Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Танец и балет у китайцев. Кукольный театр. Цирк
Этнография - Народы Восточной Азии

Балетная труппа Центрального экспериментального оперного театра, а также Пекинское хореографическое училище, созданное в 1У5о г., успешно осуществляют строительство китайского национального балетного искусства. Наряду с овладением техникой европейского классического балета и постановкой ряда спектаклей европейской классики («Лебединое озеро» Чайковского, «Корсар» Адана и др.) эти коллективы на основе национальных танцевальных традиций осуществляют постановку нескольких национальных балетных спектаклей («Волшебный фонарь лотоса» на тему старинной легенды о любви феи Сян Шэн-му к бедному студенту; «Поиски волшебной травы»' по легенде о Белой Змейке и т. д.).

В связи с этим уместно будет коснуться и китайского танцевального искусства.

В Китае танцы существовали уже в глубокой древности. Они имеюг общее происхождение с другими зрелищами — театром и цирком. Поэтому до сих пор эти три вида искусства тесно переплетаются и у них много общих черт. Не говоря уже о праздничных -шествиях и народных зрелищах типа янгэ, неизменно носящих танцевальный характер, танец органически входит в представления китайского традиционного театра. В то же время танец китайцев как таковой чаще всего носит характер сюжетной пантомимы. В древности танцы исполнялись на праздниках, связанных с началом и окончанием полевых работ, с рыболовством, с охотой. В этих танцах подражали трудовым процессам. Ритм танца подчеркивался ударными инструментами (барабанами, тарелками, причем в некоторых, видимо наиболее древних танцах, музыканты были одновременно и танцорами).

На каменных плитах ханьского периода сохранились изображения таких танцев.

С развитием религиозных верований и связанных с ними обрядов некоторые танцы стали исключительно ритуальными. По-видимому, именно ритуальное происхождение имеет «танец дракона», который исполнялся в феврале и знаменовал собой окончание зимы и увеличение дня. Позднее «танец дракона» перестал быть частью ритуала, связанного с календарем, и стал исполняться на всех праздниках. Параллельно с обрядовыми танцами существовали танцы светского характера, исполнявшиеся профессиональными танцорами перед зрителем. Танцевальные группы артистов были, как правило, невелики — 5—6 человек. Танцорами были почти всегда мужчины, с одинаковым мастерством исполнявшие и «танец львов» и «танец лотоса». «Танец львов» — один из немногих танцев, который исполнялся и непрофессионалами, обычно жителями деревни. Двое танцоров изображали льва, надевая для этого львиную маску и специальный костюм, имитирующий львиную шкуру, а один изображал дрессировщика с мячом. «Лев» (или «львы») старались отнять мяч у дразнившего их «дрессировщика», с необычайным искусством подражая движениям животных. «Танец с лодкой» имитировал движения человека, плывущего в лодке по реке. Лодку танцор надевал на нижнюю часть торса. Эти танцы сохранились до настоящего времени и составляют необходимую часть многих народных празднеств.

Большим изяществом отличаются «танцы лотоса», «ловля бабочки» и «собиратели чая», известные в Китае также с древнейших времен.

Кукольный театр

Китайский кукольный театр имеет не менее продолжительную историю, чем театр актера. К сожалению, она еще менее изучена, так как китайский театр кукол в еще большей степени является театром народным. Легенды, в которых упоминается о кукольном театре, свидетельствуют о том, что уже в далекие времена кукольники приглашались для выступлений ко дворам правителей; нет никакого сомнения, что в народе кукольный театр существовал задолго до этого.

Известна ' классификация жанров кукольного театра, восходящая к XI в. Это — «театр на коромысле», «куклы на нитках» (марионетки), «пороховые куклы», «плавающие куклы» и «живые куклы». Из этих жанров первые два дожили до наших дней, остальные не сохранились.

«Театр на коромысле» обслуживается одним актером, который является и чтецом, и музыкантом, и ведет диалог с куклами от своего лица. Он все свое имущество переносит на коромысле, откуда и пошло название жанра. Показываются в этом театре преимущественно «перчаточные» (по-китайски «мешочные») куклы, хотя демонстрируют и кукол «тросте- вых».10

«Куклы на нитках» широко известны и дополнительных разъяснений не требуют. Необходимо только отметить, что если европейские марионетки, как правило, имеют управляющие нити в пределах одного десятка, китайские кукольники применяют до сорока нитей, что требует от кукловода особо тонкого мастерства: у китайских кукол подвижны не только руки, ноги, голова и туловище, но у них движутся рот, глаза, брови, лоб, подбородок.

«Пороховые куклы», видимо, были пиротехническим зрелищем и едва ли могут рассматриваться как один из видов кукольного театра, в котором не последнюю роль играет актер-кукловод.

Едва ли может относиться к этому жанру и «театр живых кукол», где сидящие на плечах взрослых и замаскированные дети подражали движениям кукол.

О  «театре плавающих кукол» мы можем судить по аналогии с таким же театром во Вьетнаме, где он существует по сей день. Куклы этого театра плавают по водной поверхности и управляются на большом расстоянии с помощью палок и нитей. Демонстрирующие их кукольники обычно стоят по пояс в воде, скрытые кустами.

Широкое распространение по всему Китаю имеет теневой театр. Сохранились сведения, что в больших городах при династии Сун устраивали представления теневого театра, надо полагать, что существовал он уже задолго до этого.

Куклы теневого театра изготовляются из тщательно выделанной кожи (воловьей, свиной, ослиной или бараньей); в последнее время кожу заменяют промасленной бумагой. Из этого материала вырезались фигурки всевозможных действующих лиц, отдельные предметы театрального обихода, декорации, напоминавшие тончайшие кружевные узоры. Их ярко раскрашивали цветными прозрачными лаками, благодаря чему, когда фигурки демонстрировали на экране, на нем возникали причудливо окрашенные тени. Руки и ноги у фигурок теневого театра делались подвижными; фигурки, прислоненные сзади к слегка наклонному экрану, управлялись тонкими невидимыми зрителю спицами, которые обычно прикрепляли к шее, ногам и рукам куклы.

В отношении репертуара, характера движения персонажей, костюмов и грима, а также музыкального сопровождения спектаклей кукольный театр сильно напоминает традиционный театр актера, хотя и отличается от него некоторыми специфическими деталями. Достаточно сказать, что в кукольном традиционном театре играют те же по содержанию пьесы, что и в театре актера: источником для них служат те же народные легенды (например, о Белой Змейке), те же романы «Троецарствие», «Речные заводи», «Путешествие на запад».

В 1955 г. впервые в Китае был создан государственный кукольный театр — Китайский художественный театр кукол, который на основе изучения опыта советского и чехословацкого кукольных театров осуществил ряд постановок национального (о похождениях Сунь У-куна) и зарубежного репертуара (советские пьесы «Заяц и кот» Ландау, «Хамелеон» по Чехову и др.).

Цирк

Первые известия о выступлениях цирковых артистов находятся в различных исторических хрониках. Заслуживает внимания упоминание о большом празднестве с участием иностранных гостей, устроенном ханьским императором в 108 г. до н. э. Но в особенности богатый документальный материал дают изображения на каменных плитах, обнаруженных при раскопках захоронений ханьского времени. Среди этих изображений, а также среди найденных здесь же глиняных погребальных статуэток есть фигуры, исполняющие многие цирковые номера, известные китайскому цирку и по сегодняшний день. На основании этих археологических памятников можно судить о наиболее древних представителях китайского цирка, а по характеру номеров современных циркачей примерно описать, какими же были их выступления в древности. Среди упомянутых изображений ханьского времени (III в. до н. э.—III в. н. э.), а также по памятникам изобразительного искусства более позднего времени (картины танского времени — VII—X вв.) можно безошибочно определить следующие выступления циркового характера: упражнения с першем и «китайской вилкой», упражнения с тарелками и пиалами, жонглирование, всевозможная партерная акробатика, номера конного цирка, хождение на ходулях, упражнения с вазой, «антипод» (жонглирование ногами), упражнения на турнике, фехтование, выступление ряженных львами и т. д.

Многие жанры китайского цирка ведут свое происхождение от трудовых процессов, издавна существовавших в быту. Так, например, цирковой номер «хождение по канату» обязан своим происхождением испытанию крепости спле тенных веревок, изготовлением которых занимались китайские крестьяне. В основе номера «баланс на катушке», где исполнитель, стоя на доске, положенной на круглый обрубок дерева — «катушку», сохраняет равновесие, катая ее направо и налево, лежит процесс лощения материи, проделывавшийся примерно таким же способом.

Прототипами обручей для прыжков через них и тяжелых кувшинов для жонглирования и баланса являются решета для просеивания муки и глиняные корчаги, в которых крестьяне хранили зерно. «Летающее копье — трезубец» или «китайская вилка», которую артист, раскрутив, ловко перегоняет по всему телу, представляет собой древнее вооружение китайского воина. Искусная езда верхом на лошади, дрессировка лошадей и джигитовка были распространены в быту в эпоху «Западной Чжоу (XI—VIII вв. до н. э.). Конный цирк был широко развит в период со II в. до н. э. по XII в. н. э. За последние столетия конный цирк Китая пришел в упадок.

Еще в древности были известны десять видов жонглирования: артисты работали с бутылками, тарелками, шарами, кеглями, чашками с водой, тяжелыми кувшинами, палочками, шелковыми лентами и т. д. Особенно эффектными и в наши дни являются следующие номера: жонглирование тарелками, которые раскручиваются на концах длинных гибких бамбуковых прутьев (артист держит обычно по нескольку таких прутьев в каждой руке); перебрасывание тяжелого, весом в несколько килограммов, фаянсового кувшина, который кажется зрителям невесомым — с такой легкостью он летает и принимается артистом то на плечо, то на лоб, то на шею; вращение двух наполненных водой чашек, укрепленных на концах веревки: мастерство исполнителя заключается в том, чтобы, вращая чашки вокруг туловища, рук, шеи и иногда даже выпуская веревку из рук совсем, не лролить при этом ни капли воды из чашек.

Среди гимнастическо-акробатических номеров заслуживают быть упомянутыми прежде всего упражнения на подвесном ремне; во всем мире этот номер выполняется пока только китайскими артистами. Свободно висящий ремень одним концом закрепляется на расстоянии нескольких метров от пола. Взяв в руку свободный конец ремня и резкими движениями накручивая его на кисть руки, артист таким образом поднимается до конца ремня вверх, все время сохраняя положение тела параллельным земле. Достигнув конца, артист вдруг как бы срывается и стремительно летит вниз, останавливаясь буквально в нескольких сантиметрах от земли.

Очень эффектны для зрителя и требуют большой собранности от артиста прыжки сквозь свободно стоящие друг на друге обручи. Иногда эти обручи протыкаются острыми ножами или зажженными факелами, превращающими обруч в пылающий круг. Для осложнения трюка артист завязывает глаза и надевает на голову мешок. Но во всех случаях прыжок производится с таким изяществом и ловкостью, что артист заставляет забывать не только об опасности, но и о какой бы то ни было трудности исполнения этого номера.

Удивляют китайские цирковые артисты искусством баланса в самых невероятных положениях.

Мастерство китайских фокусников известно всему миру, а их национальный, один из древнейших, жанр и манера демонстрации фокусов сделались нарицательными для самого жанра, так и известного под названием «китайские фокусы». Безо всяких приспособлений, на открытом воздухе, окруженный со всех сторон недоверчивыми зрителями, фокусник мог рассчитывать только на свое мастерство. И последнее было действительно изумительным: предметы появлялись и исчезали в руках артиста, он проглатывал шарики и доставал их из ушей, пустая чашка, только что наполненная водой, вдруг оказывалась до краев наполненной зернами риса, изо рта фокусника вытягивалась бесконечная бумажная лента и т. п. Эти народные в полном смысле этого слова артисты обладали к тому же неистощимым чувством юмора: они работали легко, весело, заразительно смешно и мастерски уверенно.

Современные китайские цирковые артисты не только выполняют номера традиционного жанра, но и показывают многое из европейского репертуара. И в этих номерах они проявляют много выдумки и всегда стремятся не облегчить, а усложнить трюки номера. Мастерство китайских цирковых артистов можно определить как изощренное мастерство.

Китайское цирковое искусство, как указывалось ранее, теснейшим образом связано с искусством театра. Оно используется для подготовки театральных актеров и для создания больших акробатическо-фехтовальных сцен в самих спектаклях.

Кинематографическое искусство

Кинематографическое искусство Китая — самое молодое из всех его зрелищных искусств. В отличие от театра, кукольного театра и цирка оно не имеет национальных традиций.

Первый кинофильм в Китае был продемонстрирован в начале нашего века, но это был американский фильм, и вплоть до 4949 г. голливудская кинопродукция в сущности почти безраздельно владела китайским экрапом: о национальной продукции частных фабрик, носившей исключительно подражательный характер, всерьез говорить не приходится.

В период антияпонской войны было создано много документальных и хроникальных фильмов, что не только сыграло агитационную роль, но и содействовало становлению национальной кинематографии: китайские работники овладели новой для них профессией.

С образованием Китайской Народной Республики было создано Управление по делам кинематографии, возникли государственные киностудии — Северо-Восточная, Пекинская, Шанхайская. Фактически с этого времени можно говорить о возникновении национальной китайской кинематографии. Большую роль сыграли освоение творческого опыта Советского Союза и непосредственная помощь его работников, в частности при постановке совместных советско-китайских фильмов.

Главной темой китайского кино становится в этот период героическая борьба народа за свою свободу и независимость. На эту тему были поставлены фильмы, получившие признание на международных фестивалях. Это «Седая девушка» (режиссеры Ван Бинь и Шуй Хуа), «Стальной солдат» (режиссер Чэн Инь) и «Дочери Китая» (режиссеры Лин Цзы-фын и Чжай Цян).

В дальнейшем киноискусство Китая развивалось в трех основных направлениях: съемка документальных фильмов, отображающих переворот в жизни китайского народа, экранизация спектаклей традиционного театра и, наконец, создание художественных фильмов. За период с 1956 по 1959 г. было выпущено на экран более двухсот фильмов, т. е. в два с лишним раза больше, чем за все семь предшествующих послереволюционных лет.

Зрелищные искусства Китая, будь то традиционный театр, или цирк, древнейший театр кукол и теней, или самое молодое из искусств кинематография, всегда пользовались и пользуются теперь огромной популярностью и любовью широких народных масс.

Содержание излюбленных пьес излагается в книжках-картинках и в произведениях живописи, фигуры действующих лиц вырезаются из дерева и бумаги, их лепят из глины и теста, изготовляют из фарфора и слоновой кости, образцы грима в виде изящных масочек-игрушек служат предметом массового производства.