Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Скульптура и архитектура китайцев
Этнография - Народы Восточной Азии

Истоки китайской скульптуры восходят к периодам Инь и Чжоу. От ханьского времени сохранилось монументальное изображение каменной лошади, топчущей поверженного гунна на могиле полководца Хо Цюй-бина (II в. до н. э.). В ханьских могилах часто находят многочисленные глиняные статуэтки слуг, музыкантов, танцовщиц, различных животных. В течение ханьского времени фигуры людей из плоских и условных становятся объемными, мастер начинает придерживаться правильных пропорций при изображении человеческого тела. С появлением буддизма в Китае стали строиться пещерные храмы с совершенной скульптурой и живописью. В период Северной Вэй (Зоб—557) началась постройка многих пещерных монастырей: Дуньхуана, Юньгана, Майцзишаня, Лунмыня и др. При династиях Суй и Тан строительство в этих пещерах продолжалось. Пещерные храмы высекались в отвесных скалах. Они располагались на различной высоте в два или три яруса. Внешний вид храмов и внутренняя планировка зависели от твердости скалы. Высота самых больших храмов достигала 20—23 м, ширина — 32 м. Размеры статуй были разнообразны, начиная от колоссальных 13—16-метровых будд и кончая крохотными их изображениями в 9—12 см. В некоторых храмах буддийских изображений было несколько сотен, в других — несколько тысяч (например, в Луимыне 90 тыс.). Формы скульптур менялись с течением времени. Для вэйской скульптуры характерно соединение черт древнего, ханьского искусства с индийским, пришедшим в Китай через Центральную Азию. Взйскую скульптурную фигуру отличают удлиненная форма тела и головы, тонкие губы с легкой улыбкой, одежда, плотно облегающая туловище или ниспадающая широкими свободными складками. При династии Тан в скульптуре уже меньше чужеземных черт, статуи будд китаизируются, туловище очерчено округлыми линиями. Скульптура отделяется от стены и станоЕится независимой от нее. Намечается стремление к передаче душевного состояния изображаемого лица. В сунскую эпоху чужеземные черты в скульптуре уже совершенно исчезают и заменяются сложившимися иконографическими китайскими традициями. В фигурах этого времени точно переданы пропорции тела, струящиеся одежды, выражение глаз. Начиная с юаньского периода строительство пещерных храмов и монастырей пошло на убыль. Многие пещеры были засыпаны песками и погребены на долгие годы. Народное правительство приняло ряд энергичных мер для отыскания и охраны памятников древней культуры. Китайские ученые изучают и популяризируют искусство Дуньхуана и других монастырей, обращая особое внимание на выявление национальных традиций в скульптуре и живописи.

Кроме скульптурных изображений в буддийских монастырях, в тайском Китае существовала и монументальная рельефная скульптура. До нашего времени дошли рельефные изображения лошадей на могиле императора Тайцзуна (637 г.).

Глиняные погребальные фигурки танского и сунско-о времени, сопровождавшие мертвеца в могилу, делались неизвестными народными мастерами. В этих фигурах, раскрашенных красками или покрытых цветной глазурью, заметно стремление к отображению реального мира. Покойника сопровождали в могилу статуэтки танцовщиц, музыкантов, актеров, слуг, гениев-хранителей и фигуры воинов в доспехах с поверженными демонами у ног. Большое разнообразие расовых типов, представленное глиняными фигурками, характеризует разноплеменный состав Танской империи и свидетельствует о широких связях Китая с отдаленными странами. В погребальных статуэтках сунского времени религиозная символика почти исчезает.

Дальнейшие периоды не дали ничего выдающегося в области монументальной скульптуры. Вслед за эпохой расцвета китайской скульптуры наступил ее упадок. Общий кризис феодальной культуры и иностранный гнет способствовали полному упадку скульптуры. Поэтому современной китайской скульптуре предстоит решить многочисленные трудные проблемы. Сейчас китайские скульпторы творчески воспринимают старое наследие и усваивают все полезное в зарубежной скульптуре. Для увековечения революционных подвигов, героических событий современности создаются монументальные произведения. Скульптурный портрет ранее был почти неизвестен. Только за последние годы удалось создать ряд скульптурных портретов. Большой известностью пользуется работа Ван Чао-вэня «Лю Ху-лань», в которой скульптор создал образ партизанки—«китайской Зои», отдавшей свою жизнь за независимость родины. Монументальными скульптурами украшаются здания, площади, парки. Среди интересных работ последних лет следует назвать большую скульптурную группу работающих и отдыхающих крестьян, вылепленную Лю Кай-ци для украшения Дома крестьянина в Пекине. На площади Тяньаньмынь коллективом скульпторов воздвигнут грандиозный монумент, посвященный памяти погибших бойцов революции.

Однако, несмотря на большие успехи, китайская скульптура еще отстает в своем развитии от живописи и графики.

Архитектура

Национальная китайская архитектура отличается рядом своеобразных черт. Она имеет свои композиционные и конструктивные особенности. Для этой архитектуры характерно знание свойств строительных материалов и органическая связь с окружающей природой. В Китае дома строили особым способом, разработанным еще в отдаленные времена. Столбы, составляющие основной каркас жилого дома, покоились на базах; материал стен только заполнял пространство между столбами. Нередко стены в деревянных домах были раздвижными. На столбах помещалась двойная или тройная изогнутая крыша, покрытая пестрой глазурованной черепицей. Для поддержания массивных крыш, характерных для китайской архитектуры, строители древнего Китая разработали и развили оригинальный метод (доугун) применения ярусных кронштейнов на поверхности колонн.

Основные черты китайской архитектуры уже в ханьскую эпоху достигли полной зрелости. Модели зданий, найденные в ханьских погребениях, свидетельствуют о том, что китайские архитекторы одни из первых в мире научились строить многоэтажные дома. Деревянные сооружения в Китае долговечны. До наших дней сохранилось более 30 больших деревянных сооружений почти тысячелетней давности. В провинции Шаньси, в горах Утайшань, в 857 г. был воздвигнут буддийский храм Фогуан. Главный зал храма построен из дерева, и, несмотря на то что ему более 1000 лет, он все еще находится в хорошем состоянии.

Больших успехов достигли древние зодчие и в области кирпичной и каменной архитектуры. Они сооружали гигантские оборонительные и ирригационные сооружения, мосты и гробницы. Всему миру известна знаменитая Великая китайская стена, построенная в III в. до н. э. для защиты от кочевников. В последующие времена стена неоднократно перестраивалась и реставрировалась. Длина стены в настоящее время составляет 4500 км, ряд боевых башен и ворот расположен на всем ее протяжении. В средние века некоторые башни, площадки и арки над дорогами, проходящими сквозь стену, были украшены великолепными рельефами, художественно выполненными надписями и т. д. Это придавало стене характер подлинного произведения искусства.

Из древних мостов наиболее известен Великий каменный мост в уезде Чжаосянь провинции Хэбэй. Этот первый в мире арочный мост, построенный 1300 лет тому назад, достигает в длину 37.5 м.

Самыми распространенными сооружениями древней каменной архитектуры Китая являются многочисленные буддийские пагоды. Само название «пагода» (та) происходит от индийской ступы. Форма пагоды, однако, не копирует полностью индийскую ступу. В пагодах видны явные следы влияния древних китайских многоэтажных сооружений. Для пагод было характерно нечетное число этажей. Самая древняя сохранившаяся кирпичная пагода находится в Хэнани, в храме Сунъюэсы. Эта величественная 15-этажная пагода была построена в 523 г. на одной из «пяти великих вершин» Китая, славящихся своим пейзажем. Интересна «Большая пагода диких гусей», построенная в 625 г. в Шэньси. Высота пагоды около 60 м. Ступенчатая семиэтажная пагода облицована светлым, слабо обожженным кирпичом. Поставленная на высоком холме, пагода как бы вырастает из него и органически сливается с окружающим пейзажем. «Железная пагода» в Кайфыне построена в 967 г. Она получила свое название по облицовке глазированным кирпичом, по цвету напоминающим железо. Строились в сунское время и пагоды из железа и бронзы. Зодчие смогли применить необычный в архитектуре материал благодаря высокому развитию техники обработки металла.

В сунскую эпоху появилась классическая книга по архитектуре «Ин- цзаофаши». В этом трактате обобщен опыт многочисленных строителей Китая. В эпоху Сун велось большое строительство, но от многочисленных архитектурных сооружений до наших дней сохранились только пагоды. Большинство дошедших до наших дней старинных архитектурных памятников Китая относится ко времени Мин и Цин.

В эпоху Мин создавались своеобразные красочные сооружения и ансамбли в Пекине, ставшем столицей Китая. Строились городские укрепления, возводились земляные валы. Основная часть «Запретного города» — императорского дворца — была тоже выстроена в минское время. Отличительной чертой императорского дворца, как и вообще дворцовых комплексов в Китае, является система многочисленных дворов, отделенных друг от друга монументальными воротами. Ворота строились либо в виде больших павильонов, либо в виде своеобразных двухэтажных зданий. Многочисленные дворцовые сооружения располагались на определенном расстоянии друг от друга и были ориентированы по странам света. Главные здания были всегда больше, чем вспомогательные. Такая композиция подчеркивала идею сооружений, их внутреннюю сущность. В последнем внутреннем дворе императорского дворца располагались высокие террасы с мраморными лестницами. Белые мраморные лестницы и террасы, белые камни мостовых прекрасно сочетаются с цветными колоннами и крышами строений.

Примером такого ансамбля может служить пекинский Храм Неба, построенный в середине XV в. Этот грандиозный ансамбль, расположенный в парке, поражает необыкновенным размахом и широтой композиционного замысла. К сооружениями ведет «дорога духов», вымощенная каменными плитами. «Храм молитвы об урожае», где совершались жертвоприношения и молились об урожае, — самое большое сооружение из всего ансамбля. Круглый деревянный храм возвышается на высокой трехъярусной мраморной террасе. Очертания храма безукоризненно пропорциональны. Массивные колонны, покрытые красным лаком, увенчаны тройной конической крышей из синей черепицы. Яркие колонны и крыша прекрасно сочетаются с белоснежными мраморными террасами, украшенными художественной резьбой, В этом храме архитектура, живопись и скульптура создают гармоничное целое. Мраморный «Алтарь Неба», сооруженный в XVI в. в южной части парка, не менее великолепен. Он состоит из трех ступенчатых ярусов, обнесенных балюстрадами, покрытыми ажурной резьбой.

Постепенно более строгие и простые раннеминские формы обрастают вычурными деталями. Все большее значение приобретают декоративные украшения. Деревянные колонны, столбики балюстрад почти сплошь покрываются орнаментальной резьбой. Орнаментация становится все более пышной и разнообразной. В ней преобладают мотивы, взятые из растительного и животного мира, встречается и геометрический орнамент.

Высокого развития в Китае достигла садово-парковая архитектура. Разнообразные архитектурно-художественные приемы свидетельствуют о богатом опыте, незаурядном воображении и таланте безвестных зодчих- садоводов. Методы разбивки китайских садов не подчиняются никаким правилам, в них столько же отступлений и вариаций, сколько разнообразия в самой природе. В китайских садах создаются искусственные скалы, холмы, водоемы, острова, живописно размещаются группы камней или отдельные камни. Особенность искусства планировки сада состоит еще и в том, что китайцы маскируют деревьями или скалами постепенные переходы пейзажей, так что перед зрителем развертывается совершенно неожиданно новый вид. В композиции парков китайские зодчие включали водные пространства и для большей живописности создавали различные бухточки, заливы, протоки. Берега их связывались каменными, деревянными или бамбуковыми мостиками. Большую изобретательность китайцы проявили при строительстве парковых беседок и павильонов. В архитектурных решениях этих сооружений достигнута большая свобода, но в то же время они подчинены композиционной системе всего паркового комплекса. Яркая многоцветная раскраска павильонов — синяя, красная, зеленая, желтая — гармонично сочетается с водоемами, зеленью и камнями парков. В китайских парках деревья всегда различаются между собой по колориту своей листвы. Китайцы чередуют деревья, обладающие густыми и раскидистыми ветвями, с деревьями пирамидальной формы. Они смешивают цветущие деревья так, чтобы парк цвел большую часть года. Из декоративных камней создают искусственные горы самых причудливых очертаний, с пещерами, гротами, переходами и т. д. Формы камней различные: иногда камень напоминает фигуру человека или животного, иногда это как бы скала в миниатюре.

Замечательный опыт китайских архитекторов и художников-садово- дов внимательно изучают и критически осваивают современные архитекторы Китая. Как показала практика, классическая система постройки дома позволяет полностью применять современную строительную технику — стальные и железобетонные каркасы — и использовать современные строительные материалы в китайской архитектуре.