Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Народ Тай в Китае: социальные отношения, материальная культура, религия
Этнография - Народы Восточной Азии

В автономном округе народности тай Сишуанбаньна, в Дэхунском • автономном округе народностей тай и цзинпо, в автономном уезде Гэнма народностей тай и кава, в автономном уезде Мэнлянь народностей тай, лаху и кава, а также в отдельных селениях и волостях провинции Юньнань Китайской Народной Республики проживает 479 тыс. тай.

Тай —народ, имеющий свою древнюю алфавитную письменность (созданную на основе древнеиндийского письма), сравнительно высокий уровень культуры, своеобразное национальное искусство, — на протяжении многих столетий играет важную роль в истории Юго-Восточной Азии.

По языку и основным элементам культуры тай этнически связаны с народами чжуан-дунской языковой группы. Археологические и исторические памятники определенно устанавливают их автохтонность южным районам материковой части Восточной Азии.

Тай, живущие в пределах Китая, отличаются от тай районов Юго- Восточной Азии (прежде всего Таиланда), что объясняется историей их этнических и культурных связей с соседними народами Юньнани и их культурной и языковой близостью с народностью шань Бирмы.

Самоназвание тай округа Сишуанбаньна — тай, округа Дэхун — бо. В китайских исторических хрониках предков современных тай называют народом бо или байи. После образования КНР было принято единое название и самоназвание тай.

Язык тай относится к чжуан-тайской подгруппе чжуан-дунской группы китайско-тибетской языковой семьи.

Вопросы этнической истории

После разгрома государства Наньюэ началось, а к середине I тысячелетия н. э. завершилось распадение единого ствола древних предков чжуан-тайских народов — боюэ. Племенные группы юйюэ отошли на запад и юго-запад. Юйюэ предположительно считаются предками тай. Распространяясь на территории, заселенной веддоидами, и смешиваясь с ними, предки тай восприняли некоторые присущие тем особенности антропологического облика, вошли в контакт с индийской культурой, которая оказала на тай значительное влияние в духовной области.

Тай, осевшие в плодородных долинах субтропиков Юньнани по р. Ланьцанцзян, хотя и испытали буддийское влияние, сохранили всё же более тесные этнические и культурные связи с чжуанскими народами.

Наиболее компактно тай населяют округ Сишуанбаньна, название которого является тайским и означает 'Двенадцать баньна’. Банъна — историческое подразделение тай. Одна баньна включала несколько мэн. Мэн означало определенную территорию, по площади равную уезду.

Во главе мэн стоял шаомэн ('хозяин мэн’) и имелось административное* управление — сылан.

В период существования государства Наньчжао-Дали тай входили в состав его населения. В 1180 г., когда могущество Наньчжао-Дали пошло на убыль, в районе Сишуанбаньна тайский вождь Пья создал независимое государство Мэнлиго, просуществовавшее несколько десятилетий. Монгольское нашествие на Китай, стремление юаньских императоров завоевать Вьетнам привело к значительной концентрации войск в южной Юньнани. Хотя тайские вожди и оказывали помощь юаньским войскам в разгроме Дали, их власть была поставлена под строгий контроль созданных уже в 1296 г. военно-административных управлений Юньнани.

Свержение монгольского ига создало условия для самостоятельного развития тай. Попытки минских императоров в 1415 и 1457 гг. силой оружия сломить свободолюбивый дух тай, несмотря на военные победы китайских войск, не увенчались успехом. В конце концов минские императоры изменили тактику, сумели привлечь на свою сторону тайских вождей и в 1570 г. преобразовали военный округ южной Юньнани в район «Двенадцати баньна» — Сишуанбаньна, признав тем самым суверенитет тайских вождей. Тайские вожди стали местными управителями — ту-сы, ответственными перед центральной властью. Относительно высокий уровень развития производительных сил у тай в условиях феодального способа производства обеспечивал экономические преимущества тайских ту-сы перед своим народом и соседними народами — булан, лаху, кава, хани.

Трудящиеся массы тай вели активную борьбу против цинской монархии, а затем и гоминьдановской реакции. Феодальная же верхушка их общества — ту-сы — находила общий язык с китайской феодальной реакцией и выступала против национального и демократического движения народных масс страны. Антифеодальная борьба тайского крестьянства постоянно смыкалась с национальным движением булан, кава и хани, стремившихся уничтожить господство тайских ту-сы — верных помощников китайских колонизаторов.

Социальные отношения

Характерным примером прежних социальных отношений в тайской деревне служит материал по округу Сишуанбаньна. Все земли, включая пашни, водоемы и леса, в пределах области расселения тай являлись собственностью феодальных владетелей, общины или отдельных семей. Высший владетель — губернатор-наместник — пользовался правами шаопянъ- лина— хозяина безграничной земли’. По этому праву он получал половину добычи от охотничьего промысла и большую часть улова рыбы, так как «воды текли по его земле». Родственники умершего платили владетелю от 3 до 9 юаней серебром за погребение тела в «его земле». За то, что крестьянин получал от общины участок земли для обработки, за то, что община имела землю для распределения среди своих членов, крестьяне и сама община должны были нести повинность — обрабатывать поле владетеля. Те, кто по возрасту не мог работать в поле, обязаны были платить владетелю «за воду, которую выпили; за дорогу, по которой шли; за землю, на которой поставили дом».

Таким образом, три категории собственности на землю не были равноценны и находились в соподчинении: крестьянин мог быть фактическим собственником земли, но платил за это и общине и владетелю; община была юридически собственником земли, но за это право или отдавала владетелю труд своих членов или платила ренту.

Исполнение установленных феодальных повинностей определяло социальное положение человека. Так, во владении Мэндун лица, не достигшие 15 лет и поэтому не несшие повинностей, после смерти «не имели души» и не могли быть погребены в гробу, община не могла помочь в их .захоронении. В некоторых местах бродяг, которые не занимались хлебопашеством, после смерти не погребали.

В этих условиях в крестьянском землепользовании находились земли трех категорий: 1) «родовые земли», они распределялись среди семей родственной группы (типа цзунцзу) и в 25 владениях тайских ту-сы составляли 19% всех пахотных земель; 2) «общие поля поселения», затем «земли повинностей»; эти земли распределялись среди всех членов общины, распределением их ведал старейшина; в 25 владениях «земли повинностей» составляли 58% всех пахотных земель; 3) «частные поля», которые составляли 9% всех пахотных земель; «частные поля» имелись .двух категорий соответственно двум «кастово-сословным» группам тай — таймэн (так называли «исконных тай») и айхэншао (домашние рабы владетелей или их крепостные, добившиеся освобождения). Эти земли •были непригодными, заброшенными участками, на которые в случае нехватки своих земель имела права и община. Собственно частными землями были поля, принадлежащие «касте-сословию» — шаочжуан (свободные крестьяне — потомки разорившейся аристократии). Шаочжуан были не только пользователями, но и собственниками этих земель, они имели право продавать свои участки.

Нет сомнения, что первоначально общинная собственность на землю была основной, но превращение «общих земель поселения» в «земли повинностей» свидетельствовало о феодализации тайской деревни, постепенном разложении общины. Тайский крестьянин все больше становился арендатором своих же общинных полей.

Процесс феодальной узурпации прав общины начался давно, но у «касты-сословия» таймэн еще до 1949 г. некоторое значение имела общинная организация.

У таймэн существовали общинные земли. Границы общинных владений были строго определены. Член общины получал для обработки участок земли. Землей община владела на правах коллективного собственника, но распределяла ее в пользование отдельным семьям или даже отдельным членам общины. Проникновение феодальных отношений отразилось и на общине таймэн, где так называемые «старые семьи», связанные родством со старейшинами, стали захватывать при распределении лучшие участки, обладали большим количеством тяглового скота, орудиями труда. Другие же семьи, особенно пришельцы, не имели, точнее, не получали достаточного надела и вынуждены были арендовать дополнительные участки у старожилов или батрачить на их полях за вознаграждение в виде предоставления хозяином сельскохозяйственного инвентаря и посевных материалов для нужд самого батрака. Феодальные классовые отношения нашли свое отражение и в организационной структуре общины. Прежние «отец общины» и «мать общины» были заменены старейшинами, представлявшими интересы феодального владетеля. Старейшин в общине было три, причем функции их строго разграничивались. Как пережиток прежней демократии сохранялся «совет общины», но в его обязанности теперь входило распределение феодальной повинности и назначение на общественные работы. Три вида общественных работ — повинностей в пользу общины — все, что сохранила община таймэн от прошлой эпохи. Эти повинности следующие: 1) ремонт и сооружение дамб, водоемов, дорог, бамбуковых изгородей вокруг селения; 2) взаимопомощь при сооружении дома, погребении умерших, исполнение обряда траура; 3) помощь при отправлении религиозных культов, ремонте кумирен и храмов.

Материальная культура

Тай, как и чжуан — древний земледельческий народ, который на своих полях помимо риса, кукурузы, овощей выращивает различные технические : культуры. Они создали много приспособлений и орудий труда для поливного земледелия, которые стали достоянием соседних народов южного Китая, в том числе пришлых китайцев. Тайский плуг, борона, цеп, мотыга, использование в качестве тягловой силы быков и буйволов — все это не имеет каких-либо специфических особенностей в сравнении с тем, чем теперь обладают их соседи. В условиях жаркого, влажного субтропического климата тай в то же время сохраняют особенности материальной культуры, свойственной другим народам Юго-Восточной Азии.

Жилище тай, часто свайное, оно представляет собой обособленный, окруженный изгородью дом с двором. Дом сооружается из бамбука, сваи возвышаются до метра над уровнем земли. Крыша дома четырехскатная, невысокая, покрывается соломой или ветвями. Верхняя часть, жилая, имеет оконные проемы с сетчатыми ставнями со стороны улицы. Внизу (под домом) содержится скот. Лошадей и крупных быков содержат в специальных постройках. В центре жилого помещения устроен очаг или жаровня. Более состоятельные семьи имели дома, покрытые черепицей.

Основной пищей тай является рис — дами. Тай едят свинину, мясо крупного рогатого скота, кур, уток, но баранины не едят. Мясо жарят на масле, вареной пищи вообще употребляют мало. Широко распространены в рационе овощи: капуста, турнепс, репа, а также бобы, молодые побеги бамбука и бананы. Пьют рассол квашеных овощей, подогретую воду. Едят рыбу, но особенным лакомством считаются моллюски, а также специально поджаренные куколки жесткокрылых насекомых.

Национальный мужской костюм тай состоит из широкой, но короткой куртки, с короткими рукавами и без воротника, коротких и узких штанов, пояса, тюрбана; ходят босиком. Белый и синий цвет материи самый распространенный как у мужчин, так и у женщин. В зимнее время мужчины носят обмотки и шерстяную накидку. Женская одежда различается по районам и возрасту. Правда, возрастное различие преимущественно подчеркивается прической. Девушки укладывают заплетенные косы венком, а замужние, пожилые женщины или собирают волосы в пучок на темени или обвязывают голову синим полотном в виде высокой шапки. Девочки носят обычно белую кофту. В основном женский костюм тай состоит из короткой с узкими длинными рукавами кофты, имеющей или прямой разрез или левополый запах, и длинной, до пят, темной юбки. Юбку подпоясывают поясом. Ходят босиком. Из украшений мужчины носят только браслеты, а женщины — браслеты, серьги, гривны из серебра.

Религия

Тай — буддисты, исповедующие учение Хинаяна «Малая колесница», которое также называют южной школой буддизма. В отличие от северной школы (Махаяна), которая лежит в основе китайского буддизма, южная школа имеет священные книги на языке пали и считается более близкой к первоначальным формам буддизма.

Важнейшим отличием Хинаяна от Махаяна является то, что первая утверждает доступность «спасения» лишь для избранных, а вторая в конечном итоге для всех. Большая «демократичность» Махаяна объясняет ее широкое распространение и на территории Китая, куда первоначально проникла Хинаяна. Хинаяна в Китае сохранялась только у южных народов, а в Таиланде, Бирме и на Цейлоне она занимает господствующее положение.

Последователи Хинаяна у тай подразделяются на четыре секты. Самой популярной является секта байчжуан, ее сторонники составляют подавляющее большинство среди верующих тай. Правила этой секты не отличаются строгостью. Монахи байчжуан могут ходить в мирском платье, пользоваться постельными принадлежностями, ездить на лошадях, есть мясо, курить, посещать дома мирян. Наставник секты хотя и ходит в церемониальном платье, но доступен для населения, его могут видеть смертные и разговаривать с ним. Вторая секта — кунь — отличается от первой незначительными деталями культа, ее приверженцев очень мало. Еще меньше людей принадлежит к третьей секте — цзоди, отличающейся строгой организацией и множеством ограничений. Монахи этой секты обязаны были всегда носить желтые церемониальные платья, не имели права ездить на лошадях, есть мясо, посещать дома мирян. Наставник не мог показываться простым смертным. Таких же правил придерживались и приверженцы четвертой, самой незначительной секты — гали.

Буддизм играл заметную роль в духовной жизни тай. В каждом селении, где жило не менее 40 семей, был свой храм, который сооружала •община. Дети проходили с 6—7 лет учебу в монастырях. Во время пребывания в монастыре мальчик получал монашеское имя.

Народные праздники и обряды

Буддизм придал религиозное содержание многим народным, традиционным праздникам и обрядам, которые прослеживаются в существующих и признанных церковью обычаях. Под влиянием буддизма был создан и тайский календарь, по которому начало Нового года падает на апрель—июнь месяцы. С Новым годом связан один из самых распространенных и самых пышных праздников.

Посетив в утро Нового года монастырь, юноши и девушки отправляются в горы, чтобы набрать цветов для украшения жилища. Затем они собираются на сельской площади, куда приходят из соседних деревень их друзья и подруги. Юноши и девушки разделяются на две партии и выстраиваются друг против друга на расстоянии двух метров. В руке у каждого матерчатый мешочек с семенами хлопчатника. Они перебрасываются этими мешочками, и тот, кто не поймает его, должен сделать подарок бросавшему. Затем к вечеру, когда спускаются сумерки, зажигается фейерверк, костры, устраиваются танцы молодежи. Больше всего славится плавный и красочный «танец павлина» — священной птицы древних тай. Часто во время танцев и на улицах селений в первые три дня Нового года девушки и женщины обливают прохожих мужчин ведрами холодной воды. По народному поверью, этот обряд предохраняет человека на весь год от болезней.

Особое значение имеют дни «закрытия и открытия дверей». 15-го числа девятого месяца по тайскому календарю наступает «закрытие дверей». С этого дня для любви и брака «закрыты двери», влюбленные должны прекратить разговоры о своих чувствах, ибо все люди сейчас поглощены работами на поле. Созрел урожай, его надо собрать, надо» снова обработать поле. Начинается сезон дождей. Семьями тай посещают монастыри и слушают проповеди. «Закрытие дверей» продолжается до 15-го числа двенадцатого месяца.

15-го числа двенадцатого месяца — «праздник открытия дверей».. Собран урожай, кончились дожди, земля вспахана и засеяна, люди могут спокойно отдыхать, влюбленные — любить друг друга. День «открытия? дверей» — радостный праздник у тай.

Семья и брак

Семья у тай малая, моногамная. Брачный возраст от 18 до 22 лет, причем в жены берут, как правило, девушку несколько старше. Брак между однофамильцами запрещен. Допускается брак младшего брата на вдове старшего и наоборот.

Молодые люди встречаются друг с другом на праздниках, и когда их: чувства станут обоюдными, юноша сообщает о своей избраннице родителям. Родители юноши отправляют в дом девушки сватов, если же ее родители не желают такого брака или за невесту требуют слишком большой выкуп, то сват возвращается ни с чем. После этого юноша имеет право похитить девушку из ее дома и увезти к себе. Родители невесты собирают родственников и приглашают старейшин в качестве арбитров.. Родственники невесты приносят большой камень и говорят, что они согласятся на брак, если семья жениха даст столько серебра, сколько весит камень. Камень взвешивают, и если семья жениха не может дать такой суммы, то старейшина молотком отбивает от камня кусок, давая понять, что запрос чрезмерен. Так продолжается до тех пор, пока принесенный камень не превращается в небольшой кусок и семья жениха соглашается на размер выкупа. Девушка возвращается домой, и скоро за ней приезжает жених, сопровождаемый родителями и друзьями. Начинается брачный пир.

Развод осуществляется так. Если жена не хочет жить со своим мужем, то она просто уходит в дом родителей, и через некоторое время ее брак считают расторгнутым; если муж хочет покинуть жену, то он приглашает к себе родственников, друзей и старейшин, в их присутствии объявляет о своем намерении и передает семье жены палочку с зазубринами как доказательство предоставления свободы жене, которая может снова вступить в брак. Если на палочке одна зазубрина, это означает, что муж может потребовать у семьи жены возвращения данного им прежде выкупа,* если же три зазубрины, то он ничего требовать не будет..

Тай — народ, который уже много веков тому назад познакомился в переводах на своем языке с прекрасным классическим наследием индийской и китайской литературы, но только в наши дни получил возможность внести свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Достоянием всех народов стали превосходные эпические песни и сказаыия этого песенного народа и среди его фольклорных жемчужин — «Принцесса пава», переведенная на многие языки мира.