Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Медицина и здравоохранение в старом Китае
Этнография - Народы Восточной Азии

Традиционная медицина была в старом Китае одной из наиболее древних и наиболее засекречиваемых отраслей китайской науки. Ее истоки принято возводить к древнейшему (легендарному) периоду китайской истории: написание первого фармакологического* сборника «Шэньнунбэньцао» приписывается легендарному правителю Шэньнуну, а первого лечебника «Нэйцзин» — также легендарному правителю Хуанди.

Сборник «Шэньнунбэньцао» содержит описание 365 лечебных трав и 240 иных лечебных средств; лечебные травы подразделяются* на три класса: омолаживающие (120), тонизирующие (120) и ядовитые (125). Дошедшая до нас редакция относится, по-видимому, к III в. до н. э. Лечебник «Нэйцзин», ^написанный в форме диалога между Хуанди и его двумя последователями, является первой попыткой передачи сведений по анатомии и физиологии. Здесь встречаются упоминания о вскрытии (впоследствии строго запрещенном), хирургии, иглотерапии (иглоукалывании) и моксе (лечении прижиганием), о диагностике по пульсу. Дошедшая до нас редакция неполна (хотя и содержит 81 главу); долгое время считалось, что она принадлежит автору VIII в. н. э.; исследования китайских ученых последнего времени относят лечебник к III в. до н. э.

В дальнейшем оба сборника, признанные непогрешимыми образцами, неоднократно подвергались комментариям, уточнениям, дополнениям. В форме коммента- торства суммировался личный врачебный опыт, разрабатывались отдельные вопросы медицинской теории и практики. Это позволило в 1749 г. коллегии из 80 врачей выпустить богато иллюстрированную медицинскую энциклопедию «Юйцзуаньицзун- цзиньцзянь» («Золотое зеркало медицины»), состоящую из 90 томов; из них 38 посвящены вопросам частной патологии, 7 томов — вопросам рецептуры и т. д.

Выросшая на базе народной медицины, стихийноматериалистическая в своей основе (несмотря на значительную примесь магии как средства психотерапии), китайская медицина пережила в свое время период увлечения поисками средств, излечивающих от всех болезней и несущих вечную молодость, бессмертие и хотя бы временное омолаживание. К последним в китайской народной медицине относятся широко известные и сильно действующие тонизирующие средства, получаемые из «корня жизни» жэныпэня и молодых рогов оленя — пантов.

Наиболее ценным рациональным зерном, унаследованным от народной медицины, является так называемая фармакодинамика, т. е. не' просто знание лекарств — фармакология, а знание их действия и управление этим действием. Тысячелетний опыт изучения целебных свойств растений, животных препаратов и неорганических веществ позволил китайским врачам еще в глубокой древности применять эфедру, лук, аконит, чайный лист (содержащий, в частности, средство против ожогов — танин), различные растения с анестезирующими веществами, свиной жир, препараты желчи, ртуть (для лечения сифилиса, нарывов, как противо- паразитное средство и т. п.), медь, золото, серу.

Китайская фармакологическая литература включает ряд известных работ авторов разных эпох. Последняя из них—«Бэньцаобэйяо» («Сокращенная фармакопия»), принадлежащая Ван Аню (XVIII в.), содержит описание 400 лекарственных средств. Наиболее полным является 52-томный труд Ли Ши-чжэня «Бэньцаоганму» (закончен в 1578 г.), содержащий описание свойств 1892 лекарственных веществ (из них растительных 1б74, животных препаратов 434). Многие из описанных лекарств не были известны европейской медицине, и в настоящее время часть их оказывается ценным вкладом в мировую фармацевтику.10

Философская основа теории китайской медицины в конечном счете сводится к натурфилософии и, в частности, к представлению о диалектичности развития всего сущего как борьбы активного (мужского) начала ян и пассивного (женского) начала инь. Отдельные органы человеческого организма подвержены предпочтительному воздействию одной из этих сил (верхняя половина тела — область действия ян, нижняя — инь).

Разделение органов на стимулирующие и образующие и всего тела на верхнюю и нижнюю половины считается в традиционной медицине внешней характеристикой организма. Внутренней же характеристикой его (анатомической системой) является деление организма на двенадцать органов (цзанфу) или на две их группы по шесть в каждой: 1) уцзан (дословно «пять хранилищ») —сердце, легкие, почки, печень, селезенка, кроме того, шестой основной орган (уравновешивающий симметрию анатомической схемы) — околосердечная сумка; 2) люфу (дословно «шесть проводящих сокровенных» — органов пищеварения, растворения и всасывания) — желудок, толстый кишечник, тонкий кишечник, желчный пузырь, мочевой пузырь и «троичный» орган санъцзяо (шестой, уравновешивающий вторую часть схемы, орган определяется как внутренний регулятор трех полостей: шанцзяо — верхней, включающей сердце, легкие и полость над диафрагмой, чжунцзяо — средней, состоящей из почек, печени, селезенки и всей полости от диафрагмы до пупка, и сяцзяо — нижней, включающей толстый и тонкий кишечник, мочевой пузырь от пупка до лобковой кости). Все органы получают питательные вещества, кровь и энергию (ци), а также отдают свою энергию по двенадцати главным и двум дополнительным каналам (цзинмо), связующим органы в единую систему — организм. Направление циркуляции веществ и энергии идет от груди к рукам, от рук к голове, от головы к ногам и обратно к груди или брюшной полости. Сосуды соответствуют органам,11 кожный покров также отражает состояние сосудов и органов, так как выходы сосудов к кожной поверхности влияют на нее. Эти «выходы» сосудов образуют на поверхности чувствительные к пальпации места.

Учение о пульсе в традиционной китайской медицине разработано весьма детально. Труд ученого Ван Шу-хэ (265— 317 гг.) «Моцзин» («Учение о пульсе») содержит описание 24 видов пульса. Считается, что врач может по состоянию пульса безошибочно установить диагноз у любого больного. В медицинских руководствах указывалось, что пульс «прощупывался» по шелковой нити, привязанной к запястью больного, которого врач во многих случаях не имел права даже видеть.

Исследуют пульс сразу тремя пальцами. При этом различают поверхностную и глубокую пальпацию. Поверхностная пальпация в трех точках левой руки дает представление о состоянии тонкого кишечника, желчного пузыря, мочевого пузыря. Глубокая пальпация тех же точек «дает представление о состоянии» сердца, печени, левой почки.

Поверхностная пальпация в трех точках правой руки «дает представление о состоянии» толстых кишок, желудка, саньцзяо. Глубокая пальпация в тех же точках — о легких, селезенке и правой почке.

Кроме пульса (метода пальпации), диагностика традиционной медицины использует еще три метода: обоняние, осмотр (прежде чисто внешний и без обнажения больного) и опрос. Опорой диагностики служат положение о внешних и внутренних болезнетворных факторах и учение о наличии определенных симптомов болезни при воздействии определенных факторов на данный орган. Внешними болезнетворными факторами прежде всего считаются ветер, холод, сухость, сырость, огонь, жар. Внутренними — гнев, печаль, забота, горе, испуг.

Одним из специфических методов лечения в традиционной медицине всех народов Восточной Азии является иглотерапия — иглоукалывание в соединении с прижиганием — моксой. В Китае они связаны даже терминологически воедино: чжэнъцзю.

Метод чжэньцзю известен народам Китая с глубокой древности; в вышеприведенном лечебнике «Нэйцзин» имеется описание древнейших каменных игл (бяныии) и девяти видов металлических игл (в том числе золотых, серебряных, биметаллических и лигатурных). Там указаны также 365 точек, размещенных вдоль каналов и линии пульсации от 9 до 67 на каждом. Основной труд по теории и практике этого метода лечения принадлежит перу ученого цзиньского времени Хуан-фу Ми (III в. н. э.).

Оба эти метода в XVI—XVII вв. проникли и в западную медицину (где применялись раздельно) и имели среди европейских врачей горячих поклонников, но потом были забыты. В настоящее время методика лечения акупунктурой успешно осваивается в других странах. Как накол, так и прижигание производятся по 658 «жизненным точкам» поверхности тела (соответствующим внутренним органам и линиям сосудов). Практически при лечении используется не более 100 из этих точек.

Чжэнъ — накол — произврдится путем введения в нужную точку хао- чжэнъ — металлической иглы (или двух-трех игл) различной длины и на различную глубину; введенная игла оставляется в теле на срок 20— 35 минут. Накол используется чаще всего как возбуждающее средство антиспазматического действия.

Чжи — прижигание — производилось в народной медицине путем раскладывания на теле (в тех же «жизненных точках») небольших до 0.8 см катышков из сушеной китайской полыни (цзю). Затем эти катышки поджигались и тлели, производя неглубокий ожог. Это считается укрепляющим, а в народе даже приносящим долголетие средством. В странах Азии прижигание применялось в профилактических целях систематически и к здоровым людям.

Сейчас врачи традиционной медицины Китая и их европейские последователи применяют и иглоукалывание, и прогревание, а в некоторых случаях и легкое прижигание полынными сигаретами (айцзюанъ) по сходным точкам.

«Учение об умеренности» во всех сторонах жизни и деятельности, предпочтение профилактики и связанной с нею диететики нашли свое отражение и в отношении к врачам: домашние врачи богатых семей в феодальном Китае обычно получали содержание лишь за период, когда все были здоровы и бесплатно обслуживали семью в период болезни ее членов.

В китайской медицине широко развито учение о лечебной гимнастике. Лечебная гимнастика тесно связана с национальными видами спорта.

Хирургия, как уже упомянуто, долгое время была в Китае крайне не развита. После Хуа То (II—III вв.) история старой китайской медицины долго не знала ни одного крупного теоретика и практика хирургии. Можно сказать, что хирургия в Китае была отдана на откуп цирюльникам, знахарям и т. п. В «Чжоули» упоминаются 4 специальности врачей: терапевты (цзи-и), диетологи (ши-и), хирурги (ян-и) и ветеринары (шоуши).

В период правления династии Тан (VIII—X вв. н. э.) наметилось дробление медицинской практики. В этот период при Медицинском приказе главной государственной администрацией было создано 4 отделения: терапии, хирургии, массажа и «заклинаний». По трем первым из них велось и преподавание. В четвертом — отделении заклинаний преподавание затруднялось тем, что психотерапия (в том числе внушение) была соединена с магическими приемами и даже «обереганием» от заболеваний с помощью амулетов, т. е. религиозными, антинаучными методами. После танского периода категория ян-и была исключена из числа медицинских специальностей. Дальнейшая дифференциация специальностей наблюдалась в сунское время (X—XII вв.) В этот период имеются три государственных медицинских управления: Ханьлиньигуаньюань (Управление, ведавшее здравоохранением), Юйяоюань (Медицинского управления императорского двора), Тайиюань (Управление подготовки кад- ров).

В 1076—1166 гг. при одном из храмов столицы существовала медицинская школа (на 310 человек учащихся), готовившая медицинские кадры по девяти специальностям: лечение внутренних болезней, лихорадочных заболеваний, детских, глазных, горловых болезней, травм, женских заболеваний (акушерство), лечение с помощью накола и прижигания, магической психотерапии. В следующие исторические периоды сохранилось, по существу, лишь Медицинское управление императорского двора.

В XVII—XIX вв.> т. е. в цинский период, врачевание вновь становится профессией почетной, доходной, но никак не контролируемой государством. На десятки врачей, унаследовавших навыки врачевания и медицинскую практику от отцов и дедов, приходятся сотни псевдоврачей, практиковавших в основном методы магической психотерапии (заклинатели, монахи, слепцы-гадатели и пр.). И в Медицинском управлении императорского двора, обслуживавшем, по существу, только императора, его родственников и крупнейших сановников-маньчжуров, преобладали шаманствующие лекари (официально именуемые заклинателями). Заботы об охране народного здоровья не было никакой. Русские врачи (Корсаков, Пясецкий и др.) пишут о крайне антисанитарном состоянии улиц даже столицы, где водопровод и канализация отсутствовали, где жители нередко выплескивали нечистоты прямо на улицу. Даже на тех улицах, где были сточные канавы, зараза легко распространялась, так как поливка улиц производилась вручную ковшом из этих же канав. Эпидемии чумы, холеры, тифов периодически поражали огромные области.

Все меры борьбы с эпидемиями сводились к возможному ограничению района распространения эпидемии. Жертвами эпидемии становились прежде всего массы трудового населения, организм которых, истощенный постоянными голодовками, не мог сопротивляться инфекции.

В конце XIX в. в стране появляются первые китайские медицинские научно-исследовательские учреждения, созданные по западноевропейскому образцу, но их деятельность всячески ограничивалась правительственными чиновниками, разжигавшими в народе суеверия. Одной из причин враждебного отношения к деятельности медицинских научных учреждений со стороны народных масс было то, что эти учреждения пользовались западноевропейскими методами лечения, (тогда слово «иностранный» было синонимом слова «эксплуататорский»). Тормозя развитие отечественной медицинской науки западного направления, цинское правительство не препятствовало деятельности иностранных «медицинских» обществ.

Работу по «медицинскому обслуживанию» населения вели в основном католические миссий различных толков и стран.

В конце XIX—начале XX в. в числе студентов, получивших образование за пределами Китая, были и медики. Несколько расширяется подготовка медицинских кадров после революции 1911—1912 гг. Создаются эпидемиологические пункты, карантинные станции, городские больницы, стационары, открываются лаборатории, аптеки европейского образца и т. д.

Однако деятельность Национального управления здравоохранения ‘фактически нельзя было назвать охраной здоровья народных масс. Ничтожность мероприятий, проводившихся по линии здравоохранения в период господства чанкайшистского режима, станет наиболее наглядной, если цифры ежегодных отчетов Национального управления здравоохранения брать относительно к общей численности населения страны.

В стране с почти шестисотмиллионным населением за 1936 г. во всех национальных и в 232 иностранных больницах функционировало всего 16 492 койки.

Медпомощь была оказана всего 217 тыс. больных станционарно и 3.9 млн человек амбулаторно. В 1936 г. в огромной стране с преобладающим сельским населением действовал всего 91 деревенский медицинский пункт. На душу населения на медицинское обслуживание в 1936—1937 гг. было отпущена по государственному бюджету всего 0.4 цента (1.6—2 коп.) в год.

В гоминьдановских воинских частях раненый солдат выбывал из строя наравне с убитым. Предоставленный самому себе,, он либо погибал (не столько от ран, сколько от потери или заражения крови), либо долго и трудно выздоравливал, но, как правило, в строй не возвращался.

Медицина и здравоохранение в КНР

После образования КНР начинают разрешаться и вопросы охраны здоровья трудового населения страны. Органы народного здравоохранения уже с 1950 г. ** развернули борьбу с эпидемическими заболеваниями, особенно распространенными в- окраинных областях страны, где- проживали основные массы национальных меньшинств и куда переселялось в значительных размерах население из других районов в связи с освоением природных богатств и развитием промышленности вблизи от источников сырья. Проведение серьезных медико-санитарных мероприятий потребовалось и в основных густозаселенных областях страны, особенно в пригородах крупных промышленных центров.

В борьбе за хорошее санитарное состояние сел и городов население создало штабы, под руководством которых осуществлялись озеленение улиц и дворов, контроль за состоянием улиц, дворов, квартир, за своевременным вывозом мусора, обеззараживанием свалочных мест и пр. В городах проводился ремонт сети водоснабжения.

Развивалась сеть лечебных учреждений, профсоюзная и государственная сеть домов отдыха, здравниц и санаториев.

Благодаря массовым мероприятиям серьезные результаты достигнуты в борьбе с эпидемическими и инфекционными заболеваниями. Так, например, только в Центральном и Юго-Восточном Китае от шистоматоза было избавлено более пяти миллионов больных.

Особое внимание первое время в КНР уделялось развитию хирургии. Значительную помощь в ликвидации отставания в этой области медицины оказало освоение передового опыта врачей Советского Союза и других стран лагеря социализма как в результате работы специалистов из этих стран в Китае, так и посещения китайскими специалистами медицинских учреждений этих стран. В Китае получили распространение достижения советской медицины: тканевая терапия, лечение сном, методы предупреждения загнивания ран с применением жировых покрытий, методика операций на сердце, гипотермия и др.

В развитии народного здравоохранения большую роль сыграло сочетание методов западной и китайской традиционной медицины. Многие врачи, получившие медицинское образование в Европе, освоили богатое наследие национальной медицины. Большую помощь им оказывает Центральный государственный научно-исследовательский институт традиционной медицины.

Китайские медики различных специальностей и направлений в содружестве с врачами-практиками открыли ряд ценных лечебных средств и препаратов, среди них эритромицин, скарлатиновый антитоксин и др.

Физическая культура и спорт

В Китае существуют многочисленные национальные виды спорта. Весьма древним является комплекс приемов самозащиты в воображаемой борьбе с противником (уши): упражнения исполняются одним или двумя «борющимися». Этот изобилующий различными прыжками и поворотами комплекс доступен для выполнения и старику и юноше. Позднее многие упражнения этого комплекса, но в усложненной форме, стали исполняться как цирковые номера. В Китае с древних времен известно использование гимнастических упражнении для лечения различных болезней. Издавна существует система традиционных физических упражнений с учетом возрастных особенностей.12 Примерно тогда же в Китай проник комплекс упражнений системы йогов.

Большое развитие физкультура и спорт получили в настоящее время. Широко используются традиционные виды спорта (бахэ — перетягивание на канате, ушу— гимнастика и т. д.). Китай является родиной «волана» (игры с оперенным мячом — юймаоцю, подобной бадмингтону); эта игра и поныне широко распространена в стране. Очень популярны в народе сянци (китайские линейные шахматы); доска имеет 64 клетки, однако фигуры ходят не по клеткам, а по образующим клетки 9 вертикальным и 10 горизонтальным линиям, а также вэйци (китайские шашки); игра ведется на семи- или девяти клеточной доске также по линейкой системе. В последнее время распространение получают международные шахматы и шашки.

К 1958 г. в КНР существовало около 70 тыс. команд по баскетболу, волейболу, футболу, в них занималось примерно 715 тыс. человек. Самым массовым видом спорта среди китайской молодежи и подростков является баскетбол. Эту игру можно наблюдать не только на всех стадионах, но и на специальных площадках, устроенных во дворах жилых домов.

Одним из любимых видов спорта является игра в настольный теннис. В северных районах значительные результаты достигнуты в лыжном и конькобежном спорте, а в южных — по плаванию. За последние годы развиваются художественная гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, парашютный спорт, и т. д.

В КНР с целью подготовки кадров преподавателей и инструкторов физкультуры, тренеров и судей создано около 30 институтов физкультуры и спорта, около 60 училищ физкультуры и т. д. Спортивную работу организуют различные добровольные общества и профсоюзы. При Государственном Совете КНР работает Комитет по делам физической культуры и спорта.