Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Живопись китайцев. Книжки-картинки. Карикатура, плакат
Этнография - Народы Восточной Азии

Многочисленные памятники культуры и искусства, сохранившиеся в Китае и в музеях почти всех стран мира, составляют ценный вклад китайского народа в общемировую цивилизацию. Несмотря на тяжелый гнет господствующих классов, творческие силы китайского народа сумели создать целый ряд выдающихся художественных произведений, реалистически отображающих жизненные явления.

Живопись

Традиционная китайская живопись в отличие от западной обозначается термином гохуа («национальная живопись»). Живопись гохуа опирается на художественные традиции, складывавшиеся в Китае в течение более чем двух тысяч лет. Для китайской живописи с давних времен характерна картина-свиток на шелке или длинной полосе тонкой бумаги, наклеенной на шелковую ткань. Горизонтальная картина-свиток хранится обычно в свернутом виде и ее постепенно разворачивают перед зрителем. Такая форма картины соответствует повествовательному характеру китайской живописи. Узкие вертикальные свитки служат для украшения стен. Тушь и растительные краски художник наносит кистью, которая заменяет ему и перо, и карандаш. Китайские художники употребляют различные тона туши: светлые, густые и темные, иногда употребляют жженую тушь или тушь цвета морской воды. Мастерское использование туши различных оттенков позволяло художникам в картинах достигать эффекта многокрасочности.

В первые века нашей эры в Китае было открыто своеобразное решение перспективы с применением диагональной линии, отличающееся от линейной перспективы на Западе. Это решение стало законом перспективы китайской живописи — рисунок дается или одной линией или красочными силуэтами, расположенными на нейтральном фоне. Линия в китайской живописи играет основополагающую роль. Китайская живопись была тесно связана с каллиграфией. С отдаленных времен каллиграфия считалась искусством, равноценным по своему значению живописи, и в ней существовало множество различных приемов и стилей. Почти все великие художники были в то же время и знаменитыми каллиграфами. Живопись и каллиграфия как бы дополняли друг друга, и обычно китайская картина украшается каллиграфической надписью.

Истоки китайской живописи восходят к концу периода Чжоу (IV—III  вв. до н. э.). К этому времени относится самая ранняя из известных нам картин на шелке с изображением женщины, над головой которой борются дракон и феникс. Картина, несмотря на некоторый схематизм, написана очень выразительно, реализм сочетается в ней с причудливой фантазией. В живописных произведениях ханьского времени (II в. до н. э.—II в. н. э.) основное место занимает изображение человека. По композиции, перспективе, тематике, передаче человеческого тела живопись того времени тесно связана с барельефами и со штампованным рисунком на кирпичах.

В III—V вв. китайское искусство вступает в новую фазу своего развития. В эту эпоху творили два великих художника и теоретика живописи, сыгравших огромную роль в развитии китайского искусства: Гу Кай-чжи (321—379) и Се Хэ (V в. н. э.). Гу Кай-чжи славился как портретист. Его картину-свиток «Наставление женщинам» отличает тонкость рисунка, оригинальная композиция, мягкость и изящество красок. Гу Кай-чжи считал, что главное в живописи — это человек. В изображении человека основное — это раскрытие его духовного содержания. Большое внимание художник придавал композиции картины и технике владения кистью.

Первый теоретический трактат о живописи «Шесть правил» создал портретист Се Хэ. Суть правил Се Хэ сводится к тому, что для достижения жизненной правды художник должен в совершенстве обладать техникой владения кистью и линией. Произведения художника должны быть реалистическим отображением действительности, а не пассивным, натуралистическим изображением ее. Для совершенствования техники следует изучать произведения старых мастеров, не слепо копируя их, а улавливая самую суть этих произведений. Эти правила сохранили свое значение до настоящего времени.

Проникший из Индии буддизм оказал сильное влияние на китайское искусство. Но китайские мастера, заимствуя чужеземные образцы, никогда не утрачивали национальный колорит. Они соединяли чужеземные влияния со старыми традициями своего искусства и создавали новый стиль. Основные памятники буддийского искусства — это пещерные храмы-монастыри с изумительной скульптурой и живописью. Наибольшей известностью среди множества храмов-монастырей пользуются «Пещеры тысячи будд» близ г. Дуньхуана, названные русским исследователем С. Ф. Ольденбургом музеем китайского буддийского искусства. Росписи дуньхуанских пещер имеют общую длину до 25 км. В пещерах, кроме религиозных композиций, можно видеть военные, бытовые, охотничьи сцены, пейзажи и выделяется портрет как особый жанр живописи. Многочисленные композиции с изображением паломников и донаторов знакомят с жизнью того времени.

Танская эпоха (618—906) считается «золотым веком» в истории китайского искусства. При династии Тан процветают самые разнообразные жанры живописи: религиозная живопись, портрет, историческая тематика, бытовые сюжеты и т. д. Величайшим художником-портретистом эпохи Тан был У Дао-цзы (700—760). В совершенстве владея «силой кисти», он рисовал картины, полные стремительного движения. Одной из характерных черт в танской живописи было выделение пейзажа в самостоятельный жанр. Основателями двух главных школ пейзажной живописи считаются Ли Сы-сюнь (651—716) и Ван Вэй (698—759). Пейзажи Ли Сы-сюня — основателя северной школы живописи — характеризуются яркостью и декоративностью красок, зелеными и голубыми тонами с применением золотой контурной линии. Представителям Южной школы, основанной Ван Вэем, свойственна монохромная живопись тушью.

Период Сун (960—1279) открывает еще одну блестящую страницу в истории китайской классической живописи. В этот период все большее значение приобретает пейзаж. Для пейзажа CyF характерно глубокое знание и понимание природы. Значительную роль в художественной жизни того времени играла так называемая Академия живописи. Художники «Академии» воспроизводили действительность, тщательно выписывая даже второстепенные элементы на картине. Членом «Академии» был знаменитый пейзажист Го Си (1020—1090). Его трактат «О красоте пейзажной живописи» оказал большое влияние на дальнейшее развитие пейзажа. Великие пейзажисты сунского времени Ма Юань (1190-1224) иСя Гуй (1194—1224) создали лирический пейзаж. Такой пейзаж часто ведет от сильно подчеркнутого и тщательно выписанного переднего плана без всякого перехода в даль, обозначенную несколькими линиями. В сунскую эпоху наряду с пейзажем своего высшего развития достигает живопись цветов и птиц. Портретная живопись в то время имела второстепенное значение.

Кроме живописи членов «Академии», существовало особое направление вэнъжэнъхуа («живопись ученых»). Оно характеризуется субъективностью, узостью тематики и экстравагантностью. Но в то же время многие художники этого направления достигли высокого мастерства и в своих картинах схватывали внутреннюю сущность изображаемого предмета. Крупнейшими представителями вэньжэньхуа считаются Ми Фэй (1051 — 1107) и Су Дун-по (1036—1101).

Позднее, в минский (1368—1644) и цинский (1644—1911) периоды, живопись вэньжэньхуа становится все более субъективной, стремящейся к точному воспроизведению внешней формы и слепому копированию старых мастеров. Несмотря на то что в то время работал ряд известных художников, и в пейзаже и в живописи цветов и птиц мастера не сумели достичь той правдивости изображения, которые были присущи старым художникам. Упадок живописи, тесно связанный с общим кризисом китайской феодальной культуры, усиливается в XJX в.

Возрождение живописи, происшедшее в начале XX в., связано с именами двух крупнейших художников Ци Бай-ши (1860—1957) и Сюй Бэй-хуна (1895—1953), стремившихся обновить китайскую живопись, сохраняя при этом лучшие национальные традиции.

В своих произведениях Ци Бай-ши сумел отразить внутреннюю жизнь природы. Изображенные на его картинах живые существа — креветки, крабы, раки, лягушки, цикады, а также цветы и деревья переданы живо и правдиво со всеми присущими им характерными особенностями. Живопись Ци Бай-шк впитала в себя здоровые традиции народного искусства с характерной для них ясностью, простотой и красочностью. В последние годы своей жизни художник откликался и на события современности. Он написал картину «Мир», изображающую голубей, отдыхающих среди цветов.

Замечательный художник-новатор Сюй Бэй-хун выработал собственный характерный стиль, обогативший современное китайское искусство. Сюй Бэй-хун работал в различных жанрах. Он известен как художник- анималист, заслуженным успехом пользуются его пейзажи. Он мастерски писал портреты своих современников, создавал исторические картины. Интересна по замыслу его символическая композиция <<1£лич перед бурей», написанная в 1937 г., когда китайский народ поднялся на борьбу против японских агрессоров. Картина аллегорически выражает национальный подъем в Китае в этот период. В последних работах Сюй Бэй- хуна еидно его горячее стремление к отражению богатой действительности.

Одним из лучших произведений возрожденной традиционной живописи является также большая композиция «Беженцы», созданная известным художником Цзян Чжао-хэ. Показывая страдания и бедствия, причиненные народу японской военщиной, картина рождала высокий патриотизм.

Стремясь к созданию нового искусства, художники отказываются от условности старой живописи. Главное значение в их творчестве приобретают черты правдивости, характерные для классического искусства Китая.

В 1956 г. в Пекине и Шанхае были созданы институты китайской национальной живописи. С 1957 г. начал издаваться журнал «Изобразительное искусство». Художники в своих произведениях используют национальные традиции, развивая и обобщая их на основе современности. Часто встречается у художников гохуа тема строительства. Картина Гуань Шапыюэ «Новая шоссейная дорога» (1954) показывает созидательный труд людей — покорителей природы. Свиток Пань Юня «Восстановление дамбы Великого канала» вмещает множество человеческих фигур и широкий простор пейзажа.

Современные китайские художники продолжают лучшие традиции живописи цветов и птиц. Встречаются картины, полные лирического настроения (например, «Дикие утки в лунную ночь» Ван Юй-фу, «Птицы весной на абрикосовой ветке» Юй Фэнь-аня). Современная пейзажная живопись характеризуется яркой красочной гаммой. В работах художника-пейзажиста Ли Кэ жэня традиционная условность сочетается с непосредственным наблюдением природы.

За последние годы в Китае значительное развитие получила живопись маслом, возникшая в начале XX в. Появились написанные маслом историко-революционные картины, отображающие этапы борьбы китайского народа за свою независимость.

Современная китайская Гравюра ГравЮра тесно связана с жизнью, она боевая, политически активная. В гравюрах преобладает яркая цветовая гамма, и им свойственно особое эмоциональное звучание, характерное для революционного китайского искусства. Как и в живописи гохуа, китайские мастера наследуют лучшие традиции старой китайской гравюры и в то же время воспринимают все прогрессивное и полезное в искусстве зарубежных стран.

Китайская гравюра существует или в виде книжных иллюстраций, или как лубок няиъхуа (дословно «новогодняя картина»). Это название произошло от обычая украшать в канун Нового года стены и двери жилищ лубками.

Считалось, что лубки с изображением богатого урожая, детей, связок монет, играющих золотых рыбок (символ покоя и счастья) принесут в дом в наступающем году счастье и довольство. Композиция чаще всего носила повествовательный характер: сюжет разворачивался в пространстве и времени. Нередко к иллюстрациям и лубкам делались пояснительные надписи.

Самая ранняя датированная гравюра на дереве, найденная в Дуньхуане, относится к 868 г. Начиная с IX в. ксилография с ее простой техникой стала быстро развиваться г> Китае. В сунское время появились гравюры, иллюстрировавшие драмы, новеллы, научные трактаты и т. д. К этому времени относятся ранние образцы няньхуа. В минский период гравюра достигает наибольшего развития. Важнейшими центрами производства гравюр в тот период были: Пекин, Нанкин, Цзяньян (провинция Фуцзянь), Синьянь (провинция Аньхуэй). В связи с существованием различных центров ксилографии наблюдается и разнообразие стилей гравюр. Наиболее совершенные минские гравюры производились в Синьяне. В этих гравюрах мастерам удалось достигнуть красоты линий, законченности композиции и верности изображений. В конце минского периода появляются цветные гравюры. Известны пятикрасочные гравюры, производящие впечатление рисунка. На лубках минского времени изображаются не только божества, но и легендарные красавицы и герои.

Во времена династии Цин главным ксилографическим центром был Пекин. Во второй половине XVIII в. под влиянием миссионеров появляются смешанные китайско-европейские гравюры. Тематика лубка в XIX в. сильно расширяется; появляются лубки на сюжеты легенд и драм, лубки с изображением женщин и детей, лубки, изображающие пейзажи, цветы и птиц, лубки в виде жанровых сцен, новогодние благопожелательные лубки.

Во второй половине XIX в. получили развитие гравюра и лубок агитационного характера, отражающие борьбу китайского народа за независимость. В конце XIX—начале XX в., в связи с распространением более дешевых способов печати — литографского и фотомеханического, искусство ксилографии приходит в упадок. Оно возродилось лишь через несколько десятилетий.

После движения 4 мая 1919 г. гравюра становится оружием пролетариата в его борьбе и занимает ведущее место в творчестве революционных художников. В 1930 г. художники, близкие к пролетариату, объединились в Лигу левых художников. Много сделал для возрождения ксилографии Лу Синь, тесно связанный с лигой. Он поощрял развитие иллюстративной графики, видя в ней одно из средств просвещения и организации масс, и широко пропагандировал работы советских мастеров гравюры.

Война против японских захватчиков стала боевой школой, в которой развивалось и укреплялось искусство гравюры. Лубок этого времени тоже стал действенным оружием политической агитации.

После образования КНР в большом количестве стали выпускаться серийные картины и лубки на современные темы.

Среди старых мастеров гравюры большой известностью пользуется Гу Юань. Гу Юань сближает гравюру с плакатом, стремясь посвятить свое творчество запросам дня. Ряд гравюр Гу Юаня посвящен боевым подвигам Народно-освободительной армии. Его пейзажи отличаются искренностью и теплотой.

В современном Китае появились работы, выполненные в новой технике — на меди, гипсе, стекле, линолеуме и других материалах. Сейчас китайская гравюра среди других жанров изобразительного искусства занимает ведущее место.

В настоящее время новогодний лубок не только служит праздничным украшением, но и играет агитационную роль. Он продолжает сохранять красочность, яркость, обобщенность и доступность образов. Для него характерно разнообразие тем. Лубок стал самым популярным и любимым видом искусства, тираж его доходит до 200 млн экземпляров в год. Следует, однако, отметить, что за последние годы лубок несколько утратил свою специфику и столь популярную прежде традиционность.

Книжки-картинки

В современном Китае очень популярны книжки- картинки. Небольшие по формату, с цветной обложкой, они заключают в себе картинки, которые сопровождаются предельно простым текстом. Книжки-картинки знакомят читателей с классической и современной литературой. Книжки-картинки появились около сорока лет тому назад. Вначале они были примитивны по форме и часто отражали реакционные идеи. В настоящее время их художественный уровень заметно повышается. Наиболее известны книжки-картинки, иллюстрированные художником Ли Цзи-ю. Это «Письмо с петушиными перьями» и «Учитель Дунго». Некоторые книжки-картинки с большим количеством иллюстраций (иногда более тысячи) создаются коллективом художников.

Карикатура, плакат

Политическая карикатура зародилась после революции 1911 г. В ранних карикатурах изображались политические деятели, виновные в юазооении крестьянства, а также каз

нокрадство, милитаристские и министерские распри. Революционные карикатуристы сочетали свою деятельность с пропагандистской работой и создавали гротескные образы Чан Кай-ши и его сообщников. Многочисленные художники-каринатуристы в современном Китае откликаются на события в международной жизни и высмеивают отсталость и старые пережитки, сохраняющиеся еще в быту.

Искусство плаката появилось недавно. Это агитационно-массовое искусство выросло в ходе освободительной борьбы китайского народа. В 1948—1949 гг. художники начали выпускать плакаты об успехах Народно-освободительной армии. В настоящее время на предприятиях и в деревнях вывешивают плакаты с призывом повысить производительность труда, улучшить качество продукции и т. д.

Обычно композиция плаката состоит из одной или двух главных фигур, выражающих основную идею плаката. Язык плаката настолько образный, что надписи на нем нередко являются лишними.