Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народи Китая мяо: краткая характеристика
Этнография - Народы Восточной Азии

Эта группа представлена четырьмя народами — собственно мяо и яо, а также более близкими по языку к яо — шэ и к мяо — гэлао, или цилао.

Народы группы мяо-яо расселены во всех провинциях Южного и Юго-Западного Китая. Наиболее компактно мяо живут в западной Хунани и восточной Гуйчжоу, яо — в горных районах Даяошань Гуанси- Чжуанского автономного района и Ляньнань провинции Гуандун. В целом эта группа насчитывает около 3.5 млн чел.

Языковое родство мяо и яо никем из исследователей не оспаривалось; напротив, подмечая ту особенность, что отдельные диалекты мяо (Вьетнама, о. Хайнань, провинции Юньнань) ближе к языку яо, чем к языку основной группы мяо Гуйчжоу-Хунани, а также что и мяо и яо считают своим предком «пятицветную собаку Паньху», А. Масперо и И. Я. Бичурин высказывали предположение о древнем этническом и языковом единстве этих народов.

Изучение древних исторических материалов позволяет определить древние племена мань как единый языковой и этнический ствол современных народов мяо, яо и шэ. Мань — предки мяо, яо и шэ — составляли важный компонент исторического племенного объединения саньмяо. Еще в VI—VII вв. нашей эры предки мяо и яо входили в единую группу мань и населяли районы современных провинций Цзянси и Хунань. С VIII в. началось распадение единого ствола мань на две большие группы — маньяо и маньмяо. Первые отошли в горные районы Гуанси и Гуандуна и к XIII в. переселились в северные районы Вьетнама и Лаоса, вторые двинулись на запад в горные районы Хунани и Гуйчжоу и далее через Юньнань на север Вьетнама и Лаоса.

Долгое время в науке обсуждался вопрос о месте мяо-яо в системе языковой классификации. Приблизительно с начала нашего века, вслед за английским исследователем Дэвисом, некоторые ученые стали считать мяо-яо представителями мон-кхмерских народов. Язык мяо-яо был отнесен к мон-кхмерской яаыковой семье. Исходя из этого, предполагалось, что заселение народами ^мяо и яо Южного Китая происходило из Юго-Восточной Азии в начале нашей эры, доказательством чему служило упоминание о собственно народах мяо и яо в исторических хрониках только с IX—X вв. Таким образом, принадлежность к определенной семье априори решала вопрос об автохтонности мяо-яо. Новейшие исследования лингвистов подтверждают близость мяо-яо к мон-кхмерам, но остается несостоятельной миграционная теория. Сторонники этой теории игнорировали наличие самоназвания яо — мань и его связь в хрониках с древними племенами мань, легенды о предке Паньху и племенах паньху, упоминаемых в хрониках.

На основе исследований других ученых утверждалось, что в языковом отношении группа мяо-яо имеет и материальное, и языковое родство не с мон-кхмерскими народами, а с чжуан-дунскими, что группа мяо-яо входит в большую китайско- тибетскую языковую семью. Эти выводы, казалось, наиболее согласовывались с историческими материалами, которые приводят сведения о саньмяо и тем самым дают право говорить об автохтонности предков мяо-яо со II тысячелетия до н. э. на территории межозерья Дунтин-Поянху.

Столь противоречивые суждения оказались возможными потому, что и архео- лого-исторические данные и языковые материалы позволяют с большой долей вероятности предполагать наличие в глубокой древности какой-то языковой общности, в которую входили группы языков мон-кхмер, мяо-яо и чжуан-дун, и ее сложение 1* южной части материковой Восточной Азии. И те и другие материалы сообщают не о движении мяо-яо с юга в Китай, а о их движении на юг и о том, что предки мяо-яо внесли значительный вклад в развитие восточноазиатской цивилизации и по сей день сохранили свои этнические особенности, свою древнюю культуру.

Среди народов группы мяо-яо особое место занимает народ шэ, который расселен в провинциях Фуцзянь, Чжэцзян, Цзянси и Гуандун. Шэ, так же кнк и мяо и яо, считают своим предком Паньху, а в языковом отношзнии они ближе к яо. Эти обстоятельства дают право предположить, что в эпоху распадения единого ствола мань предки шэ были частью маньяо, закрепившейся на прежней территории и затем отошедшей на восток в приморские районы. Во время этого движения они, вероятно, оттеснили с материка потомков миньюэ. Собственно, название народа шэ появляется в хрониках с конца правления китайской династии Сун и начала правления династии Юань (XIII в.).

По мнению исследователей (Линь Яо-хуа), народность гэлао, обитающая в провинции Гуйчжоу в соседстве с мяо, по своему происхождению является чжуан-дунской группой, ассимилированной в языковом отношении более многочисленными мяо. Значительное культурное влияние мяо испытали и буи той же .провинции. В большей степени это объяснялось тем, что на протяжении более пяти веков (IX—XV) ос* новной политической силой в провинции Гуйчжоу были мяо и сама провинция в официальных хрониках и географических обозрениях того времени называлась «Страной мяо».

В начале XV в. «Страна мяо» была завоевана и Гуйчжоу стала провинцией Китая. Образование провинции Гуйчжоу привело к распространению среди ее населения власти выборных чиновников и старшин из среды некитайских народов, — так называемых «местных правителей» — ту-сы.

Система ту-сы, принятая минской династией для управления инонациональным населением, распространилась на все южные районы Китая. В условиях разлагающегося первобытнообщинного строя она консервировала родо-племенную организацию и исходила из традиционного обычая выбора старейшин родов и племен, хотя у мяо, у чжуан и у ицзу эта должность уже передавалась по наследству. Во всяком случае исторические материалы дают право утверждать, что подобная система не была навязана китайскими правителями минской династии, а регламентировала сложившиеся отношения и структуру самоуправления у самих южных народов и прежде всего мяо. Мяо, как описывает их династийная история Мин, еще до создания провинции Гуйчжоу во времена императора Тайцзу (1368—1399) имели свое местное управление. Их местные чиновники назывались так: чиновник-управитель по установлению мирных отношений; чиновник-управитель пограничной охраны; военачальник; чиновник-управитель по решению споров и чиновник — главный управитель. Все они имели китайское название сы 'управление, управитель’, а так как они местного происхождения, то их называли ту 'местный’. Ясно, что ту-сы являлись представителями господствующей, эксплуататорской верхушки общества южных народов. Китайская администрация при династии Мин давала им всю полноту власти в* пределах своего района.

МЯО

Мяо — один из крупных народов, различные группы его расселены почти по всем центрально-южным и юго-западным провинциям. Общая численность мяо, по данным 1953 г., около 2.5 млн чел. Из них в провинции Гуйчжоу (в восточных и южных районах) проживает свыше 1.5 млн, в провинции Юньнань (в северо-восточных и юго-восточных районах) — 380 тыс., в провинции Хунань (западная часть) — 430 тыс., в Гуанси-Чжуанском автономном районе в различных уездных городах и в северных районах — 220 тыс., в провинции Сычуань (в южных районах) —100 тыс., в провинции Гуандун (на острове Хайнань) —16            тыс., в провинции Хубэй в юго-западном уезде Сюаньэнь — около 2 тыс., в провинции Чжэцзян — 28 тыс. и в провинции Фуцзянь — 14 тыс. В большинстве этих провинций созданы автономные округа и уезды одного народа мяо или совместно с другими национальностями.

Наиболее крупными являются автономные округа: 1) народов туцзя и мяо в западной Хунани, 2) мяо и дун юго-восточной Гуйчжоу, 3) буи и мяо в южной Гуйчжоу, 4) Хайнаньский автономный округ ли и мяо, 5) Вэныпаньский автономный округ чжуан и мяо (провинция Юньнань). Главным центром сосредоточения мяо является район восточной Гуйчжоу и западной Хунани.

Наиболее распространенными самоназваниями являются: гусу, му, монг, а-мои, га-мэ.

Язык мяо относится к мяоской подгруппе мяо-яоской группы китайско-тибетской семьи языков. Вследствие давнего отделения ряда групп от наиболее компактной группы в Гуйчжоу в языке мяо можно выделить пять (им соответствуют приведенные самоназвания) больших местных диалектов: восточный (западная Хунань, северо-восточная Гуйчжоу), на котором говорит более 440 тыс. чел., центральный (юго-восточная Гуйчжоу, южная Гуйчжоу и районы Гуанси), на котором говорит более 900 тыс. чел., западный (южная Сычуань, запад Гуйчжоу и Гуанси, юго-восток Юньнани), на котором говорит около 700 тыс. чел. (на этом диалекте говорят также мяо — мео ДРВ), северо-восточный (северная и центральная Юньнань, северо-западная Гуйчжоу), на котором говорит около 100 тыс. чел., и центрально-южный гуйчжоуский диалект.1

Вопрос о происхождении мяо и основные этапы их истории

Мяо — потомки одного из древних автохтонных народов юга Восточной Азии. Родство языков мяо и яо и характер диалектных различий у мяо обнаруживает любопытные черты. Язык хайнаньских мяо и язык северовьетнамских мяо, отделившихся уже несколько веков от основной группы, ближе к языку яо, чем к диалектам своего языка в Гуйчжоу. Эта близость объясняется единством происхождения обоих народов, их выходом из единого мяо-яоского корня и, главное, сравнительно недавним (на грани VIII—IX вв. н. э.) распадением этого ствола. Ранний этногенез мяо, следовательно, надо рассматривать как развитие единого мяо-яоского корня.

Возможное начало своего исторического развития народ мяо берет из неолитической мяо-яоской основы — мань, которое и сейчас является самоназванием яо. Мань в более ранние времена входили в племенное объединение саньмяо. Еще в начале нашей эры мяо и яо находились в одной племенной группе мань, и ее этноним после III в. н. э. распространился на многие южные племена.

Начавшееся в VII—VIII вв. н. э. вытеснение мань с исконных земель в Цзянси и Хунани китайцами обусловило распадение этой группы: часть мань ушла в горные районы Гуйчжоу, часть двинулась на юг до стыка провинций Гуанси и Гуандун.

С IX в. в китайских хрониках начинают появляться два термина: мяо и яо. Для последних было еще наименование маньяо. Мяо, ушедшие в Гуйчжоу, назывались мань. Мань, ушедшие в Гуанси, назывались яо.

Мяо, населявшие Гуйчжоу, сохранили большую самостоятельность, чем яо, которые к тому же были малочисленными. Последующая этническая история собственно мяо подразделяется на четыре периода.

1)  Период с IX по XVI в. характеризуется дальнейшими переселениями мяо на юг, юго-запад и юго-восток. Рост классовых отношений в этот период вел к раздроблению мяо на отдельные мелкие группы, теряющие связи между собой. С другой стороны, окончательное завоевание в период правления минской династии провинции Гуйчжоу привело к установлению системы «местных управителей» (ту- сы), которая опиралась на родоплеменную верхушку.

2) Период с XVII до первой четверти XX в. — время господства в Китае маньчжурской династии Цин.

Указ от 1728 г. о замене института наследственных ту-сы назначаемыми ту-сы (люгуанъ), причем назначен мог быть маньчжур или китаец, преследовал цель углубить раскол в среде малых народов, натравить одну группу на другую, противопоставить одного ту-сы другому, а также усилить господство китайско-маньчжурских феодалов в национальных районах.

Развитие классовых отношений у мяо вело к обострению классовой борьбы, что особенно ярко проявилось в годы Тайпинского восстания, когда мяо принимали активное участие в мяо-китайской тайнинской армии Ши Да-кая. Хотя репрессии и ассимиляторская политика цинского правительства приводили к дроблению народа мяо, эта же политика, с другой стороны, вызывала сплочение народных масс мяо, их объединение в общей борьбе.

3)  Период с 1912 по 1949 г. — эпоха революционных битв. Группы народа мяо континентальной части страны, не утратившие этнического родства, еще теснее сплотились и приняли участие в борьбе против клики Чан Кай-ши и собственных феодалов.

4) Образование КНР ознаменовало начало нового периода истории народа мяо.

Таковы основные вехи многовековой истории мяо — истории трансформации его племенных групп в народность, причем, естественно, в прежних условиях процесс сложения мяо в единую народность был заторможен политикой реакционных правителей. Следствием этого является современная территориальная и культурная разобщенность этого народа.