Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Рождение революционной литературы, деятельность и творчество Лу Синя
Этнография - Народы Восточной Азии

Основной вехой 1-го этапа в истории новейшей китайской литературы следует считать движение 4 мая 1919 г., способствовавшее распространению в Китае идей марксизма-ленинизма и созданию Коммунистической партии Китая. Литературная же сторона этого движения была подготовлена более чем десятилетним творчеством передовых писателей, таких как Лу Синь и др.

В ходе движения 4 мая развернулась борьба за создание новой литературы на живом разговорном языке, близком и понятном народу. Движение 4 мая можно считать началом возникновения новейшей китайской литературы, но в ходе развития этой литературы складывались различные направления, школы и группы, явившиеся выражением противоречий внутри общественных групп Китая.

Почти все молодые писатели и поэты этого времени ратовали за новую литературу на новом языке, но они по-разному представляли себе задачи этой литературы. Одни из них критиковали современный им общественный строй во имя его переустройства, другие же пошли по пути простого отрицания существующих порядков, бегства от действительности. Сторонники первого направления — писатели-реалисты Е Шао- цзюнь, Чжэн Чжэнь-до, Ван Тун-чжао, Сюй Ди-шань и др. — группировались вокруг созданного в Пекине в 1921 г. «Общества изучения литературы»; сторонники второго направления — Чжоу Цюань-пин, Чжан Цзы-пин, Ни И-дэ — составляли правое крыло группы «Творчество», основанной в 1921 г. в Шанхае. Идейные позицип членов этой группы не были едиными. Одни были сторонникам реакционного неоромантизма, другие — революционного романтизма; одни из членов группы ратовали за «чистое искусство», другие говорили о социальной значимости литературы; одни выбрали путь «эскейпизма» — бегства от действительности, другие — путь протеста против социальной несправедливости.

Характеризуя идейную борьбу двух направлений китайской литературы, Цюй Цю-бо, один из наиболее ярких представителей марксистской литературной критики, писал: «Это были уже не раздоры между ретроградами и сторонниками новой культуры, а раскол в рядах новой культуры. На одной стороне был лагерь рабочих, крестьян и простых людей, на другой — буржуазия, спевшаяся с остатками феодальных сил». Против идеологов буржуазного лагеря выступали писатели из «Общества изучения литературы», стремившиеся создавать реалистические произведения, объективно и правдиво описывающие современную им действительность, обличающие все ее отрицательные стороны, дающие разрушительную критику старого отживающего общественного строя — феодализм л.

Виднейшая роль в борьбе за новую культуру принадлежала Лу Синю (1881 —1936). Сборниками «Клич» и «Блуждания» открывается умное, человеколюбивое творчество этого писателя, которого не случайно называли «китайским Горьким». Трагедия людей, гибнущих в тисках устарелых житейских норм, тупость мещанина, алчность чиновника, произвол деспотической власти — вот что волновало его и что он считал необходимым разоблачить в своих произведениях.

Уже в первом своем рассказе «Записки сумасшедшего» Лу Синь выносит суровый приговор феодальной морали, обличает человеконенавистнические, людоедские порядки. Герой рассказа — интеллигент, страдающий манией преследования — это единственный среди всего его окружения нормальный в нравственном отношении человек, осмелившийся сказать правду об этом страшном обществе, где «на протяжении четырех тысяч лет люди едят людей». Остальные — либо «цивилизованные людоеды» (помещики и чиновники), либо — их жертвы (трудовой народ).

В других своих рассказах Лу Синь («Кун И-цзи», «Завтра», «Родина») дает образы героев — жертв произвола, молчаливо подчиняющихся гнету и унижениям, не находящих в себе сил и мужества для протеста. С этой точки зрения особый интерес представляет вышедшая в 1921 г. повесть Лу Синя «Подлинная история А-Кыо», ставшая одним из популярнейших произведений сразу по ее выходе в свет. В типическом образе ее героя — забитого и униженного крестьянина — писателем воплощены все те пороки, которые являются результатом конфуцианского воспитания в течение веков в духе рабской идеологии. Жизнь А-Кью — это цепь постоянных унижений и поражений, но А-Кью утешает себя с помощью философии «моральных побед», занимаясь самообманом и самоуспокоением. «Акьюизм» — порождение полуколониального, полуфеодального общества, и основной пафос повести Лу Синя — в разоблачении рабской покорности.

Высмеивая своего героя, бичуя его недостатки, Лу Синь в то же время сочувствует этому жалкому, маленькому крестьянину, и это характерно для гуманистического творчества Лу Синя.

Гневно, страстно говорит Лу Синь о том, как старое общество губит людей, и в то же время он верит в возможности человека, в его доброе начало. Он не только бичевал старое общество, феодальные пережитки, но и звал к переустройству жизни. В его произведениях появляются образы революционеров — борцов за новую жизнь, готовых погибнуть во имя счастья народа.

Литература в годы народной революции

Период китайской революции 1925—1927 гг. ознаменовался огромным интересом к Советскому Союзу. Цзян Гуан-цы принадлежит множество поэм и стихов, посвященных СССР. Лу Синь знакомит читателей с советской литературой; в китайской прессе появляются обзоры советской литературы, целая серия статей о влиянии Великой Октябрьской социалистической революции на русскую литературу, большое количество переводов произведений советских писателей.

После поражения революции 1925—1927 гг. начинается 2-й этап в развитии новейшей литературы. В 1928 г. возникает так называемая «литературная дискуссия», длившаяся почти два года.

В ходе дискуссии китайские писатели разделились на два лагеря. Представители одного лагеря, возглавлявшегося Сюй Чжи-мо, Ху Ши и Шэнь Цунь-вэнем, отстаивали идеи буржуазно-феодального блока, говорили об упадке культуры, отрицали возможность существования революционной литературы; участники этого реакционного лагеря считали, что литература не должна отражать темных сторон жизни, не должна вскрывать недостатки и заниматься какой бы то ни было критикой. Представители другого лагеря, руководимого Лу Синем, отстаивали принципы революционной литературы. Трибуной деятелей этого лагеря были журналы «Творчество» и «Солнце».

Появляются статьи Цзян Гуан-цы «Пролетарская революция и культура», «Современный Китай и революционная литература». Публикуют свои замечательные произведения, полные революционного пафоса, поэт Инь Фу и писатель Жоу Ши, в 1931 г. казненные гоминьдановскими палачами. В 1929 г. выходит первая повесть Ба Цзиня «Гибель», героем которой является молодой революционер, готовый пожертвовать собой во имя свободы и счастья народа. В этом же году Е Шао-цзюнь кончает работу над романом «Ни Хуань-чжи», основной темой которого является рассказ о том, как китайская интеллигенция приходит в революцию. В 1928— 1929 гг. появляется ряд статей Лу Синя, основная мысль которых сводится к призыву, адресованному передовым писателям Китая, создавать произведения, воспевающие революцию, ратующие за переустройство общества, за уничтожение старого и утверждение нового.

«Литературная дискуссия» сыграла большую роль в деле создания китайской революционной литературы: она помогла окончательному размежеванию китайских писателей на два лагеря, сплотила сторонников революционной литературы п подготовила почву для объединения писателей левого крыла, углубила их классовое сознание, выдвинула ряд важнейших вопросов. За время дискуссии значительно увеличилось количество переводов на китайский язык произведений советских писателей и работ классиков марксизма-ленинизма.

По окончании дискуссии, 2 мая 1930 г., на подпольном собрании революционных писателей в Шанхае была создана Левая лига революционных писателей Китая, председателем которой был избран Лу Синь. Эта лига сыграла большую роль в развитии новейшей китайской литературы. Она популяризировала идеи марксизма-ленинизма, пропагандировала идею внедрения литературы в широкие массы трудящихся, воспитывала новые кадры писателей и критиков, сплотила лучших писателей Китая.

Участие в борьбе за литературу, зовущую к революционному преобразованию действительности, требовало от писателей огромной смелости и боевых, революционных качеств. Не один писатель поплатился в гоминь- дановском Китае жизнью за свое творчество. Гоминьдановцы выпустили фашистский «лист террора», в котором среди лиц, подлежащих физическому уничтожению, фигурировали крупнейшие писатели левого блока во главе с Лу Синем. Была введена строжайшая цензура. Гонениям подвергалась не только молодая революционная литература Китая, но и китайские переводы советской литературы, влияние которой уже в те годы было огромным.

Ни террор, ни репрессии, проводимые гоминьдановским правительством, не могли ослабить творческой деятельности революционных писателей начала 30-х годов.

Ведущие произведения этих лет пронизаны антифеодальными и антиимпериалистическими идеями («Рикша» Лао Шэ, трилогия Ба Цзиня «Стремительное течение», романы Мао Дуня, стихи и поэмы Сяо Саня, Цзан Кэ-цзя, Вэнь И-до, пьесы Го Мо-жо, Хун Шэня, Ся Яня, Цао Юя и Фэн Най-чана).

С 1937 г. начинается 3-й этап в развитии новейшей китайской литературы. Борьба против японских захватчиков повысила национальную и политическую сознательность китайского народа, не желавшего больше жить по-старому.

27 марта 1938 г. в Ханькоу на съезде китайских писателей была основана Всекитайская ассоциация работников литературы и искусства по отпору врагу. На съезде были приняты важнейшие решения о направлении литературной работы, о создании произведений для фронта, о посылке писательских бригад на фронт и т. д.

Во время войны изменились критерии поэзии, появились новые жанры, поэзия стала народной, ибо она творилась для народа, воспевала народ и его героическую борьбу и часто использовала формы, знакомые пароду и любимые им.

Наиболее популярными в то время были жанры декламационной поэзии, «стенной поэзии» (или «уличной»), чрезвычайно простые и доступные и по форме, и по содержанию. Широкой известностью пользовались одноактные агитационные представления — так называемые «уличные пьесы». Своеобразную эволюцию претерпели распространенные на се- веро-востоке народные представления с музыкой и танцами (янгэ), которые в годы войны стали самой популярной формой короткой музыкальной драмы на актуальные темы. Позднее появилось множество многоактных пьес на исторические сюжеты и на современные темы.

В годы антияпонской войны было создано много произведений, о влиянии войны на судьбы народа, на его сознание и о героической борьбе китайского народа против японских захватчиков.

Гуманистические идеи всегда пронизывали лучшие произведения китайской литературы. Но эти гуманистические и оптимистические ноты в годы войны стали звучать все сильнее.

Окончание войны с Японией не принесло Китаю долгожданного мира: правящая верхушка гоминьдана предприняла поход против демократических сил страны и Народно-освободительной армии. В стране разгорелась гражданская война. Эта борьба между силами реакции и силами народной демократии нашла свое отражение в литературе 4-го из выделенных нами этапов.

В гоминьдановском Китае торжествовала реакция. Были закрыты все прогрессивные газеты и журналы, происходили массовые аресты, избиения студентов, зверские расправы с революционными писателями и деятелями искусства. Но в тех районах, где трудящиеся уже взяли власть в свои руки, где были осуществлены принципы новой демократии и проводились демократические преобразования, началось широкое движение за создание литературы для трудящихся масс.

Появились произведения на тему переустройства китайской деревни.

Тема рабочего класса не занимала большого места в произведениях китайских писателей. Тем большее впечатление произвела на читателей повесть Цао Мин «Движущая сила», в основе которой лежал рассказ о восстановлении рабочими гидроэлектростанции. Писательница в 1947 г. работала на гидроэлектростанции на оз. Цзинбоху; она близко узнала рабочих, почувствовала дух коллективизма, спаявший их в единый отряд; она увидела, как изменилось отношение к труду у людей, ставших хозяевами производства и увидевших плоды своего труда.

После образования КНР состоялись второй и третий всекитайские съезды деятелей литературы и искусства (первый был созван еще 2 июля 1949 г., второй —в июле 1960 г.). Первые годы в КНР много издавалось наряду с книгами известных китайских писателей старшего поколения и литературной молодежи переводов лучших произведений мировой литературы и в первую очередь русской и советской.

Многочисленные произведения прозы, поэзии и драматургии отразили перемены в социальной жизни, прежде всего аграрные преобразования, а также историю вооруженной борьбы в годы национально-освободительных войн. Слабее в литературе нашли отражение преобразования в промышленности. В последние годы большое развитие получило творчество рабочих и солдат, многие из которых пришли в литературу как авторы оригинальных произведений, воспоминаний и дневников.