Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Модернизация одежды китайцев. Обувь. Головные уборы и прически. Украшения
Этнография - Народы Восточной Азии

В современной одежде китайцев наблюдается смешение национальных и европейских элементов. Оно стало происходить с начала XX в., особенно после революции 1911 г. Вначале это было воспринято населением портовых и открытых городов (Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Харбин и др.), а также столицы. С конца 1910-х годов европейская одежда (сичжуан) из фабричных тканей, головные уборы и обувь стали все шире проникать в среду буржуазии и интеллигенции. Позднее среди служащих распространился форменный костюм, состоящий из кителя с отложным ворот- ликом и накладными карманами и брюк.

После образования КНР этот костюм (ганъбуифу — костюм кадровых работников) быстро распространился по всему Китаю, особенно в городах. Шьется он преимущественно из хлопчатобумажной ткани, реже из шерстяной, синего, черного, зеленого, серого или коричневого цвета. Наряду с этим с начала XX в. распространилось трикотажное белье и шерстяная вязаная одежда европейских фасонов.

В последние годы широкую популярность приобрела летняя распашная рубашка с небольшими боковыми разрезами. Носят ее поверх брюк.

После 1945 г. в городах все более распространяются готовые шубы на вате или на меху типа парки с пришивным капюшоном, но с прямым разрезом спереди посредине, на пуговицах или с застежкой-молнией. Верх шубы из хлопчатобумажной ткани обычно темносинего цвета. Такие шубы (пихоу) теперь носят женщины и мужчины, старики и дети.

Наиболее крупные изменения произошли в конце 1950-х годов, когда в государственных масштабах стали пропагандироваться и выпускаться на рынок новые виды готовой одежды — рабочей, повседневной и выходной, в том числе и женской. С этого же времени женщины стали носить платья европейских образцов с открытой шеей, что прежде считалось предосудительным. Раньше их носили только отдельные девушки в девочки из семей, общавшихся с европейцами.

Хотя проникновение европейских элементов в современную китайскую одежду и значительно, все же многие старинные формы национальной одежды сохраняются до сих пор. Особенно дорожат национальным костюмом женщины и старшее поколение мужчин. В деревне большинство женщин все еще носит традиционную одежду. Национальная одежда мужчин теперь тоже больше сохраняется в крестьянской среде, хотя и там она бытует в значительно меньшей степени, чем 10—15 ле1 назад. Это особенно заметно у деревенской молодежи. Юноши во многих случаях уже не носят глухие штаны китайского покроя, а стараются приобрести или сшить брюки, покрой которых более удобен. Чем ближе к городу расположена деревня чем больше общается сельское население с городским, тем больше традиционная одежда вытесняется европейской. Это особенно заметно в пригородных районах Известную роль в г этом сыграли покупки готового платья в магазинах, городская «мода», заносимая учащимися или родственниками-горожанами, и т. п.; известное влияние оказывала и одежда кадровых работников, а также демобилизованных возвращавшихся в родные семьи.

Наряду с вышеизложенным в ряде провинций еще удерживаются некоторые интересные особенности в одежде, связанные с определенными этнографическим! группами китайцев.

В самом недавнем прошлом на одежду широких масс трудящихся города и особенно деревни шли бумажные ткани кустарного производ ства. Подобный отпечаток полунатурального хозяйства был характере] для старого Китая, когда фабричными тканями пользовались главны» образом имущие слои населения. Теперь почти вся одежда шьется и: фабричных бумажных тканей. Готовую одежду сейчас покупают охотн< не только в городе, но и в деревне. Все же значительную часть одеждь до последнего времени продолжали шить дома, чаще на руках. В одежд горожан среднего возраста национальных элементов больше. И лиш: пожилые носят традиционную одежду, хотя из нее почти исчез длинны] мужской халат, столь характерный для старого Китая.

Таким образом, в наши дни национальные особенности в значитель ной мере сохраняются в одежде крестьян, в городе наиболее отчетлив» они проявляются лишь в одежде старшего поколения.

Обувь

Наиболее обычным традиционным видом обуви являются легкие матерчатые туфли (бянъее) с верхом из черной ткани и матерчатой простежной подошвой, самодельные или покупные. Подошва их состоит из нескольких слоев, имеющих вид стелек, которые вырезают из тонких пластов склеенных в одно целое кусков старой ткани. Наложенные одна на другую стельки прокалывают шилом и простегивают толстой пеньковой дратвой. Стежки располагают параллельно рядами или в виде различных узоров, особенно на женских и детских туфлях. Иногда теперь такие женские туфли делают в подражание кожаным, с утолщенной подошвой сзади на месте каблука.

Верх женских и детских туфель часто украшают вышивкой цветным шелком (носок) и аппликациями (задник). Для зимы шыот на вате подобные же туфли (мянъсе), но двущечные. На севере встречаются тяжелые войлочные туфли (чжанъсе) из очень толстого и плотного белого войлока с такой же подошвой, подбитой кожей. Иногда носят легкие плетеные из рогоза туфли (цаосе), очень теплые. Края их обшивают мехом, так же как и подошву (мехом наружу). Матерчатые туфли для детей старше одного года шьют чаще из красной ткани, нередко с носком в виде стилизованной головы тигра с усами-кисточками и иероглифом ван—«царь», «князь» на лбу. Реже шьют из черной ткани с носком в виде свиной головы с длинными ушами по бокам и хвостиком на заднике.

Под туфли надевают высокие носки (вацза), сшитые из белой бумажной ткани из двух щек, с простроченной двойной подошвой. Теперь ихг особенно в городах, все чаще заменяют покупные фабричные носки. В этом случае обычно сразу же обшивают (для большей прочности) пятку и носок кусочками ткани.

Широкую популярность приобрела спортивная обувь, матерчатая, на резиновой подошве. Такие ботинки и полуботинки носят как мужчины,, так и женщины, но особенно молодежь и дети. Есть и зимние разновидности таких ботинок на вате.

Повсеместно распространена соломенная обувь. На юге чаще всего носят соломенные сандалии с носком и задником или с продеваемой между большим и другими пальцами тесьмой, а также сандалии на деревянной подошве с поперечным креплением из полоски кожи. Кожаная обувь европейских фасонов распространена только в больших городах. Большую популярность приобрели резиновые сапоги, боты и галоши.

Головные уборы и прически

В городах мужчины больше носят кепки, обычно с простроченным козырьком, сшитые из хлопчатобумажной ткани синего цвета, реже из шерстяной ткани (шевиот), а также фетровые европейские шляпы, которые иногда носят и зимой. Зимой наиболее распространены ватные или меховые (собака, лиса, заяц) шапки-ушанки различного вида, иногда с козырьком. В некоторых провинциях еще надевают своеобразную круглую шапку (чжанъмаотоу) из плотного коричневого войлока. Покрой ее позволяет подворачивать наушники и короткий козырек (иногда подшитые мехом), тогда она несколько напоминает тюбетейку. Круглую черную шелковую шапочку (сяомао) типа тюбетейки, с черной или красной шишечкой на макушке, теперь носят лишь отдельные старики.

Традиционные черты более проступают в летних широкополых плетеных шляпах, которые имеют свои локальные особенности. В северной половине Китая очень распространены шляпы (вэйлинтоу), плотно сплетенные из узких полосок расщепленной коры гаоляновых стеблей. Они имеют широкий верх, круглый или шестигранный, в виде очень низкого заостренного конуса или грибовидный низкосферический. Края его иногда обшивают узкой полоской ткани или четырьмя аппликативными уголками. Околыш-поддонник, сплетенный в виде неширокой решетчатой ленты и соединенный в обруч, пришивается к шляпе снизу толстыми нитками или дратвой. С боков околыша, легко продуваемого ветром, прикрепляются два шнурка, которые завязываются под подбородком.

В последние десятилетия широко распространяются легкие фабричные шляпы из прошитой сплетенной в ленту соломки с очень широкими мягкими полями и мелкой круглой тульей. Все эти шляпы обязательно надевают в период полевых работ как мужчины, так и женщины. Иногда их носят и в городе. Они хорошо предохраняют голову от палящих лучей солнца и служат своеобразным зонтом при дожде.

На юге из тонких лучинок расщепленного бамбука плетут (прокладывая пальмовые листья) большие негнущиеся шляпы с различной формой тульи и очень широкими полями или делают из широких бамбуковых дранок шлемовидные шляпы. Иногда встречаются совершенно плоские шляпы.

Детские шапочки очень разнообразны по форме и материалу и обычно ярки по расцветке. Для самых маленьких иногда шьют шапочки из красной ткани в виде головы тигра.

В летнее время женщины и мужчины нередко ходят с непокрытой головой, но во время полевых работ пользуются соломенными шляпами или головной повязкой из куска ткани или белого полотенца. В городах носят платочки, береты, а иногда шляпки европейских фасонов. Девушки и женщины — служащие и работницы носят легкие кепки, подобные мужским, или береты из хлопчатобумажной ткани синего или белого цвета.

В деревнях, реже в городах провинции Шаньдун, девочки с 12—13 лет, а также девушки и женщины различных возрастов в теплое время года носят околыш-налобник (наобар). Его шьют из черного сатина или шелка, украшают аппликациями из синей или черной блестящей ткани и края обшивают кантом. Посредине и с боков нашиваются серебряные украшения. В зимнее время на северо-востоке старухи носят наобар с беретообразной тульей из черного бархата, с подложенным под него слоем ваты, но с вырезом сзади для прически. Посредине над лбом пришивается украшение (маохуа) —круглый камешек, стекло, яркая пуговица, одна или две — одна над другой. Только на северо-востоке у старух встречается зимняя шапка, близкая к шаыьдунскому типу. Она состоит из полосы черной ткани, сшиваемой в виде околыша, к которому пришивают широкую беретообразную тулью. Место сшива околыша прикрывают цветком из топ же ткани, при ношении он находится с правой стороны головы.

Насильственно введенное маньчжурами ношение косы у мужчин стало быстро исчезать с 1911 г. В наши дни в деревнях мужчины чаще стригут голову наголо, иногда бреют; в городах больше носят европейские прически с пробором или с зачесом назад. Девушки разделяют волосы прямым пробором и заплетают в две косы (раньше только в одну, нередко оставляя челку). Многие стригутся коротко, закрепляя волосы приколками. В городах делают завивку, укладку и различные прически европейских образцов. Часть молодых женщин теперь тоже носит косы. Пожилые женщины продолжают (особенно в деревне) соблюдать традиционную прическу. Волосы над лбом обычно выдергиваются по горизонтальной линии, а на затылке очень туго стягиваются в узел, в который втыкаются головные булавки.

Украшения

Головные булавки (цзанъцза) служили в старину наиболее ценимым женским украшением. Они делаются с навершием в виде продолговатой неглубокой ложечки с выгравированными узорами или инкрустациями. В металлическую основу (серебро, золото, медь, алюминий) нарядных булавок с подвесками вправляются нефрит, жемчуг и др. Булавки, целиком сделанные из нефрита, теперь уже не носят, так же как и красивые булавки с укрепленными на пружинках бабочками, цветками и т. п. из перьев зимородка, перегородчатой эмали и мелкозернистого жемчуга, которые носили только молодые женщины. Все виды булавок носят лишь женщины, имеющие мужа, независимо от возраста. В праздники в волосы вкалывают цветы (обычно искусственные) не только девочки и девушки, но и женщины всех возрастов, вплоть до старух. Исключением являются только вдовы.

Серьги (эрхуань, эрчжуйцза) бывают самой разнообразной формы и размера, их делают из серебра, меди, алюминия, золота, нефрита (цуй), украшая жемчугом, непрозрачными самоцветами (нефрит, бирюза и др.) и кораллами. Прозрачные драгоценные камни, появившиеся с европейцами, распространены мало и лишь в городах. Серьги начинают носить рано. Через три дня после рождения девочки старуха с «легкой рукой» прокалывает ей мочки ушей и вдергивает в каждый прокол красную шелковую нитку. С шести-семи лет девочкам вставляют серьги простой формы.

Ручные браслеты (шоучжо, чжоцза) имеют различную форму и бывают очень тонкие, как проволока, и толстые, узкие и широкие, круглые и плоские. Их делают цельными и разъемными (с распилом на нижней стороне, детские — с шишечками на концах распила), из металла (серебро, медь, алюминий, золото) и камня, обычно нефрита и имитации из непрозрачного стекла. Особенно ценятся нефритовые браслеты. Их носят только летом, надевая один браслет и лишь на одну руку. Металлические браслеты, как правило, носят парой на одной руке или по одному на каждой. Детям надевают и по нескольку браслетов. Ножные и шейные браслеты теперь -еще можно увидеть только на маленьких детях, да и то не везде. Женщины их уже не носят.

Кольца (цзечжир, шоулю) большой частью делаются разъемными из серебра, золота, меди. Нижняя их сторона не сплошная, концы узких пластинок кольца находят один на другой, что позволяет надевать их на любой палец. Чаще встречаются кольца с медальонами, где вырезаны благопожелания в виде иероглифа фу — «счастье», шоу — «долголетие», трехногой жабы и других символов. Кольца теперь носят мало, даже женщины, не говоря уже о мужчинах. Исключение составляют лишь старухи и старики.

Девушки могли носить любые украшения, кроме головных булавок.

Украшения из золота, серебра и других металлов можно носить круглый год, из жемчуга — весной и осенью, а из нефрита — только летом. Носить нефрит в другие сезоны не принято. Это считается проявлением дурного вкуса.

Очень распространены (особенно среди девочек) украшения в виде искусственных цветов из шелка, бархата, синельки, стекла. Крайне разнообразны и по форме, и по материалу всевозможные приколки и броши. Их делают из камня, кости, перьев, надкрыльев жуков, из дерева и бамбука, но особенно охотно — из филигранной металлической нити.

Очень популярно в Китае ношение различных значков и специальных нагрудных знаков. Так, у школьников над верхним левым карманом куртки обязательно пришивается четырехугольный продолговатый лоскуток разграфленной белой ткани, где иероглифами обозначены название школы, класс, фамилия и имя ученика. Студенты носят миниатюрный нагрудный металлический эмалированный значок с названием вуза (с именным номером на обороте), который одновременно является пропуском при входе в вуз. Нагрудные значки преподавательского состава имеют другой цвет иероглифов. Нагрудные значки различной формы, рисунка и расцветки выдаются для ношения служащим и рабочим учреждений и предприятий.