Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народы Китая - Дун. Семья, духовная культура
Этнография - Народы Восточной Азии

По данным переписи 1953 г., в КНР насчитывается 712800 чел. народности дун. Больше половины их (свыше 474 тыс. чел.) живет на юго-востоке провинции Гуйчжоу, где совместно с мяо они образуют Цяньдуннаньский автономный округ народностей мяо и дун; дун также живут в Саньцзянском автономном уезде народности дун, расположенном в северо-восточной части Гуанси-Чжуанского автономного района и в Синьхуанском и Тундаоском автономных уездах народности дун, расположенных в западной и юго-западной частях провинции Хунань,. т. е. дун живут компактно, занимая пограничные смежные районы Гуйчжоу, Хунани и Гуанси-Чжуанского автономного района. Во всех районах у них общее самоназвание гам, шуй зовут их тоже гам, буи зовут бугам. Китайцы зовут их дун. По языку дун относятся к дун-шуйской подгруппе чжуан-дунской группы китайско-тибетской семьи языков. В языке дун два диалекта: северный (на нем говорит около 300 тыс. чел.) и южный (на нем говорит свыше 400 тыс. чел.).

На состоявшейся в октябре 1957 г. научной конференции было решено признать южный диалект основным, и на базе его создана письменность. На той же конференции произношение дун уезда Жунцзян (провинции Гуйчжоу) было признано нормативным.

Исторические сведения

Дун в своем происхождении тесно связаны с древнейшими известными нам предками народов чжуан-дунской группы, которых в китайской исторической литературе называли боюэ, причем группа древних юйюэ, быв- щая независимой от наньюэ, составила основной пласт в этногенезе дун. По данным китайских хроник можно судить, что предки дун были самым древним населением занимаемых ими сейчас территорий. Дун жили племенными союзами, находившимися на стадии разложения первобытнообщинного строя, с зарождающимися феодальными отношениями. По мере колонизации дунских территорий китайцами процесс феодализации усиливался. К потребностям феодального способа производства была приспособлена длительное время сохранявшаяся форма общины. Беднейшая часть крестьянства с давних пор поднималась на борьбу против разного рода угнетателей, против многочисленных налогов, поборов. До сих пор^ сохраняется в народе память о восстании в XIV в. под руководством крестьянина У Мянь. Восстание было подавлено специально присланными из столицы китайскими войсками. Во время Тайпинского восстания в уездах Тяньчжу, Цзиньпин, Юйпин, Саньсуй и др. поднялось на борьбу свыше 100 тыс. дун. Борьба против местных угнетателей и эксплуататоров, а позднее также против империализма и гоминьдановского господства завершилась только в 1949 г.

Основные занятия

Земледелие является основным занятием дун. [оле обрабатывают деревянным плугом с металлическим сошником, при пахоте используется рабочий скот, обыкновенно буйволы. Широкое распространение имеет мотыга. Главной культурой является заливной рис, особенно распространены сорта клейкого риса. Из других культур следует отметить кукурузу, пшеницу, батат, капусту.

Среди подсобных занятий особенное значение имеет лесоводство. Дун разводят важные в экономическом отношении породы: тунговое дерево, лаковое дерево, китайский ясень, эвкомию, дуб изменчивый, сумах яванский и др.

В искусственных прудах и на поливных рисовых полях разводят рыб.

Скотоводство не имеет большого развития. Дун выращивают скот на тягло (буйволы, быки, лошади) и на мясо, прежде всего свиней. Из домашней птицы держат уток и кур.

Ремесло у дун уже сравнительно давно отделилось от сельскохозяйственного производства. Дун — отличные строители; их мастера пользуются большой известностью и у соседних народностей. Почти в каждой деревне есть свой кузнец.

Транспорт был развит очень слабо, дорог почти не было. Поэтому грузы переносили или на плечах или перевозили по рекам, где это было возможно.

До последнего времени в обществе дун сохранялись остатки первобытнообщинного строя. В частности, сохранялись некоторые общинные земли, доходы от которых шли на организацию общих традиционных празднеств и совершение обряда жертвоприношения. В целом же общество дун по уровню своего социально-экономического развития ничем существенным не отличалось от соседних с ними чжуан и буи. После 1949 г. земля по закону об аграрной реформе перешла в руки трудового крестьянства. В 1956 г. почти все крестьяне «были объединены в кооперативы.

Материальная культура

В деревне, располагающейся по склону горы, но обязательно вблизи хотя бы небольшой реки или ручья, обычно 20—30 дворов.

Дом двухэтажный, каркасно-столбовой, с дощатыми стенами, крыша двускатная, черепичная. Оба этажа жилые. Первый этаж состоит из 4—6 комнат. В центре дома — основная комната, в которой едят, принимают гостей, здесь же находится алтарь предков семьи. За ней небольшая комната, где помещается деревянная лестница, ведущая на второй этаж. По обе стороны от этой малой комнаты — комнаты с очагами и утварью, причем еду готовят преимущественно на очаге, устроенном в правой боковой комнате, на другом очаге готовят корм животным. Другие две боковые комнаты, располагающиеся по обе стороны от основной комнаты, являются спальными. Боковые комнаты по отношению к гостиной выступают несколько вперед (до 80 см). На втором этаже боковые комнаты жилые, здесь спят члены семьи; центральная часть второго этажа приспособлена для хранения запасов продовольствия.

Едят три раза в день, пищу готовят женщины. Утварь и пища такая же, как у буи, шуй.

Мужская одежда в основном чжуанского типа. Различие в женской одежде в зависимости от различных мест расселения велико. В некоторых районах женщины носят штаны, в других — юбку. Кофточка без ворота, двубортная, на завязках спереди. У молодых преобладает синий и белый цвет одежды, у стариков — черный. На женской кофточке, особенно у молодежи, по краям бортов есть вышивка. Вокруг головы мужчины и женщины повязывают кусок ткани. Женщины носят также ноговицы. Мужская и женская обувь — сандалии из рисовой соломы или матерчатые туфли. Материю женщины сами ткут из хлопка. Почти в каждой семье есть ткацкий станок. В некоторых районах для крашения употребляют особые травы, придающие материи блестящий оттенок. Женщины — умелые вышивальщицы великолепных узоров.

Семья, духовная культура

Семья у дун моногамная, патриархальная. Прежде сохранялось такое разделение труда: мужчины выполняли сельскохозяйственные работы, женщины вели домашнее хозяйство, занимались ткачеством.

У дун есть деревни, где живут только родственники-однофамильцы, и есть многофамильные деревни, но в этом случае каждая группа однофамильцев живет в одном месте. Однофамильцы подразделяются на группы родственных семей, что, возможно, соответствует патронимиям, члены которых между собой в брак не вступают.

Брак заключался при посредстве свата, которого выбирали из числа родственников или друзей родители, если они решали женить сына, или же сами молодые. При заключении договора о браке семье невесты преподносили изделия из клейкого риса, мясо, сахар, деньги и пр. Во время свадьбы в доме жениха устраивалось угощение. После свадьбы молодая или оставалась в доме мужа, или, как было принято раньше, возвращалась в дом своих родителей и жила там до рождения первого ребенка. Раздел имущества после свадьбы был необязателен. При раз* деле же или при наследовании имущества после смерти родителей преимущественными правами пользовался старший сын.

После смерти одного из супругов оставшийся мог вторично вступить в брак, для этого не было никаких препятствий. Если вдова уходила из дома покойного мужа, то детей она оставляла его родителям.

Траур по покойнику носили ближайшие родственники, но в похоронах принимала участие вся деревня. Раз в год могилы посещали родственники и устраивали жертвоприношения.

В недавнем прошлом дун по своим религиозным верованиям были анимистами. Духи, по их повериям, обитали повсюду. Особенно почитались духи гор, рек, камней, животных. Культ предков также занимал важное место в верованиях дун. По праздникам, особенно в Новый год, предкам приносились жертвы, все члены семьи просили их о покровительстве. Каждая группа родственников имела свою родословную книгу. Все однофамильцы данной деревни имели свою небольшую кумирню или башню с бронзовым барабаном, выполнявшую роль родового храма.

В XX в. некоторое распространение имело католичество (в уездах Лилин, Саньцзян), но оно не оказало сколько-нибудь заметного влияния на верования дун.

Праздники у дун тесно связаны с определенными этапами сельскохозяйственного производства. В седьмом месяце по лунному календарю, когда созревал рис, отмечался праздник отведывания риса нового урожая. В этот день устраивали шествия с драконами, в которых принимала участие вся деревня. В Новый год также царит большое веселье. Все собираются у башни с бронзовым барабаном,8 старики ведут беседы, рассказывают различные истории, предания, молодежь поет песни, танцует. Дун отмечают также праздник начала лета, праздник середины осени; празднование их, видимо, заимствовано у южных китайцев, по крайней мере, заимствована обрядность такого празднования.

Многообразно народное творчество и богата народная литература дун: предания, мифы, загадки, пословицы, басни и т. д. В них рассказывается о происхождении народа, о любимых героях древности, о борьбе против угнетателей, о бесправной жизни в прошлом. Существует большое количество песен о любви для одного и двух Колосов; молодые парни и девушки поют их друг другу по вечерам (молодежный праздник назы- .вается цзомэй), выражая таким образом свои чувства. У дун есть музыкальные инструменты: разные виды пипа, дунская свирель, лушэн и др.; есть также бронзовый барабан. На праздниках особенной популярностью пользуются танцы с лушэном.

Дун принадлежат к числу тех немногочисленных народов юга Восточной Азии, у которых есть своя национальная драма, пользующаяся большой любовью у зрителей.

Дун создают великолепные архитектурные сооружения: их мосты, беседки, многоярусные башни прекрасны и самобытны. Например, некоторые башни с бронзовым барабаном достигают большой высоты, имеют около 10 ярусов. Их стены покрыты росписью или украшены резьбой по дереву и камню.