Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Индонезийские народы: гаошань
Этнография - Народы Восточной Азии

Жалаеязычные народы КНР представлены горными племенами Тайваня, собирательно называемыми гаошань.

С происхождением этих малайских, или индонезийских, народов тесно связана проблема юэ. До сих пор еще нет единого мнения по поводу того — происходило ли в III тысячелетии до н. э. заселение юга Восточной Азии аустронезийцами юэ из островного мира, а затем последующее расселение их уже из Восточной Азии в Индонезию, или же формирование индонезийских народов происходило на материке, откуда они расселялись на острова.

Известно, что в Восточной Азии во II—I тыс. до н. э. обитали различные племена юэ, часть которых создала государство Наньюэ и явилась предками современных чжуан-дунцев.

Вместе с тем китайские хроники указывают на существование особых групп юэ — миньюэ и дунъюэ. В период существования государства Наньюэ областью их расселения были приморские районы Чжэцзяна, Фуцзяни и Гуандуна. Известно, что у них бытовал обычай татуировки тела, они умели делать большие лодки и хорошо плавать по морям. Вероятно, они были предками индонезийцев и не имели отношения к юэ, создавшим государство Наньюэ. О том, что миньюэ и дунъюэ не родственны племенам Наньюэ, довольно отчетливо сказано в древних китайских хрониках. Когда правителю Наньюэ стало известно о запрещении китайского двора продавать его подданным железные изделия, в своем письме китайскому правительству он писал, что наныоэсцы — не какие- нибудь варвары миньюэ, чтобы можно было применять по отношению к ним такие меры. Когда же китайские войска сражались с Наньюэ, лротив последнего выступили и миньюэ.

Более поздние хроники прямо сообщают, что миньюэ — это предки тайваньских горцев (гаошань), которые говорят на малае-индонезийских языках.

ГАОШАНЬ

Гаошань — это общее название для семи племен наиболее древних, аборигенных обитателей о. Тайвань, Китайское название «гаошань» получило широкое распространение в научной литературе и прессе КНР. Буквально в переводе на русский язык оно означает «горцы», и применение его ко всем тайваньским племенам условно. Гаошань занимают самую горную часть острова — район хребта Юйшань (или Чжунъян- шань), идущего вдоль острова с севера на юг. Районы расселения гаошань расположены на восточном побережье острова и занимают более половины всей площади.

Одно из племен гаошань, по данным 1931 г., расселялось на о. Хун- тоуюй, расположенном вблизи юго-восточного побережья Тайваня. Тайвань большей частью (исключая северную оконечность с умеренным климатом) расположен в зоне субтропиков и тропиков. На Тайване выпадает самое большое количество осадков во всем Китае. Благоприятный климат острова способствует произрастанию многих теплолюбивых культур, среди них важное место занимают цитрусовые, камфарное дерево, чай, которые преимущественно разводятся в западных районах, горные же районы представляют собой непроходимые чащи тропических лесов, перевитых лианами, богатых зверем и птицей.

Гаошань составляют около 3% населения Тайваня. По неточным данным, их насчитывается около 160 тыс. человек, а вместе с равнинной группой пинпу (около 60 тыс.), — более 200 тыс. Каждое из семи племен имеет собственное самоназвание. В северной части хребта Юйптань, в районах Синьчжу и Хуалян, расположено племя атайял (или тайял), в западную часть земель атайял (район Синьчжу) вклинивается небольшая территория, население которой входит в племя сейсетто, центральную часть хребта (район Тайдун, Хуалян и Тайчжун и Госюн), к югу от атайял, занимает племя бунун, к западу от него (район Госюн и Тай- нань) расположено племя цоу (чжуоу), к востоку (по побережью в районах Хуалян и Тайдун) —племя ами (амэй), самую южную часть острова (район Госюн и Тайдун) занимает племя пайван, а о. Хун- тоуюй — племя ями (емэй).

Крупнейшим по численности является племя ами, немного меньше — пайван и атайял. Эти три племени составляют 84% всех гаошань по численности. Наиболее подвергалось влиянию китайцев, кроме пинпу, племя пайван. Все племена говорят на малайских языках.

Происхождение и история

Вопрос об этногенезе гаошань представляет собой одну из сложных проблем в науке. Если принять гипотезу, что в эпоху неолита предки малайцев начали свое переселение из Восточной Азии в страны Юго-Восточной Азии, то следует допустить и два пути их переселения. Либо они переселялись из пределов Южного Китая через Тайвань на Филиппины и Индонезийские острова, либо они переселялись из Южного Китая через Индокитайский полуостров, на острова Индонезии, затем Филиппины и, вероятно, далее на Японские острова, минуя Тайвань или пройдя через него.

В обоих случаях эта гипотеза заставляет предполагать в современных гаошань (единственных представителях малайцев в Китае) остаточные группы древних малайских переселенцев из Китая. Однако исторические хроники, а также некоторые лингвистические материалы, да и некоторые фольклорные тексты, записанные у гаошань, показывают: 1) что гаошань не были первыми пришельцами на Тайвань (легенды гаошань о том, что на Тайване до них жили низкорослые люди, с которыми они сражались); 1 2) что переселились они на Тайвань не раньше первых веков нашей эры; 3) что в языковом отношении они больше отличаются от малайцев Филиппин, чем от более отдаленных малайцев Малайи.

Можно предположить, что заселение Тайваня предками современных гаошань произошло несколько веков спустя после малайского освоения территории Юго-Восточной Азии и непосредственно из приморских районов Китая, где жили так называемые миньюэ и дунъюэ.

По данным хроник, миньюэ татуировали лицо и тело, занимались охотой, хорошо плавали на лодках, строили амбары и дома на сваях и т. д., т. е. в ряде случаев эти описания совпадают с некоторыми сторонами жизни и быта современных гаошань. В одном из исторических сочинений, «Миньфаньчжэнъяо», где во вступительной части говорится о местных племенах Тайваня, прямо указывается, что они являются потомками миньюэ, переселившимися с материка на остров.

Китайские переселенцы появились здесь с конца III в. до н. э. и стали интенсивно осваивать западные районы острова. Земледельцы-китайцы способствовали распространению земледелия среди гаошань и оказали на них культурное влияние, в особенности на племя пайван.

Таким образом, уже почти две тысячи лет на острове проживало, с одной стороны, китайское земледельческое население, занимающее равнины западной его части, с другой, в горах, — охотничьи племена, предки современных гаошань, которые прежде отнюдь не были жителями высокогорий и стали таковыми в силу исторических условий.

Первая попытка захватить о. Тайвань была совершена Португалией в XVI в., однако уже в 1624 г. южная часть острова была захвачена Голландией, а в 1626 г. северная часть — Испанией. В борьбе с Голландией Испания одержала победу в 1642 г. и завладела всем островом. Владычество Испании было сметено в 1662 г. объединенными силами китайцев и гаошань под предводительством выдающегося китайского полководца Чжэн Чэн-гуна. Тайвань вновь стал частью китайского государства. После японо-китайской войны 1894 г. Тайвань был захвачен японскими империалистами, чье полувековое господство принесло неисчислимые бедствия населению острова. В тяжелых условиях оккупационного режима гаошань не раз поднимались на борьбу, терпели поражение, отходили дальше в горы, но никогда не мирились с угнетением.

В этой борьбе народ гаошань проявил высокий героизм ц революционную сознательность. В 1928 г. на Тайване была создана подпольная коммунистическая организация, которая возглавила в период 1928— 1931 гг. революционное движение гаошань («движение Ушэ») против колониального ига японских империалистов. В 1938 г. в районе отрогов Юйшань-Алишань гаошань совместно с китайцами создали антияпонский партизанский район. Японские оккупанты не в состоянии были покорить горные племена, они создали вокруг этих хребтов заградительные зоны, выкопали рвы и установили колючую проволоку. Всем жителям гор запрещалось под страхом смерти спускаться в эти зоны.

После капитуляции Японии и возвращения Тайваня Китаю в жизни населения мало что изменилось. Господствующая клика Чан Кай-ши продолжала политику угнетения как своего народа, так и некитайских племен. Закаленные в прошлых революционных битвах гаошань и трудящиеся массы китайцев вновь поднялись на борьбу против чанкайшистов и их американских хозяев. Навсегда войдет в историю восстание на Тайване 28 февраля 1947 г., которое хотя и было потоплено в крови, на всколыхнуло все революционные силы жителей острова и соседних островов. Новая волна революционных, антиамериканских выступлений охватила остров в 1960 г.

Хозяйство и быт

Основным занятием всех племен гаошань являются земледелие и охота, причем у таких племен, как ами, бунун и пинпу, которые до переселения китаицев владели большой частью территории на равнинах западного и восточного побережья острова, земледелие больше развито, а у племени атайял, наоборот, большее значение имеет охота.

Земледелие поливное, с террасовыми полями. Обработка почвы нередко производится с помощью крупного рогатого скота или лошадей, используемых как тягловая сила при пахоте. Однако техника обработки почвы и сами орудия труда весьма примитивны, все железные рабочие части орудий труда импортируются из китайских районов, поэтому количество их весьма ограничено. Основным сельскохозяйственным орудием является мотыга, с помощью которой разрыхляют землю на поле, очищенном перед этим от деревьев и кустарников, которые сжигаются. Способ обработки поля сохой или плугом больше всего распространен у племен пинпу и бунун. Занятие земледелием вплоть до последнего времени было исключительно делом женщин, и только с увеличением доли земледелия в общей экономике, особенно у племени бунун и пайван, им стали заниматься и мужчины. Выращивают гаошань на своих полях заливной рис, батат, таро, просо, различные овощи, рами и табак.

У всех племен, за исключением племен ами и пинпу, земля находится в собственности общины. Община регулярно наделяет каждую семью землей. У племен пинпу и ами, развивавшихся несколько иначе, как говорилось выше, эти участки общинной земли превратились в собственность отдельной семьи и возникла частная собственность на землю. У пайван старейшина владеет землей, но сам на ней не работает. Эта земля обрабатывается общинниками.

Охота, занимающая также важное место в жизни гаошань, является исключительно занятием мужчин. Охота ведется коллективно или индивидуально. Коллективная охота имеет наибольшее распространение. Каждая община владеет своими охотничьими угодьями, имеет свои особые правила, сроки охоты, добыча делится поровну. Самыми распространенными орудиями охоты являются метательные дротики или копья, лук и стрелы, а также силки, капканы, в последнее время появилось и огнестрельное оружие. Гаошань имеют и охотничьих собак. Охота ведется главным образом на оленей, шкура которых (особенно у племени цоу) идет на изготовление одежды, а также на кабанов, различных обезьян, медведей, диких буйволов, леопардов, зайцев, различную дичь и т. п.

Коллективная охота в большой степени сохранилась у племени атайял. Для охоты организуются специальные общества 2 раттан или котто-ратан. Они создаются только из членов одного рода. Эта группа — раттан — отправляется на свой охотничий участок, которым никому другому не разрешается пользоваться. В случае, если охотники убьют зверя, вбежавшего на их участок из другого, то необходимо отдать хозяевам того участка шкуру и мясо животного, оставив себе рога, ноги и пр.

При дележе добычи, за исключением тех случаев, когда бывает убит медведь, в первую очередь наиболее ценные части животного (рога или панты) дают владельцу охотничьей собаки, а стрелку (или стрелкам) —шкуру и печень. Если же убит медведь, то наделяют шкурой и печенью стрелка, а владельцу собаки особой доли не полагается.

Все остальное мясо делят поровну между всеми семьями общины, отправившей охотников, по количеству членов семьи. Головы животных в виде ценного дара преподносятся старейшинам общины или родов. Эти головы хранятся в специальных черепохранилшцах, которые свидетельствуют о бытовании в прежние времена обычая охоты за человеческими черепами.

Помимо земледелия и охоты, у тех групп (например, у ами), которые живут вблизи богатых рыбой рек Тайваня или по побережью, развито как подсобное занятие рыболовство. Домашним способом гаошань приготовляют различную утварь и орудия труда из дерева и бамбука, ткут ткани, делают гончарную посуду и умеют отливать наконечники для копий и стрел.

В конструкции жилища сохраняются племенные различия. Племя атайял сооружает свои дома по склонам гор, вкапывая их в землю, так что получается нечто вроде полуземлянок, огороженных стеной из крупных камней. У племени пайван жилище бывает двух типов. Одно представляет собой выкопанную пещеру, перед входом в которую устанавливается два столба и на них покоится небольшая крыша-навес. Другое напоминает китайское однокомнатное жилище со стенами, сделанными из бамбуковых дощечек, двухскатной крышей, покрытой тростником, и земляным полом.

Одежда мужчин, как правило, состоит из распашной короткой куртки с длинными рукавами и разрезом посредине, а также пояса стыдливости. Одежда женщин состоит из длинной или, наоборот, очень короткой, прямой юбки, нагрудника, часто украшенного зубами кабана или других хищников, и большой накидки, в которой матери носят своих детей на спине, а девушки употребляют как индийское сари, обертывая верхнюю часть тела. У других групп вместо этой накидки женщины носят короткую безрукавку белого цвета. Для изготовления одежды употребляют шкуры животных, пеньку и хлопчатобумажные ткани, которые получают от китайцев в обмен на дичь и мясо.

До последнего времени у гаошань была распространена татуировка тела (за исключением ами), особенно груди и лица, как у девушек, вышедших замуж, так и у юношей, которые достигли совершеннолетия.

Социальная организация, семейно-брачные отношения и верования

Общество ряда племен гаошань представляет патриархальную общинную организацию. Общая собственность у большинства племен на землю и охотничьи угодья, примитивность орудий труда, изоляция в горных, труднодоступных районах' способствовали сохранению этих пережиточных форм. Каждая община подразделялась на родственные группы. Наиболее крупные из них имели по 200 членов, мелкие — 20—30 человек. Община являлась основной экономической ячейкой еще и потому, что у этих племен охота продолжала иметь большое значение, а примитивная техника в земледелии, даже когда земля для обработки и распределялась между семьями, требовала сохранения коллективного труда. Община имела выборного главу — старейшину, который толковал обычаи общины, наблюдал за правильным распределением земель и возглавлял охотничью партию. У атайял, цоу, бунун и ами старейшина общины — самый почтенный пожилой человек, а семья строго патриархальная; у пайван есть деление на аристократические и плебейские группы родов и старейшина выдвигается только из аристократов, власть передается по наследству, а в семье положение женщины и мужчины равное; у ами нередко старейшина — женщина и место женщины в семье и обществе более высокое, чем у мужчин. Старейшину у бунун выбирали мужчины и женщины общины. Общины объединялись в племена, во главе которых стоял выборный племенной вождь.

В семейно-брачных отношениях также сохранились пережитки первобытной общины. Следует отметить, что наряду с патриархальностью общины и наличием ряда патриархальных больших семей внутри нее есть группы, где продолжает существовать приоритет материнского права.

У племени пайван сохранился обычай, согласно которому юноша, желающий вступить в брак со своей избранницей, должен поставить перед ее жилищем ведро с водой и прибор для добывания огня. Если эти предметы в знак согласия девушки на брак будут ею приняты, то жених обязан 2—3 года проработать на поле родителей невесты. Только тогда община разрешала ему вступить в брак, признав его совершеннолетним, но юноша должен был похитить невесту. После брачной ночи невеста убегала к своим родителям и жених должен был с помощью друзей вновь похитить ее. Если при вторичном похищении случалось и кровопролитие, то это считалось счастливым предзнаменованием, так как означало, вероятно, установление кровных отношений между обоими родами. Затем новобрачных поселяли в специально устроенном шалаше, где они находились в течение пяти дней, а затем возвращались в дом мужа; но у некоторых племен (ами) и до наших дней брак матрилокальный. Существовал обменный брак. Иногда локальность определялась необходимостью в той или иной общине иметь рабочую силу. Семьи строго моногамны, и многоженство запрещается.

Разрешение на вступление в брак дается общиной (у атайял и цоу) только совершеннолетнему юноше, который, чтоб его признали совершеннолетним, должен пройти особую инициацию — отличиться на охоте. Еще в конце прошлого века основными трофеями, доказывающими совершеннолетие юноши, были головы врагов, которые, возвращаясь с охоты, юноша нес на шесте, встречаемый праздничной толпой своих соплеменников. Шест устанавливался у входа в дом, и чем больше было таких голов, тем искуснее и доблестнее считался охотник. Изображения черепов (соответственно числу им добытых) вытатуировывались на груди охотника. Черепа собирались со всей общины и содержались в специальном хранилище.

Обычай охоты за черепами у гаошань был связан с целым рядом их верований и представлений.3 Черепа добывались: 1) ради приобретения звания взрослого мужчины; 2) ради разрешения спора; 3) ради отмщения за близких родственников; 4) ради устранения соперника в браке; 5) ради отвращения несчастливых примет во время опасной эпидемии или других стихийных бедствий; 6) ради возвеличивания самого себя и достижения почета. Как бы там ни было, но основными мотивами были те, которые определялись межродовой и межплеменной враждой, вызываемой постоянными столкновениями из-за охотничьих угодий, недостатка пищи и т. д. Никогда охота за головами не проводилась специально ради самой охоты, скорее всего это была форма мести, которую якобы требовали духи предков за попранную честь, нанесенное оскорбление. Кровная вражда, вспыхнув однажды, вовлекала все новые и новые поколения, которые вели между собой борьбу за существование. Только в XX в. постепенно охоту за головами людей стала сменять охота за головами животных. Духи предков могли спасти общину от постигшего горя только тогда, когда в их честь будут добыты головы животных и их черепа сложены в хранилище. Такие черепа устанавливались на полках перед хлебными амбарами, чтобы духи предков, видя данные трофеи, заботились о хорошем урожае.

В силу отсталости экономического и социального развития племен верования гаошань характеризуются пережитками тотемизма и фетишизма, различными поверьями и запретами, связанными с их охотничьими занятиями. Так, в то время как охотничья партия покинула селение, все оставшиеся не должны есть свинину, сородичи охотников избегают брать или передавать огонь, прекращают ткать и не берут в руки пряжу или пеньку, чтобы не вызвать затруднений для охотников, не запутать их следы, не завести в ловушку и т. п. Многие племена считают обезьян своими предками и запрещают их убивать, особенно это относится к племени пайван. Наряду с этими ранними формами верований большое развитие имеет культ предков, поклонение общеродовым предкам является одним из главных праздников общины. Большим народным праздником у ами является праздник урожая куру-маанъ.

Боясь потревожить дух предка, бунун хоронят умершего главу семейства в доме, где он жил, закапывая труп в землю под его лежанкой (голову умершего ориентируют на юг) и навсегда покидают это жилище. Пайван хоронят, как и некоторые другие племена, в четырехугольных гробах, но опускают их в специальные склепы, а не погребают в земле, как пинпу. У племени цоу существуют специальные священные рощи, где, по их поверьям, живут души предков и куда входить кому бы то ни было запрещено.

Тайваньские горные племена находятся сейчас в тяжелых условиях на оккупированном американскими империалистами острове, под гнетом остатков чанкайшистской банды. Требование китайского народа освободить Тайвань и прилегающие к нему острова находит полную поддержку у СССР, других стран социалистического лагеря и всего прогрессивного человечества.