Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА



Сельское жилище Южного Китая
Этнография - Народы Восточной Азии

В южной половине Китая, т. е. в провинциях, расположенных к югу от гор Циньлин и Хуайянь, крестьянское жилище заметно отличается от сельских построек Северного Китая, хотя и относится по основным конструктивным особенностям к тому же типу. Кан на юге, как правило, отсутствует. Центральное место в жилом доме занимает не кухня, как на севере, а парадная комната (чжэнтин) или гостиная (кэтин), в которой у задней стены находится алтарный стол с табличками предков (или фигурами буддийских святых) и в которой происходят прием и угощение гостей. По обе стороны от кэтина располагаются жилые комнаты, называемые большей частью фан, или фанцза 1 — тем же термином, которым на севере обозначают жилой дом в целом. В противоположность этому слово уцза на юге КНР используется для обозначения всего жилища (а не отдельной комнаты, как на севере). В холодное время уцза обогревают различного рода жаровнями с тлеющим углем. Широко распространены на юге также керамические или металлические индивидуальные грелки в плетеных футлярах. Кухня (чуфан) в южнокитайской усадьбе расположена на дворе, в отдельной постройке, либо под крышей жилья налево или направо от кэтина. Нередко бывает несколько кухонь в соответствии с числом живущих на усадьбе малых семей.

В Центральном и Южном Китае стенные проемы обычно заполняют обожженным кирпичом (сырцовый кирпич здесь неудобен из-за влажного климата). В некоторых районах (особенно в бассейне Янцзы) нередко используют вспомогательное крепление типа косой (ромбической) реечной клетки «фахверка», которое позволяет произвести закладку в один или полкирпича, сделать затяжку камышом и обмазку или просто завесить стену изнутри и снаружи циновками. Свайные жилища, с приподнятым над почвой полом-настилом, для китайцев нехарактерны; встречаются они только по берегам рек в заливаемых местностях или на горных склонах, где трудно выбрать горизонтальную площадку для постройки дома (например, на крутых берегах верхнего течения Янцзы). Гораздо чаще, чем на севере, встречаются в деревнях Южного Китая двухэтажные и даже трехэтажные постройки. Верхние этажи используют как жилые помещения (особенно для молодежи) или кладовые.

Учитывая все перечисленные особенности крестьянских построек на юге, можно выделить внутри восточноазиатского типа жилища особый южнокитайский подтип, сложившийся скорее всего путем видоизменения северокитайского подтипа в процессе расселения китайцев к югу из бассейна Хуанхэ и их взаимодействия с потомками древних саньмяо' я юэ — мяо-яо, чжуан-дунскими, индонезийскими, а может быть, и мон- кхмерскими народами, — жившими в прошлом, а частично живущими и теперь в вытянуто-прямоугольных свайных домах со входом со стороны торцового фасада, обычно обращенного к югу. На огромной территории своего распространения жилище южнокитайского подтипа образует несколько характерных локальных вариантов, формирование которых тесно связано с конкретной историко-географической обстановкой освоения китайцами различных районов страны между Янцзы и Южно-Китайским морем.

В Хунани, Гуандуне, Гуанси, Гуйчжоу, в некоторых уездах Сычуани и Юньнани, главным образом в районах древней и средневековой китайской колонизации, где пришедшим с севера новопоселенцам приходилось преодолевать сопротивление (нередко вооруженное) различных народов — аборигенов этих мест, сложилась особая форма замкнутой усадьбы — чжай (буквально «крепостца»), где все жилые и хозяйственные помещения группируются по трем сторонам небольшого внутреннего дворика (тянъцзин — буквально «небесный колодец»), четвертую сторону которого образует внешняя стена с широкими двухстворчатыми и большими воротами (дамэнъ) — главным, а в старину и единственным входом в чжай. В центре дворика, часто занимая большую его часть, находится выложенный кирпичом бассейн для сбора дождевой воды: за ним безо всякой перегородки располагается обширный кэтин с приподнятым кирпичным полом и алтарным столом у задней стены. По обеим сторонам тяньцзина и кэтина находятся жилые комнаты (фан) и сообщающиеся с ними кухоньки, в которых устраивают небольшие кирпичные или глинобитные печи (пу) со вмазанными котлами (го). Общее количество жилых и хозяйственных помещений (иногда расположенных в два яруса) зависит от числа живущих в доме малых семей; нередко их количество достигает 10—12. Главным путем проникновения дневного света в такое жилище служит тяньцзин, вполне оправдывающий, таким образом, свое название. Во внешних стенах чжай окон немного (не более одного в каждой комнате); размеры их невелики. В прошлом чжай, как правило, был жилищем неразделенной большой семьи или нескольких малых семей, принадлежащих к одной патронимической группировке цзунцзу.2 В настоящее время среди обитателей одного чжай встречаются и неродственные семьи.

В бассейне среднего и нижнего течения Янцзы и на востоке Центрального и Южного Китая, где китайцы издавна живут сравнительно крупными поселениями, а также в позже освоенных районах юго-запада, где китайская колонизация с самого начала имела более мирный характер, расположение жилых и хозяйственных построек на крестьянской усадьбе более свободно. Здесь в пределах обнесенного глинобитной, кирпичной или каменной оградой участка (иногда даже не вполне замкнутого) располагаются обычно несколько отдельно стоящих, прямоугольно вытянутых домов (уцза) родственных семей. Дома эти часто бывают двухэтажными с широкими галереями (янь — буквально «навес») вдоль фасада, служащими местом домашней работы, еды и отдыха всех жильцов в хорошую погоду. Планировка нижнего этажа таких домов сходна с северокитайской; только вместо кухни с каном центральное место здесь принадлежит кэтину. Широкие окна с деревянными переплетами занимают, как и на севере, большую часть фасадной стены. На второй этаж ведет узкая лестница (лоути) в одной из боковых комнат. Верхнее помещение часто служит жильем для молодежи (особенно девушек) или же для самой молодой на усадьбе малой семьи; на отдельные комнаты это помещение обычно не разгораживают. Во дворе и в этом варианте южнокитайского жилища, носящем название «тяньцзин», расположены многочисленные хозяйственные постройки: кухня (часто с особой женской рабочей комнатой), хлева для буйволов, свинарники, курятники и т. п., находящиеся в совместном пользовании всех живущих на усадьбе семей. Здесь же помещается и семейная кумирня — сяомяо (буквально «малый храм»).

На крайнем юге Китая — в приморских районах Фуцзяни и Гуандуна, а также на островах Тайвань и Хайнань — у китайских крестьян встречаются дома облегченной конструкции, в которых вертикальные столбы каркаса не имеют каменной базы, а крыша не имеет опоры из вертикальных стоек и горизонтальных балок и всецело поддерживается этими столбами, доходящими в середине внешних и внутренних поперечных стен до самой подконьковой горизонтальной балки. Пол, как правило, земляной. Кровельными материалами в таких постройках, напоминающих наземные (несвайные) жилища многих индокитайских и индонезийских народов, служат пальмовые листья, рисовая солома, тростник, трава. Стены зашивают большей частью щитами из расщепленных бамбуковых стеблей. В плане жилища китайцев крайнего юга бывают обычно трехраздельными с гостиной (кэтин) посредине. Боковые помещения иногда делают шире центрального, и с фасадной стороны они на 1—2 м выступают вперед, образуя короткие стенки крытой террасы-галереи перед входом в кэтин. Такая планировка, широко распространенная на юге не только у китайцев, но и у многих чжуан-дунских народов, дает возможность разгородить боковые помещения на две комнаты (переднюю и заднюю) и довести, таким образом, общее число комнат в доме до пяти. Комнаты слева от кэтина в этих случаях часто занимает одна семья, а справа — другая (как правило, родственная первой). Кэтин является общим, как и отдельно стоящая кухня в виде навеса без стен над открытым очагом и расположенной рядом печью со вмазанными котлами. Усадьба остается почти всегда неогороженной. Немногочисленные хозяйственные постройки состоят главным образом из открытых бамбуковых загонов для буйволов, свиней и других домашних животных.

Особые формы сельских построек

Помимо вышеописанных вариантов северо- и южнокитайского крестьянского жилища, в сельских местностях встречаются разнообразные постройки специфических форм, очень интересные с историко-этнографическои точки зрения. К ним относятся, например, временные постройки: шалаши различных видов, возводимые прямо на земле, и помосты с навесом (иногда со стенами) на довольно высоких столбах (сваях), строящиеся на огородах и отдаленных полях. Большинство этих простейших строений сооружается ко времени созревания урожая. В горно-лесных районах встречаются также легкие укрытия-навесы и шалаши охотников, искателей жэнь- шэня, сборщиков лекарственных растений, древесных грибов, ягод, дикого винограда и орехов. На северо-востоке их покрывают большими пластами кедровой коры или бересты, на юге — листьями, соломой, травой. Все они используются довольно короткое время. Известны китайцам также различные полупостоянные жилища, к которым принадлежат, например, небольшие строения мелких групп охотников (землянки, полуземлянки и пр.) и большие длинные постройки своеобразного барачного облика, нередко углубленные в землю, у лесорубов, сплавщиков леса, артелей по выжигу древесного угля и крупных охотничьих артелей. Все эти виды построек используются как жилые только в определенные сезоны: зимой, весной, летом и осенью.

Исключительный интерес представляют подземные (пещерные) жилища, с глубокой древности распространенные у китайцев Лессового плато (главным образом в провинциях Шаньси, Хэнань, Шэньси и Ганьсу, а также в Нинся-Хуэйском автономном районе). В древнекитайских словарях встречается иероглиф сюэ — «пещера», изображающий, по мнению некоторых исследователей, вертикальный разрез землянки со сводчатой деревянной кровлей. Более вероятно, впрочем, что иероглиф этот воспроизводит вход в пещерное жилище. «В Шицзине», в «Оде о переселении племен чжоу», упоминается о том, что их легендарный предок Дань-фу в глубокой древности

Людям укрытья и норы он сделал в те дни,

И ни домов, ни строений не знали они.

Речь идет здесь, вероятно, о временных шалашах и пещерах (или землянках), которые предшествовали наземным жилищам.

В настоящее время «пещерные» жилища в лессе сооружают двумя способами. Чаще всего для этого используют гл!убокие овраги с обрывистыми краями. Выбрав подходящее место в отвесной толще лесса, выкапывают пещеру определенной ширины, глубины и высоты со сводчатым потолком и ровным полом. В соответствующих местах оставляют специальные возвышения из лесса для устройства лежанок, стола и пр. В стенках пещеры выкапывают ниши, заменяющие полки и шкафы. Широкий вход в пещеру закладывают поперечной стеной из сырцового, реже обожженного кирпича, доходящей до самого верха пещеры. Эта единственная построенная передняя стенка оштукатурена глиной и имеет оконный и дверной проем, а также отверстия для дымоходов и вентиляции. Хозяйственные помещения выкапывают рядом по такому же образцу. Иногда наличие свободного места и строительных материалов позволяет ставить возле пещерного жилища или вплотную к нему наземное жилище обычного вида. В равнинных местах, где нет естественных оврагов, во многометровой толще лесса сначала роют большой котлован для двора, а затем в его отвесных стенках выкапывают жилые и хозяйственные помещения. Въезд в такой двор делают наклонным, открытым сверху или имеющим вид тоннеля. Дымоходы выводят на поверхность земли. «Пещерные» жилища дешевле и суше наземных, зимой в них теплее, а летом прохладнее, но все же они имеют свои неудобства и опасны во время землетрясений.

Прекрасное описание «пещерных» жилищ в провинциях Шэньси и Ганьсу дает акад. В. А. Обручев. «Едешь по равнине, — пишет он, — и вдруг видишь, что несколько в стороне от дороги из какой-то кочки среди пашни вьется дымок. Подъезжаешь к нему, чтобы выяснить это странное явление, и что же оказывается? В равнине вырыта квадратная или прямоугольная яма в несколько метров ширины и 5—6 м глубины, и в ее отвесных стенках видны жилища того же типа, как и в естественных обрывах лесса: одни — жилые, другие — для животных и для хранения соломы, хлеба. Устья этих тоннелей закрыты кладкой из сырцового кирпича с окном и дверью или открыты. На дне ямы можно видеть кур, телегу, копну соломы, людей. Спуск в каждую жилую яму представляет круто наклонную выемку в лессе, переходящую глубже в тоннель».3

Много «зданий» подобного типа, частично или полностью врезанных в толщу лесса, находится в г. Яньань, который в 1937—1945 гг. был центром Освобожденного Пограничного района Шэньси-Ганьсу-Нинся. На юге Китая под жилье нередко приспособляются пещеры в известняках холмов и гор.