Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Семейно-брачные отношения народа буи. Верования. Народное творчество
Этнография - Народы Восточной Азии

Семья малая, обычно состоит из 5—9 чел., в ней представлены 2—3 поколения. Во главе семьи — отец или старший из сыновей. Но по всем вопросам ведения хозяйства он обязательно должен был советоваться со всеми членами семьи мужчинами и особенно со стариками. Роль стариков в семье была немалой, и часто решающее слово при обсуждении семейных дел принадлежало им.

Решение вопроса о заключении брака, как правило, всецело находилось в руках родителей. Прежде почти всегда, пока дети еще малы, родители, руководствуясь в первую очередь соображениями экономической выгоды, старались пораньше заключить договор о браке. Зачастую возраст детей, между которыми родители заключали такой договор, не превышал 15 лет. Сделав выбор, родители со стороны жениха подыскивали сваху. Сваха отправлялась с подарками в дом невесты. Обычно девушка должна была иметь иную фамилию и жить в другой деревне. Если родители невесты принимали подарки, принесенные свахой, это означало согласие заключить брачный договор. Затем родители жениха вновь посылали в дом невесты подарки (обычно пищевые продукты) со свахами. В доме невесты собирались все родственники, старые и молодые, для них устраивалось угощение. В ответ семья невесты посылала в подарок семье жениха куриные яйца, выкрашенные в красный цвет. Таким образом, договор о браке фактически был заключен. Однако для окончательного определения возможности вступить молодым в брак важную роль играл заимствованный у китайцев обычай «обмен восемью иероглифами». Если показания иероглифов были благоприятными, назначался «счастливый» день для свадьбы. Обычно от заключения договора о браке до свадьбы проходило от года до двух лзет. В это время жених и нецеста, как и раньше, зачастую не поддерживали между собой никаких связей, совершенно не встречались, поскольку брак заключался родителями без их согласия. Они свободно принимали участие в гуляньях молодежи, известных под названием «ганьбяо» или «ваньбяо». Для таких гуляний нет установленного времени, место также выбирается произвольно группой молодых людей, в которой количество парней и девушек одинаково. Во время этих гуляний юноши и девушки поют, играют, разговаривают о любви. В этих играх иногда могли участвовать и уже вступившие в брак, но они старались это делать тайком. Очевидно, эти гулянья, как и «яомалан» у мяо, являются пережитком того далекого времени, когда молодежь по собственному выбору свободно могла вступать в брак и без согласия родителей.

Свадьба всегда устраивалась в свободное от сельскохозяйственных работ время, т. е. обычно с сентября—октября по февраль—март. Перед свадьбой жених отправлялся за невестой в дом ее родителей. Невесту иногда приносили в паланкине, иногда она сама вместе с женихом приходила в сопровождении своих подруг и друзей жениха. Сопровождавшие несли приданое невесты. Приданое частично заготовлялось за счет тех значительных денежных подарков, которые делались невесте стороной жениха до свадьбы. У буи, как и у мяо, девушке по обычаю выделялся небольшой участок земли (так называемый гунянтянъ 'поле девушки’). На доходы с этого участка девушка приготавливала себе приданое. В приданое, кроме одежды, украшений, входили одеяла, покрывала, сетки на кровать от комаров, шкафы и другие, более мелкие вещи. В доме невесту встречали родители жениха. У порога она поднимала небольшой ящичек (как символ будущего богатства и семейного благополучия). На пороге было укреплено седло, на него молодая должна была сесть, перед тем как войти в дом. Войдя в дом, она трижды кланялась алтарю предков семьи мужа. Свадьба продолжалась три дня, после чего молодая вместе с сопровождавшими ее подругами возвращалась в дом своих родителей. Это так называемый обычай «отсиживания дома», имеющий широкое распространение и среди других народностей (например, чжуан). Молодая только иногда на несколько дней приходила в период сельскохозяйственных работ помочь семье мужа, после чего возвращалась в дом своих родителей, где в общей сложности жила около года. С рождением первого ребенка она возвращалась в дом мужа. Когда молодая окончательно поселялась в семье мужа, молодым в доме выделялось место, где спали они и их малолетние дети. Выделение имущества обычно не происходило, если отец — глава семьи еще участвовал в производстве. Когда отец переставал участвовать в сельскохозяйственных работах, он разделял землю между своими сыновьями, оставляя определенный участок за собой. Этот участок сыновья должны были обрабатывать поочередно или его обрабатывал младший сын, остававшийся с родителями, если другие сыновья выделялись. Если в доме не было сына, а были только дочери, родители старались взять в дом зятя. Как правило, это был юноша из бедной семьи. Переходя в дом жены, он обычно менял свою фамилию, или во всяком случае его дети носили фамилию жены.

Если после свадьбы в течение нескольких лет у жены не было детей, то муж мог взять в дом вторую и даже третью жену. С приходом второй жены первая или возвращалась в дом родителей, или по-прежнему оставалась в семье мужа* Отсутствие ребенка было одним из основных поводов к разводу.

Предложение о разводе обычно выдвигалось мужской стороной, ибо, если развод пожелала бы получить женщина, семья ее родителей должна была вернуть те значительные подарки, которые ей были преподнесены мужской стороной в период сватания. Кроме отсутствия ребенка, причиной разводов могли служить также семейные ссоры или серьезная болезнь одного из супругов.

После развода дети, как правило, оставались в семье мужа.

После смерти жены муж мог вторично вступить в брак, особенно если у него не было сына-наследника. Обычно жену вдовцу также выбирали из вдов. Положение женщины после смерти мужа было весьма трудным. Вступление ее во второж брак прежде всего зависело от согласия родителей мужа. Если у нее были дети-* то в большинстве случаев она уже не могла вторично выйти замуж. У буи еще во» многих районах сохранялся обычай левирата. В очень редких случаях семья покойного мужа соглашалась на уход вдовы в другой дом. Но и это согласие давалось после получения определенного количества подарков от семьи нового мужа вдовы. Дети и имущество ее оставались в доме первого мужа.

Дети (сыновья) наследовали часть имущества (особенно и прежде всего землю) еще при жизни родителей, после того как отец переставал участвовать в производстве. Окончательно раздел имущества мог и не производиться, если братья оставались жить и вести хозяйство сообща, или такой раздел производился после смерти родителей. Земля, оставшаяся для кормления родителей, после их смерти доставалась тому, кто нес расходы по похоронам.

После смерти одного из членов семьи близкие родственники носили белую траурную одежду, более дальние родственники — белые повязки. Покойника клали в гроб. Одевали его в лучшую из оставшейся одежды. Буи придавали большое значение похоронам умершего. Пока гроб стоял дома (около трех дней), приглашали монаха читать священные книги, что по их верованиям облегчало умершему путь в лучший мир. После смерти одного из членов семьи и во время его похорон били в бронзовый барабан. Приходившие почтить память покойного родственники и односельчане приносили с собой мясо, вино для поминальной трапезы. Место и время для погребения выбиралось специальными гадальщиками. Вследствие этого бывали случаи, когда покойника хоронили через год и даже позже. Могилу копали неглубокой, над могилой насыпали невысокий земляной холм, вокруг которого ставили каменные плиты. После похорон устраивали поминки, для чего специально резали свинью или быка, съедали также принесенные родственниками в качестве подношения продукты (мясо), выпивали вино. Могилу покойного родственники посещали каждый год, приносили жертвы (обычно резали курицу), сжигали изображения денег из бумаги.

Верования

По своим религиозным воззрениям буи еще в недалеком прошлом были анимистами. Они считали, что мир наполнен различными духами, которые оказывали влияние на жизнь людей. Они почитали горы, камни, реки, зверей. Духи, по поверьям буи, обитали в самых различных местах. Поклонение горам, камням занимало большое место в верованиях буи. В некоторых местах до самого последнего времени существовали храмы духа гор. Все духи считались злыми. От встречи с голодным духом человек мог заболеть. У буи были колдуны (чаще всего женщины). Их приглашали в дом, ссли в семье кто-нибудь заболевал. Колдуны приносили магические заклинания, отгоняя злых духов.

Буи наделяли явления природы сверхъестественной силой. Так, после первого грома они не работали три дня, по прошествии определенного срока не работали еще один день. Эти дни считались несчастливыми. Весьма важное значение придавалось божеству земли, в честь которого во всех районах расселения буи были построены многочисленные небольшие храмы.

Божеству земли приносились жертвы (например, в праздники 3-га дня третьего месяца и 6-го дня шестого месяца).

Большое развитие у буи получил культ предков. Считалось, что предки оберегают семью от несчастий, от злых духов. В каждой семье был алтарь в честь предков семьи, с таблицами, на которых были написаны имена умерших мужчин. В некоторых семьях существовали родословные хроники.

В конце XIX—начале XX в. некоторое распространение получило католичество (в частности, в районе Бяньданьшань), первоначально среди местных китайцев, а потом и среди буи. Даоские и буддийские монахи также селились и вели проповеди своих вероучений среди буи.

Праздники

Среди праздников буи наиболее важным считается Новый год, который отмечался по лунному календарю.

Большим праздником у буи также считается праздник 15-го дня седьмого месяца по лунному календарю. Во время праздника три дня не работали. Сообща резали скот (быков, свиней), предкам семьи приносили жертвы.

К этому времени уже частично начинали собирать урожай, поэтому обязательно устраивались угощения из продуктов нового урожая. Молодежь приносила подарки своим родителям.

В праздник 3-го дня третьего месяца посещались могилы ближайших родственников. У могил после принесения жертв ели мясо, рис, пили вино. На могилах жгли символические бумажные деньги, курили ароматные палочки. В этот праздник в храме божества земли также приносили жертвы, просили о хорошем урожае в текущем году. Буи, так же как и китайцы, отмечали «цинмин» (праздник поминовения умерших). Праздник 9-го дня девятого месяца отмечался уже после сбора урожая, и по существу это было празднество в честь нового урожая.

Буи отмечали также праздник лета (5-го дня пятого месяца) и праздник середины осени (15-го дня восьмого месяца). Таким образом, весь годовой цикл празднеств у буи одинаков с китайцами и большинством других народов южного Китая.

Народное творчество

Говоря о народном творчестве буи, прежде всего следует назвать песни. Песни — наиболее любимый и широко распространенный вид народного творчества. Особенно популярны и весьма многочисленны песни о любви. Эти песни обычно парные, т. е. поются по очереди девушкой и парнем. В них молодежь, используя художественные образы, воспевает красоту природы, друг друга, любовь. Некоторые из любовных песен сложены давно, буи их очень любят, и варианты этих песен переходят из поколения в поколение. Часто, напевая песню, буи импровизируют; содержание таких песен самое разнообразное. Песни буи бывают как рифмованные, так и без рифмы. Мелодия их, независимо от содержания, почти всегда одна и та же. Танцы распространены мало. В танцах-пантомимах, обычно исполняемых несколькими парами девушек и парней, отражаются различные процессы труда, отдыха после работы. Буи любят различные игры. Большое количество зрителей собирает борьба. Она по существу является национальным видом спорта. В ней принимают участие старые и молодые.

Среди музыкальных инструментов у буи есть смычковые и духовые (особенно широкое распространение имеет труба — лаба).

Широко известен бронзовый барабан буи, имеющий также распространение среди тай, чжуан и мяо. Исторические данные неоспоримо свидетельствуют, что бронзовый барабан — самобытное произведение буи и чжуан, получившее большое развитие еще до прихода в эти районы китайцев. Размер таких барабанов различный: диаметр самых больших превышает полтора метра, самых маленьких — полметра; вес больших барабанов превышает 200 кг, а вес наименьших по размеру — всего 20 кг. Поверхности барабана, как правило, богато художественно оформлены: на них изображены птицы, рыбы, звери и т. п.

У буи распространена также резьба по камню. Она, в частности, хорошо сохранилась на барельефах богатых могил, насчитывающих не одно столетие.

Прекрасными произведениями народного творчества буи являются вышивки. Вышивка отличается богатой и разнообразной расцветкой. В орнаменте вышивки буи — симметричные изображения человека, рыбы, цветов, животных. Большого искусства у буи достигало батикование ткани. Батикованные ткани буи отличаются особой красотой и тонкостью исполнения.