Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Возникновение новеллы у китайцев. Гуманисты сунского периода. Юаньская драма. Литература XIX—начала XX в.
Этнография - Народы Восточной Азии

Возникновение танской новеллы тесно связано с развитием городской культуры при Тан. Особенностью этих новелл является, в частности, соединение вымысла правдоподобного с вымыслом неправдоподобным, описания действительности с фантастикой. Среди новелл есть много произведений, в которых описывается жизнь танского общества; герои новелл — мелкие чиновники, студенты, обитатели увеселительных кварталов, певицы, гетеры. Очень много новелл о любви. Следует подчеркнуть, что в создании новелл участвовали поэты и выдающиеся писатели того времени. Так, одна из самых знаменитых новелл «Повесть об Ин-ин» написана поэтом Юань Чжэнем (779—831), другом и соратником Бо Цзюй-и. Тематика новелл стала в дальнейшем источником сюжетов как для драматургии, так и для прозаических произведений.

Время правления династии Сун — период дальнейшего развития китайского Возрождения. Преобразование литературы, начатое Хань Юем и Лю Цзун-юанем (773—819), было продолжено замечательными писателями и мыслителями: Оуян Сю (1007—1072), Су Ши (1036—1101), Ван Ань-ши (1021—1086), Су Сюнем (1009—1066), Су Чжэ (1039— 1112), Цзэн Гуном (1019—1083). Их называют «тан сун ба да цзя» — «Восемь великих писателей времен Тан и Сун». Они развивали идеи гуманизма и подчеркивали значение рационального начала в литературе и ее общественную пользу. Лучшие из них, и прежде всего Су Ши (Су Дун-по) оставили прекрасные стихотворения как в прозе, так и в жанре цы. Немалую роль в развитии поэзии цы сыграли Лу К) (1125—1210), СиньЦи-цзи (1140—1207), ЦзянКуй [1155?—1230?] и другие поэты. Для их творчества характерны глубокая философская мысль и живописность изображения. Несомненно, что сунская поэзия тесно связана единством стиля с прославленной сунской живописью, главным образом с пейзажем.

Юаньская драма

Развитие культуры, которая сложилась при династиях Тан и Сун, было приостановлено монгольским завоеванием. Завоеватели мало интересовались культурой, они отстранили от управления страной китайское чиновничество, которое было единственным носителем знаний в то время. Множество образованных людей погибло, часть из них в поисках заработков «пошла в народ», пополнив ряды актеров и рассказчиков.

В то же время в период монгольского господства не могла совсем заглохнуть культурная жизнь китайского народа, она находила свой выход уже в иных формах литературы. Уже во времена Сун в городах стали возникать театральные представления. При Юань наблюдался уже расцвет театра и того вида литературы, который мы условно называем драмой.

Драма не представляла собой законченного литературного произведения. Более того, литературный текст не был в ней главным. Тексты драм (или как их иногда называют либретто) не были постоянными, их свободно меняли, используя сплошь и рядом не всю пьесу, а только ее эпизоды. По сюжетам пьесы принято делить на четыре группы: бытовая пьеса, любовная, фантастическая и историческая. Пьес было великое множество, источником для них служила и действительная история, включая биографии великих людей, и старинная художественная проза, и народные сказки и легенды.

О драматургах того времени сведений почти не сохранилось. Крупнейшим является Гуань Хань-цин (40-е годы XIII в.—20-е годы XIV в.), которому принадлежит ^о шестидесяти произведений, среди них — пьеса «Обида Доу Э», идущая на китайской сцене до сих пор, как, впрочем, и многие другие пьесы юаньского времени, подвергнутые, правда, переработке в современном духе. К числу наиболее прославленных авторов относятся также Ма Чжи-юань (конец XIII—начало XIV в.), которому принадлежит пьеса «Осень в ханьском дворце», и Ван Ши-фу, написавший «Западный флигель» — драматургическую интерпретацию новеллы Юань Чжэня (IX в.) «Повесть об Ин-ин». Ма Чжи-юань сыграл важнейшую роль в развитии поэтического жанра саньцюй. Замечательная особенность юаньской драмы как ли- тературиого явления — написанные прекрасным языком поэтические арии, представляющие собой, как правило, вполне самостоятельные произведения.

Юаньская драма относится к так называемой простонародной литературе, которая становится в послесунское время основным направлением китайской литературы. Кроме драмы, это направление охватывает также и прозу, причем не традиционную опоэтизированную прозу, а прозу повествовательную, в которую стихотворения входят как особый элемент, не меняющий стилистического единства основного рассказа. Эта проза состояла из рассказа (повести) и романа.

Рассказы и романы XVI-XVIII вв.

Наиболее значительным памятником рассказа является свод, составленный выдающимся деятелем китайской литературы Фын Мэн-луном (1575—1646) — «Сань янь» («Три сборника рассказов»). Этот свод сыграл большую роль в эволюции литературы после эпохи Возрождения. Превосходные произведения принадлежат Пу Сун-лину (1640—1715)—его «Ляо- чжайчжии» («Странные истории, [рассказанные] Ляо Чжаем») шошуды распространили в народе.

В XIV в. появились два больших романа, с которых начинается традиция развернутого эпического повествог шия, включающего множество линии и мало связанных между собой эпизодов. Это «Речные заводи», автором которого считается Ши Най-ань (даты жизни неизвестны), и «Троецарствие» Ло Гуань-чжуна (1330? —1400?). Как правило, каждый роман имел несколько вариантов и вызвал ряд подражаний. Многие черты китайской прозы этого направления делают ее похожей на нашу лубочную литературу: чрезвычайная популярность в широких массах неграмотного народа, простота языка, соединенная с подражанием стилистическим особенностям литературы «высокого стиля», бесхитростная сюжетная занимательность, отсутствие психологизма, определенность нравственной оценки поступков героев, скупость сведений об авторах, создавших эту литературу.

В сокровищницу китайской литературы навсегда вошли и такие своеобразные произведения как «Путешествие на Запад» У Чэнь-эпя (1500? — 1582?), «Сон в красном тереме» Цао Сюэ-циня (1716? 1724? —1764), «Неофициальная история конфуцианцев» У Цзин-цзы (1701 —1754), «Цветы в зеркале» Ли Жу-чжэня (1763?—1830?).

Романы эти — большие многоплановые произведения, в них десятки и даже сотни действующих лиц. Общий сюжет, как правило, едва намечен, зато подробно разработаны отдельные звенья повествования, соединенные между собой без заботы о глубокой обоснованности. В Китае горячо любят и прекрасно знают эти романы. Не будет преувеличением сказать, что почти все их герои и все наиболее интересные коллизии прочно вошли в духовный быт народа.

Литература XIX—начала XX в.

XIX век был трудным периодом в жизни китайской литературы. Культурная жизнь приняла под гнетом маньчжуров застойный характер, страну терзали уже не кочевники, а европейские колонизаторы, стремившиеся поработить китайский народ. Однако маньчжурский гнет и иноземная агрессия вызвали мощное движение сопротивления, принявшее сначала реформаторские, а затем и революционные формы. Это движение вызвало к жизни новые течения и в литературе. Появляется обличительный роман, показывающий в традициях «Неофициальной истории конфуцианцев» пороки закостеневшей социальной системы; появляется передовая поэзия, отразившая идеи передовой интеллигенции. Одним из наиболее значительных поэтов был Хуан Цзунь-сянь (1848—1905), произведения которого исполнены взволнованного патриотического пафоса. Выдающийся просветитель Тань Сы-тун (1865—1898) оказал большое влияние на молодежь, своими публицистическими и литературными выступлениями способствовал выработке новых идей.

В этот период, как, пожалуй, никогда прежде, художественная литература переплелась с публицистикой, стала одним из средств выражения общественных идей. Многие литераторы, в частности Тань Сы-тун, поплатились жизнью за свои убеждения и за свою деятельность.

Впервые в истории китайской литературы появляются переводы художественных произведений с европейских языков. Перевод становится одной из важных сфер приложения сил литераторов. Так, известный перегодчик Линь Шу (1852—1924) сделал достоянием китайского народа свыше 170 произведений. Европейская литература не могла не оказать влигния на развитие китайской литературы.

Литературное движение XIX в. в значительной мере подготовило ту перемену, которая произошла в китайской литературе во время и после так называемой «литературной революции», поскольку обсуждепию и осмыслению подвергся весь круг вопросов, поднятых впоследствии со всей остротой: о социальной роли литературы, о ее патриотическом долге, о ее доходчигости. об учете опыта других литератур мира, о новом языке литературы. Поэтому XIX век явился как бы мостом между старой и новой китайской литературой.

Рождение новой литературы, ее периодизация

После «литературной революции» прошло более сорока лет. За это время новейшая китайская литература прошла 5 основных этапов:

1-й этап (от движения 4 мая 1919 г. до революции 1925—1927 гг.)—литература этого периода отражала борьбу революционных и реакционных сил Китая, колебания и шатания мелкой буржуазии, предательство крупной буржуазии — измену гоминьдана делу революции, борьбу передовых писателей за создание новой, реалистической литературы;

2-й этап (от поражения китайской революции в 1927 г. до начала войны с Японией в 1937 г.) знаменуется борьбой передовых писателей за создание революционной литературы;

3-й этап (1937—1945 гг.)—литература периода национально-освободительной войны китайского народа против японских захватчиков, мобилизующая весь народ на борьбу с врагом;

4-й этап (1945—1949 гг., период развязанной гоминьданом гражданской войны) — литература отражает борьбу сил реакции и сил демократии, разложение в среде гоминьдановскои буржуазии, с одной стороны, и рост новой демократической культуры в освобожденных районах — с другой; в этот период создается качественно новая литература, находящаяся под непосредственным влиянием самой передовой и демократической литературы мира — советской литературы;

5-й этап (с 1949 г.)—литература, отражающая те перемены, которые произошли в стране после создания Китайской Народной Республики.