кустарные промыслы издавна являлись важнейшим подсобным занятием земледельцев и были значительно развиты в городах. Городские ремесленники до недавнего времени сохраняли цеховые организации, возглавляемые старостами и имевшие род писанных уставов (рисале).

Самое развитое ремесло в Кашгарии — прядение хлопка и ткачество хлопчатобумажных материй. Кашгар — центр хлопчатобумажного промысла; в Кашгарском оазисе много сел, где этим ремеслом занято поголовно все население. Ткут главным образом простое полотно мата (она же даба и бдз), затем алача — из белой основы и цветного утка, чакман — плотную цветную ткань из крученых ниток, шелковые ткани (машрун, атляс, шайи). Шерстяные материи изготовляют главным образом в Хотане. В последнее время значение этого ремесла сильно сократилось в связи с развитием фабричной текстильной промышленности. По развитию ремесел на первом месте стоит Хотанский оазис, где распространены шелкоткацкое, ковровое, кошемное производство, выделка хлопчатобумажных тканей, выделка мехов, металлических и нефритовых изделий. Хотанские ворсовые ковры отличаются прочностью, красотой рисунка и яркостью красок. Ковровщики объединены в небольших мастерских типа мануфактур (по 10—20 и более рабочих). Техника изготовления ковров еще очень примитивна и основана на ручном труде. Яркендский оазис славится кожевенными изделиями, а также производством маты, ковров, шелка и предметов из нефрита. Кожевенное производство удовлетворяло потребность местного рынка в кожсырье. Кожи шли на сбрую, обувь (ичиги, калоши, сапоги). Важной отраслью уйгурского ремесла является также производство кошем. В Хотане изготовляют знаменитые белые хотанские кошмы; узорчатыми кошмами с мастерским рисунком славится Кучар. В Кучаре развито производство керамических изделий, орнаментированных росписью по глазури или штампованным узором.

После 1949 года в Синьцзяне начала создаваться промышленность. В связи с развитием промышленности в Синьцзяне происходит процесс формирования уйгурского рабочего класса.

Еще в начале XX в. средством передвижения в Синьцзяне служили только верблюды, лошади, быки и ослы. Основной повозкой являлась арба (харва) на двух высоких деревянных колесах и с оглобельной упряжкой.

Для перевозки пассажиров употреблялась мэпэ — более легкая крытая арба с будочкой на платформе, сделанной из двух полуовальных рам, затянутых с боков и сверху циновками. Товары перевозились вьюком на верблюдах и лошадях. Крестьяне возят продукты на ближайший рынок вьюком на ослах. В качестве рабочего скота чаще всего используется осел, роль которого в хозяйстве и транспорте у уйгуров Кашгарии была очень велика благодаря его большой неприхотливости в корме и выносливости. Верховых лошадей держали только богатые уйгуры. Меньшее значение имеет водная траспортировка грузов по крупнейшим рекам Тариму и Или. Развитие автомобильного транспорта началось только с 30-х годов текущего столетия. За последние годы построено несколько новых автотрасс, строится железная дорога Ланьчжоу—Урумчи— Дружба (СССР).

Поселения и жилище

Уйгуры живут в оазисах, разделенных пустынными пространствами. Центром, дающим имя оазису, является город или крупное селение. От предместий города вдоль речек и арыков лучами расходятся селения. Ближе к городу они имеют линейный характер и состоят из одной-двух улиц.

Дворы, включающие обычно все жилые и хозяйственные постройки одной семьи и небольшой участок с садом и огородом, стоят тесными рядами вдоль улицы.

Города состоят из нескольких больших и множества малых кривых улочек и базарных площадей, рядом с которыми обычно расположены мечети. Базары и улицы, примыкающие к ним, нередко сверху, от крыши до крыши окаймляющих их домов, перекрыты циновками, защищающими от солнца. Город окружен высокой глинобитной или кирпичной стеной с несколькими воротами. Большие города (Кашгар, Аксуг Яркенд, Хами и др.) обычно имеют «двойник» — город-крепость, построенный маньчжурами неподалеку от мусульманского города. В этом городе разрешалось жить только китайцам, там находились управление, войска и т. д. Уйгуры обычно именовали их Янги-шаар («новый город»).

Селения отличаются от города более разбросанной застройкой. В центре крупных селений находится базарная площадь, на которой происходит торг, возле нее мечеть и пруд для омовений, обсаженный деревьями.

В большинстве случаев стены жилищ строятся из сырцового кирпича или же сбиты из глины, перемешанной с соломой. В оазисах, богатых лесами, делают деревянный каркас, который набивается глиной. Стены ставят на утрамбованную площадку без всякого фундамента или кладут надземный фундамент из булыжника. Глинобитные стены делаются обычно значительной толщины (до 120 см) и суживаются кверху. Плоская кровля устраивается на продольных или поперечных балках, на них делается настил из тонких жердей, накрываемый тростниковыми циновками. Сверху настилается тростник, засыпается слоем земли в 10—12 см и обмазывается глиной. Плоская крыша (рапространена в основном на юге) используется в хозяйственных целях. На ней сушат кукурузу, фрукты, овощи и т. д. Прежде окна устраивали в плоской крыше в виде отверстий, располагаемых в центре потолка комнаты и закрываемых деревянными ставнями. Теперь проделывают окна в стенах и вставляют туда деревянную узорчатую решетку, заклеенную бумагой. Все окна и двери помещений выходят внутрь двора, наружные стены глухие. К жилому помещению примыкают хозяйственные постройки, скотный двор. Дом со всеми постройками огораживается высокой глиняной стеной или же, там, где есть вода, живой изгородью. Главную часть здания составляет зимняя комната. Перед ней имеется летняя комната. Дом в плане имеет вид прямоугольника, разделенного поперечными перегородками на несколько комнат, соединенных внутренними дверями.

Реже встречается дом сложного плана, с центральным большим помещением. У богатых людей хозяйственные постройки выделялись в особый двор, у людей победнее они объединялись с жилыми комнатами одной крышей и общим входом с улицы. У зажиточных хозяев выделяется особое летнее помещение, кухня (ашхана), комната для гостей (михман- хана) и т. д. Под одной крышей в богатых домах бывало до 20—25 комнат. Почти каждый дом имеет крытую террасу (айван) перед входом. Пол в жилых помещениях земляной, плотно утрамбованный глиной. Большую часть комнаты занимает лежанка (кан) высотой около 0.5 м, которая тянется вдоль стен. Центр комнаты и проходы к дверям остаются свободными.

Кан в то же время является обычным типом отопления. Если кана не было, огонь разводился посреди комнаты, а дым выходил через отверстие в крыше. В Кашгарском оазисе дома зимой обогревают сандалом — жаровней с углями.

Возвышения (супа) устраивают на верандах и в садах, под тенистыми деревьями возле арыка. На супа, как и на кане, проходит вся жизнь семьи — тут спят, едят, работают. В стенах комнат сделаны ниши (уюк) разных размеров, служащие шкафами. Сюда ставят сундуки с платьем и бельем, кладут скатанные постели. Посуду ставят в те же ниши, или для нее делают особые деревянные полки возле очага. Супа, а также кан застилаются циновками, поверх которых кладут кошмы, а богатые люди — ковры и паласы. Обстановка дополняется иногда маленьким столиком, который во время еды ставится на супа, а остальное время стоит прислоненный к стене и завернутый в скатерть.

Городские жители, особенно обеспеченные, строили двухэтажные дома. На крышах таких домов устраивались открытые террасы или же террасы с легким навесом.

Жилища лобнорцев, доланов и таглыков в XIX в. отличались примитивностью. Лобнорцы называют свои хижины сатма. Наиболее примитивна сатма лобнорцев, основанием которой служит решетка из жердей, а стены состоят из тесно составленных снопов тростника. Из того же материала настилается плоская крыша; пол земляной, плотно утрамбованный, застилается тростником. Иногда даже вместо угловых столбов хижины ставят связки тростника. Тростниковыми перегородками сатма делится на 2—3 комнаты, в самой большой из них сложен очаг, а над ним в крыше делается отверстие для дыма и света. Этот же очаг служит для приготовления пищи, для чего над ним подвешивают казан. Вся утварь сложена у стен или расставлена на полках вдоль стен. Сиденьем и постелью являются циновки и войлоки, разостланные вдоль стен. Отверстие для входа делалось с южной стороны и закрывалось тростником. Доланские дома — в прошлом также тростниковые хижины, но обмазанные глиной. Нередко такой дом устраивали в виде полуземлянки, возвышающейся на 1.5—2 м над землей. Горцы (таглыки) района Хотана нередко использовали лессовые обрывы в предгорьях Алтын-Тага, где выкапывали себе дома-пещеры. В горах для кладки стен употреблялся и камень.