Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народ лису Китая: характеристика
Этнография - Народы Восточной Азии

В пределах КНР лису насчитывается 317 400 чел. В основном они живут в северо-западной части провинции Юньнань (235 023 чел.), из них в автономном округе народности лису бассейна р. Нуцзян —110 661 чел., в особом районе Лицзян — 84 650 чел., в Дэхунском автономном округе народностей тай и цзинпо — 19 312 чел. Около 7 тыс. лису живет также в районе Сичан провинции Сычуань и в тибетском районе Чамдо. За пределами КНР лису обитают в Бирме, Таиланде, Камбодже. Общим самоназванием всех групп этой народности является лису.

Язык и письменность

Язык лису относится к подгруппе ицзу тибето- бирманской группы китайско-тибетской семьи языков. Выделяются два диалекта языка лису — нуцзянский и лицзянский. Однако словарный состав и грамматический строй этих диалектов настолько близок, что лису, говорящие на разных диалектах, свободно понимают друг друга. Язык лису политонален, отдельные диалекты и говоры его имеют 6 — 12 тонов. Порядок слов в предложении строго определен.

До 1949 г. у лису было три вида письменности, но ни один из них не получил широкого распространения. Первый вид — символическая «письменность» (скорее- мнемотехника и сигнализация). Например, если кому-либо посылали связанные' вместе деревянный меч с куриным пером, уголь и стручковый перец, то получивший знал, что неожиданно случилась неприятность, которая требует скорейшего его- прихода (как на пожаре), так как дело очень серьезное. В начале XX в. второй вид письменности был создан на основе мяоско-латинского алфавита миссионера Полларда. Третий вид письменности — слоговая письменность, созданная по типу китайских иероглифов крестьянином Ван Жэнь-по в 1925 г.

После 1949 г. была создана новая письменность для лису на основе латинского алфавита. С 1956 г. новая письменность стала внедряться в жизнь.

Вопросы этногенеза, история

Предки лису входили в состав той единой: общности народов ицзу, которая связана с государством Наньчжао. В те времена лису жили в районе Даляншань близ Сичана (ныне провинция Сычуань). На единство лису с другими народами этой группы указывает сопоставление их самоназваний: носу, нису, лису, лосу, мосу. Как видим, первый слог самоназваний варьирует сонанты н, л, ж, тогда как второй — су — везде одинаков. Возможно, что эти различия в самоназваниях отражают древние фонетические различия диалектов, позднее сложившихся в самостоятельные* языки.

Здесь имеется не только фонетическая, но и семантическая близость самоназваний. Все они переводятся как 'чернокостный человек’, чернокостные люди’. Так, в самоназвании лису су означает человек’, ли — черная кость’.

В VIII—IX вв. постоянные военные столкновения Наньчжао с Туфань явились причиной переселения части ицзу, в том числе и предков лису, на юг. Вытесняемые воинственными племенами тибетцев и своими прежними соплеменниками, основавшими государство Дали, предки лису переселились в бассейн р. Ланьцанцзян. Репрессии, обрушенные цин- ским правительством в середине XIX в. на участников Тайпинского восстания и народы юга Китая, заставили лису перейти через горы на юго-запад, где они постепенно и осели в бассейне р. Нуцзян, а частью обосновались в районе Дэхун. По сообщению китайских хроникг некоторые племена лису обосновались здесь еще 300 лет назад. По уровню социально-экономического развития лису стояли выше дулун и ну, заселявших этот район, и они вскоре покорили эти племена. Таким образом, лису, которые подвергались эксплуатации со стороны маньчжурско-китайской администрации, а также помещиков и ростовщиков бай и наси, сами прежде выступали угнетателями отсталых народностей дулун и ну.

Занятия

Основное занятие — земледелие. Лису живут в высокогорном районе, поэтому в зависимости от крутизны склона горы применяются различные орудия для обработки почвы: у подножья — плуг и рабочий скот; на крутых склонах — мотыга. Есть районы, где издавна применялись методы подсечно-огневого земледелия. Там, где употребляют плуг, поле пропахивают один раз, после чего его боронят. Потом палкой делают лунки, бросают в каждую лунку 2—3 зерна кукурузы и зарывают.

В долинах рек лису занимаются поливным земледелием, в основном выращивают рис. Как тягловая сила на поливных полях используются буйволы. В последние годы площадь поливных земель значительно увеличилась, но основную массу земель все еще составляют богарные земли. Важнейшей культурой на богаре является кукуруза. Из других культур выращивают гаолян, чумизу, грехичу, пшеницу, овес, ячмень, коноплю, различные сорта батата, бобов и т. д. Культуры распределялись по зонам. В год снимали один урожай. Урожаи были низкие. У 90% семей продовольствия хватало на 6—9 месяцев в году. Поэтому наряду с земледелием существенную роль продолжали играть охота и собирательство. Основным охотничьим оружием является самострел, который имеется у каждого мужчины. Стрелы изготовляют из бамбука. Наконечники их смазывают сильнодействующим ядом. Колчаны для стрел шьют из обезьяньей или медвежьей шкуры.

Некоторую роль в хозяйстве играет и животноводство. Разводят свиней, коров, буйволов, кур; есть также овцы, черные козы. Из шерсти коз изготовляют суконные ткани.

Ремесло еще не отделилось от земледелия. Ассортимент продукции очень беден, изготовляется только самое необходимое: утварь, простейшие орудия труда и т. п. Железа выплавлять лису не умели, а получали его от соседних народов.

Из женских домашних промыслов важнейшим является ткачество. Ткани ткут из волокон конопли. Ткань для одежды окрашивается в черный цвет или на нее наносят черно-белый набивной рисунок.

Торговля была развита слабо. Все необходимые товары лису выменивали у бай, наси, китайцев. С этой целью раз в полмесяца организовывали рынки.

Грузы переправлялись носильщиками. При переноске грузов мешок закреплялся лямками на спине, дополнительная лямка шла через голову, позволяя создавать точку опоры на лбу. Река Нуцзян в районе проживания лису несудоходна. Через реку переправлялись с помощью двух висячих тросов. В последнее время проложена дорога Ланьпин— Бицзян, через реки строятся мосты. Для перевозки грузов используются повозки, автомашины.

Социально-экономические отношения

Перед 1949 г. уровень развития социально-экономических отношений у лису был неодинаков. В некоторых районах (уезды Ланьпин, Лицзян, Удин и др.) уже выделялись помещичьи хозяйства. На развитие феодальных отношений в этом районе немалое влияние оказали соседние народы. Но на основной территории проживания лису — в бассейне р. Нуцзян — классовое расслоение не было выражено достаточно ярко, хотя имущественное неравенство было уже значительным. В деревнях бедняки и маломощные середняки составляли около 90% всех хозяйств. Начавшейся классовой дифференциации способствовало введение в конце XIX в. системы ту-сы, а затем, при гоминьдановцах, системы баоцзя. Используя различные формы экономического и внеэкономического принуждения, богатеи лису эксплуатировали основную массу беднейшего крестьянства.

Они занимались ростовщичеством, давая взаймы на очень тяжелых условиях (порой из расчета 50—100% годовых).

Деревня у лису была соседской общиной. До последнего времени сохранялось представление о родовой принадлежности.

В районе Нуцзяна имелось свыше 10 родов, которые до сих пор сохранили свои названия по животным, насекомым или растениям: тигр, баран, пчела, рыба, крыса, обезьяна, птица, медведь, бамбук, гречиха и т. д. В названиях родов сохранились, по-видимому, пережитки тотемизма. Члены рода медведя не убивали медведя. Во главе деревни стоял старейшина самого крупного рода; он избирался пожизненно. В его обязанности входило решение внутриродовых дел, разрешение споров, распоряжение обрядом жертвоприношения. Старейшина также представлял свой род в сношениях с другими родами. Его власть опиралась на традицию и авторитет. В некоторых районах частично еще сохранялась общественная собственность на незанятые земли. Каждый член рода мог свободно поднимать пустующие земли, но они не переходили в его собственность. Однако эти земли можно было выкупить у общины, и тогда они переходили в частную собственность. Полученные от продажи земли средства распределялись между членами рода поровну. Среди членов рода были распространены различные формы организации совместной обработки земли. Несколько родственных дворов объединялись для совместного ведения хозяйства. Распределение урожая было равным, независимо от внесенного пая земли и от количества затраченных рабочих дней. Однако надо заметить, что в последнее время принцип равноправия нередко нарушался и при распределении дохода уже учитывались размер внесенной доли земли, количество отработанных дней. Естественно, что зажиточные слои, обладавшие большими земельными участками, обогащались за счет беднейшего крестьянства. Возможности для эксплуатации давала и вашуа — родственная или соседская взаимопомощь • Прежде считалось обязательным оказать помощь нуждающемуся в ней при постройке дома, обработке земли и т. п. Перед 1949 г. разбогатевшие лису стали широко использовать эту традиционную форму для эксплуатации своих сородичей.

Исследователи отмечают у лису наличие элементов патриархального рабства.

Таким образом, о характере общества лису можно сказать, что оно прежде было раннефеодальным со значительными пережитками первобытнообщинного строя и элементами патриархального рабства.

Материальная культура

Жилой дом двух типов. Первый, самый распространенный, — тип деревянного срубного одноэтажного дома, в плане прямоугольника. Этот тип характерен для оседлого населения зоны хвойных лесов Юго-Западного Китая, он встречается также у наси, ну, дулун.

Второй тип распространен в долинах рек. Это деревянные свайные двухэтажные дома: первый (свайный) этаж приспособлен для скота, на втором живут люди. Этот тип характерен для Юго-Восточной Азии. Крыша двускатная, из травы. Стены деревянные или плетеные из бамбука. В некоторых районах есть глинобитные дома. Строить глинобитные дома лису научились у южных китайцев, восприняв и тип глинобитной постройки. Жилой этаж домов состоит из двух комнат, одинаковых по размеру. Пол покрыт бамбуковым настилом. Вход в дом находится в левой части стены. Очаг всегда в центре комнаты. Над очагом треножник с котлом. Очаг считается священным местом. Внутренняя, вторая комната также имеет в центре очаг. На стене висит оружие, охотничьи принадлежности. В некоторых районах внутренняя комната считается запретной, нечлены семьи не могут без приглашения входить в нее. Спят вокруг очага.

Наиболее распространенной пищ,ей является каша из кукурузы, риса, гаоляна. Пищу сильно перчат (перец черный). Принимают пищу обычно два раза в день. Едят сидя на полу. Пищу накладывают в деревянные чашки и употребляют палочки типа китайских куайцзы. Многое из утвари сделано из бамбука — сосуды для хранения воды, пищи и т. д. В деревинных ведрах с крышкой хранят зерно. Из напитков употребляют чай, местное злаковое вино. Вино готовят из кукурузы или гаоляна. В зерно, залитое водой, кладут закваску, после брожения получается некрепкое вино.

Мужской костюм лису близок к мужскому костюму хани. Мужчины носят широкий пояс, на котором справа обычно подвешены нож и курительная трубка. Волосы заплетают в косы, носят тюрбанообразную головную повязку или же ходят без головного убора. Женские кофты бывают как длинные, так и короткие, без ворота. Кофта запахивается на правую сторону. По краю полы идет цветная кайма в 2—3 см шириной. Иногда поверх носят распашные безрукавки. Юбка длинная, до пят, со складками. Обязательным элементом женской одежды является сумка, носимая через плечо. Женщины заплетают косы, головы не покрывают. Широко распространено головное украшение из раковин или, чаще, из твердых белых семян некоторых растений. Женщины любят различные украшения из серебра, меди, сплетеные из травы кольца; их носят на шее, на руках и на ногах. Замужние женщины носят медные серьги.

Семейно-брачные отношения

Семья малая. Брак патрилокальный. До брака во время празднеств было допустимо свободное половое общение девушек и юношей. Для этого у лису были так называемые «общие дома». После работы молодежь собиралась в этих домах, где до глубокой ночи, сидя вокруг огня, пели, играли на музыкальных инструментах, рассказывали героические истории. Затем все вместе ложились спать. Вдовы и вдовцы также могли участвовать на таких собраниях. Браки запрещались только между родными братьями и сестрами. Обязательным требованием для вступления в брак являлось совпадение в возрасте. Был предпочтителен, однако, и широко распространен кросскузенный брак.

Прежде нередкими бывали случаи умыкания невесты. Но обычно крали девушку, предварительно заручившись ее согласием на брак. В день заключения договора о свадьбе родные невесты приглашали родственников, друзей, угощали их. Родные жениха преподносили подарки (вино, ткани, скот). Пелись ритуальные песни, произносились, по давно установившемуся образцу, поздравительные речи с пожеланиями счастья. В день свадьбы родители, родственники, подруги провожали невесту в дом будущего мужа. На половине пути их встречали представители жениха, которые и сопровождали их далее к его дому. Когда все они подходили к дверям дома, несколько юношей (чаще трое или четверо), заранее выделенных стороной жениха, небольшими деревянными палками в шутку били родственников невесты, приговаривая, что они «бьют чертей». Двери дома в это время были закрыты и невесте не разрешали войти в дом, говоря, что за ней следует злой дух. Родственники невесты отвечали, что нет никаких злых духов, а если они и были, то их убили или прогнали. После совершения этого ритуала двери открывались и невеста входила в дом. Родичи жениха подносили различные угощения (вино, мясо и т. д.). На второй день сопровождающие невесту родственники, получив кое-какие подарки (обычно продукты питания), возвращались домой. Еще до свадьбы родители жениха строили для него отдельный дом, куда он на вторую ночь и уходил с молодой женой. На 13-й день после свадьбы молодая с мужем отправлялась в дом своих родителей, которые также устраивали е их честь угощение. В течение следующих 13 дней молодые жили в доме родителей жены, потом окончательно возвращались в свой дом. Там их встречали родители мужа и дарили молодой курицу, котел, свинью, сельскохозяйственный инвентарь. С этого времени молодые начинали вести самостоятельстное хозяйство. Если оказывалось, что жена не рожает мальчика, то с ее согласия муж мог взять в дом еще 2—3 жены. У лису также существовал обычай левирата. В отличие от других народов той же этнической группы у лису левират может быть и старший и младший. Вдова и вдовец могли вторично вступить в брак. Положение женщины в семье и обществе было и раньше довольно высоким.

Случаи развода сравнительно редки. Если развод был по инициативе мужа, то происходил раздел детей: девочки оставались с матерью, мальчики оставались с отцом. Если развода требовала жена, она все своя вещи и детей оставляла в доме мужа.

Когда в деревне узнают о смерти своего односельчанина, то все считают своим долгом обязательно побывать в доме покойного. Покойника хоронят в деревянном гробу. Впереди траурной процессии идут 3— 4 юноши, они держат в руках ножи, танцуют и громко кричат, чтобы отогнать злых духов/ Обычно хоронят на склоне горы. Общих кладбищ у лису нет. Могилу делают ровной, без земляного холмика. Над могилой вешали вещи покойного, которыми он пользовался при жизни. За могилой после погребения не ухаживают.

Верования

По верованиям большинство лису анимисты. Особенно был почитаем бог деревни Халани. После сбора осеннего урожая ему приносили жертвы. Богу охоты Суии обычно приносили жертвы перед охотой. У лису нет храмовых помещений, нет и изображений богов. В некоторых местах исследователи отмечали наличие фетишей. Кроме упомянутых божеств, лису верили в духов воды, гор, камня, дороги, реки. Деление на добрых и злых духов резко не выражено.

В каждой деревне было два шамана. Один из них назывался нипа, другой нигупа. Нипа проводил гадания, читал священные каноны. Ни- гупа убивал жертвенных животных, занимался «изгнанием чертей». Раньше шаманы пользовались большим авторитетом. У лису не было более образованных людей, чем шаманы. Они были хранителями исторических преданий. В начале нашего века у лису получило распространение христианство. Но крестьяне во время болезней по-прежнему приносили жертвы, обращаясь к помощи нипа и нигупа.

Праздники

Главным праздником является Новый год. Новый год отмечается по лунному календарю с 27-го числа двенадцатого месяца по 9-е число первого месяца. Дома, у очага, пьют вино, рассказывают предания, легенды, высказывают пожелания благополучия и счастья в новом году. 7-го числа первого месяца отмечается праздник женщины. В этот день женщины не работают: даже пищу готовят мужчины. В последний день праздника Нового года женщины готовят самые лучшие кушания и угощают ими мужчин. В конце седьмого—начале восьмого месяцев проводится празднование в честь богов гор, воды и дракона.

Музыкальные инструменты богато орнаментированы и украшены подвесными украшениями (раковины, бусы и т. п.). Особенной любовью у лису пользуются так называемые «горные песни». Это песни о любви, о труде, о новой жизни. Иногда один песенный импровизированный сказ может длиться несколько дней и ночей.