Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сифань, цзяжун, цян - этнографические группы тибетцев
Этнография - Народы Восточной Азии

Сифань — этнографическая группа тибетцев; численность их составляет примерно 33 тыс. чел. Сифань расселены в провинции Сычуань — в Ганьцзыском тибетском автономном округе, в Ляншаньском автономном округе ицзу, а также в уездах Мули, Цзюлун, Яньтай и др.

До 1949 г. у сифань господствовали феодальные отношения. Аграрная реформа, проведенная в районах расселения сифань, уничтожила феодальную собственность на землю.

Основное занятие сифань — земледелие. Сельскохозяйственные орудия почти те же, что и у тибетцев и бай. Основные культуры: гречиха, просо, суходольный рис, в незначительных размерах пшеница. Сифань зачастую совмещают земледелие с содержанием животных, они занимаются также отгонным скотоводством. Разводят главным образом овец, лошадей, крупный рогатый скот.

Из других занятий развиты рыболовство, охота, сбор лекарственных растений. В каждой деревне издавна были свои ремесленники, выделывавшие из железа и дерева разные несложнее орудия. Широко распространено ткачество и изготовление хозяйственной утвари из бамбука. В настоящее время среди сифань появляются люди совершенно не известных ранее профессий — рабочие, работники просвещения, медицины и т. д.

Прежде земля в долинах находилась в частной собственности. Она постепенно концентрировалась в руках помещиков (сифань, наси) разорившиеся крестьяне становились арендаторами, попадали в долговую зависимость и превращались в лично зависимых слуг семьи помещика — бацзы.

Каждая семья бацзы обрабатывала выделенный ей помещиком участок земли, за пользование которым расплачивалась натурой. Бацзы в порядке очередности выполняли работы на полях и в доме помещика. Наряду с бацзы, по положению сходными с крепостными, существовали л свободные общинники.

Земля в горах еще считалась коллективной собственностью всей деревни. Жители выкорчевывали лес и обрабатывали участки этой земли, не внося за пользование в течение пяти лет никакой платы. Через пять лет участок отходил в пользование всех жителей деревни, но размер арендной платы за его использование был вдвое меньше платы за аренду земли у помещика. Арендная плата пополняла общедеревенскую кассу, но значительная часть ее шла уже непосредственно старшинам.

Между жилищем сифань и тибетцев много общего. Сифань скотоводы обитают в палатках из шерстяной ткани, жилищем оседлого населения служат обычно двухэтажные дома, деревянные или каменные. Нижний этаж используется для содержания скота, верхний — как жилое помещение. Дома сифань имеют двускатную крышу из сосновой щепы, придавленной сверху камнями. Тип поселений у них обычно кучевой.

Одежда сифань, особенно мужская, в результате длительного культурного контакта с тибетцами и южными китайцами представляет собой соединение элементов одежды этих народов. В женской одежде сохранилось больше особенностей. Она состоит из доходящей до талии кофты, длинной юбки, кожаной или шерстяной куртки, иногда безрукавки. Волосы женщины заплетали в несколько кос.

Состав пищи у тибетцев и сифань в целом одинаков, но сифань охотнее и в больших размерах употребляют в пищу рыбу.

У сифань преобладает малая семья. Известное распространение имела прежде братская полиандрия. До последнего времени среди сифань был распространен левират.

Большая часть сифань — ламаисты. Вместе с тем у сифань существовало почитание духов гор. Все эти верования в той или иной степени переплетаются между собой.

Главная религиозная церемония — принесение жертв духам предков и духу семьи, которая совершалась во время встречи Нового года, в праздник Цинмин, во время сбора урожая гречихи (в восьмом месяце лунного календаря), а также при заключении браков. Вторая по значимости церемония — принесение жертв духам гор (два раза в год).

Сифань отмечают в 5-й день пятого лунного месяца праздник дракона, который совпадает у них с праздником начала лета. В этот день молодежь собиралась в горных пещерах, где жгли ароматические травы, пели песни, танцевали. Ночью старики собирались у старейшин общины, где молились о богатом урожае.

Цзяжун

Численность цзяжун — другой этнографической группы тибетки — составляет примерно 70 тыс. чел. Они населяют долины горного хребта Лайбаланшань на правом берегу р. Миньцзян (провинция Сычуань) в пределах Абаского тибетского автономного округа (уезды Маэркан, Чо- сыцзя, Дацзинь, Сяоцзинь, Ли). Цзяжун проживают также в уездах Даньба, и Даофу Ганьцзыского тибетского автономного округа, а также в уезде Баосинь той же провинции.

Цзяжун — китайское название. Тибетцы называют их чжарун. Самоназвание цзяжун — кара.

По сохранившимся легендам, предки цзяжун около 600 лет назад населяли районы северного Тибета и Синьцзяна. Позже они переселились на юг, где им за заслуги в войнах с монгольскими завоевателями были предоставлены земли к западу от р. Миньцзян. Затем в результате столкновений с императорскими войсками Китая цзяжун были оттеснены из долин в горы. По другим легендам, цзяжун — потомки переселенцев из Нгари (близ Камба Дзонг, западный Тибет). Они пришли на правый берег р. Миньцзян в начале XIII в., где за военные заслуги получили от юаньской династии Китая земли, на которых потомки их живут до сих пор.

Цзяжун делились на несколько племен, часто воевавших между собой. В начале XX в. у цзяжун существовало несколько феодальных владений. Уже давно племенная структура у цзяжун прикрывала довольно развитые феодальные отношения. Вожди племен были полновластными господами в пределах своих владений. Территория племени — своеобразное княжество — делилась на районы, управлявшиеся наместниками вождя.

Традиционные занятия цзяжун — земледелие и скотоводство. На орошаемых полях они выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу, гречиху, различные овощи, в прошлом — опийный мак. Скотоводы разводят яков, крупный рогатый скот, низкорослых лошадей, коз, свиней. Осенью и зимой цзяжун занимаются охотой. Из ремесел, помимо ткачества, было развито изготовление оружия; центр оружейного ремесла находился в Сомо.

Жилище цзяжун — обычно двухэтажный каменный дом с двускатной крышей из щепы, придавленной сверху камнями. Первый этаж, как и в тибетском доме, служит помещением для скота, второй — жилой. Поселения обычно состоят из нескольких десятков домов и расположены по склонам гор. В каждом селении есть одна—две (иногда больше) каменные башни высотой в 18—20 м, четырехугольной формы. Раньше они служили убежищем для жителей деревни при нападении врагов.

Мужская одежда цзяжун в целом не отличается от,одежды тибетцев восточного Тибета. Но головной убор у них — навой в виде чалмы (как у цян) или же фетровая шляпа.

Женщины цзяжун носят платье из домотканной или покупной материи, перехваченное в талии поясом. Волосы заплетают в две косы. Из украшений наиболее распространены серебряные браслеты и серьги.

Пища цзяжун состоит из цзамбы, лепешек, овощей, а также мяса, молока, масла, чая. Но цзяжун довольно охотно употребляли в пищу яйца. Способы приготовления пищи в общем не отличаются от тибетских. Крепкие напитки цзяжун приготовляли из ячменя с различными травами и цветами.

У цзяжун преобладает малая семья. В прошлом среди вождей племен была распространена полигамия. Брак заключали с ведома родителей, сватом обычно выступал дядя жениха. После свадьбы молодая возвращалась в дом своих родителей и только через несколько месяцев она окончательно переселялась в дом мужа. Издавна женщина у цзяжун пользовалась большим уважением и почетом. Она имела равные права с мужчинами в решении различных дел, обрабатывала поля, пасла скот, занималась торговлей. Нередко женщины были даже вождями племен.

У цзяжун была очень широко распространена религия бон. С бон тесно связаны народные празднества цзяжун. Самым значительным является праздник Нового года, приходящийся на 12-й и 13-й день одиннадцатого месяца (по лунному календарю). К этому празднику цзяжун пекли плоские хлебы в виде солнечного диска, полумесяца, звезд, петуха (играющего большую роль в религии бон), мифических животных, а также специальные хлебы для всех членов семьи. Самый большой хлеб выпекали в честь прародительницы семьи. В четвертый месяц праздновался день начала полевых работ. В день праздника жители деревни вместе с жрецом бон поднимались в горы, где последний читал заклинания с целью «охранить» будущий урожай. Вслед за этим, после выполнения обрядов, начинались сельскохозяйственные работы. Цзяжун отмечали праздник летнего солнцестояния и праздники, связанные с ламаизмом.

Цян

Численность цян — около 36 тыс. чел. Абсолютное большинство их проживает в провинции Сычуань, где они составляют компактную группу населения Абаского тибетского автономного округа. Здесь они расселены в уездах Маосянь, Лисянь, Вэньчуань, Сунпань, Хэйшуй и др. В 1958 г. пз населенных цян районов первых трех уездов был образован Маовэнь- ский автономный уезд цян.

Самоназвание цян — жума или жумэй.

Основные занятия цян — земледелие, затем скотоводство. Цян выращивают цинкэ, просо, пшеницу, гречиху, кукурузу, картофель, коноплю, табак, перец. Они разводят крупный и мелкий рогатый скот, свиней. В прошлом техника обработки земли у цян находилась на низком уровне (сохранялся подсечно-огневой способ обработки земли), основным сельскохозяйственным орудием был деревянный плуг. Часто у цян не было тяглового скота и в плуг впрягались люди. Цян использовали также мотыгу, серп, кривой нож. Еще в тридцатых годах XX в. отмечался факт распространения и использования каменных орудий в этих районах.

Из ремесел и подсобных промыслов у цян наиболее развиты были ткачество, а также обжиг извести, выпаривание соли, заготовка дров, сбор лекарственных трав, переноска грузов, охота.

Жилище цян — это обычно каменные дома в два этажа, с плоскими или же двускатными (в этом случае черепичными) крышами. Традиционный тип поселений кучевой. Характерной особенностью всех поселений цян, как и цзяжун, является высокая башня.

Мужская одежда цян состоит из короткой куртки, шерстяной или кожаной (мехом внутрь) безрукавки, штанов и башмаков. В талии подпоясываются широкими вышитыми поясами. Головным убором мужчин и женщин цян является чалмообразный головной навой из белой или темной ткани.

Женщины носят длинную юбку с кофтой или же халат. Сверху носят безрукавки, в талии подпоясываются расшитыми поясами. Широко распространены украшенные разнообразной вышивкой передники.

У цян преобладает малая семья. У них отмечено существование братской полиандрии и левирата. Женщины в обществе занимали высокое и уважаемое положение, в прошлом они в некоторых случаях становились даже во главе племен.

Среди цян были широко распространены религия бон и ламаизм. Сохраняли свое значение различные анимистические представления, особенно культ духов гор, с которым было связано существование культа белого камня. Обряд жертвоприношения ягненка у белого камня, своеобразного алтаря, — пережиток древних обрядов, связанных с осенним забоем скота и сбором урожая.