Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народность Китая яо. Пища, жилище, одежда. Верования, фольклор
Этнография - Народы Восточной Азии

Народность яо, по переписи 1953 г., в Китае насчитывает свыше 660 тыс. чел.

Самоназвание яо — минь и мань, что в обоих случаях означает 'человек’, люди’. Вьетнамские яо имеют самоназвание киммъен или май, первое означает 'люди с гор’. Принятое в Китае название этого народа — яо — употребляется примерно с VIII в. н. э., во Вьетнаме, куда яо переселились из Китая в XII—XIII в., их называют ман.

Яо — древнейший народ, населявший области юга Восточной Азии, расселен в настоящее время в следующих южных провинциях КНР: Гуанси-Чжуанский автономный район, провинция Гуандун, Хунань и Юньнань. Основной территорией расселения яо являются горные районы в Гуанси — Даяошань и в Гуандуне — Ляньнань. С 1952 г. в Китае были созданы автономные уезды народа яо — Даяошань, Ляньнань, а также Шаобяньский автономный уезд яо провинции Гуандун, Цзянхуаский автономный уезд яо провинции Хунань, Дуаньский и Бамаский автономные уезды яо Гуанси-Чжуанского автономного района.

Проблема происхождения яо

Язык яо сохраняет основу прежнего, древнего языкового единства народов мяо и яо, которые до VIII в. н. э. еще составляли единую племенную группу мань, ведущую свое происхождение от предка Паньху — «пятицветной собаки». Древний этногенез и этническая история яо до VIII в. являются общими и для мяо, и для яо.

В раннем историко-географическом сочинении «Географическое обозрение династии Суй» (VI в.) есть указание на то, что в районе Чанша обитают многочисленные племена, которых называют мояо. В более ранних памятниках племена мо определенно связываются с мяоской частью мань, в то время как название яо употребляется для тех групп, которые и стали предками современных яо. В период правления в Китае династии Сун (X—XIII вв.) отмечалось, что в Гуандуне есть племена — потомки мань района Уци и Чанша, которые ведут свое происхождение от легендарного предка Паньху и называются мань-яо. С Сунской династии начинается период самостоятельного развития двух народов мяо и яо. Под давлением китайских войск яо вынуждены были отступить на юг и юго-запад из районов Чанша—Уци и осели в горных, мало пригодных для занятия земледелием районах. Часть яо по морскому побережью дошла до севера Вьетнама, где в настоящее время их потомки также обитают в горных районах.

Хозяйство и материальная культура

Природные условия, в которых очутились яо,. определили развитие у них наряду с мотыжным земледелием по горным склонам также лесного промысла. Основными сельскохозяйственными культурами являются рис, кукуруза, батат. Леса состоят из сосны, тунгового и чайного дерева. Долгое время основой земледелия являдся подсечно-огневой способ обработки почвы. Рабочего скота в яоских хозяйствах было мало, но каждая семья в больших количествах разводила свиней, кур. Домашними животными у яо были также собаки и буйволы.

Наряду с основными занятиями земледелием и лесным промыслом были развиты подсобные: охота на диких зверей и птиц (в районах, населенных яо, обитают горные бараны, зайцы, медведи, тигры, гуси, фазаны и т. д.), сбор лекарственных трав и кореньев, разные промыслы.

Для современного развития хозяйственной жизни яо характерно, наряду с улучшением агротехники в земледелии и лесном деле, широкое развитие горнорудной промышленности. В горах добывается золото, серебро, железная руда, олово и многие другие полезные ископаемые. Прежде богатства горных недр строго охранялись от чужеземцев, так как считалось, что эти богатства представляют собою плоть предков и, если они попадут на глаза чужих людей, то произойдет несчастье для всего народа яо.

Именно поэтому основу обмена с соседними районами прежде составляли продукты лесного промысла, которые яо выменивали на изделия из железа, оружие и ткани, а также домашний скот.

Пища, жилище, одежда

Пища у яо растительная и мясная. Обычно яо едят два раза в день, в период сева и уборки урожая три раза. Первый прием пищи происходит утром второй в обеденное время, но специальной регламентации не существует. Завтрак, как правило, состоит из кукурузного или рисового отвара и просяной каши. В обед едят кашу из кукурузы или клейкого риса, которая употребляется в пищу завернутой в молодые листочки, наподобие голубцов. Обед составляют овощи, мясо свиней и домашней птицы. Нередко за обедом пьют вино, приготовленное из диких фруктов или плодов. Широко распространено употребление желтых бобов, соевого сыра, квашеных овощей и рыбы, которую ловят в горных водоемах.

Жилище яо — прямоугольный в плане дом, стены которого сложены из щебня, смешанного с глиной. Крыша двухскатная, кроется черепицей, которую яо покупали у китайцев, или же соломой. Жилище обычно одно- или двухкомнатное. Пол земляной. Внутренних перегородок в доме, как правило, нет. Через дорогу напротив дома часто устроен помост на сваях, служащий для работы и отдыха. Сзади дома пристройка, снабженная перегородкой, используется для загона скота, хранения топлива, сельскохозяйственных орудий. Выход ориентирован на долину или реку.

Внутри дома у задней стены находится алтарь предков, представляющий двустворчатый шкафчик, где хранятся таблички с именами умерших. В районе Ляньнаня, кроме таких алтарей, еще устраивается ниша духов с различными амулетами и идолами. Направо или налево от них в углу помещается земляной очаг высотой в метр с двумя или одним вмазанным котлом. У стены справа и слева от очага располагается утварь, сосуды для вина. Правая часть дома обычно считается помещением для родителей, левая для детей. Спят яо или прямо на полу на подстилках, или, чаще, на специальных деревянных широких лавках.

В настоящее время повседневная одежда мужчин яо близка к чжуанской, а праздничная, как и повседневная женская, сохраняет традиционные формы. Одежда яо распашная, хлопчатобумажная, преимущественно черного или темно-синего цвета, с большим количеством вышивки на обшлагах рукавов, по низу штанин, по подолу и краям юбки или халата.

Мужская одежда состоит из нательной куртки с прямым разрезом, покроя кимоно, с вшивным рукавом, и штанов.

Женский костюм состоит из короткой нательной куртки такого же покроя, как и мужская, ярко вышитого нагрудника и юбки, не сшитой, которая запахивается справа налево. Некоторые группы яо носят длинный халат и штаны китайского типа, которые украшены внизу нашитыми кусками материи с вышивкой. Любопытен широко распространенный обычай зачесывать длинные волосы в узел, перехваченный серебряным кольцом или несколькими кольцами, который напоминает прическу ицзу тяныгуса—«небесного владыки». Прическа у некоторых групп яо, когда волосы укладываются вместе с головным платком так, что образуются два торчащих уха, является традиционной и связана с легендой о предке яо—«пятицветной собаке Паньху». Широко распространены у яо женские и мужские украшения из серебра типа гривны, шейных, ручных и ножных браслетов.

Мужчины, как и женщины, обычно ходят босиком, обертывая ноги белыми холщевыми обмотками. На голове мужчины и женщины носят белый или синий тюрбан, или высокую остроконечную бамбуковую шапку.

Социальная организация

Прежде у яо, наряду с развитием под влиянием китайцев феодальных отношений, сохранялись в значительной степени пережитки первобытнообщинных отношений. Пахотная земля находилась в собственности отдельной семьи, землю можно было продавать, в частной собственности находились и деревья, растущие на земельном участке, а весь остальной лесной массив близ деревни принадлежал всей деревне, представлявшей, таким образом, своеобразную сельскую общину. Каждая деревня имела старейшину, ведавшего всей административной властью, распоряжавшегося сельскохозяйственными работами, ликвидировавшего конфликты и организовывавшего общинные обряды. В период правления династии Цин в Китае в яоских поселениях были назначены или введены должности «яоских начальников» или «управителей #яо». В годы гоминьдановской реакции были созданы местные управления чанкайшистской охранки и военно- полицейские посты.

У яо района Даяошань до 1933 г., а в некоторых случаях и до 1948 г. сохранялась своеобразная система социальной организации, называемая шипай. Местное название гор также Шипай, что означает 'каменная плита’. Шипай — это объединение на основе общих прав и обязанностей, записанных всеми жителями в специальном договоре; символом объединения являлась каменная плита с нанесенными на ней знаками, символизирующими факт заключения договора. Одна деревня называлась «малый шипай», несколько деревень объединялось в «большой шипай». Во главе шипай стоял вождь, который был обязан следить за строгим соблюдением общего договора, объединять все силы, если потребуется, для защиты имущества и спокойствия людей, входивших в шипай. Эта организация, безусловно, продолжала традиции родового общества. Связь с прошлым родовым делением имеют и современные фамилии яо, браки между однофамильцами строго запрещены. У группы яо района Ляньнань наиболее распространены фамилии — Тан, Дэн, которые, видимо, заимствованы, а также Пань, имеющая отношение к знаменитому предку Пашху.

В условиях господства феодального Китая земли, некогда принадлежавшие яо, были узурпированы китайскими помещиками, в руках старейшин и их семей сосредоточивались основные богатства, а трудовое крестьянство испытывало постоянный двойной гнет. Уровень жизни подавляющего большинства народа яо был крайне низким, нередко до революции во многих семьях в течение трех, а то и шести месяцев в году, не хватало пищи.

Верования

Низкому экономическому уровню развития соответствовал общий низкий уровень культуры, в сфере духовной жизни господствовали различные религиозные предрассудки и суеверия. Яо по своим религиозным воззрениям анимисты, большое значение имел у них и культ предков. Мир, по представлениям яо, населяют добрые и злые духи; каждый предмет живой и неживой природы имеет своего рода духа-покровителя. Несчастья людям — болезни и смерть — приносят злые духи, изгнать или умилостивить которых можно с помощью различного рода заклинаний и амулетов. Большую роль в общественной жизни прежде играли шаманы,, которые принимали участие в различных обрядах. Обладая некоторым знанием китайской письменности, они пользовались оракульными сочинениями даоского толка.

У яо существовало четыре типа амулетов: 1) против злых духов вообще; 2) помогающие при бракосочетаниях; 3) помогающие при строительстве и 4) помогающие путникам в дороге. Существовали также различные табу.

В культе предков особое место отводится Паньху, в честь которой* сооружены кумирни. 7-й день седьмого лунного месяца считается днем рождения Паньху. В этот день яо устраивают большой праздник, посещают кумирни и возжигают в честь знаменитого предка курительные свечи и благовония.

Семья и семейно-брачные отношения

Семья яо малая, моногамная и патриархальная. Брак заключается путем сговора родителей, но совершенно необходимо согласие самих брачащихся. Брачной церемонии предшествует обряд «лунных танцев», который характерен и для мяо. Имеет распространение и другой обряд, называемый «встречи у стены и дверей».

Когда девушка достигает брачного возраста, отец устраивает ей ложе у стеньг в отдельном помещении и рядом в стене проделывает сквозное отверстие. Обычно» это происходит зимой после уборки урожая. Юноша подходит к дому невесты и,, просовывая в отверстие длинный мундштук трубки, будит ее. Он обращается к ней с любовными стихами и песнями. Между ними завязывается разговор. Если пришедший юноша — тот, кого она любит, она встает с ложа, садится за прялку ж только затем открывает дверь, чтобы впустить юношу. Он входит, прикрывая лицо рукавом черной куртки, и садится спиной к девушке. Невеста подбрасывает в очаг хворост, и, когда пламя озарит всю комнату, юноша оборачивается и они начинают- разговор, прерывающийся песнями. После таких неоднократных встреч девушка начинает вышивать узоры на праздничном платье. Это значит, что она сделала выбор. В один из вечеров юноша приходит в праздничном наряде, а невеста его встречает в свадебном платье. Они окончательно договариваются о браке, будят мать и ставят ее в известность о случившемся; та в шутку отговаривает юношу жениться на ее дочери, которая и нерасторопна, и ленива. Затем мать подает им вино и угощение, они пьют за ее здоровье и ночью уходят в дом жениха. Здесь встречает их отец, который долго расспрашивает, кто они такие, затем также- устраивает угощение. На следующее утро молодые просыпаются раньше всех и, принимаясь за хозяйственные дела, должны производить как можно больше шума. Деревня просыпается, и все узнают, где возникла новая семья. Молодых приходят поздравить, начинается пиршество.

В некоторых районах у яо бытовал выкуп за невесту.

Фольклор и письменность

Яо создали богатую изустную народную литературу, памятники которой сейчас собираются. Это преимущественно легенды и предания, мифы и сказки.

Чрезвычайно разнообразно песенное творчество яо. Песни создаются путем свободной импровизации, характерна песенная перекличка юношеИ и девушек. Из опубликованных на китайском языке яоских сказок наибольшей популярностью пользуется сборник «Золотая свирель». Яоский музыкальный инструмент — свирель типа мяоской ки считается священным атрибутом каждого юноши; мелодии, сыгранные на нем, не только развевают тоску и грусть, но способны, якобы, умиротворить чудовищ и злых духов.

Народ яо не имел прежде своей письменности, некоторое распространение среди шаманов имело китайское иероглифическое письмо.

Яо имеют длительную историю революционной борьбы. В годы Тайпинского восстания плечом к плечу с другими народами сражались крестьяне яо против цинской монархии. В годы народной революции яо организовывали революционные базы, создавали партизанские отряды и наносили чувствительные удары по врагу. Победа революции была и их победой над мрачным прошлым.