Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Наука китайцев. Календари. Астрономия и навигация. Прикладная химия
Этнография - Народы Восточной Азии

Развитию науки в Китае, как и в других странах, предшествовал период накопления знаний о природе. Впоследствии их стали обобщать и постепенно из такого обобщения коллективного опыта выделились и выросли отдельные отрасли науки. Их развитие всегда было вызвано практической потребностью в усовершенствовании приемов ведения сельского хозяйства.

Предки китайцев еще в эпоху неолита занимались земледелием, и именно эта давняя традиция дала начало областям науки, тесно связанным с земледелием, в первую очередь агрономии. Древние китайцы хорошо знали флору своей страны и приемы агротехники, позволявшие выращивать уже в I тысячелетии до н. э. разнообразные по характеру культуры.

В древнем «Своде песен» («Шицзине») упомянуто более двухсот растений; в их числе не только зерновые культуры, но и технические (конопля), огородные (тыква) и садовые (слива, шелковица). Во второй половине I тысячелетия до н. э. агрономия уже становится наукой. Сохранились сведения о том, что были написаны практические руководства по полевому земледелию.

К концу I в. до н. э. ученый Фань Шэн выработал теорию обогащения почвы и практическое руководство по привнесению компостных удобрений до посева и во время роста полевых продовольственных культур. Его последователь Чжао Го впервые применил агротехнический прием обогащения почвы и восстановления ее плодородия чередованием культур.

Можно сказать, что на рубеже нашей эры агрономия в Китае достигает значительных по тому времени высот: в составе «девяти философских направлений» древнего и средневекового Китая была школа «агро- номистов».

Развитие сельского хозяйства было тесно связано с климатологией и знанием водного режима.

Борьба с наводнениями требовала точности расчета профиля дамб, размеров и направленности волнорезов, глубины и разветвленности рукаbob водосброса и затем ирригационной сети. Все это стимулировало развитие прикладной и теоретической математики.

Обычно развитие математических знаний принято связывать с развитием торговли, мер и весов, денежной системы.1

Практические потребности в развитии математики были шире: строительство водных сооружений, архитектура, землемерные работы выдвигают на первый план начальную геометрию, знание пропорций и соотношений чисел и т. д.

Первые дошедшие до нас чертежи рассматривали соотношение квадрата, круга и концентрических фигур. Эти чертежи, в литературе часто упоминаемые как «магические квадраты» (лоту) и «гадательные диаграммы» (хоту), предшествующие триграммам «Ицзина»,2 находят простое объяснение в народном «строительном квадрате», построенном на соотношении чисел. Старейшее руководство по прикладной математике «Чжоубэйсуаньцзин» (восходящее предположительно к устным наставлениям рубежа II—I тысячелетий до н. э.), включает такие сведения: «Искусство чисел идет от круга и прямоугольника, если, изменив линию, превратить круг в прямоугольник, а ширину (фигуры) взять за число 3, а длину за 4, то расстояние между углами (прямоугольника) будет равно числу 5. Небо округло, и символ его нечет; земля квадратна, и ее числа чет».

В приведенном отрывке наставлений главное — пропорции в прямоугольнике, необходимые для развития строительства, а также наивно сформулированные выводы о кривизне небесной сферы и о возможности измерения площади земной поверхности при помощи разбивки ее на квадраты, т. е. по тому же принципу, который применяется и в настоящее время.

Математику Чжан Цзяну (250—152 гг. до н. э.) принадлежит руководство по математике «Цзючжан суаныпу» («Арифметика в девяти разделах»), в котором содержалось изложение приема определения стороны и площади фигур, пропорции и соотношение, кратное трем, сведения: о процентах и т. д.

Серединой III в. н. э. датируется начало алгебраических изысканий в Китае. Но это был период расцвета математических знаний вообще. Так, в середине III в. математик и географ Лю Хуэй написал свой труд «Хайдаосуаньцзин» (263 г.). Именно в середине III в. Ван Фаном (229— 267) была открыта величина зт. Позже Цзу Чун-чжи (430—501) получил 365 для л; выражение -щ, дающее семь цифр этой величины.

Календари

С различными отраслями сельского хозяйства, и особенно с земледелием, связано и развитие астрономии.

В «Шицзине» имеется прямое указание на развитый сельскохозяйственный календарь. Так, например, в первой строфе «Песни о седьмой луне» говорится:

В 7-ю луну звезда Огня

Все ниже на небе день ото дня.

И вот теперь к 9-й луне Одежду из шерсти несет жена мне.

В дни 1-й луны пахнёт холодком.

В луну 2-ю мороз жесток...

За сохи беремся мы в 3-й луне,

В 4-ю в поле пора выходить.

Земледельческие календари в древнем Китае были разнообразны. Наиболее ранним можно считать деление года на «хозяйственный» и «пустой» сезоны и вскоре вслед за этим деление года на четыре сезона. За начало года принимались различные сезоны. Поэтому в «гадательных надписях» вместо того, чтобы указать, что промежуток времени равен «стольким-то годам», отмечали «столько-то весен» или «столько-то осеней» (как в России говорили «в лето такое-то»). Этим подчеркивался опорный хозяйственный сезон. Он был различен в различных частях современной территории Китая. Нерабочий сезон (в среднем два месяца) тогда не принимался в расчет; рабочий год делился на десять солнечных или солнечнолунных месяцев. Вследствие того что рабочий год на юге начинался раньше, чем на севере, и исчисление месяцев и начало года были разными в различных областях страны.

Позднее центром этнической территории стали долины Хуанхэ и Янцзы от среднего течения к дельте, а также их притоков Вэй и Хань и бассейн р. Хуай. На этой территории наблюдалась общая смена сельскохозяйственных сезонов, которая и была положена в основу календаря, официально принятого во время династий Цинь и Хань.

В этот период было разработано деление года на 24 «сезона» размером в «одну луну»3 каждый: личунъ (начало весны), юйшуй (дожди), цзинчжэ (пробуждение насекомых), чунъфэнъ (весеннее равноденствие), цинмин (чистота и ясность), гуюй (урожайные дожди), лися (начало лета), сяоманъ (малое изобилие), манъчжун (полный, наливающийся колос), сячжи (летнее солнцестояние), сяошу (малая жара), дашу (большая жара), лицю (начало осени), чушу (конец жары), байлу (белые росы), цюфэнъ (осеннее равноденствие), ханълу (холодная роса), шуанцзян (выпадение инея), лидун (начало зимы), сяосюэ (малые снега), дасюэ (большие снега), дунчжи (зимнее солнцестояние), сяохань (малые холода), дахань (большие холода). Месяц делился на три декады и четыре недели. Дни декад передавались порядковым числительным (первый, второй и т. д.), как и месяцы (кроме первого, который именовался чжэнъюэ — «начальный месяц»). К номеру дня недели добавлялось само слово «неделя» в двух формах: либай или синци; например, среда называлась либайсань или синцисанъ.

В иньское время для обозначения дней применялся т. н. «шестидесятиричный цикл» или система ганъ-чжи (дословно «стволы и ветви»). Согласно этой системе, день обозначался сочетанием одного из десяти циклических знаков ганъ (цзя, и, бин, дин, у, цзи, гэн, синь, жэнь, гуй) и одного из двенадцати знаков чжи (цзы, чоу, инь, мао, чэнь, сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй, хай). Таким образом, первый день шестидесятиричного цикла обозначался сочетанием цзя-цзы, второй — и-чоу, третий — бин-инь, последний — гуй-хай. Затем весь цикл повторялся. Позже шестидесятиричный цикл применяется в самых разнообразных областях. Для счета лет его приспособил, как сообщают источники, Лю Синь в 66 г. н. э.

Общая для всех народных форм календаря черта — это расчет времени по солнечно:лунному или только по лунному времени. О лунном годе следует добавить, что месяцев в нем насчитывалось обычно, как и в солнечном, двенадцать; но так как число дней в месяце могло быть двадцать девять (сяоцзянъ) или тридцать (дацзянъ), то через известный промежуток времени год считали високосным и добавляли тринадцатый месяц. Таких високосных лет было семь на каждые девятнадцать лет.

Кроме описанных календарей, существовал календарь на основе двенадцатичленного животного цикла, появление которого в Китае, по мнению многих ученых, связано с завоеванием страны племенами чжоу и установлением династии Чжоу.

В цикле было двенадцать лет: каждый год цикла назван по имени какого- нибудь животного. Первый год — год мыши (чоу), или крысы (шу), затем быка — (ню), тигра (ху), зайца (ту), дракона (лун), змеи (шэ), лошади (ма), барана (ян), обезьяны (ху), петуха или курицы (цзи), пса (гоу), вепря, или свиньи (чжу). Соответственно исчисляется время суток: в сутках насчитывалось двенадцать «страж», по два часа в каждой. Первой «стражей» считаются часы мыши — с 11 час. вечера до часу ночи, второй — часы быка — с часа до 3 час. ночи и т. д. Несомненно, что сравнительно недавно животный цикл применялся и для обозначения месяцев, как это имеет место у монголов, тибетцев-скотоводов и у ряда других народов. Можно предположить, что двенадцатичленный цикл возник в Китае в чжоуском обществе того времени, когда преобладающим занятием у них было скотоводство.

Наличие в списке животных двенадцатичленного цикла обезьяны, дракона, змеи, а также свиньи и курицы заставляет думать, что животный цикл восходит к древнему комплексному хозяйству и при этом отражает контакт народов центральной степной полосы с земледельческим югом.

Двенадцатичленный животный цикл в счете лет и часов суток использовался еще в начале нашего века. В настоящее время он сохранился лишь в свадебном обряде, в шуточном определении характера жениха и невесты; например, юноша, родившийся в год быка, должен быть воинственным и энергичным.

В некоторых позднейших материалах указывается, что календарь Ся отличался от календаря периода правления Чжоу (чжоучжэн) по срокам начала года на два месяца. Сельскохозяйственный земледельческий год по методам исчисления отличался от скотоводческого. Календарь Ся близок к современному.

В КНР действует солнечный календарь, единый с европейским. Официально новый хозяйственный и календарный год начинается 1 января, но в народе больше празднуется «старый» Новый год.

Астрономия и навигация

По преданию, с 720 г. до н. э. в Китае ведется систематическая регистрация и описание солнечных затмений; в IV в. до н. э. астрономом Ши ТПэнем составлен звездный каталог, в который было внесено 800 светил. При этом сообщается, что Ши Шэнь с помощью им же изобретенного прибора измерил в градусах небесные светила по экватору и эклиптике. На рубеже нашей эры Чжан Хань усовершенствовал каталог Ши Шэня и занес в него 2500 звезд. Еще в 28 г. до н. э. китайские астрономы обнаружили пятна на солнце и сделали попытку связать с циклом их нарастания цикл природных катастроф.

Развитие астрономии благоприятствовало созданию навигации как науки, а осмысление закономерности в смене природных явлений и открытие некоторых законов механики практически помогло развитию мореплавания.

Народы Китая с давних пор славятся как искусные мореплаватели. Выработанный мастерами корабельного дела тип плоскодонного судна, способного поднять большой груз и значительное число людей, позволил уже в середине I тысячелетия н. э. наладить морские связи и сообщения с южной оконечностью Кореи, Японскими островами, странами Южных морей. Система парусов стала известна китайцам еще от древних прибрежных племен юэ, ходивших на боевых кораблях к северу и югу от своих земель. В ханьское время фуцзяньские моряки и кораблестроители стали применять на судах два и три киля. Это дало им возможность оторваться от каботажных линий и двинуться к островам на восток. В У—VII вв. были хорошо освоены морские пути в Индию. Морское путешествие по этому маршруту было совершено в V в. Фа Ся- нем, а в VII в. И Цзин путешествовал в Индию и Индонезию. В VIII в. Цзя Фанем было написано навигационное руководство «Описание десяти стран»; в нем был подробно описан маршрут и дан расчет времени путешествия из Гуанчжоу в порты Персидского залива с заходом в Индонезию. В XV в. китайский мореплаватель Чжэн Хэ прошел морским путем на юг вдоль восточного берега Африки. Он совершил семь дальних плаваний и каждое на десятках кораблей с тысячами человек экипажа, войска и спутников. Чжэн Хэ в своем распоряжении имел уже бусоль (морской плавающий компас), подвесные кили, систему парусной нагрузки на несколько мачтах, до 14 на каждом корабле. По опыту своих плаваний и из многих рассказов он хорошо знал о предстоящем пути (пока флот его не двигался юго-восточнее Явы или южнее Красного моря). Бусоль, примененная в одном из плаваний XI в., имела предшественника в сухопутном простом компасе в виде медной градуированной пластины, на которой помещалась ложечка из магнитного железняка, вращавшаяся сравнительно свободно и указывавшая на юг; из.-за неустойчивости ложечки, не закрепленной в центре пластинки, это подобие компаса можно было использовать только в статичном положении. Изобретение этого компаса датируется III в. до н. э. Своеобразным механическим компасом, т. е. компасом без магнита, была также изобретенная Ма Цзюнем (в III в. н. э.) «повозка, указывающая юг». Помещенная на ней фигура человека, системой зубчатой передачи соединенная с колесами повозки, при движении повозки указывала рукой заданное (южное) направление.

Прикладная химия

Большое место среди других наук Китая занимала прикладная химия. Она была тесно связана с практическими потребностями общества. Уже в VII—IV вв. до н. э. сурьма применялась как катализатор при золочении и покрытии серебром бронзовых зеркал. Развивалась и химия красителей. Некоторые разделы химии связаны с развитием письменности.4 В VII—V   вв. до н. э. писали на бамбуковых планках лаком или тушью. Затем бамбук постепенно заменяется шелком.

По шелку стали писать сначала естественными красителями (индиго или охрой), позднее была изобретена тушь (III в. до н. э.). В состав черной китайской туши входили ламповая копоть, растительное масло и металлическая примесь. Цветная тушь делалась преимущественно с применением растительных красителей.

Изобретение цветной и особенно черной туши обеспечило стойким красителем не только писца, но и печатника. Плотная неразмываемая китайская тушь настолько прочна, что пролежавшая в неблагоприятных условиях книга могла утратить бумагу, но сохранить текст (т. е. сохранить лишь те части страниц, где тушь препятствовала распаду бумаги). И в наши дни, когда производство туши имеется почти во всех странах, китайская тушь ценится очень высоко.

Писали кистью из шерсти (остевого волоса) колонка, соболя, горностая, ласки, зайца и других животных, пучок которой конусом вделан в бамбуковую основу — трубочку.

В Европе кисть не привилась в письме, но нашла широкое применение в живописи. Во II в. до н. э. в Китае была изобретена бумага, постепенно вытеснившая все остальные виды писчего материала и распространившаяся по всему миру.

Во II—III вв. бумага стала известна в Центральной Азии (Кашгария). В VIII в. бумага попадает в Среднюю и Переднюю Азию; в XII в. в северо-западной арабской Африке ее стали предпочитать пергаменту, в XIV в. она вошла в употребление в Германии и лишь в XV в. — в Англии.